СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиадные задания по истории школьный этап ВСОШ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олимпиадные задания школьного этапа по истории разработаны для 5-11 класса.

Просмотр содержимого документа
«Задания 6 класс»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ИСТОРИИ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП.

6 КЛАСС.

_______________________время выполнени____60 мин_______



Задание 1. По какому принципу образованы ряды (4 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 12)?

а) собака, коза, корова -__________________________________________________

б) душа, духи, жертва, молитва - __________________________________________

в) век, год, тысячелетие -________________________________________________

Задание 2. Верны ли следующие утверждения? («Да» - «Нет»). Ответы внесите в таблицу (2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 16)

  1. Евфрат - это главная река Египта.

  2. Финиковая пальма – это «хлебное дерево».

  3. Египетские боги олицетворяли природу.

  4. Человек современного вида появился около 20 тыс. лет назад.

  5. Автором «Илиады » был Софокл.

  6. Первые Олимпийские игры состоялись в 771 г.н.э.

  7. Отцом Александра Македонского был Дарий Третий.

  8. Самой зловещей фигурой среди императоров I века до нашей эры был Нерон



Задание 3. Решите задачи.

А. Цезаря убили в 44 г. до н.э. сколь лет прошло с тех пор? Приведите свои вычисления

(7 баллов за правильный ответ).

Б. Захоронение было сделано в год гибели Спартака. Сколько лет было этому захоронению, когда в 2015 г. его обнаружили археологи? Приведите свои вычисления(7 баллов за правильный ответ).

Задание 4. В тексте 13 исторических ошибок, которые подчеркнуты.

Рядом нужно написать правильный ответ (за каждый правильный ответ 1 балл, максимальный балл - 13).

В 753 г. до н.э. на берегу Тигра …………… был основан Рим. Согласно легенде первые два века Римом правили 12…… царей. После отставки …………….…. последнего из них Тарквиния Смелого ………….. в 509 г.н.э в Риме утвердиласьдемократия ………….. .

За короткий срок небольшая страна превратилась в огромную империю. В ходечетырех ……….. Пунических воин римлян с Корфу ………………… Средиземное море превратилось во внутреннее озеро римлян. Не обошли стороной Рим и гражданские войны Они фактически начались принятием земельного законаГая…………..Гракха. Восстание Спартака в 74 г.н.э………….. потрясло государство. Итогом гражданских войн стало установление единовластия в Риме. Первымимператором …………….. Рима стал Гай Юлий Цезарь.

Под ударами славянских племен…………… в 576 г......... пала и Римская империя………..….. ……….…. ……….…. . Этим событием закончилась история Древнего мира.




Задание 5. (каждый правильный ответ –1 балл).

1. Определите дату окончания истории Древнего мира и начала истории Средних веков

А) 410 г. Б) 395 г. В) 476 г. Г) 500 г.


2. Когда происходило Великое переселение народов?

А) IV-VII в.в. Б) III-IV в.в. В) I-II в.в. Г) VIII-X вв.


3. Укажите  имя вождя, которого прозвали «бичом Божьим» за то, что он опустошил Европу.

А) Хлодвиг; Б) Атилла; В) Аларих. Г) Карл Мартелл


4. Старинные документы хранятся в

А) архивах     Б) музеях        В) конторах       Г) сейфах


5. Письменные источники по истории средневековья в Европе (каждый правильный ответ –1 балл).

А) Календари Б) Летописи В) Евангелия Г) Хроники






Задание 6. Сгруппируйте отрасли хозяйства по их принадлежности. Ответ запишите в виде последовательности цифр в соответствующей строке. (Каждый правильный ответ – 1 балл, всего-12).

А) Присваивающее хозяйство

Б) Производящее хозяйство

1. сбор ягод

2. охота

3.скотоводство

4. сбор грибов

5. рыбная ловля

6. земледелие

7. бортничество

8. огородничество

9. ткачество

10. сбор яиц

11. коневодство

12. кузнечное дело






А(Присваивающее хозяйство)


Б (Производящее хозяйство)






Задание 7.

Византийский историк VI в. писал: «Их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в собственной стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам относятся они ласково и охраняют их в случае надобности… Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют…»

О каком народе пишет Византийский историк?

Ответ запишите словами____________________________________

За правильный ответ – 2 балла









Просмотр содержимого документа
«задания 10-11 класс»

Всероссийская олимпиада школьников

По истории

Школьный этап

10-11 класс

Время выполнения работы 180 минут

Тестовые задания. Ответы вносятся в таблицу ответов

1. Важнейшая историческая заслуга князя Ивана Калиты состояла в
А) принятии первого свода законов «Русская правда»
Б) освобождении Руси от ордынской зависимости
В) создании первого общерусского Судебника
Г) усилении роли Москвы как центра объединения русских земель

2. Укажите год, с которым связано начало династии Романовых:
А) 1649
Б) 1645
В) 1654
Г) 1613.

3. Что из названного относится к результатам политики Петра I в области образования?
А) появление светских учебных заведений
Б) введение всеобщего начального образования
В) учреждение женских школ и училищ
Г) создание сети университетов в крупных городах

4. Кто стоял во главе русских войск, одержавших победу на льду Чудского озера?
А) Дмитрий Донской
Б) Александр Невский
В) Иван Калита
Г) Иван III

5. Что из названного произошло в XIX веке?
А) упразднение патриаршества
Б) учреждение коллегий
В) провозглашение России империей
Г) отмена крепостного права

6. «Мы были дети 1812 года» – так говорили о себе
А) славянофилы
Б) марксисты
В) декабристы
В) народовольцы

7. Как назывался учрежденный в 1810 г. законосовещательный орган государственной власти?
А) Государственный Совет
Б) Государственная Дума
В) Высочайший Сенат
Г) Святейший Синод

8. Прочтите отрывок из воспоминаний публициста Ю.Ф.Самарина и укажите имя императора, о начале царствования которого идет речь.
«Прошлое царствование началось с того, что в один морозный день, на Дворцовой площади, облетел лучший цвет целого поколения. В развитии нашей общественности последовал насильственный перерыв».
А) Павел Петрович
Б) Александр Павлович
В) Константин Павлович
Г) Николай Павлович

9. Основным соперником Московского княжества в борьбе за главенство в Северо – Восточной Руси было(а):
А) Рязанское княжество
Б) Тверское княжество
В) Суздальско-Нижегородское княжество
Г) Новгородская земля

10. Какой из перечисленных ниже органов власти был создан во время правления
Петра I?
А) Государственный Совет
Б) Государственная Дума
В) Верховный тайный Совет
Г) Сенат

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10













Часть В

Вопрос 1 (3б)
Прочтите отрывок из сочинения историка В. О. Ключевского и укажите, к кому относится эта характеристика.
«При доброте и мягкости характера это уважение к человеческому достоинству в подданном производило обаятельное действие на своих и чужих и заслужило ему прозвище «тишайшего царя». Иностранцы не могли надивиться тому, что этот царь при беспредельной власти своей над народом, привыкшим к полному рабству, не посягнул ни на чье имущество, ни чью жизнь, ни на чью честь».







Вопрос 2 (3б.)
Почтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и укажите, кому была открыта дорога к престолу после описываемого заговора:
«Однако главная причина падения Лжедмитрия I была другая. На собрании заговорщиков накануне восстания бояре откровенно заявили, что признали Лжедмитрия только для того, чтобы избавиться от Годунова. Большим боярам нужно было создать самозванца, чтобы низложить Годунова, а потом низложить и самозванца, чтобы открыть дорогу к престолу одному из своей среды. Они так и сделали».



Задание 3 Соотнесите правителя и событие ( 5б.)

Правители: События:



А) Василий Шуйский 1) Ливонская война

Б) Иван IV 2) Восстание под руководством И. И.

В) Петр I Болотникова

Г) Екатерина II 3) Разделы Речи Посполитой

Д) Александр I 4) Северная война

5) Отечественная война 1812 г.

6) Учреждение патриаршества



Задание 4

(3 балла) Соотнесите композитора и произведение. В перечне справа есть лишняя характеристика.

Композитор

Произведение

1.Глинка М.И.

А. Опера «Борис Годунов»

2.Даргомыжский А.С.

Б. Опера «Жизнь за царя»

3.Чайковский П.И.

В. Опера «Русалка»

4.Римский-Корсаков

Г. Опера «Пиковая Дама»


Д. Опера «Псковитянка»

1.


2.


3.


4.




Задание 5



 Изображения, каких исторических деятелей представлены ниже? (до 3-х баллов за каждый ответ, максимальный балл – 6)

Укажите:

  1. их фамилии;

  2. сферу их деятельности;

  3. примерное время их деятельности.

1.  2





1)_________________________________________________________________

_____­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_____________________________________________________________ __________________________________________________________________

2)_________________________________________________________________

__________________________________________________________________ __________________________________________________________________

Задание 6.



Установите верность или ложность утверждений (ДА или НЕТ). Свой ответ занесите в таблицу (4 баллов).

  1. Новоторговый устав А. Ордина-Нащокина отменял привилегии иностранным купцам в России.

  2. «Оком государевым» была названа должность обер- прокурора Синода.

  3. Россия по проекту Н.М. Муравьева должна была стать демократической республикой.

  4. Парад Победы в июне 1945 года на Красной площади принимал Г.К. Жуков.

1

2

3

4











Задание 7. Работа с документом (12 баллов).

«Товарищи! Граждане!

Братья и сёстры!

Бойцы нашей армии и флота!

К Вам обращаюсь я, друзья мои!

Вероломное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину, начатое 22 июня продолжается. Несмотря на героическое сопротивление Красной Армии, несмотря на то, что лучшие части его авиации и лучшие дивизии врага разбиты и нашли себе могилу на полях сражений, враг продолжает лезть вперёд, бросая на фронт новые силы. Гитлеровским войскам удалось захватить Литву, значительную часть Латвии… Фашистская авиация расширяет районы действия своих бомбардировщиков, подвергая бомбардировкам Мурманск, Оршу, Могилёв, Смоленск, Одессу, Киев, Севастополь. Над нашей Родиной нависла серьёзная опасность..

В целях быстрой мобилизации всех сил народов СССР, для проведения отпора врагу, вероломно напавшего на нашу Родину, - создан Государственный Комитет Обороны… »



1. Укажите название войны, к истории которой относится данный документ (1 балл).

2. Укажите время этого обращения. (1 балл)

3. Кто был автором этого документа? (1балл)

4. Какие территории к этому времени уже подверглись бомбардировкам? (2 балла)

5. Опираясь на знания курса, укажите, какие территории оказались в руках врага в первые месяцы войны. (2 балла)

6. Какие органы власти были созданы для управления страной в военное время и кто их возглавил? (2 балла)

7. Опираясь на знания курса, объясните причины неудач Красной армии в начале войны. (2 балла)

1.________________________________________________________________

2.________________________________________________________________

3._________________________________________________________________

4._________________________________________________________________

__________________________________________________________________

5._________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

6._________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

7._________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



8.

Применительно к каждому изображенному ниже памятнику укажите:

1) его название;

2) место расположения (город);

3) архитектора;

4) время создания (с точностью до половины столетия) постройки памятника. (1 балл за каждый из перечисленных элементов ответа, до 4 баллов за каждый ответ, максимальный балл за все задание – 8)

  1.  2







9. Вставь пропущенное слово. ( 4б.)

После Февральской революции 1917 года Вятская, Оренбургская, Пермская и Уфимская губернии объединились в Уральскую область, столицей которой стал город ______.

Часть С

Напишите эссе.

Критерии оценивания:

1. Понимание участником олимпиады проблемы, поставленной автором цитаты.( 3б)

2. Формулировка двух и более аспектов проблемы (тезисов, положений), их полное раскрытие и аргументированное доказательство. (6 б- по 3б. за каждый)

3. Обоснованность и грамотность использования исторических понятий, теорий, концепций и хронологических знаний ( 3б- по 1 за понятие, хронологию, теорию)

4. Аргументированность, точность выводов ( 2б)

5. Внутреннее смысловое единство текста исторического эссе, четкость и логичность изложения темы .(2б)

Итого: 16б.





Примерные темы эссе:

1. Ненавистное иго остановило культурное развитие Руси более чем на два века, что и послужило причиной отставания России по сравнению с европейскими странами. (А.Н. Кирпичников).

2. Отличительной особенностью Смуты является то, что в ней последовательно выступают все классы русского общества (В.О. Ключевский).

3. Век XVII дал Петру "материал", без которого он не смог бы и шагу ступить (И.Л. Андреев).

4. Зарождение декабризма, десятилетняя история тайных обществ, а вслед затем и восстание 14 декабря 1825 г. были серьезными симптомами явного неблагополучия в политическом строе России (С.В. Мироненко).

5. Политика Александра III, политика контрреформ на определенный срок продлила существование неограниченной монархии (Л.Г. Захарова).

6. В битве под Москвой была заложена прочная основа для последующего разгрома фашистской Германии (Г.К. Жуков).



Примерные темы развернутых ответов:

1. Влияние Золотой Орды на развитие Древней Руси в XIII-XV вв.

2. Петровские реформы и их оценка историками и современниками.

3. Война 1812 г. и ее влияние на развитие России в первой половине XIX в.

4. «Оттепель» и ее влияние на развитие культуры.















Просмотр содержимого документа
«задания 5 класс»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ИСТОРИИ 2018– 2019 гг.

Школьный ЭТАП.

Время выполнения 45 минут

5 КЛАСС

1. Выберите правильный ответ. Ответ внесите в таблицу. За каждое задание по 1 баллу.

1.1. Историки изучают прошлое человечества во взаимодействии с учёными – представителями целого ряда научных дисциплин. Укажите научную дисциплину, которая помогает в изучении и восстановлении физического облика древних людей

1) археология 2) антропология 3) этнология 4) палеография

1.2. Укажите область, где в 1927 г. впервые были обнаружены останки синантропа.

1) Западная Азия 2) Восточная Азия 3) Юго-Восточная Африка 4) Южная Европа

1.3. Укажите древнейшее орудие труда. 1) мотыга 2) рубило 3) плуг 4) соха

1.4. Укажите, когда начался переход человечества от первобытности к цивилизации. 1) 100 тысяч лет назад 2) 12 тысяч лет назад 3) в середине 4-го тысячелетия до н. э. 4) в первой половине 1-го тысячелетия до н. э.

2. По какому принципу образованы ряды? Напишите максимально точный ответ. (по 2 балла за правильный ответ)

2.1. разливы реки, оазисы, плодородный ил, тростник;



2.2. Мемфис, Фивы, Ахетатон, Александрия.



3. Что объединяет три из четырёх понятий, какое является лишним? Свой

ответ объясните. ( по 2 балла за каждый полный ответ и 1 –за названный правильно элемент)

3.1. палеолит, мезолит, неолит, энеолит;

3.2. собирательство, охота, скотоводство, рыболовство.



4. Расположите события в хронологической последовательности. Ответ запишите в виде последовательности букв.

А) начало ледникового периода

Б) покорение огня древнейшими людьми

В) начало переселения древнейших людей из Африки в Азию и Европу

Г) появление человека умелого

Д) возникновение земледелия



5) 5. Верны ли следующие утверждения? («Да» ‒ «нет».) Ответы внесите

в таблицу.

5.1. Лунный календарь начал использоваться раньше, чем солнечный.

5.2. Термин «неандерталец» происходит от названия ущелья на территории

Западной Германии.

5.3. Мотыжное земледелие пришло на смену плужному земледелию.

5.4. Ячмень и пшеница были первыми сельскохозяйственными культурами.

5.5. Керамика появилась в эпоху палеолита.

5.6. Формирование родовой общины привело к появлению имущественного

неравенства.

5.7. Хапи – бог реки Нил в религии древних египтян.

5.1

5.2

5.3

5.4

5.5

5.6

5.7










6. Вставьте в предложения пропущенные слова. ( 4 б)

А)Прошлое человечества изучает специальная наука __________.

Б)Все, что сохранилось с древнейших времен до наших дней и может рассказать нам о прошлом человечества, называют__________.

В)Промежуток времени ровно в сто лет люди называют ______.

Г)Время до рождения Иисуса Христа называют _______, а время после рождения Иисуса Христа называют ______.

7. Продолжите перечень. ( 2 балла)

В облике древнейших людей преобладали звероподобные черты:

А) приплюснутый нос;

Б) надбровный валик;

В) ________________;

Г) ________________.

8. Разгадай загадку Сфинкса:

Кто ходит утром на четырёх ногах, днём – на двух, а вечером – на трёх? Никто из всех существ, живущих на земле не изменяется так, как он. Когда он ходит на четырёх ногах, тогда меньше у него сил, медленнее движется он, чем в другое время. ( 5 баллов)

9. Покажите свое знание древней географии

А) “Дар Нила”, “Кемет”, “Чёрная земля”. О каком государстве идёт речь?

Б) Далеко ли Месопотамия находилась от Междуречья?

В) Назовите страну, где протекает река Ганг?

10. рассмотрите карту и заштрихуйте территорию появления древнейшего человека ( 6 баллов)















Просмотр содержимого документа
«задания 7 класс»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ


ПО ИСТОРИИ 2018– 2019 гг.

Школьный ЭТАП.

Время выполнения 60 минут

7 КЛАСС


1.. Прочитайте отрывок из летописной повести и укажите имя князя,

о котором рассказывает летописец. ( 2 балла)

«И, соединившись со всеми князьями русскими и со всеми силами, вскоре

выступил против них из Москвы, чтобы защитить свою отчину. И пришел

в Коломну, собрал воинов своих сто тысяч и сто, помимо князей и воевод

местных. От начала мира не бывало такой силы русской ‒ князей русских, как

при этом князе. А всех сил и всех ратей числом в полтораста тысяч или двести.

К тому же еще подоспели в тот ратный час издалека великие князья

Ольгердовичи поклониться и послужить: князь Андрей Полоцкий с псковичами

и брат его ‒ князь Дмитрий Брянский со всеми своими мужами».

1) Юрий Данилович

2) Иван Калита

3) Дмитрий Донской

4) Василий III

Ответ:

В заданиях 2-4 выберите несколько верных ответов из предложенных.

По 1 баллу за каждый правильный ответ.


2.)Какие из государств располагались на Пиренейском полуострове?

1) Эдесса

2) Кастилия

3) Арагон

4) Моравия

5) Антиохия

6) Наварра


3)Какие из исторических деятелей были современниками Ивана Калиты?

1) Михаил Тверской

2) Юрий Долгорукий

3) Евпатий Коловрат

4) Андрей Боголюбский

5) Узбек

6) Юрий Данилович



4. Какие из городов существовали в эпоху Древнерусского государства?( по 1б. за совпадение)

1) Архангельск

2) Псков

3) Чернигов

4) Тобольск

5) Нижний Новгород

6) Ладога


5.) Что с исторической точки зрения объединяет перечисленные в ряду элементы? Дайте максимально точный ответ. ( по 3б. за правильный ответ)

5.1. Святополк Окаянный, Борис Ростовский, Ярослав Мудрый, Глеб

Муромский.


---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

5.2. Апсида, неф, закомара, купол.


--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

6. Расположите события в хронологической последовательности. (6 б. за точное совпадение)

А) женитьба Ивана III на Софье Палеолог

Б) провозглашение Карла Великого императором

В) первая религиозная реформа князя Владимира

Г) начало войны Алой и Белой розы в Англии

Д) первое упоминание о Москве в летописи

Е) открытие Васко да Гамой морского пути в Индию

Ответ:


7. Определите пропущенные в тексте названия, слова, имена, даты,обозначенные порядковыми номерами. При необходимости при порядковых номерах даются пояснения о характере требуемой вставки. Необходимые вставки впишите в таблицу.( 1б. за каждый правильный ответ)

Ислам – одна из мировых религий. Он зародился в (1) в. среди (2 –

название) племен, населявших (3 – название) полуостров. Главным занятием

жителей полуострова было (4).

Жители полуострова верили во многих богов. В центральной части

города (5) стояло святилище (6) – прямоугольное здание, в один из углов

которого был вмонтирован чёрный камень

считавшийся волшебным посланием людям с небес.

Основатель ислама (7 – имя) родился в 570 г. в знатной семье. Когда ему

исполнилось 40 лет, он обратился к соплеменникам с проповедью новой

религии. Он говорил о едином (8) – творце мира и господине Судного дня.

В дальнейшем его проповеди стали основой (9) – главной книги всех

мусульман (т. е. сторонников ислама).

Поначалу его речи многими были встречены враждебно, и в 622 году он

был вынужден бежать в (10). Но постепенно новая религия привлекала всё

больше последователей.


1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.



8. Расположите в хронологической последовательности (по времени) события, описанные в представленных ниже исторических источниках.

А) ... В тот год сказала дружина Игорю: "Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, и себе добудешь, и нам". И послушал их Игорь - пошел к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его.



Б) … и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. … Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».



В) Пошел Олег на греков …. ; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи... И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях... И пришел к Царьграду.



Г) Ольга с сыном Святославом собрала много храбрых воинов и пошла на Деревскую землю. И вышли древляне против нее. И когда сошлись оба войска для схватки, Святослав метнул копье в древлян, и копье пролетело между ушей коня и ударило коня по ногам, ибо был Святослав еще совсем мал.



Д) И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот.



(10 баллов)

9.

 Подпишите название архитектурных памятников, изображенных на иллюстрациях и укажите город, где они находятся (за правильное указание названия архитектурного памятника по 2 балла, за правильное указание города по 1 баллу, всего – 15 баллов)


      1. 2. 





3.  4.  5. 

(15 баллов)



1.

2.

3.

4.

5.









Просмотр содержимого документа
«задания 8 класс»

Всероссийская олимпиада школьников

По истории 2018-2019

8 класс

Время выполнения заданий 120 минут

Часть А

Тестовые задания

А1. Прочтите отрывок из книги историка В.В. Фомина и укажите название теории создания древнерусского государства, о котором идет речь.

«В 1778г. А.Л. Шлецер опубликовал в Германии работу «Опыт анализа русских летописей» (касающийся Нестора и русской истории)… Скандинавы, убеждал он, должны были не только «со временем распространить человечество в таких странах, которые ,кажется, до тех пор были забыты от отца человечества», но именно они «основали русскую державу»».

1) норманнская 2) центристская

3) антинорманнская 4) северная

А2. С каким событием в истории России связано начало правления династии Рюриковичей?

 1) c походом князя Олега на Киев 2) с призванием варягов


3) с крещением Руси 4) с изданием Русской правды



А 3. Какое из названных событий произошло раньше других?

1) разгром немецких рыцарей на Чудском озере

2) разгром шведских войск на реке Неве

3) разорение монголо-татарами Рязанского и Владимиро-Суздальского княжеств

4) Куликовская битва


А4. Кто из князей Древнерусского государства сумел приостановить распад государства в начале XII в.?

 

1) Ярослав Мудрый 2) Юрий Долгорукий

3) Владимир Мономах 4) Всеволод Большое Гнездо


А5. С именами Юрия Даниловича, Ивана Калиты и тверских князей связана

 

1) битва на реке Калка 2) борьба за ярлык на великое княжение

3) Ливонская война 4) Куликовская битва

А6. Какое из указанных событий произошло в XV в.?

 1) принятие первого общерусского Судебника

2) учреждение рекрутчины

3) перенос в Москву резиденции митрополита

4) учреждение стрелецкого войска


А7. Кто из перечисленных деятелей культуры был иконописцем?

 

1) Иван Фёдоров 2) Феофан Грек

3) отец Сильвестр 4) Софоний Рязанец


А8. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите событие, о котором идёт речь.

 

«И того ж дни возмутились миром… на боярина и государева царева дядьку на Бориса Иванова сына Морозова, да на окольничево на Петра Тиханова сына Траханиотова, да на думново дьяка на Назарья Иванова сына Чистово и иных многих единомыслеников их, и домы их миром розбили и розграбили. …Бориса Морозова и Петра Траханиотова указал де государь с Москвы разослать, как де вам миряном годно, и впредь де им Борису Морозову и Петру Траханиотову до смерти на Москве не бывать и не владеть и на городех у государевых дел ни в каких приказех не бывать...»

 

1) «соляной бунт» 2) «медный бунт»

3) Стрелецкое восстание 1682 г. 4) Московское восстание 1547 г


А9. Промышленная революция началась в странах в следующей последовательности:

1) Франция , Англия, Германия
2) Англия, Франция, Германия
3) Германия, Франция, Англия


А10.Форд, Эдисон, Маркони были:

1) художниками 2) политиками 3) изобретателями



А 11 Знаменитая пещера на Урале, известная, благодаря наскальным рисункам первобытного человека эпохи палеолита:

А) Альтамира
Б) Каповая
В) Ласко
Г) Мамонтовая Курья
Д) Медвежья

А12.  Русские воины герои Куликовской битвы:

А) Евпатий Коловрат
Б) Александр Пересвет
В) Родион Ослябя
Г) Гаврила Олексич
Д) Микула Селянинович






Часть В.


В1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в ответ.

 

1) Невская битва

2) реформа Патриарха Никона

3) свержение ордынского владычества

4) Соборное уложение»

5) Крымские походы Голицына


В2. Установите соответствие между фамилиями деятелей российской культуры XVII—XVIII вв. и их произведениями.

 


 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

A) « слово о Законе и благодати»

Б) Повесть « о Ерше Ершовиче»

B) «Домострой»

Г) «Поучение детям»


 Автор

  1. Сильвестр

  2. Илларион

  3. Владимир Мономах

  4. Автор неизвестен

В3

  Верно ли, что: (ответом должно быть слово «да» или «нет»)

  1. Архангельск основан по указу Ивана Грозного
    2) Семен Дежнев был современником царя Алексея Михайловича
    3) Медный бунт произошел при Петре I
    4) Опричное войско возглавлял Борис Годунов
    5) Засадным полком в Куликовской битве командовал воевода Боброк Волынский

В4. Соотнесите имена и прозвища князей.

А

Олег

1.

Мудрый

Б

Святополк Владимирович

2.

Большое гнездо

В

Ярослав Владимирович

3.

Красное Солнышко

Г

Всеволод Владимирович

4.

Вещий

Д

Дмитрий Юрьевич

5.

Окаянный



6.

Шемяка






В5. Рассмотрите изображение и выполните задание

 

Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) Инициатором события, которому посвящена марка, был Б.М. Хмельницкий.

2) событие произошло в 17 веке.

3) События, отражённые на картине, изображённой на марке, происходили в Москве.

4) События происходили в период правления Ивана грозного.

5) Последствием события, которому посвящена марка, стала Смоленская война.



В6 Соотнесите дату и событие

Дата


События

А

1097

1

Стоглавый собор

Б

1462-1505

2

Принятие Новоторго

вого устава

В

1551

3

Устанавливает отсчет

времени по Рождеству Христову

Г

1667

4

Княжение Ивана III

Д

1700

5

Любечский съезд

князей

В7 Рассмотрите карту и выполните задания


  1. Какой исторический период Российской истории отражает материал карты?

  2. Перечислите военные действия, нанесенные на карту?

  3. Назовите исторических лиц, связанных с военными действиями, нанесенными на карту?

  4. Назовите населенные пункты, известные важнейшими событиями этого исторического периода?

 





Часть С.


Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

Из сочинения историка.

«Со второго десятилетия ... века в нашей истории последовательно выступает ряд новых фактов, которые заметно отличают дальнейшее время от предшествующего. Во-первых, на московском престоле садится новая династия... Государственная территория... постепенно вбирает в себя всю Русскую равнину, распространяясь как до географических ее границ, так почти везде до пределов русского народонаселения. В состав Русского государства постепенно входят Русь Малая, Белая и, наконец, Новороссия, новый русский край, образовавшийся путем колонизации в южнорусских степях. Раскинувшись от берегов морей Белого и Балтийского до Черного и Каспийского, до Уральского и Кавказского хребтов, территория государства переваливает далеко за Кавказский хребет на юге, за Урал и Каспий на востоке.

Вместе с тем происходит важная перемена и во внутреннем строе государства: об руку с новой династией становится и идет новый правительственный класс. Старое боярство постепенно рассыпается, худея, генеалогически и скудея экономически... На его место во главе общества становится новый класс, дворянство...

Среди... непрерывного напряжения народных сил окончательно гибнет и свобода крестьянского труда: владельческие крестьяне попадают в крепостную неволю... Но, стесняемый политически, народный труд расширяется экономически: к прежней сельскохозяйственной эксплуатации страны теперь присоединяется и промышленная ее разработка; рядом с земледелием, остающимся главной производительной силой государства, является с возрастающим значением в народном хозяйстве промышленность обрабатывающая, заводско-фабричная, поднимающая нетронутые дотоле естественные богатства страны».

 

С1. О каком веке и какой новой династии идёт речь в документе?

 

С2. В чём видит историк отличия данного периода русской истории от предшествующего? Назовите не менее трёх положений.


С3. Используя текст документа и знания истории, укажите какое значение для последующего развития России имели названные историком изменения. Как назывался принятый в данном столетии свод законов, отразивший отмеченные в тексте изменения?































Просмотр содержимого документа
«задания 9 класс»

Всероссийская олимпиада школьников

По истории 2018-2019г.

9 класс

Время выполнения работы 180 минут

1.Расположите перечисленные события в хронологической последовательности( 5б)

А) Куликовская битва Б) набег на Москву хана Тохтамыша В) получение Иваном Калитой ярлыка на великое княжение Г) Стояние на реке Угра Д) «Судебник» Ивана III







2.Определите, какие события относятся к периоду Древнерусского государства, а какие к периоду образование централизованного Русского государства( 6б)

1) назначение первого русского митрополита

2) перенос резиденции митрополита в Москву

3) поход князя Олега на Киев

4) походы Ивана III на Новгород

5) появление первого общерусского «Судебника»

6) создание «Русской правды»



А) Древнерусское государство



Б) Централизованное Русское государство





3.Прочитайте отрывки из исторических источников и ответьте на вопросы( 6б )

А) «С тех пор как конунг Олав приехал в Гардарику, он много размышлял и раздумывал, какое ему принять решение. Конунг Ярицлейв и королева Ингигерд предложили конунгу Олаву остаться у них и взять правление той страной, что называется Вулгария. Эта страна – часть Гардарики, и народ в ней – язычники».

1) Где находилась Гардарика, и как мы ее сейчас называем?

2) Под каким еще именем известен конунг Ярицлейв?

3) На берегах какой реки находилась страна Булгария?

Б) «С позаранку в пятницу растоптали они поганые полки половецкие и рассыпались, как стрелы, по полю, помчали красавиц-девушек половецких, а с ними золото, ткани и дорогие атласы; ортмами, и япончицами, и кожухами стали мостить по болотам и топким местам, и всякими нарядами половецкими. Красный стяг с белой хоругвью, красная чолка на серебряном древке – храброму Святославичу».

1) Из какого произведения взят этот отрывок?

2) Кто такие «поганые»?

3) Где жили половцы?



4.Во второй половине ХV в. начинается спор между иосифлянами и нестяжателями. В чем была суть этого спора? (2.б)











причина

Различие во взглядах













5.Ответьте на вопросы.

А) Этот храм построен в честь праздника Покрова Божьей Матери, но больше известен по имени юродивого.

1) Как его звали?

2) Когда был построен храм (дата)?

3) В честь какого события он был построен?

4) Где находится этот памятник архитектуры сейчас?

Б) Во времена этого правителя появилась первая печатная книга, в которой были представлены первые образцы толкования учениками Христа Святого Писания.

1) Как называлась первая печатная книга на Руси?

2) Кто был автором этой книги?

3) Какая дата считается началом книгопечатания на Руси?

В) Один историк писал, что если бы он родился не при Петре I, а значительно раньше, то из него «вышел бы, конечно, не гениальный русский ученый, а в лучшем случае соборный протопоп либо земской староста».

1) О каком ученом идет речь?

2) В каких областях он проявил свой талант ученого?

3) При каких правителях он жил и работал?



6.Соотнесите события и даты: 7б.( по 1 за верную позицию)



1. Введение всеобщей воинской повинности

А. 1810

2 Правление Николая I

Б.1812

3. Убийство Александра II

В.1821

4. Создание Южного общества декабристов

Г. 1864 г.

5. Создание Государственного Совета

Д. 1874

6.Реформа образования в России

Е.1881

7. Военный совет в Филях

Ж.1825-1855

















7.Перед вами три словесных портрета: политика, предпринимателя, ученого. Назовите их фамилии и определите род их деятельности. ( 6б)

А) Родился в семье среднего чиновника. Будущий граф начинал свою карьеру с кассира. Практический опыт позволил ему заняться предпринимательской деятельностью. Основанное им акционерное общество Юго-западных дорог быстро стало приносить солидные прибыли. Позднее – министр финансов и путей сообщения. Автор серьезных экономических реформ, связанных с индустриализацией страны, введением золотого стандарта, привлечением иностранного капитала. Первым выдвинул идею перехода от общинного хозяйства в деревне к фермерскому. Автор знаменитого Манифеста 17 октября 1905 г.

Б) Родился в Рязани, в семье священника. Сначала окончил Рязанское духовное училище, а в 1870 г. Поступил в Петербургский университет на естественное отделение физико-математического факультета. Долгое время работал в Военно-медицинской академии. Будучи левшой, постоянно тренировал правую руку и в результате настолько хорошо владел обеими руками, что во время операций действовал обеими с одинаковой ловкостью. В 1904 г. Был награжден Нобелевской премией по физиологии и медицине «за работу по физиологии пищеварения, благодаря которой было сформировано более ясное понимание жизненно важных аспектов этого вопроса». В 1915 г. Был награжден французским орденом Почетного легиона и получил медаль Лондонского королевского общества.

В) Был крупным промышленником, председателем правления ряда железнодорожных обществ. Он строил заводы и железные дороги, получая огромные прибыли. Однако своим истинным призванием считал театральное искусство. Покровительствовал художникам. Коллекционировал картины русских художников, организовал в своем имении Абрамцево мастерские живописи, резьбы по дереву, керамики, скульптуры, был создателем и режиссером первого в России частного оперного театра.



Укажите букву

Назовите фамилию

Политик





Предприниматель





Ученый







8.Объясните по какому принципу подобраны следующие ряды слов: (6Б)

А) Василий Шуйский, Марина Мнишек, Лжедмитрий, семибоярщина.

Б) Полтавская битва, Карл ХII, Нарвская конфузия, основание Санкт-Петербурга.

В) Петр II, «верховник», «Дщерь Петрова», кондиции, фаворитизм.

А

Б

В













9.Прочитайте отрывок из поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и ответьте на вопросы. ( 3б.-по 1 за верную позицию)

«В каком году – рассчитывай,

В какой земле – угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков:

Семь временнообязанных….

1) Когда произошла эта встреча (десятилетия)?

2) Почему у мужиков было такое название?

3) В чем причины появления такого понятия?

















10.Вставьте пропущенные буквы и дайте определение следующим понятиям(3б.)

1) К..рмлен..е-……………………………………………………………………………………………….

2) С.м.б.ярщ.на-……………………………………………………………………………………………..

3) Р.в.люц.я-…………………………………………………………………………………………………



11. Где располагалась первая «столица» Демидовых? 1б.

А) Невьянск

Б) Нижний Тагил

В) Екатеринбург



12. Основатель династии уральских горнозаводчиков, выходец из тульских мастеров-оружейников. Выберите правильный ответ: 1б.

А) Антуфьев Н.Д.

Б) Строганов М.Я.

В) Морозов С.И.



13.

«В истории мы узнаем больше фактов и меньше понимаем смысл явлений», - говорил В.О. Ключевский. Ответьте на вопросы по приведенному ниже тексту (максимальное количество баллов – 10).





Будущий декабрист Михаил Сергеевич Лунин с 1805 г. принимал участие почти во всех серьезных сражениях с Наполеоном, а одно время был даже одержим идеей совершить на французского императора покушение, чтобы спасти от него Россию. В 1815 г. вышел в отставку с военной службы. К тому времени, как отмечал историк С.Б. Окунь, он производил впечатление «…человека, всё поведение которого свидетельствовало о нежелании мириться с существующими порядками и все поступки которого носили характер открытого протеста». Не случайно Лунин стал деятельным участником тайных дворянских организаций. Однако непосредственного участия в событиях 14 декабря на Сенатской площади он не принимал, т.к. находился на службе в Польше. Он был арестован последним из декабристов – в апреле 1826 г. и приговорен к каторге с последующим поселением в Сибири. В 1837 г. М.С. Лунин пишет серию политических писем, адресованных сестре. В одном из них он отмечал: «С некоторой поры Сибирь наводнена новыми изгнанниками. Им приписывают характер политический; но в самом деле они – жертвы нерассудительной ревности или легковерия, свойственного неведению. Их несколько тысяч . Одни на каторжной работе, другие на поселении, третьи размещены по гарнизонам. Как побежденные они имеют право на великодушие русских; как несчастные – на сострадание людей».

Ответьте на вопросы:

1. В «Евгении Онегине» А.С. Пушкин посвятил М.С. Лунину такие слова: «Им резко Лунин предлагал / Свои решительные меры…». Членом каких декабристских организаций был Михаил Сергеевич Лунин?

2. О каких «новых изгнанниках» писал Лунин сестре в процитированном письме? – Приведите главное политическое требование, которое выдвигали российскому императору эти патриоты во время своей деятельности, и главный итог их выступления, который характеризует победу Николаевского режима. .



























14. (максимальное количество баллов – 10б.) .



В России традиция установления триумфальных арок появилась при Петре I. Назовите два города, где установлены две триумфальные арки, посвященные одному и тому же триумфу российской армии, и архитекторов – авторов этих сооружений. Укажите триумфальное историческое событие, которому посвящены эти памятники.



15. Напишите эссе



При написании работы помните, что оцениваться Ваше эссе будет по следующим критериям:

1. Понимание участником олимпиады проблемы, поставленной автором цитаты.( 3б)

2. Формулировка двух и более аспектов проблемы (тезисов, положений), их полное раскрытие и аргументированное доказательство. (6 б- по 3б. за каждый)

3. Обоснованность и грамотность использования исторических понятий, теорий, концепций и хронологических знаний ( 3б- по 1 за понятие, хронологию, теорию)

4. Аргументированность, точность выводов ( 2б)

5. Внутреннее смысловое единство текста исторического эссе, четкость и логичность изложения темы .(2б)

Итого: 16б.

1 тема: «Сражение на Дону сделалось символом непобедимого стремления русского народа к независимости, и ни одна русская победа над иноземными врагами вплоть до Бородинского сражения 1812 года не послужила темой для такого количества прозаических и поэтических произведений, как Куликовская битва». (М.Н. Тихомиров).

2 тема: «Пережив трагедию Смутного времени, народ все чаще вспоминал о старых законных царях… Многие наивно верили, что величие государства не возродит никто, кроме родни угасшей династии… Призрачная популярность угасшей династии вынесла наверх ничем не примечательного человека». (Р.Г. Скрынников)















































Просмотр содержимого документа
«ответы»

5 класс

Ответы.

  1. 1.1-2 ( 1б)

1.2-3 ( 1б.)

1.3-2 ( 1б)

1.4-3 ( 1б)

2. 2.1.- особенности реки Нил в Египте ( 2б)

2.2- столицы Египта ( 2 б)

3. 3.1- Энеолит ( все остальные большие периоды каменного века)-2б

3.2- скотоводство. ( оно появилось в эпоху неолитической революции)-2б

4.ГАВБД- 5 баллов

5. Да,нет,нет, да, нет, нет, да. ( 7 баллов. По 1 за каждый правильный ответ)

6 а- история ( 1б)

Б-исторические источники ( 1 б)

В- век ( 1б)

Г-до н.э. и н.э. ( 1 б)

7Длинные руки, уходящий назад лоб, прыгающая походка. ( могут быть названы другие варианты) ( 2б)

8 человек (5)

9 А) Египет (2б)

Б) Это одно и то же государство (2б)

В) Индия(2б)

10 юго-восточная Африка ( 6 б)





Итого 45 баллов



6 класс

Ответы

Задание 1. (12 баллов)

а) собака, коза, корова- первые прирученные животные

б) душа, духи, жертва, молитва- религиозные верования первобытного человека

в) век, год, тысячелетие -временные отрезки

2. да, да, нет,нет, нет, нет. Да, нет ( 16б)

3. Задание 3. (14 баллов)

А) (2015+ 44=2059 лет)

Б) (2015+71=2086 лет)

Задание 4.(13 баллов)



1).Тигр - Тибр, 2).12 - (7), 3). отставки - (свержения), 4). Смелого - (Гордого), 5). демократия -(республика), 6. четырех-(трех), 7). с Корфу - (Карфагеном), 8). Гая-(Тиберия),

9.) в 74 г.н.э.- (до н.э.), 10). Императором - (диктатором), 11). славянских племен - (варваров),

12). в 576 г.- (476 г.), 13). Римская империя - (Западная Римская).

5. ( оценивается в 5 баллов) 5.1 –в

5.2-А

5.3- Б

5.4-А

5.4- Г



Задание 6. За каждый правильный ответ – 1 балл. (12 баллов)

А) Присваивающее хозяйство - 1, 2, 4, 5, 7, 10



Б) Производящее хозяйство - 3, 6, 8, 9, 11, 12



Задание 7. О славянах - (2 балла)



Итого – 74 балла

7 класс

Ответы :

  1. 3 (2б.)

  2. 236 (3б)

  3. 156 (3б)

  4. 236 (3б.)

  5. 5.1 Участники усобицы после смерти Владимира Святославича.-3Б.

    1. Элементы древнерусского храма.-3 б.

6.БВДГАЕ-6б.

7. Ответ: 10б.

1) VII

6) Кааба

2) арабских

7) Мухаммед

3) Аравийский

8) Аллахе (или Боге)

4) скотоводство

9) Корана

5) Мекка

10) Ясриб (или Медину)

8. БВАГД- 10 б.


9. 1.Софийский собор в Новгороде


2.Софийский собор в Киеве


3.Московский кремль при Донском.


4.Десятинная церковь в Киеве.


5.Дмитриевский собор во Владимире

10б.



8 класс

Ответы

Тестовая часть

Каждое задание части А оценивается в 1 балл.

1)1, 2)2, 3)2, 4)3,5)2,6)1, 7)2, 8)1, 9)2, 10)3, 11)Б,12) БВ

Часть В

В1 ) 13425 (2б)

В2) а-2, б-4, в-1.г-3 ( 2б)

В3) 1-да, 2-да, 3-нет, 4-нет, 5-да ( 5 баллов, по 1 за каждый правильный ответ)

В4) а-4, б-5,в-1,г-2,д-6 ( 5 баллов, по 1 за каждое совпадение)

В5) 1,2 ( 4 балла)

В6) А-5, б-4,в-1,г-2, д-3 ( 5 баллов)

В7) 1. Конец Смутного времени (1610-1613) или Смутное время (1598 -1613)- 3б.

2. А) Вторжения шведских войск; Б) Движение 2-го ополчения к Москве.-3б.

3. Лжедмитрий II (Тушинский вор), Василий Шуйский, К.Минин, Д.Пожарский, Я. Делагарди, К.Хоткевич- 3б

4. Москва, Нижний Новгород, Тушино, Ярославль, Троице-Сергиев монастырь, Кострома, Новгород.-3б

Часть С

Предполагаемые ответы:

С1 ( 2балла). Может быть указано:

- идёт речь о XVII веке.

- автор имеет в виду новую династию – Романовых


С2. Может быть указано, что автор видит отличия данного периода русской истории в следующем:

- существенно увеличилась территория страны

- на царском престоле – новая династия

- теряет своё былое могущество боярство и возрастает роль дворянства

- владельческие крестьяне попадают в крепостную зависимость

- происходят серьёзные изменения в хозяйстве страны: развивается промышленное производство (появляются первые мануфактуры)



Верно названы 3 положения ответа

Верно назван один любой элемент ответа

Элементы ответа не названы или названы неверно

5 баллов

1 балл


0 балл





С3. Может быть указано, что:



- названные историком изменения во всех сферах жизни России подготовили почву для реформ Петра I

- было принято «Соборное Уложение» (1649) царя Алексея Михайловича


Верно названы 2 положения ответа

Верно назван один любой элемент ответа

Элементы ответа не названы или названы неверно

5 баллов

1 балл


0 балл



Максимально- 59баллов



9 класс

Ответы:

  1. 23145 ( 5б)

  2. АБАББА (6б)

3. А) (3б)- по 1 за каждую позицию

1) Гардарикой («страна городов») называли в скандинавских сагах Древнерусское государство.

2) Под именем князя Ярослава (Мудрого).

3) Государство Волжская Булгария находилась на берегах реки Волги в среднем течении.


Б) (3Б)

1) Из произведения «Слово о полку Игореве».

2) Половцы.

3) Половцы жили в нижнем течении реки Днепр.

4. 2б ( 1б за указание причины и 1б. за указание различия во взглядах)

Причина спора – право Церкви на владение имуществом и участие в делах государственных и мирских. Нестяжатели считали, что церковь не должна накапливать богатства. Иосифляне были сторонниками накопления богатства, которое должно было использоваться в благих целях.

5. 5.Ответьте на вопросы (за каждый правильный ответ 1 балл; всего 10б. )

А)

1) Василий Блаженный

2) 1555-1561 гг. (можно 1550-е гг.)

3) В честь взятия Казани Иваном IV Грозным

4) В Москве на Красной площади


Б)

1) «Апостол».

2) Иван Федоров и Петр Мстиславец

3) 1564 г.


В)

1) М.В.Ломоносов.

2) Естествознание, химия, физика, минералогия, история, филология, литература, астрономия, металлургия .

3) Петр I, Петр II, Анна Ивановна, Иван VI, Елизавета Петровна, Петр III, Екатерина II Великая

6. 7б.

1-д,2-ж,3-е.4-в,5-а,6-з,7-б

7. 6б.( по 1 за верную позицию)

А

С.Ю.Витте

Предприниматель

В

С.И.Мамонтов

Ученый

Б

И.П.Павлов

8. 6баллов


«Смутное время 1598-1613 гг.».

«Северная война 1700-1721 гг.».

«Дворцовые перевороты 1725-1762 гг.».


9 3б.( по 1 за верную позицию)


1) После 1861 г. (или 60-90 –е гг. ХIХ века)

2) После отмены крепостного права 1861 г. Крестьяне обязаны были выполнять часть своих повинностей по отношению к помещику.

3) Реформа отмены крепостного права не была до конца доведена.

10. 3б ( по 1 за верный ответ) Допустимы другие , близкие по смыслу формулировки.

1) Кормление-система, при которой наместник оставлял себе часть собранных налогов с повластной ему территории.

2) Семибоярщина- правительства из семи бояр периода 1610 - 1613 гг. (периода Смуты).

3) Революция- коренное преобразование в какой-либо области человеческой деятельности.

11. а- 1б.

12.а-1б.

13. 10б.

1. В «Евгении Онегине» А.С. Пушкин посвятил М.С. Лунину такие слова: «Им резко Лунин предлагал / Свои решительные меры…». Членом каких декабристских организаций был Михаил Сергеевич Лунин? – «Союз спасения», «Союз благоденствия», «Северное общество» (2+2=4 балла). 2. О каких «новых изгнанниках» писал Лунин сестре в процитированном письме? – Об участниках Польского восстания 1830-1831 гг. (2 балла) 3. Приведите главное политическое требование, которое выдвигали российскому императору эти патриоты во время своей деятельности, и главный итог их выступления, который характеризует победу Николаевского режима. – Требование восстановления независимости Польши. Главный итог: лишение Польши Конституции, упразднение войска польского и сейма, превращение Польши в одну из русских провинций. (2+2=4 балла)

14. 10б.

В России традиция установления триумфальных арок появилась при Петре I. Назовите два города, где установлены две триумфальные арки, посвященные одному и тому же триумфу российской армии, и архитекторов – авторов этих сооружений. – Москва, Триумфальная арка, О.В. Бове; Санкт-Петербург, Нарвские триумфальные ворота, В.П. Стасов. Укажите триумфальное историческое событие, которому посвящены эти памятники. – Победа России в Отечественной войне 1812 г. / Победа России над Наполеоновской Францией.

За указанный город 2б. + архитектор 2б. (итого 8б.)

За указанное событие 2б.

15 эссе

1. Понимание участником олимпиады проблемы, поставленной автором цитаты.( 3б)

2. Формулировка двух и более аспектов проблемы (тезисов, положений), их полное раскрытие и аргументированное доказательство. (6 б- по 3б. за каждый)

3. Обоснованность и грамотность использования исторических понятий, теорий, концепций и хронологических знаний ( 3б- по 1 за понятие, хронологию, теорию)

4. Аргументированность, точность выводов ( 2б)

5. Внутреннее смысловое единство текста исторического эссе, четкость и логичность изложения темы .(2б)

Итого: 16б.

Итого максимально: 94б.



10-11 класс



Ответы

Ответы на тесты

Тестовое задание

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

Ответ

В

Г

А

Б

Г



Тестовое задание

№ 6

№ 7

№ 8

№ 9

№ 10

Ответ

В

А

Г

Б

Г



Часть Б

1:Алексей Михайлович 3Б.
2.:Василий Шуйский -3б.

3.А- 2; Б -1; В- 4; Г – 3; Д – 5. ( 5б)

  1. Б -1; В – 2; Г – 3; Д – 4. ( 3б.)

  2. 6б.( за каждую верную позицию по 1б.)

Портрет № 1: 1) Сперанский М.М. 2) Государственный деятель, реформатор при дворе Александра I. 3) первая половина 19 века.

Портрет № 2. 1) Александр III 2) Российский император 3) 1881-1894. Конец 19 века.

  1. 4б.

1

2

3

4

ДА

НЕТ

НЕТ

ДА



  1. 12б. допустимы иные, близкие по смыслу формулировки.

1) Великая Отечественная война



2) июль 1941 год



3) И. В. Сталин



4) Литва, значительную часть Латвии; подверглись бомбардировкам - Мурманск, Орша, Могилёв, Смоленск, Одесса, Киев, Севастополь.



5) Литва, Латвия, Белоруссия, Украина, часть Российской Федерации



6) Государственный Комитет Обороны, Ставка Верховного Главнокомандования, в них была сосредоточена вся полнота власти в стране. Возглавил оба органа управления – И. В. Сталин.



7) Причины неудач Красной Армии в начальный период войны:



- репрессии в армии накануне войны



- ошибки и просчёты в отношении сроков начала войны



- военная доктрина, которая предусматривала ведение военных действий только на чужой территории



- опоздание с приведением войск в боевую готовность



- демонтаж старых и отсутствие новых укреплений на границе



  1. 8б.

Памятник № 1. 1) Здание Сената

2) Москва

3) М. Казаков

4) вторая половина 18 века (1776-1787)



Памятник № 2. 1) Колокольня Ивана Великого

2) Москва, Соборная площадь

3) Бон Фрязин

4) начало 16 века, надстроена в 1600 году.

9. Екатеринбург-4б.

Часть С эссе.

1. Понимание участником олимпиады проблемы, поставленной автором цитаты.( 3б)

2. Формулировка двух и более аспектов проблемы (тезисов, положений), их полное раскрытие и аргументированное доказательство. (6 б- по 3б. за каждый)

3. Обоснованность и грамотность использования исторических понятий, теорий, концепций и хронологических знаний ( 3б- по 1 за понятие, хронологию, теорию)

4. Аргументированность, точность выводов ( 2б)

5. Внутреннее смысловое единство текста исторического эссе, четкость и логичность изложения темы .(2б)

Итого: 16б.

Итого максимально: 74балла.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!