СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Обучение детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал адресован администрации и педагогам, работающим в инклюзивном образовательном пространстве. В статье рассматривается содержательные и организационные подходы инклюзивного образования, а также методы, приемы и технологии обучения детей с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«"Обучение детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС"»

Обучение детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС

Аннотация

Материал адресован администрации и педагогам, работающим в инклюзивном образовательном пространстве. В статье рассматривается содержательные и организационные подходы инклюзивного образования, а также методы, приемы и технологии обучения детей с ОВЗ.

Ключевые слова

Инклюзивное образование, ограниченные возможности здоровья, адаптированная образовательная программа, адаптированная образовательная среда, психолого-педагогическое сопровождение.

Группа школьников с ОВЗ в нашем образовательном учреждении чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с различными нарушениями развития: нарушения слуха, нарушения зрения, нарушения речи, нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушения интеллекта, нарушения в эмоционально-волевой сфере и др.

Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик
  • от практически нормально развивающихся, но испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы;
  • от ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.

Вследствие неоднородности состава группы, диапазон различий в уровне содержания должен быть максимально широким. Т.е для каждой категории и внутри каждой категории требуется дифференциация стандарта.

Обучение представлено следующими вариантами:

  • инклюзивное обучение в общеобразовательном классе

  • класс, обучающийся по адаптированным программам

  • обучение на дому

Инклюзивное образование в условиях введения ФГОС

Обучением детей с ОВЗ в условиях специального коррекционного класса средняя школа №72 занимается с __________ года. Требования времени в 2013 году ввели в нашу школу и инклюзивное образование. Именно на нем мы и остановимся более подробно.

Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. Задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии.

Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях базируется на следующих содержательных и организационных подходах:

  1. Наличие психолого-педагогического консилиума в образовательном учреждении, куда обращаются педагоги или родители учащегося, испытывающего стойкие трудности в обучении. При необходимости школьный ПМПк направляет ребенка на ПМПК для установления диагноза и определения индивидуального образовательного маршрута.

  2. Разработка нормативно-правовой базы, финансово-экономических условий (локальных актов, приказов образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику).

  3. Согласие родителей (законных представителей) на обучение ребенка по адаптированной образовательной программе.

  4. Кадровое обеспечение (социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, педагоги дополнительного образования). Специальная подготовка педагогического коллектива к работе с детьми с ОВЗ, работе в условиях инклюзивной практики. Компетентность учителя в области общего образования с элементами специального и инклюзивного образования.

  5. Составление индивидуального учебного плана. Обеспечение возможности освоения образовательных программ в рамках индивидуального учебного плана. Реализация вариативных форм и методов организации учебной и внеучебной работы. Организация коррекционной работы.

  6. Разработка индивидуальной адаптированной общеобразовательной программы учащегося – ребенка с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами. Реализация образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Адаптация методик обучения и воспитания к особым образовательным потребностям обучающихся и воспитанников с ОВЗ.

  7. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации. Применение современных технологий психолого-педагогического сопровождения.

  8. Портфолио учащегося – ребенка с ОВЗ.

  9. Тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения.

  10. Адаптивная образовательная среда представлена коррекционно-развивающей предметной средой обучения и социализации, оснащение специальным оборудованием, обеспечением комфортного доступа в образовательное учреждение.

  11. Сотрудничество с социальными партнерами. Взаимодействие с внешними организациями и родителями (разработка регламентов взаимодействия с внешними организациями).

  12. Развитие инклюзивной культуры. Сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи.

  13. Ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы, приёмы и технологии обучения:

  1. Использование наглядности и зрительных стимулов (смена вида деятельности в ходе урока, развитие зрительного восприятия, внимания и памяти).

  2. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний обучающихся, выявления пробелов в пройденном материале.

  3. Деление крупного материала на мелкие, связанные между собой части (составление алгоритма).

  4. Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). 

  5. Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной.

  6. Использование сюрпризных моментов.

  7. Активные методы рефлексии:
    1) рефлексия настроения и эмоционального состояния;
    2) рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);
    3) рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы).

  8. Здоровьесберегающие технологии. Данные технологии влияют не только на сохранение и укрепление здоровья, они позволяют развивать умственные способности детей с ОВЗ.

При проведении коррекционной работы следует применять следующие требования:

а) использовать приёмы активизации работы учащихся (свободный выбор количества и сложности выполнения заданий, творческие работы и т.д.);

б) обеспечить возможность последовательного продвижения от лёгкого к трудному с помощью разноуровневых и самостоятельных работ;

в) дать возможность обучающимся достигать более высоких целей обучения, помогая раскрыть потенциальные возможности ученика;

г) создавать необходимый психологический микроклимат на уроках.

Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся с ОВЗ.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!