Просмотр содержимого документа
«"Обучение детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС"»
Обучение детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС
Аннотация
Материал адресован администрации и педагогам, работающим в инклюзивном образовательном пространстве. В статье рассматривается содержательные и организационные подходы инклюзивного образования, а также методы, приемы и технологии обучения детей с ОВЗ.
Ключевые слова
Инклюзивное образование, ограниченные возможности здоровья, адаптированная образовательная программа, адаптированная образовательная среда, психолого-педагогическое сопровождение.
Группа школьников с ОВЗ в нашем образовательном учреждении чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с различными нарушениями развития: нарушения слуха, нарушения зрения, нарушения речи, нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушения интеллекта, нарушения в эмоционально-волевой сфере и др.
Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик
- от практически нормально развивающихся, но испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы;
- от ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.
Вследствие неоднородности состава группы, диапазон различий в уровне содержания должен быть максимально широким. Т.е для каждой категории и внутри каждой категории требуется дифференциация стандарта.
Обучение представлено следующими вариантами:
Инклюзивное образование в условиях введения ФГОС
Обучением детей с ОВЗ в условиях специального коррекционного класса средняя школа №72 занимается с __________ года. Требования времени в 2013 году ввели в нашу школу и инклюзивное образование. Именно на нем мы и остановимся более подробно.
Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. Задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии.
Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях базируется на следующих содержательных и организационных подходах:
Наличие психолого-педагогического консилиума в образовательном учреждении, куда обращаются педагоги или родители учащегося, испытывающего стойкие трудности в обучении. При необходимости школьный ПМПк направляет ребенка на ПМПК для установления диагноза и определения индивидуального образовательного маршрута.
Разработка нормативно-правовой базы, финансово-экономических условий (локальных актов, приказов образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику).
Согласие родителей (законных представителей) на обучение ребенка по адаптированной образовательной программе.
Кадровое обеспечение (социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, педагоги дополнительного образования). Специальная подготовка педагогического коллектива к работе с детьми с ОВЗ, работе в условиях инклюзивной практики. Компетентность учителя в области общего образования с элементами специального и инклюзивного образования.
Составление индивидуального учебного плана. Обеспечение возможности освоения образовательных программ в рамках индивидуального учебного плана. Реализация вариативных форм и методов организации учебной и внеучебной работы. Организация коррекционной работы.
Разработка индивидуальной адаптированной общеобразовательной программы учащегося – ребенка с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами. Реализация образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Адаптация методик обучения и воспитания к особым образовательным потребностям обучающихся и воспитанников с ОВЗ.
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации. Применение современных технологий психолого-педагогического сопровождения.
Портфолио учащегося – ребенка с ОВЗ.
Тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения.
Адаптивная образовательная среда представлена коррекционно-развивающей предметной средой обучения и социализации, оснащение специальным оборудованием, обеспечением комфортного доступа в образовательное учреждение.
Сотрудничество с социальными партнерами. Взаимодействие с внешними организациями и родителями (разработка регламентов взаимодействия с внешними организациями).
Развитие инклюзивной культуры. Сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи.
Ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.
У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы, приёмы и технологии обучения:
Использование наглядности и зрительных стимулов (смена вида деятельности в ходе урока, развитие зрительного восприятия, внимания и памяти).
Использование сигнальных карточек при выполнении заданий. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний обучающихся, выявления пробелов в пройденном материале.
Деление крупного материала на мелкие, связанные между собой части (составление алгоритма).
Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).
Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной.
Использование сюрпризных моментов.
Активные методы рефлексии:
1) рефлексия настроения и эмоционального состояния;
2) рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);
3) рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы).
Здоровьесберегающие технологии. Данные технологии влияют не только на сохранение и укрепление здоровья, они позволяют развивать умственные способности детей с ОВЗ.
При проведении коррекционной работы следует применять следующие требования:
а) использовать приёмы активизации работы учащихся (свободный выбор количества и сложности выполнения заданий, творческие работы и т.д.);
б) обеспечить возможность последовательного продвижения от лёгкого к трудному с помощью разноуровневых и самостоятельных работ;
в) дать возможность обучающимся достигать более высоких целей обучения, помогая раскрыть потенциальные возможности ученика;
г) создавать необходимый психологический микроклимат на уроках.
Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся с ОВЗ.