Урок обучения грамоте
1класс
Учитель начальных классов:
Сучкова Лариса Анатольевна
Автор учебника: Агарков Ю.А, Агаркова Н.Г.
Перспективная начальная школа.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с согласным глухим твёрдым звуком [ц], буквами Ц, ц; объяснить случай написания сочетаний це, ци, и цы; упражнять учащихся в чтении слогов, слов и предложений и составление схемы предложения; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, речь, внимание, мышление; Воспитывать культуру поведения при работе в паре, в группе.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные: умение определять и формировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя проговаривать последовательность действий на уроке; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать свое предположение ( Регулятивные).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме слушать и понимать речь других.
( Коммуникативные).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. ( Познавательные).
Методы: репродуктивный, эвристический.
Оборудование: учебник « Азбука» ( автор – Ю.А. Агарков), герои - интриг Маша и Миша, конверты с заданиями, школьные принадлежности, презентация к уроку.
- Какое у вас настроение, покажите.
- От того, какое настроение у человека, зависит, как он будет трудиться, общаться с окружающими. Очень важно, чтобы каждое утро у вас начиналось с хорошего настроения. И поможет вам ваша улыбка, добрые слова.
-Улыбнитесь друг другу. Так мы дарим друг другу здоровье и радость.
(2слайд)
Так, мы сможем сохранить наше хорошее настроение.
-Сегодня на уроке мы будем изучать новый материал.
-Определим цели нашего урока.
-Изучим новые звуки
-Будем учиться отличать новые звук и букву от других звуков
-Читать слоги, слова и предложения с новой буквой
- Сформулируйте тему урока самостоятельно.
(3 слайд)
- Маша и Миша решили вам помочь и приготовили для вас небольшое задание.
(На экране картинки с изображением цапли, синицы, цыпленка, цветка, огурца, зайца.)
- Назовите предметы, изображенные на картинках, в указанном порядке и постарайтесь их запомнить.
- А сейчас закройте глаза.
(4 слайд) - Откройте глаза.
- Расскажите, как располагались картинки первоначально, как они располагаются сейчас, что изменилось.
-Первоначально картинки стояли так: цапля, синица, цыпленок, цветок, огурец, заяц. Сейчас они расположены так: цапля, синица, заяц, огурец, цветок, цыпленок. Поменялись картинки с изображением цыплёнка и зайца, цветка и огурца
-Теперь найдите в словах, обозначающих названия данных предметов, одинаковый звук и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
II.Исследовательская работа: (5 слайд) - Обратите внимание на схему.
- Какое исследование вы должны провести на уроке? (Выслушать версии детей. Если не прозвучит нужного ответа, то учитель спрашивает учеников).
- А знаете ли вы, какие особенности имеет звук [Ц]?
Об этом вы скоро узнаете, если проведёте наблюдения над словом, а какими, догадайтесь:
На одной ноге стоит
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад-
Ищет в речке лягушат.
(цапля)
III.Работа по знакомству с новой буквой и звуком.
- Произведем звукобуквенный анализ слова «цапля» (6 слайд)
Задания:
Разделить слово на слоги, определить ударный слог
Дайте характеристику первому звуку в слове
3. Посчитать, сколько мягких согласных звуков и сколько твердых согласных звуков в этом слове; рассказать, чем похожи и чем различаются гласные в слове цапля
(в этом слове гласные звуки [а], но первый из них стоит после твердого согласного и поэтому обозначен буквой а, этот звук ударный, второй звук [а] стоит после мягкого согласного и поэтому обозначен буквой я, этот звук безударный)
-Прочитаем слоги и понаблюдаем за их звучанием. (7 слайд)
- Сравните и определите на слух, какой звук [ц ]: твёрдый или мягкий.
- Какие слоги прозвучали одинаково? Сделайте вывод
Вывод: звук [ц] твердый согласный, у него нет мягкой пары.
Тренажёр по определению нахождения звука.
Физминутка
IV.Работа по закреплению полученных понятий
а) Работа по учебнику с.110
Работа в парах (8 слайд)
1ряд слово ЦЫПКА
2 ряд слово ЦЕПЬ
3ряд слово ЦИРК
-Проведите свои наблюдения и составьте в парах звуковую модель слова:
Проверьте себя (8слайд)
б ) Чтение слов в слоговом столбике:
-Подберите слова-названия предметов к словам: ОВЕЧЬЯ и ЦВЕТНАЯ
в)Объясните значение слова РЫЦАРЬ (9 слайд)
Работа в парах
Рыцарь- воин в Западной Европе в Средние века
-Составьте предложение по рисунку, который находится у вас в учебниках.
- А теперь задание для вас, составьте модель этого предложения из цветных моделей, соответствующих словам-названиям. (10 слайд)
Бесстрашный рыцарь мчится к замку.
- Проверьте себя ( 11 слайд)
- Похлопайте себе, если вы правильно справились с заданием.
г ) Чтение слов на цветном фоне.
- Что предлагает этот значёк?
-Сейчас вы работаете самостоятельно:
- Найдите лишнюю пару слов
(белый-целый).
-Подтвердите свой ответ
- Покажите модели этих слов-названий.
д ) Игра «Узнай слово»
-Вы прочитали слова на розовом фоне .
Звуковая схема на доске соответствует слову, которое я задумала.
Условия игры: Задавайте мне не больше одного вопроса, чтобы узнать задуманное слово .
(задуманное слово ЦАПЛЯ)( 12 слайд)
д ) Чтение пословиц и поговорок. (работа в группах)
- Объясните смысл пословиц.
-Что объединяет данные пословицы?
Вспомните другие пословицы, которые мы уже знаем.
Маша и Миша получили задание, но затрудняются в его выполнении. Давайте поможем им: (13 слайд)
У каждой группы карточки с пословицами.
- Ребята, поработайте в группах
1. восстановите свои пословицы.
2. Объясните смысл пословиц.
ХОЧЕШЬ ЕСТЬ КАЛАЧИ, ВЕСНА У КРЫЛЬЦА
НАПИСАНО ПЕРОМ, ИЗ ЛУЖИЦЫ НАПЬЁТСЯ
КТО ГРАМОТЕ ГОРАЗД, ТАК НЕ ЛЕЖИ НА ПЕЧИ
ЩИ ДА КАША – НЕ ВЫРУБИТЬ ТОПОРОМ
ЛЕС РУБЯТ – ТОМУ НЕ ПРОПАСТЬ
КАК АУКНЕТСЯ, ПИЩА НАША
ЗИМНЕЕ СОЛНЦЕ, ЧТО МАЧЕХА: ТАК И ОТКЛИКНЕТСЯ.
В МАРТЕ И КУРИЦА ЩЕПКИ ЛЕТЯТ
УВИДЕЛ СКВОРЦА - СВЕТИТ, ДА НЕ ГРЕЕТ
ЛЮБИШЬ КАТАТЬСЯ, ЛЮБИ И САНОЧКИ ВОЗИТЬ
V.Итог урока. Рефлексия
-Какие исследования проводили на уроке?
-Какие цели ставили перед собой?
-Достигли ли вы целей?
- Предлагаю вам оценить каждому свою работу. Оцените свою работу на уроке.
(14 слайд)
-Понравился ли вам урок?
-Покажите своё настроение, улыбнитесь друг другу.
Вы сегодня хорошо поработали.( 15 слайд)
-Спасибо за урок.