СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучающие функции ролевых игр

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ролевые игры находят все более широкое применение в учебном процессе., т.к. как имеют ряд преимуществ перед обычным уроком.

Такая форма работы активизирует познавательную деятельность учащихся. В них могут отличиться и слабоуспевающие ученики

Просмотр содержимого документа
«Обучающие функции ролевых игр»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Профессиональная образовательная автономная некоммерческая организация

«Владивостокский морской Колледж»












Методическая разработка

"Обучающие функции ролевых игр"










Выполнил: преподаватель географии и экологии

ПОАНО «ВМК» Н.Е. Кезина











Владивосток 2019

Введение.


В условиях обучения ролевая игра - это прежде всего речевая деятельность, игровая и учебная одновременно. С точки зрения учащихся ролевая игра - это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определенных ролях. Рассмотрим ролевую игру с точки зрения ее других основных характеристик. деятельность - игра, мотив лежит в содержании деятельности, а не вне нее. Учебный характер игры школьниками не осознается. С позиции учителя ролевую игру можно рассматривать как форму организации учебного процесса. Для учителя цель игры - формирование и развитие навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляема, ее учебный характер четко осознается учителем. В структуре ролевой игры принято выделять следующие компоненты: роли, исходная ситуация, ролевые действия.

Первый компонент - роли. Роли, которые выполняют учащиеся на уроке, могут быть социальными и межличностными. Первые обусловлены местом индивида в системе объективных социальных отношений (профессиональные, социально-демографические), вторые определяются местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, друг, соперник и др.)

Подбор ролей должен осуществляться таким образом, чтобы формировать у школьников активную жизненную позицию, лучшие человеческие качества личности: чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки и т. п.

Второй компонент ролевой игры - исходная ситуация - выступает как способ ее организации. При всем разнообразии определения понятия ситуации мы исходим из того, что при создании ситуации необходимо учитывать и обстоятельства реальной действительности, и взаимоотношения коммуникантов.

Третий компонент ролевой игры - ролевые действия, которые выполняют учащиеся, играя определенную роль. Ролевые действия как разновидность игровых действий органически связаны с ролью - главным компонентом ролевых игр - и составляют основную, далее неразложимую единицу развитой формы игры. Они включают вербальные и невербальные действия, использование бутафории.


Основные функции ролевой игры в учебном процессе.

Применение ролевой игры в обучении - яркий пример двуплановости, когда педагогическая цель скрыта и выступает в завуалированной форме.

Анализ литературы по использованию ролевой игры в обучении показывает, что игра - явление полифункциональное. Ролевая игра выполняет в учебном процессе 5 основных функций: мотивационно-побудительную, обучающую, воспитательную, ориентирующую и компенсаторную.

Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор средств, способствует развитию навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных ситуациях другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.

Трудно переоценить воспитательное значение ролевой игры, ее всестороннее влияние на подростка. Игра помогает сплотить детский коллектив, в активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие, и это способствует самоутверждению каждого в коллективе. В ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность подростка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях. Как показывает практика обучения и специальные исследования, учащимся импонируют положительные роли.

Вместе с тем дети с удовольствием играют роли отрицательных персонажей с целью высмеять их отрицательные черты. То есть, мы говорим о воспитательной функции ролевых игр.

Ролевая игра формирует у школьников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Следовательно, ролевая игра выполняет ориентирующую функцию.

Характеризуя детскую ролевую игру, А.Н.Леонтьев подчеркивает, что противоречие, несоответствие между потребностью действия у ребенка и невозможностью осуществить требуемые действием операции может разрешиться в одном-единственном типе деятельности - в игровой деятельности, в игре. Такого рода противоречие характеризует и детей подросткового возраста. Более того, подростки стремятся к общению, к взрослости, а ролевая игра дает им возможность выйти за рамки своего контекста деятельности и расширить его. Обеспечивая осуществление желаний подроста, ролевая игра тем самым реализует компенсаторную функцию.

Ролевую игру можно расценивать как самую точную модель общения. Ведь она предполагает подражание действительности в ее наиболее существенных чертах.

Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно-побудительного плана. Общение, как известно, немыслимо без мотива. Однако в учебных условиях непросто вызвать мотив к высказыванию. Трудность заключается в следующей опосредованности: учитель должен обрисовать ситуацию таким образом, чтобы возникла атмосфера общения, которая, в свою очередь, вызывает у учащихся внутреннюю потребность в выражении мыслей. Психологи настаивают на тезисе: «Пусть они (учащиеся) говорят то, что им хочется сказать». В ролевой игре точно обозначенные «предлагаемые обстоятельства» создают общий побудительный фон, а конкретная роль сужает его до субъективного мотива.

Ролевая игра предполагает усиление личностной сопричастности ко всему происходящему. Ученик входит в ситуацию, хотя и не через свое «я», но через «я» соответствующей роли. И здесь, как правило, проявляется весьма типичное отношение актера к персонажу, которого он играет. Обычно актеры проявляют большую заинтересованность в них. Ясно ощущаемое личностное ядро (даже если герой отрицательный) повышает эмоциональный тонус «актера», что положительно сказывается на результате, и в конечном счете на усвоении информатики.

Ролевая игра способствует расширению ассоциативной базы при усвоении материала. Следует иметь в виду, что учебная пьеска строится по типу театральных пьес, что предполагает описание обстановки, характера действующих лиц, отношений между ними.

Поэтому за каждой репликой мыслится отрезок смоделированной действительности, которая “заземляет” ее, делает неповторимой и значимой. При этом материал, в который она обличена, “привязывается” к ситуации множеством ассоциативных нитей и прочно удерживается в памяти.

Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства. Ведь исполнение этюда предполагает охват группы учащихся (ролевая игра строится не только на основе диалога, но и полилога), которые должны слаженно взаимодействовать, точно учитывая реакции друг друга, помогать друг другу. При распределении ролей следует учитывать как языковые, так и “актерские” возможности учащихся, поручая одним более вербальные, другим - пантомимные роли, третьих же назначая на роли “суфлеров”, давая им право подсказывать на основе текста. При этом удачно найденный жест, “немое” действие, если оно соответствует ситуации, поощряется всей “труппой”. В результате учащимся с более слабой подготовкой удается преодолеть робость, смущение и со временем, возможно, полностью включиться в ролевую игру. Таким образом, при правильной постановке дела игру можно расценивать как организационную форму, способствующую созданию сплоченного коллектива, и в этом ее воспитывающее значение.

Ролевая игра имеет образовательное значение. Учащиеся, хотя и в элементарной форме, знакомятся с технологией театра. Поощряется всякая выдумка, ибо в учебных условиях возможности в этом отношении ограничены, а для изобретательности открываются большие просторы. Само же перевоплощение способствует расширению психологического диапазона, пониманию других людей.

Таким образом, ролевая игра обладает большими возможностями в практическом, образовательном и воспитательном отношениях.

Преимущества и примеры ролевых игр.

Известно, что ролевые игры представляют собой условное воспроизведение её участниками реальной практической деятельности людей, обязательным элементом ролевой игры является исполнение ролей. В играх учащиеся овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать беседу, согласиться с мнением или опровергнуть его, задавать вопросы, прервать беседу и так далее. Игры способствуют осознанному освоению иностранного языка, а не его механическому запоминанию, и освоение происходит без особых усилий, усвоенный материал остаётся в памяти надолго. В ролевой игре у играющих создаётся мотив, суть которого состоит в том, чтобы успешно выполнить взятую на себя роль. Таким образом, имитируемая в игре система действий выступает для играющего в качестве цели познания и как всякая цель становится непосредственным содержанием его сознания. Следовательно, ролевая игра способствует повышению интеллектуального направления учащихся в учебном процессе. Создаваемый ролью мотив оказывает влияние и на то, как они это сознают.

По Л. С. Выготскому, игра - это средство усвоения социальных установок. В игре человек реализует свободу личности через свое воображение, т.е. он может вести себя так, как он видит себя в роли своего персонажа.

Как уже было сказано, нас интересует не просто игра, коих в Интернете великое множество, нас интересуют ролевые и деловые игры проблемной направленности. В процессе этих игр могут возникать дискуссии, о которых мы уже говорили выше. Выигрыша, присущего другим видам игр, здесь нет. Элемент развлекательности в общем присутствует, поскольку драматизация как определенный вид действа, в котором проигрываются чужие судьбы, характеры, ситуации, всегда присутствует.

Любая игра обязательно предполагает собственную активность участников игры, т. е. в игре человек действует не столько по заданию, сколько сам, так, как он представляет себе возникшую ситуацию и как пытается найти из нее выход. Игра - это значимое для ее участников действо.

Она обязательно предполагает двойственность отношений игроков: есть отношения игровых персонажей (формальные или «производственные») и отношения людей, личностей.

Отличие ролевой игры от деловой заключается в том, что деловая игра проблемной направленности строится на вполне реальных проблемных ситуациях профессиональной деятельности. В результате «разыгрывания» этой ситуации, т.е. определенных согласованных и обусловленных данной ситуацией действий участников игры должно быть принято компетентное решение, позволяющее решить возникшую проблему в профессиональной сфере наиболее рациональным путем. Деловые игры позволяют формировать необходимые профессиональные компетентности, самостоятельное критическое мышление, позволяющее принимать в проблемных ситуациях взвешенные, профессионально грамотные решения.

Ролевая игра решает несколько иные задачи. Она построена н ролях, но не обязательно связанных с той или иной профессией. Она также может моделировать реальные ситуации или создавать вымышленные, даже фантастические, сказочные, но поскольку мы говорим о проблемной направленности, эти ситуации должны содержать какую-то социально значимую проблему. Ее задача - не формирование профессиональных компетентностей, а решение какой-то социальной, межличностной задачи.

Однако ролевая игра, кроме обязательных для любой игры признаков, включает еще два требования:

- в ролевой игре обязательно предполагается наличие организатора игры (общепринятый термин «мастер»);

- в ролевой игре основным механизмом «запуска» игры является «роль» - комплекс правил и ограничений, которые принимает на себя человек, желающий принять участие в игре.

В ролевой игре проблемной направленности таким механизмом является также и проблема, которая придает роли определенную направленность действий.

В деловой игре принимаемую на себя роль также можно считать «запускной», поскольку она и проблемная ситуация, в рамках которой данный персонаж должен действовать, диктуют поведение и действия.

В качестве преимуществ ролевых игр как образовательного средства О. Финогенова, например, отмечает:

- мотивацию (в образовательной ролевой игре знания и навыки, овладение которыми является дидактической целью, рассматриваются как средство достижения игрового результата);

- прагматизм, прикладной характер получаемых знаний (игра - не действительность, но она моделирует жизненные ситуации, которые вполне реально могут возникнуть перед индивидуумом и в которых этому индивидууму придется действовать);

- личностно ориентированный подход, который заключается в том, что ученик должен быть активным строителем собственного образования - не мы его учим, а он учится1.

К характерным признакам ролевых игр проблемной направленности мы бы отнесли следующие:

1) обязательное наличие в замысле ролевой игры проблемной ситуации, отражающей реальную действительность (моделирование процесса выработки решений по выходу из проблемной ситуации). Это принципиальное отличие подобных ролевых игр от всех остальных игровых технологий;

2) наличие и распределение ролей, каждый участник ролевой игры получает определенную заданную роль и легенду;

3) наличие проблемной ситуации и необходимость поиска способов выхода из нее создает определенное эмоциональное напряжение, благодаря которому обеспечивается активность игроков;

4) сценарий (сюжет) ролевой игры готовится заранее, но игроки действуют в заданном сценарии в соответствии с собственным пониманием своего персонажа в историческом, социальном, культурологическом срезе. Это не выученные роли, здесь используется импровизация, но в соответствии с заданной ситуацией заданным фоном и собственными представлениями о возможных способах решения проблемы. Ситуация может усложняться, если персонажи принимают неверное решение, а сценарий по ходу действия изменяется;

5) наличие общей цели у коллектива (общей целью в ролевое игре проблемной направленности, поскольку это обучающая игра, является конечно приобретение новых знаний и отработка навыков принятия осознанных, ответственных решений в процессе совместной деятельности и в межличностном общении);

6) коллективное принятие решений участниками игры. В результате проигрывания проблемной ситуации, в процессе которой каждый из персонажей старается узнать как можно больше для демонстрации достоверности действий своего персонажа в данной ситуации, удается «наглядно» увидеть, прочувствовать плюсы и минусы различных вариантов решений. В ходе ролевой игры используются и дискуссии, которые также помогают принять верное решение;

7) многоальтернативность решений (в ролевой игре игрокам приходится принимать решение после анализа нескольких альтернатив, возможных вариантов дальнейшего развития ситуаций).

К характерным признакам деловых игр проблемной направленности мы бы отнесли следующие:

1) наличие в предлагаемой проблемной ситуации реальной профессиональной задачи, требующей от ее участников применения профессиональных знаний, умений для принятия решений;

2) моделирование приближенной к реальной действительности данной профессиональной деятельности сопутствующих атрибутов (моделирование обстановки, социально-психологической установки взаимоотношений действующих участников: руководитель - подчиненный; специалист - помощник);

3) наличие компетентного специалиста в качестве участника игры, осуществляющего координацию действий участников.

4) наличие и распределение ролей подчинено основному сценарию, связанному с моделированием ситуации профессиональной деятельности;

5) наличие единой коллективной цели у игроков. Они должны выступать одной командой, поскольку от их компетентных действий зависит успех поставленной задачи. Ошибки допустимы (они не приводят в данном случае к реальным потерям), но нежелательны, поскольку демонстрируют еще недостаточную профессиональную компетентность игроков;

6) многоальтернативность решений. Деловые игры тем и хороши, что они дают возможность обсудить принимаемые решения, рассмотреть разные варианты и смоделировать их применение.

К числу аспектов, по которым оценивается деятельность участников ролевой и деловой игры, относятся:

1) эффективность принимаемых участниками игры решений.

Критериями эффективности можно считать: решение поставленной проблемы наиболее рациональным способом с учетом профессиональной специфики (для деловых игр), культурологических, исторических, межкультурных особенностей контекста ситуации; компетентность участников игры (особенно для деловых игр); затраченное на поиск решения время; рассмотрение альтернативных подходов, возможных способов решения; предвидение последствий принимаемого решения;

2) активность участников ролевой, деловой игры;

3) оригинальность, творческий подход к поиску решения выхода из создавшейся проблемной ситуации;

4) использование интеллектуальных умений критического мышления;

5) достоверность моделируемой ситуации, предпринимаемых действий участников игры, их взаимодействия в контексте данной ситуации.

В зависимости от предметной области, сценарии ролевой игры могут быть разными:

- социально направленными (моделирующими реальную жизненную ситуацию: путешествия, покупки, ремонт квартиры, по­литические выборы, организацию выставки, подготовку репортажа);

- вымышленными, в том числе с элементами фантастики (путешествие, интервью исторических героев, разыгрывание исторических событий);

- персонификация литературных произведений. Приведу несколько примеров, чтобы проиллюстрировать вышесказанное.

Проект «Лпюгасп» (разработан в США. Он включает в себя ролевые игры. Проводится в России с 1992 г. (координатор в РпоШег. М. С. Мачнев). Этот проект моделирует отношения коммерческих компаний, фирм и банков. Команды учащихся разных школ представляют различные фирмы, закупающие и продающие товары, вкладывающие деньги в производство, берущие кредиты у банков, и т.д. Цель данного проекта: дать представление о том, как функционирует рыночная экономика; что такое биржевая и банковская деятельность в мировом масштабе.

Ролевая игра «Археолог» имеет социальную направленность. Она была разработана в Великобритании (в Кембриджском университете) в рамках программы «Сатрш - 2000». Цель проекта: научить детей 11 - 13 лет писать сочинения-описания, мотивировать учащихся использовать сравнения и метафоры, ясно излагать свои мысли. Сюжет игры заключался в следующем: старый больной археолог (в роли которого выступает профессиональный писатель, специально приглашенный в качестве скрытого координатора) собирает экспедицию юных археологов в Египет для проведения археологических раскопок. Сам археолог не в состоянии путешествовать на такие дальние расстояния. Он формирует команду, в которую входят археологи, медики, биологи историки и т. д. За каждым действующим лицом стоит один ученик или группа учащихся. Старый археолог просит своих юных коллег писать подробные отчеты о каждом дне экспедиции, начиная со дня отлета, для того, чтобы он мог давать практические советы. Сначала письма детей не отличались ни большим объемом, ни логикой изложения. Археолог сетовал на то, что из них он не может ясно представить себе, в какой местности находится экспедиция, куда им следует переместиться, где и как начать раскопки. Постепенно участники экспедиции научились ярко и красочно описывать местность, погодные условия, природу и т.д.

Проект «Литературные персонификации» также может служить примером использования ролевых игр в обучении. Это персонификация литературных произведений. Суть проекта заключается в том, что учащийся (или малая группа учащихся) выбирает себе героя из какого-либо литературного произведения и выступает от его имени, объясняя тот или иной поступок, который он «совершил» в соответствии с сюжетом произведения. Примером такого проекта может служить «Шекспировский семинар».

Суть проекта заключалась в том, что российские Джульетты и американские Ромео в письмах друг другу рассказывали о том периоде жизни, который выходи за рамки сюжета данного произведения. При этом от участников проекта требовалось сохра­нить в письмах признаки быта, языка и одежды героев Шекспира. Для этого было необходимо хорошо изучить текст произведения (для российских школьников это иногда означало обращение к тексту на английском языке), а также найти и ознакомиться, хотя бы бегло, с материалом по истории соответствую щей страны и времени.

В ролевых и деловых играх немаловажное значение приобретает сопровождающий фон - виды наглядности: иллюстрации, фотографии, видеоклипы, слайды, схемы, диаграммы и т.д. в). Если участники игры, разделенные пространством, увидят фотографии игроков (необязательно подлинные), им легче будет создать образ партнера и сориентироваться в возможном характере взаимоотношений в соответствии с приданной ему легендой и сюжетом игры


Заключение.


Таким образом, как эффективное средство и прием обучения игра занимает особое место в методике преподавания. Ее обучающие возможности широко используют и преподаватели ПОАНО «ВМК». Она всегда являлась и является одним из универсальных приемов обучения. Игра призвана активизировать процесс обучения, сделать его наиболее ярким, продуктивным и мотивационно обоснованным.

В методической литературе ролевая игра определяется как спонтанное поведение учащихся, их реакция на поведение других людей, участвующих в гипотетической ситуации. “Мнимая ситуация” (термин Л.С. Выготского) - это особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Дадим еще одно определение. Ролевая игра - одна из форм организации речевой ситуации, используемой в учебных и мотивационно-познавательных целях. “Как вид социально-психологического тренинга ролевая игра обладает устойчивой дидактической структурой, усложненной (по сравнению с детской игрой) за счет введения в нее учебно-воспитательных и профессионально-педагогических целей, а также создания социально-психологических и дидактических условий, необходимых для достижения игровых и неигровых целей.

Двусторонний характер игры определяет успешность и многоплановость функционирования ролевой игры в учебном процессе, в ходе которого ролевая игра носит учебный завуалированный характер и обладает мотивационной базой. Однако ролевая игра выполняет и другие функции в процессе обучения.

Ролевая игра является особым компонентом в межличностных отношениях учащихся. Чтобы возникла коммуникативная ситуация, необходимо наличие информативно дополняемых друг друга субъектов деятельности. Именно в роли таких субъектов и выступают учащиеся в ролевой игре и реализуют тем самым процесс общения. По словам И.А. Зимней, «являясь своеобразным стимулом, компоненты ролевой игры «цепляются друг за друга» и делают процесс вербального общения непрерывным и мотивационно обоснованным. В этом смысле ролевая игра выполняет мотивационно-стимулирующую функцию.

Как модель общения, ролевая игра обладает огромным воспитательным потенциалом. В процессе создания ролевой ситуации учащиеся учатся взаимодействовать друг с другом, работать самостоятельно над своей ролью, слушать друг друга, развивают в себе умения выражать свою точку зрения, прислушиваются к другим мнениям. Участвуя в ролевой игре, курсанты имеют возможность оценить личностные и поведенческие качества того или иного персонажа. Это позволяет им соотносить позитивные и негативные черты характера, делать осознанные выводы. В данном случае ролевая игра выполняет воспитательную функцию.

С правом выбора роли и личных качеств персонажа тесно связана ориентирующая функция, в основе которой лежит формирование у учащихся умений объективно оценивать поступки других людей.

Не всегда у учащихся есть возможность попробовать себя в другой социальной роли, побыть антиподом своей личностной сущности. Обладая разнообразием форм и содержательной наполняемости, ролевая игра дает возможность каждому учащемуся выбрать роль-маску, несвойственную, например, действительности, выйти за рамки своей привычной деятельности и расширить их. В данном случае в процессе ролевой деятельности реализуется компенсаторная функция. 



Литература:

o Ахметов Н.К., Хайдаров Ж.С. Игра как процесс обучения. Алма-Ата, 2010.

o Ариян М.А. Ситуативная роль как фактор повышения эффективности. – М,: 2005.

o Вербицкий А. А.Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. -М., Гуманит. изд. Центр,2011

o Жилкина Д.Н. Решение коммуникативных задач в процессе обучения. М., – ВЛАДОС 2012.

o Ляпина Г.А. Игра как средство активизации учебно-воспитательного процесса. Алма-Ата, 2010

o Филатов В.М. Методическая типология ролевых игр. М., 2008.

o Эльконин Д.Б. Психология игры. М., “Педагогика”, 2008.

o Арефьева Г.И. Групповая форма работы на уроках. М.., 2010.

o Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников, М., 2008.

o Денисова Л.Г., Мезенин С.М. К проблеме концепции интенсивного курса в условиях средней школы. М., 2010.

o Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении. М., 2009.

o Петрусинского В.В. Игры: обучение, тренинг, досуг. -М., 2008.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!