Круглый стол «Развитие навыков культуры общения и поведения обучающихся через активные формы организации воспитательного процесса»
Воспитание культуры поведения всегда было актуальным вопросом педагогики. Из поколения в поколение люди находили и передавали самые удобные, разумные способы действий в определенных ситуациях, то есть передавали человеческий опыт.
Культура поведения - это совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре.
Культура поведения выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, с другой - усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия учащихся. Усвоенные человеком правила превращаются в воспитанность личности. В культуре поведения органически слиты культура общения, культура внешности, бытовая культура (удовлетворение потребностей); большое место занимает культура речи, умение участвовать в полемике, дискуссии.
Воспитание культуры поведения – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение растущим человеком моральных ценностей. Оно включает в себя формирование нравственных качеств и способность жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда нравственные убеждения воплощаются в реальных делах и поступках. Воспитание культуры поведения ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами поведения ребенка.
Формирование личности – сложный, многозначный процесс, выступающий в форме физиологического, психического и социального становления человека, определяющийся внутренними и внешними естественными и общественными условиями.
Формирование культуры речевого общения у детей младшего школьного возраста – это «процесс овладения детьми нормами и правилами речевого общения, культуры речи и речевого этикета. Которые основаны на уважении, доброжелательности и вежливости, с использованием соответствующего словарного запаса и форм речевого этикета, а также вежливое поведение в общественных местах и в быту»
Культура общения школьников — предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.
Культура начинается с дисциплины, т.е. самоконтроля и самокритики. Не возможно сказать: я хочу, и буду поступать только так, несмотря ни на какие запреты. Тот, кто придерживается такого принципа, никогда не узнает, что такое уважение окружающих, привязанность и любовь близких. В самом деле, мы редко задумываемся над тем, что в обыденных человеческих отношениях проявление бестактности, грубости или демонстративного равнодушия не только, как принято говорить, портит настроение, но и имеет более серьезные последствия – разобщает людей.
Следовательно, вежливость – это нечто больше, чем простое соблюдение принятого в обществе этикета. Это еще и культура чувств. Ребенка надо учить замечать состояния других людей.
Культура общения обязательно предполагает так же культуру речи. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх и мероприятиях, что в значительной мере предотвращает между ними конфликты.
Задача родителей и педагогов — воспитывать у ребенка культуру общения.
Формирование умений культуры общения и поведения школьников практически невозможно организовать в жестко ограниченных рамках учебного взаимодействия, основная цель которого – обучение (овладение системой знаний), а не общение школьников. Поэтому формирование культуры речевого общения у младших школьников эффективнее проводить во внеурочной деятельности, через активные формы воспитательного процесса.
Активные формы воспитательной работы - это устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуации, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно-практических); совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение содержания воспитательной работы.
Общий анализ практики дает возможность выделить три основных типа активных форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.
Mероприятия - это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые воспитателем или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.
Формы работы, которые могут быть объективно отнесены к мероприятиям: беседы, лекции, дискуссии, диспуты, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия (например, по правилам дорожного движения, по гражданской обороне и др.).
Мероприятия как форму воспитательной работы можно выбирать:
- когда нужно решить просветительские задачи: сообщить воспитанникам какую-либо сложную информацию, познакомить с культурной, политической жизнью общества;
- когда необходимо обратиться к содержанию воспитательной работы, требующей высокой компетентности: к вопросам общественной жизни народа, политики, экономики и др. В таких случаях целесообразны мероприятия с приглашением специалистов;
- когда организаторские функции слишком сложны для детей, либо объективно, либо по причине отсутствия достаточного опыта, например, при ведении дискуссий, обсуждений, организации массового проявления социальной активности (беседы, конференции, митинги и др.). Такие события организуются суворовцами старших курсов для младших, когда стоит задача непосредственного обучения детей чему-либо, например, организаторским умениям, практическим навыкам, познавательным умениям. В этом помогают занятия, практикумы, тренинги, когда необходимы меры по укреплению здоровья детей, их физического развития, по выполнению режима дня, поддержанию дисциплины и порядка (прогулка, зарядка, беседа, рассказ, встреча, тренировка).
Вместе с тем мероприятия следует считать нецелесообразными, когда дети в состоянии самостоятельно, разумеется, с помощью воспитателя, педагога, старших воспитанников, организовать освоение и обмен ценной информацией и действиями. В этих случаях более предпочтительны формы работы другого типа, которые называются делами.
Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.
Характерные признаки этого типа форм: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство. Иначе говоря, делами можно считать такие события в жизни коллектива, когда воспитанники активно действуют, сами решают, что, как и для кого (чего) делать, сами организуют свою деятельность.
Формы работы, которые можно отнести к делам: трудовые десанты и операции, рейды, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, вечера, а также другие формы коллективных творческих дел.
В реальной практике эти формы могут быть воплощены по-разному, в зависимости от того, кто является их организатором и какова степень творчества участников. Фактически по характеру реализации форм-дел можно различить три их подтипа:
- дела, в которых организаторскую функцию выполняет какой-либо орган или даже кто-то персонально (воспитатель, ответственный или педагог). Они могут выглядеть просто как организованная, продуктивная общая работа - посадка деревьев, концерт для родителей, изготовление сувениров для гостей и т.д.;
- творческие дела, отличающиеся, прежде всего организаторским творчеством какой-либо части коллектива (творческой или инициативной группы, микроколлектива и др.), которая задумывает, планирует и организует их подготовку и проведение. Такие дела часто предполагают исполнительское творчество всех участников. Например, творческая группа разработала идею фестиваля рисованных фильмов, раздала командам роли представителей киностудий стран мира и задания: нарисовать и «озвучить» фильм на какую-либо тему, выступила в роли ведущих и жюри кинофестиваля;
- коллективные творческие дела, в организации которых и творческом поиске лучших решений и способов деятельности принимают участие все члены коллектива.
Третьим типом форм воспитательной работы является игра. Причем игру как тип воспитательной работы необходимо отличать от игровых приемов проведения дел и мероприятий (даже если эти дела и мероприятия носят наименование «игры»), а также от игр как форм стихийного (неорганизованного) проведения досуга (например, головоломок, шарад, настольных и подвижных игр и т.д.).
Игра как форма воспитательной работы - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.
Культура общения и поведения на самоподготовке.
Повседневная практика показывает, что дальнейшее развитие культуры общения и поведения формируется именно в младшем школьном возрасте. Сложившаяся структура работы показывает, что именно самоподготовка способствует развитию культуры общения и поведения.
Поскольку культура поведения тесно связана с навыками культуры общения, в своей работе на самоподготовке мы делаем большой акцент на развитие и формирование культуры речевого общения, что требует от нас постоянного анализа психологического состояния детей, их общего уровня развития, успеваемости, адаптации в классе, выявления их статуса в коллективе, а так же требует постоянного поиска дальнейшего развития своей деятельности.
Поскольку культура общения главным образом включает в себя культуру речевого общения, в своей работе мы работаем над обогащением речи, развиваем объем активного словарного запаса, формируем точность речи , четкость произношения, развиваем выразительность речи учащихся. В реализации данных задач нам помогает взаимодействие с логопедом, учителем, использование различных игровых технологий, т.к. именно в младшем школьном возрасте именно в игровой деятельности достигается наибольший успех для достижения поставленных задач.
Культура общения и поведения в игровой деятельности.
Не следует забывать, что игровая деятельность является одним из ведущих видов деятельности в младшем школьном возрасте, а так же является наиболее активной формой организации воспитательного процесса.
Как показывает опыт, именно в процессе игры у детей формируются и закрепляются навыки поведения и культуры общения.
Игровая деятельность играет важную роль в формировании таких качеств как:
-умение говорить и слушать других;
-умение выбирать нужное поведенческое решение соответственно ситуации;
- овладение основными этическими нормами;
- формирование в поведении этических стереотипов.
Использование игровых технологий требует от нас:
- формировать положительное эмоциональное отношение к выполнению правил поведения;
- использовать проблемные и реальные жизненные ситуации, моделируемые в игровой деятельности для закрепления усвоенных правил поведения;
- пополнения личного опыта культурного поведения;
- подбора, разработки и использования системы игр, направленных на воспитание культуры поведения, которые опираются на коммуникативный подход, учитывают речевое и возрастное развитие детей.
Культура общения и поведения за пределами школы-интерната.
Для реализации намеченных планов по формированию культуры общения и поведения школьников, я использую такой метод активной формы воспитательного процесса как регулярные выезды с воспитанниками за пределы школы ,а именно посещение……
Основной задачей воспитателя в рамках данного вида деятельности является грамотное сочетание систематической работы над правилами, проводимой на специальных занятиях, и повседневной работы воспитателя и учащихся.
Учитывая ситуативность поведения детей, необходимо разнообразить условия, в которых учащиеся должны упражняться, выполнять те или иные правила поведения.
Реализация данного вида деятельности подразумевает укрепление и развитие практических навыков культурного общения и поведения в общественном транспорте, магазине, торговом центре, в театре и т.д.
Развитие культуры общения и поведения во внеурочной деятельности. Мероприятия .
Значимость проблемы культуры общения и поведения настолько очевидна, что укрепление и развитие данных понятий играет важную роль в формировании полноценной и гармонично развитой личности подростка.
Значимые цели многих моих мероприятий это :
- формирование адекватного коммуникативного поведения;
-формирование коммуникативной грамотности учащихся, заключающуюся в знании ими функций общения;
- обучить своих воспитанников основным правилам и приемам эффективного общения в различных ситуациях;
- развитие опыта творческой деятельности;
- развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.
Главными методами остаются приучение школьников к выполнению правил культурного общения, а так же коллективно-творческие дела. Опыт работы показывает, что навыки позитивного общения подростки приобретают, когда они активно участвуют в коллективных делах и мероприятиях.
Я использую:
Упражнения-тренинги, беседы, дискуссии, творческие мастер-классы, классные часы, круглые столы, ситуативно- ролевые игры и многое другое.
Просмотр содержимого документа
«Круглый стол «Развитие навыков культуры общения и поведения обучающихся через активные формы организации воспитательного процесса»»
Круглый стол
«Развитие навыков культуры общения и поведения обучающихся через активные формы организации воспитательного процесса»
Воспитатель: Ядыкин В. В.
Культура поведения - это совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре.
Формирование культуры речевого общения у детей младшего школьного возраста – это «процесс овладения детьми нормами и правилами речевого общения, культуры речи и речевого этикета.
Культура общения школьников — предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.
Активные формы воспитательного процесса.
Формирование умений культуры общения и поведения школьников практически невозможно организовать в жестко ограниченных рамках учебного взаимодействия, основная цель которого – обучение ,а не общение школьников. Поэтому формирование культуры речевого общения у младших школьников эффективнее проводить во внеурочной деятельности, через активные формы воспитательного процесса.
Активные формы воспитательной работы - это устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуации, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно-практических); совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение содержания воспитательной работы.
Основные виды активных форм воспитательной работы
-Мероприятия;
-Дела;
-Игры;
-Самоподготовка;
-Утренники, праздники;
-Исследовательская деятельность;
-Экскурсии, прогулки, подвижные игры на свежем воздухе;
-Кружковые занятия;
-Викторины, занятия по ПДД и многое другое.
Виды активных форм воспитательной работы
Виды активных форм воспитательной работы
Виды активных форм воспитательной работы
Виды активных форм воспитательной работы
Основные виды активных форм воспитательной работы
Mероприятия - это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые воспитателем или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.
Основные виды активных форм воспитательной работы
Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.
Характерные признаки : деятельно-созидательная позиция детей;
их участие в организаторской деятельности;
общественно значимая направленность содержания;
самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство.
Основные виды активных форм воспитательной работы
Игра как форма воспитательной работы - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения и воспитания.
Культура общения и поведения на самоподготовке.
Повседневная практика показывает, что дальнейшее развитие культуры общения и поведения формируется именно в младшем школьном возрасте.
Культура общения и поведения на самоподготовке.
Сложившаяся структура работы показывает, что именно самоподготовка способствует развитию культуры общения и поведения.
Культура общения и поведения на самоподготовке.
Культура общения и поведения на самоподготовке.
Мы работаем над обогащением речи, развиваем объем активного словарного запаса, формируем точность речи , четкость произношения, развиваем выразительность речи учащихся.
Культура общения и поведения в игровой деятельности.
Игровая деятельность является одним из ведущих видов деятельности в младшем школьном возрасте, а так же является наиболее активной формой организации воспитательного процесса.
Культура общения и поведения в игровой деятельности.
Игровая деятельность играет важную роль в формировании таких качеств как:
-умение говорить и слушать других;
Культура общения и поведения в игровой деятельности.
-умение выбирать нужное поведенческое решение соответственно ситуации;
Культура общения и поведения в игровой деятельности.
- овладение основными этическими нормами;
- формирование в поведении этических стереотипов.
Культура общения и поведения в игровой деятельности.
Культура общения и поведения в игровой деятельности.
Культура общения и поведения за пределами школы-интерната.
Культура общения и поведения за пределами школы-интерната.
Учитывая ситуативность поведения детей, необходимо разнообразить условия, в которых учащиеся должны упражняться, выполнять те или иные правила поведения.
Культура общения и поведения за пределами школы-интерната.
Реализация данного вида деятельности подразумевает укрепление и развитие практических навыков культурного общения и поведения в общественном транспорте, магазине, торговом центре, в театре и т.д
Культура общения и поведения за пределами школы-интерната.
Культура общения и поведения за пределами школы-интерната.
Развитие культуры общения и поведения во внеурочной деятельности.
Развитие культуры общения и поведения во внеурочной деятельности.
Значимые цели мероприятий это :
- формирование адекватного коммуникативного поведения;
-формирование коммуникативной грамотности учащихся, заключающуюся в знании ими функций общения;
Развитие культуры общения и поведения во внеурочной деятельности.
Развитие культуры общения и поведения во внеурочной деятельности.
- обучить своих воспитанников основным правилам и приемам эффективного общения в различных ситуациях;
Развитие культуры общения и поведения во внеурочной деятельности.
- развитие опыта творческой деятельности;
- развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.
Развитие культуры общения и поведения во внеурочной деятельности.
Деловая игра «Найди волшебные слова»
Цель: совершенствовать умение правильно употреблять в речи вежливые слова.
Деловая игра «Найди волшебные слова»
Задачи:
Закрепить и обобщить понятия «Вежливость», «Волшебные слова», «Добрые дела».
Развивать навыки обобщения, правильного применения вежливых слов, добрых дел на практике.
Воспитывать у учащихся чувство взаимопомощи, доброты, чуткости, уважение к личности другого человека.
Деловая игра «Найди волшебные слова»
Деловая игра «Найди волшебные слова»
Деловая игра «Найди волшебные слова»
Спасибо
За
Внимание