СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучающая тестовая работа в 9 классе по теме "Сложное предложение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающая тестовая работа 

Просмотр содержимого документа
«Обучающая тестовая работа в 9 классе по теме "Сложное предложение"»

Тестовая работа в 9 классе

Вариант 1.

1. Укажите сложные предложения:

1) Вдруг она (собака) уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь.

2) Он кинулся спасать, он заслонил собою своё детище…

3) Но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип.

4) Видно, и он признал эту силу.

2. Укажите сложносочинённые предложения (ССП):

1) Слёзы высохли у меня на глазах, сестрица тоже перестала плакать.

2) Лето было сухое, знойное, и ледники в горах начали таять.

3) Мал золотник, да дорог.

4) То холодно, то очень жарко.

3. Укажите сложносочинённые предложения, в которых запятая между предикативными частями не ставится:

1) Горячее солнце с тоской искало ветра _ да ветра то не было.

2) Вы сейчас же должны собраться _ или я уеду один.

3) Вдали поле с рожью точно огнём горит _ да речка блестит и сверкает на солнце.

4) К счастью, к полудню дождь прекратился _ и на весь горизонт раскатилась радуга.

4. Укажите сложносочинённые предложения, в которых правильно расставлены знаки препинания:

1) Изредка только загогочут гуси да звякнет колокольчиком привязанная к колу коза.

2) Там кучер ждёт с лошадью, однако на санях не проехать.

3) Ещё два-три удара веслом – и путь окончен.

4) Ночью прошёл дождик и пахнет теперь землёй да прелыми листьями.

5. Перестройте из двух простых предложений одно сложносочинённое (части можно менять местами). Запишите получившийся вариант.

Сначала вы выкладывайте всё. Потом я расскажу о пережитом за этот год.

6. Укажите сложноподчинённые предложения (СПП) с придаточной изъяснительной:

1) Он до того разбогател, что просто страшно.

2) Я не мог догадаться, что ей от нас нужно.

3) Краткость, как справедливо утверждал Чехов, является сестрой таланта.

4) Спросите вы у тишины, хотят ли русские войны.

7. Укажите сложноподчинённые предложения (СПП) с придаточной времени:

1) Он ни словом не обмолвился о том, когда следовало бы прийти.

2) С тех пор как появился Антон, в отраде согласия больше не было.

3) Когда ямщик свистнул, лошади поскакали.

4) Когда бы ни приезжал ты на Красное море, тебя всегда встречает солнце.

8. Перестройте из двух предложений одно сложноподчинённое (части можно менять местами). Запишите получившийся вариант.

Тут нам угрожают разные беды и неприятности. Полезно запастись утешительными новостями.

9. Укажите предложения, которые соответствуют схеме [ ,( ), ]. Учтите, что знаки препинания не расставлены.

1) Всякий раз как только случалось что-нибудь печальное или просто примечательное я ждала вашего появления.

2) В мире сейчас был один дождь столь восторженно упоённый собой что я пожалел об отсутствии у меня крыльев.

3) Я должен с огорчением вас информировать что первоначальная гипотеза случайной аварии опровергнута но предположить свою версию пока не могу.

4) Тебе кажется что будь ты с ними экспедиция вернулась бы без таких потерь.

10. Укажите сложноподчинённые предложения, в которых правильно расставлены знаки препинания:

1) Я пою романсы и не замечаю, что дождь уже кончился и по тротуару мимо нас идут прохожие.

2) Мне по-прежнему верится, что, если останется жить Земля, высшим достоянием человечества станут когда-нибудь учителя!

3) Каждый кто последует за нами, сможет получить свою долю клада.

4) Мне принесли кофе, который я заказывал по смарт-связи и круассан со взбитыми сливками.

11. Укажите бессоюзные сложные предложения (БСП):

1) Волчица прислушалась, волчонок тоже насторожил уши.

2) Поезд опаздывал: пути временно перекрывали из-за происшествия.

3) Запомни: ты навсегда в ответе за тех, кого приручил.

4) Ты сама готова спасти других от уныния тяжкого, ты сама не боишься ни свиста, ни огня хрустящего.

12. Укажите предложения, в которых между частями бессоюзного сложного предложения ставится двоеточие, так как во второй части раскрывается причина того, о чём говорится в первой части:

1) Папа отвлёкся на телефон _ мы проехали свою остановку.

2) Приду позже _ у меня на утро запланирован визит к стоматологу.

3) В эту августовскую ночь было светло как днём _ мы были в эпицентре грозового фронта.

4) Я знал _ Андре меня дождётся.

13. Укажите бессоюзные сложные предложения, в которых правильно расставлены знаки препинания:

1) Записывайте: поездка в Хатыни состоится 22 марта.

2) Не плачь – плачут только слабые.

3) Цветов он не дарит девчатам – они ему дарят цветы.

4) Я отвернулся, но краем глаза успел заметить: сестра что-то прятала за спину.

14. Перестройте из двух простых предложений одно бессоюзное сложное (части можно менять местами). Запишите получившийся вариант.

В городе вечером состоятся праздничные гуляния. С самого утра на проспекте перекрыли движение личного и общественного транспорта.

15. Укажите номера пропусков, на месте которых нужно поставить запятую:

И тут я вспомнил (1) _ что (2) _ когда в один из погожих дней я забрёл в лес (3) _ и бездумно пошёл по лесной дороге (4) _ то впервые поймал себя на мысли (5) _ если просто идти и любоваться природой (6) _ на душе становится легко и спокойно.

16. Укажите предложения с чужой речью, в которых правильно расставлены знаки препинания:

1) Экзюпери напомнил читателям, что «все взрослые сначала были детьми».

2) «Странно! – подумал я, - наверно, она о чём-нибудь догадывается».

3) – Не нарушай режима! – говорил Андре, - Еда, ребята, прогулки, сон – всё по расписанию!

4) Он улыбнулся и покачал головой – «Завидуешь, Эли. Древнее чувство. Понимаю».

17. Замените прямую речь косвенной. Запишите получившееся сложноподчинённое предложение:

- Бродяга, тебе придётся остаться на корабле,- сказал я.

ТЕКСТ ДЛЯ ЗАДАНИЙ 18 – 20

(1) Обижаться следует только тогда, когда хотят вас обидеть. (2) Если не хотят обидеть, а повод для обиды – случайность, то зачем обижаться?

(3) Не сердясь, выяснить недоразумение – и всё.

(4) А как поступить, если хотят обидеть? (5) Прежде чем отвечать на обиду обидой, стоит подумать _ следует ли опускаться до обиды? (6) Излишняя обидчивость - признак недостатка ума или какой-то закомплексованности. (7) Нужно быть умнее. (8) Есть хорошее правило: обижаться стоит, если вас намеренно обижают. (9) На простую невнимательность, забывчивость, которая иногда свойственна человеку, обижаться не надо. (10) Напротив, следует проявить к такому забывчивому человеку особую внимательность: так будет благородно.

(11) Это если обижают вас, но и вы сами можете нанести обиду другому. (12) В отношении обидчивых людей надо быть особенно внимательными: обидчивость – очень мучительная черта характера.

18. Определите, какие высказывания соответствуют содержанию текста:

1) Любая обида – повод для ссоры.

2) Иногда люди обижают других ненамеренно, по невнимательности.

3) Обижаться следует только тогда, когда вас обижают целенаправленно.

4) Обижают и чрезмерно обижаются люди недостаточно умные.

19. Определите типы указанных предложений. Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр (например, А1Б5В2).

А. Если не хотят обидеть, а повод для обиды – случайность, то зачем же обижаться?

Б. Есть хорошее правило: обижаться стоит, если вас намеренно обижают.

В. Напротив, следует проявить к такому забывчивому человеку особую внимательность: так будет благородно.


1. ССП.

2. СПП с одной придаточной.

3. СПП с однородным подчинением.

4. СПП с последовательным подчинением.

5. Бессоюзное сложное предложение.

6. Сложное предложение с разными видами связи.



20. Определите, какой знак препинания по какому условию ставится на месте пропуска в 5-м предложении. Ответ запишите в виде сочетания буквы и цифры (например, Г2).

А. Запятая.

Б. Двоеточие.

В. Тире.

1. Выделяется придаточная часть сложноподчинённого предложения.

2. В последней части сложного предложения раскрывается причина, основание того, о чём говорится в предыдущей части.

3. Содержание последней части сложного предложения противопоставлено тому, о чём говорится в предыдущей части.

4. В последней части сложного предложения заключён прямой вопрос.

5. В последней части сложного предложения представлен вывод, результат того, о чём говорится в предыдущей части.



















Вариант 2.

1. Укажите сложные предложения:

1) И начинается наша сказка просто: один волшебник женился, остепенился и занялся хозяйством.

2) Но как ты волшебника ни корми, его всё тянет к чудесам, превращениям и удивительным приключениям.

3) Но герои сказки, близкие к «чуду», лишены бытовых черт сегодняшнего дня.

4) Таковы и волшебник, и его жена, и принцесса, и медведь.

2. Укажите сложносочинённые предложения (ССП):

1) Утро было весёлое, и небо ясное.

2) Уж я этих цыплят и волшебной палочкой колотил, и вихрем их завивал, и семь раз ударил молнией – всё напрасно!

3) Терпеть не могу, когда для собственной забавы мучают животных.

4) А иной раз щёлк – и нет пути назад!

3. Укажите сложносочинённые предложения, в которых запятая между предикативными частями не ставится:

1) Я ко всему приучена _ да вот теперь и боюсь.

2) Все ворчат _ и никто ничего не хочет понять.

3) До сих пор меня никто не называл милой девушкой _ и со мной никто так не разговаривал…

4) Тогда ничего не хочется делать _ и тебя одолевают печальные мысли.

4. Укажите сложносочинённые предложения, в которых правильно расставлены знаки препинания:

1) Никто не умрёт и всё кончится благополучно.

2) Там небо серое и часто идут дожди да ветер воет в трубах.

3) Дождики дождиками, но бывают и чудеса, и удивительные превращения, и утешительные сны.

4) Принцесса поцеловала его – и смерть отступила от счастливых влюблённых.

5. Перестройте из двух простых предложений одно сложносочинённое (части можно менять местами). Запишите получившийся вариант и подчеркните грамматические основы.

Подняться на девятый этаж по лестнице я не смогу. Сердце в последнее время побаливает.

6. Укажите сложноподчинённые предложения с придаточной определительной:

1) В наше бюро часто приносят даже дорогие вещи, забытые в трамвае кем-то в спешке.

2) У меня теперь есть тайна, поведать которую я не могла бы даже самым близким людям.

3) Я покажу тебе мою комнату, где вечерами плакала от безысходности.

4) А он спрашивал, какими делами мы были заняты всю неделю.

7. Укажите сложноподчинённые предложения с придаточной причины:

1) Я никому этого не показываю, потому что привыкла с детства не плакать.

2) Самые тихие речки выходят из берегов и преграждают ему путь, едва он подходит к броду.

3) Охотник пошёл к доктору за успокоительными каплями, так как боится заболеть от беспокойства.

4) Ещё грустнее вам будет, если я оставлю вас не попрощавшись.

8. Перестройте из двух предложений одно сложноподчинённое (части можно менять местами). Запишите получившийся вариант.

Тетерева с высоких берёз улетели в чащу. Жди зимы с бураном.

9. Укажите предложения, которые соответствуют схеме [ ,( ), ]. Учтите, что знаки препинания не расставлены.

1) Стыдно убивать героев для того чтобы растрогать холодных и расшевелить равнодушных.

2) Вещи которые я считала пропавшими находятся вдруг сами собой.

3) Мы просим вас поразмыслить о том что я сообщил в первом письме и скорее дать ответ.

4) Когда я сказал что никогда ещё она не была так красива Мери молча отвернулась.

10. Укажите сложноподчинённые предложения, в которых правильно расставлены знаки препинания:

1) Спасибо, жизнь, за то, что вновь приходит день, что зреет хлеб и что взрослеют дети.

2) Замети как я волнуюсь, Вера положила мне руку на плечо.

3) Он объявил, что не успокоится пока не продемонстрирует мне с Мери вывезенного с Земли зверинца.

4) Он спросил, не хотим ли мы предстать перед командующим и объяснить, кто мы и как поможем его сторонникам.

11. Укажите бессоюзное сложное предложение (БСП):

1) Если прямые пути перекрыты, можно пойти в обход.

2) Никто тебя не тянул – ты сам пришёл.

3) Аллан помчался, обгоняя выходящих из зала, мы же с Мери не торопились.

4) Я недавно вычислила: этой мощности не хватит для нормального функционирования аппарата.



12. Укажите предложения, в которых между частями бессоюзного сложного предложения ставится двоеточие, так как во второй части поясняется то, о чём говорится в первой части:

1) Для меня эта история началась так _ на второй день после возвращения на Землю я повстречал Мери.

2) Я кивнул _ не хотелось огорчать его равнодушия.

3) Не можешь справится сам _ попроси помощи у близких.

4) Андре на концерте не удержался от озорства _ он вышел на сцену перед началом симфонии.

13. Укажите бессоюзные сложные предложения, в которых правильно расставлены знаки препинания:

1) Я мельком взглянул на неё – Мери увлечённо рассматривала что-то в пробирке.

2) Я добавил последний аргумент: на Земле всё чересчур подчинили машинному программированию.

3) Дождь не ослабевал – вода под ногами рушилась вскипала, рычала, бешено неслась.

4) Мне повезло: автоматы подали сырные шарики.

14. Перестройте из двух простых предложений одно бессоюзное сложное (части можно менять местами). Запишите получившийся вариант.

Я пропадал на корабле. Мы с Мери теперь не виделись неделями.

15. Укажите номера пропусков, на месте которых нужно поставить запятую:

16. Укажите предложения с чужой речью, в которых правильно расставлены знаки препинания:

17. Замените прямую речь косвенной. Запишите получившееся сложноподчинённое предложение:

- Что вы думаете обо всём происходящем, друзья? – спросил Андре.

ТЕКСТ ДЛЯ ЗАДАНИЙ 18 – 20

(1) Есть много книг о «хороших манерах», объясняющих, как держать себя в обществе, как говорить, не оскорбляя слуха, и одеваться, не оскорбляя зрения окружающих. (2) К сожалению, в этих книгах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры.

(3) А в основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал человеку чтобы все вместе чувствовали себя хорошо.

(4) Поэтому не надо шуметь _ от шума не заткнёшь уши. (5) Во время еды за столом не надо чавкать и говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений. (6) Не стоит класть локти на стол, чтобы не мешать соседу. (7) Опрятно одеваться – значит проявлять уважение к себе и другим: на вас не должно быть противно смотреть. (8) Манеры, поведение, одежда должны быть сдержанными и красивыми, ибо красота не утомляет.

(9) Не думайте, что хорошие манеры – это только нечто поверхностное. (10) Своим поведением вы выявляете свою суть.



18. Определите, какие высказывания соответствуют содержанию текста:

1) Хорошие манеры – это только манеры, ничего серьёзного.

2) В книгах о хороших манерах всегда объясняется, зачем нужны хорошие манеры.

3) Шумное поведение, неопрятная одежда являются нарушениями правил хорошего тона.

4) Суть хороших манер – не мешать другим, не причинять им неудобства.



19. Определите типы указанных предложений. Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр (например, А1Б5В2).

А. А в основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо.

Б. Опрятно одеваться – значит проявлять уважение к себе и другим: на вас не должно быть противно смотреть.

В. Не думайте, что хорошие манеры – это только нечто поверхностное.

1. ССП.

2. СПП с одной придаточной.

3. СПП с однородным подчинением.

4. СПП с последовательным подчинением.

5. Бессоюзное сложное предложение.

6. Сложное предложение с разными видами связи.



20. Определите, какой знак препинания по какому условию ставится на месте пропуска в 4-м предложении. Ответ запишите в виде сочетания буквы и цифры (например, Г2).

А. Запятая.

Б. Двоеточие.

В. Тире.

1. Выделяется придаточная часть сложноподчинённого предложения.

2. В первой части сложного предложения представлено условие для выполнения того, о чём идёт речь во второй части.

3. Во второй части сложного предложения раскрывается причина, основание того, о чём говорится в предыдущей части.

4. Во второй части сложного предложения заключено следствие того, о чём говорится в предыдущей части.

5. Между частями складываются сопоставительные отношения.













Ключи к тестовой работе

Вариант 1

Вариант 2

1

2, 3

1, 2

2

1, 2, 4

1, 4

3

3, 4

3, 4

4

1, 2, 3

2, 3, 4

5

Сначала ты выкладывай всё, а потом я расскажу о пережитом за этот год.

[ ], а [ ]

Сердце в последнее время побаливает, и поэтому подняться на девятый этаж по лестнице я не смогу.

[ ], и поэтому [ ].


6

2, 4

2, 3

7

2, 3

1, 3

8

Так как тут нам угрожают разные беды и неприятности, полезно запастись утешительными новостями.

(Так как…), [ ].


Тут нам угрожают разные беды и неприятности, так что полезно запастись утешительными новостями.

[ ], (так что…)


Полезно запастись утешительными новостями, потому что тут нам угрожают разные беды и неприятности.

[ ], (потому что…)



Если тетерева с высоких берёз улетели в чащу, жди зимы с бураном.

(Если…), [ ].



Тетерева с высоких берёз улетели в чащу, так что жди зимы с бураном.

[ ], (так что…)


9

1, 3

2, 3

10

1, 2

1, 4

11

2, 4

2, 4

12

2, 3

1, 4

13

1, 3, 4

2, 3, 4

14

С самого утра на проспекте перекрыли движение личного и общественного транспорта: в городе вечером состоятся праздничные гуляния.

[ ]: [ причина ]

Я пропадал на корабле - мы с Мери теперь не виделись неделями.

[ ] - [следствие ]

Мы с Мери теперь не виделись неделями: я пропадал на корабле.

[ ] : [причина ]



15

1, 4, 6

2, 3, 4

16

1, 3

1, 3

17

Я сказал Бродяге, что ему придётся остаться на корабле.

Андре спросил друзей, что они обо всём происходящем думают.

18

2, 3, 4

3, 4

19

А3Б6В5

А3Б5В2

20

Б4

В3




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!