СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучаем ребенка чтению и развиваем фонематический слух.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игры и упражнения для развития фонематического слуха. Рекомендации для родителей.

Просмотр содержимого документа
«Обучаем ребенка чтению и развиваем фонематический слух.»


Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:

  • Наша речь состоит из предложений

  • Предложения состоят из слов.

  • Слова из звуков.

  • Звуки мы слышим и произносим.

  • Буквы мы видим и пишем.

  • Звук на письме обозначается буквой.

  • Звуки бывают гласные и согласные.

  • Гласные звуки – это звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды. В русском языке шесть гласных звуков: [А У И О Э Ы]. На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.

  • Согласные - звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду. Твердые согласные звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зеленым.















































Уважаемые родители!


Большое значение в формировании правильной речи имеет фонематический слух.

Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, что по данным современных исследователей одно и тоже, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы), составляющие звуковую оболочку слов.

Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

Преодоление нарушений  фонематического слуха является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи.




ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!

















































«Домашний логопед»



МБОУ «Рыльская средняя

общеобразовательная школа №1

им. Г.И. Шелехова»





Обучаем ребенка чтению

и развиваем

фонематический слух



Учитель-логопед

Барановская Е.С.
















































Игры на развитие фонематического слуха

«Назови первый звук»

Взрослый произносит слово с интонационным выделением первого звука и кидает мяч ребенку, а тот называет первый звук в слове и перебрасывает мяч взрослому (Аня, азбука, арбуз, Ира, изюм, Оля, осень, утка, улица …).

«Скажи наоборот»

Взрослый проговаривает два-три звука, а ребенок должен произнести их в обратном порядке.

«Закончи стихотворение»

Взрослый предлагает ребенку закончить двустишие, подобрав подходящее рифмующееся слово:

Портфель я выронил из рук,

Такой большой на ветке…

Шел по лесу шустрый мишка,

На него свалилась…

Как-то вечером две мышки

Унесли у Пети…



















































«Найди новое»

Взрослый называет слова и в каждом просит отыскать и собрать два или три новых слова, например, ПОЛЯНА – пол, Оля, Яна. Слова для разбора: смородина, стрекоза, дедушка, кружка, линейка, сумка, форточка, корабль, колесо, апельсин, кастрюля.

«Замени звук»

Взрослый произносит слово и просит в нем заменить первый, второй или третий звук, чтобы получилось новое слово: например: балет — билет. Слова для игры: олень, машина, Толя, Маша, Таня, стол, сетка, норка.

«Весёлое название»


Взрослый дает ребенку два кружка — красный и зеле­ный — и предлагает игру: если ребенок услышит правиль­ное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное — красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко про­износит звукосочетания: баман, альбом, витамин, клетка, паман, айбом, митанин, къетка, банан, аньбом, фитамин, клетта, банам, авьбом, виталим, тлетка.

«Зоркий глаз»

Ребенку предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук.



























































«Хлопни в ладоши»

Взрослый называет слова, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда слышит слово с заданным звуком, например: колесо, бабочка, фасоль, воздух, леска, лист, лампа, пирамида (выделение слова со звуком [л’]).

«Определи первый звук»

Взрослый предлагает ребенку прослушать слова и назвать звук, который он услышат в начале каждого слова: осень, астры, уши, имя, ужин, мак, кот, армия, рис, улица, эхо.

«Чудесный мешочек»

Взрослый помещает в мешочек или коробку картинки, в названии которых заданный звук встречается в начале и конце слова. Ребенок берет из мешочка предметную картинку, называет ее и определяет местоположение заданного звука в слове.

«Какое слово задумано?»

Взрослый показывает ребенку картинки и называет их, пропуская первый звук (…омашка), а ребенок произносит слово, выделяя пропущенный звук (ррромашка).

































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!