Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:
Наша речь состоит из предложений
Предложения состоят из слов.
Слова из звуков.
Звуки мы слышим и произносим.
Буквы мы видим и пишем.
Звук на письме обозначается буквой.
Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки – это звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды. В русском языке шесть гласных звуков: [А У И О Э Ы]. На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.
Согласные - звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду. Твердые согласные звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зеленым.
Уважаемые родители!
Большое значение в формировании правильной речи имеет фонематический слух.
Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, что по данным современных исследователей одно и тоже, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы), составляющие звуковую оболочку слов.
Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.
Преодоление нарушений фонематического слуха является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи.
ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!
«Домашний логопед»
МБОУ «Рыльская средняя
общеобразовательная школа №1
им. Г.И. Шелехова»
Обучаем ребенка чтению
и развиваем
фонематический слух
Учитель-логопед
Барановская Е.С.
Игры на развитие фонематического слуха
«Назови первый звук»
Взрослый произносит слово с интонационным выделением первого звука и кидает мяч ребенку, а тот называет первый звук в слове и перебрасывает мяч взрослому (Аня, азбука, арбуз, Ира, изюм, Оля, осень, утка, улица …).
«Скажи наоборот»
Взрослый проговаривает два-три звука, а ребенок должен произнести их в обратном порядке.
«Закончи стихотворение»
Взрослый предлагает ребенку закончить двустишие, подобрав подходящее рифмующееся слово:
Портфель я выронил из рук,
Такой большой на ветке…
Шел по лесу шустрый мишка,
На него свалилась…
Как-то вечером две мышки
Унесли у Пети…
«Найди новое»
Взрослый называет слова и в каждом просит отыскать и собрать два или три новых слова, например, ПОЛЯНА – пол, Оля, Яна. Слова для разбора: смородина, стрекоза, дедушка, кружка, линейка, сумка, форточка, корабль, колесо, апельсин, кастрюля.
«Замени звук»
Взрослый произносит слово и просит в нем заменить первый, второй или третий звук, чтобы получилось новое слово: например: балет — билет. Слова для игры: олень, машина, Толя, Маша, Таня, стол, сетка, норка.
«Весёлое название»
Взрослый дает ребенку два кружка — красный и зеленый — и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное — красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания: баман, альбом, витамин, клетка, паман, айбом, митанин, къетка, банан, аньбом, фитамин, клетта, банам, авьбом, виталим, тлетка.
«Зоркий глаз»
Ребенку предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук.
«Хлопни в ладоши»
Взрослый называет слова, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда слышит слово с заданным звуком, например: колесо, бабочка, фасоль, воздух, леска, лист, лампа, пирамида (выделение слова со звуком [л’]).
«Определи первый звук»
Взрослый предлагает ребенку прослушать слова и назвать звук, который он услышат в начале каждого слова: осень, астры, уши, имя, ужин, мак, кот, армия, рис, улица, эхо.
«Чудесный мешочек»
Взрослый помещает в мешочек или коробку картинки, в названии которых заданный звук встречается в начале и конце слова. Ребенок берет из мешочка предметную картинку, называет ее и определяет местоположение заданного звука в слове.
«Какое слово задумано?»
Взрослый показывает ребенку картинки и называет их, пропуская первый звук (…омашка), а ребенок произносит слово, выделяя пропущенный звук (ррромашка).