СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обсуждение проблемы "Что значит любить животных?" на примере рассказа В.Ю.Драгунского "Он живой и светится"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Помогает лучше усвоить прроблему - любовь к животным. Рассказ В.Ю.Драгунского очень хорошо передаёт это.

Просмотр содержимого документа
«Обсуждение проблемы "Что значит любить животных?" на примере рассказа В.Ю.Драгунского "Он живой и светится"»

Предмет

Литературное чтение

Класс

3 В

Дата

16.02.2024

Учитель

Тюрина Е.В.





Тип урока

Открытие новых знаний

Раздел

Люби всё живое.

Тема

Обсуждение проблемы «Что значит любить животных?» на примере рассказа В.Ю. Драгунского «Он живой и светится»

Цель урока

способствовать формированию овладения навыками смыслового чтения - развитие умения выразительно читать целыми словами, характеризовать главных героев, читать осмысленно, выделять главную мысль текста; создать условия для формирования навыков смыслового чтения.

Задачи урока


Образовательные: учить давать характеристику героев рассказа и их поступков;

Развивающие: способствовать формированию навыков чтения и  правильной речи учащихся;

Воспитательные: на примере произведения воспитывать положительные качества  личности: сопереживание, дружелюбие, отзывчивость, оценивание жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм

Методы, используемые на уроке

- словесный

- дедуктивный

- наглядный

- практический

- аналитический

Технологии, используемые на уроке

- обучения в сотрудничестве,

- здоровьесберегающие,

- проблемно-поисковое обучение;

- развития критического мышления

Формы работы, используемые на уроке

- фронтальная работа

- групповая работа

- индивидуальная работа

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- научатся воспринимать на слух художественное произведение; получат возможность научиться определять последовательность событий в произведении, объяснять нравственный смысл рассказа, понимать и объяснять поступки героев, соотносить пословицы с главной мыслью.

Регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; Познавательные: осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, в т.ч. творческого характера;

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания

Ориентация на понимание причин успеха; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков.

Условия реализации урока


Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

Учебная литература


Оборудование


Учебник «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, 3 класс (2-я часть).

ТСО (мультимедийный проектор, нетбук, проектор, экран), презентация к уроку, карточки для групповой работы, портрет писателя, 6 шляп, телефоны

Форма проведения урока

урок - диалог












Технологическая карта урока



Этап урока

Методы и приемы

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Мотивация к учебной деятельности

Цель: подготовка учащихся к работе на уроке (психологический настрой учащихся, создание благоприятной обстановки на уроке)

- Добрый день дорогие ребята, я рада приветствовать вас на уроке литературного чтения, присаживайтесь!

-Ребята, сегодня на уроке много гостей, а гости - это всегда радость и хорошее настроение. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем себе удачи и тихо сядем за парты.

Приветствуют учителя

-Настраиваются на урок.

- Да.

Р.: саморегуляция: способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

ІІ.Актуали

зация знаний и мотивация

Репродуктивный:

Работа с загадкой.










Девиз урока

(дети читают хором) Сегодня наш урок пройдёт под девизом:

«Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу - значит, охранять Родину». Так говорил М. Пришвин.

Почему именно эту цитату выбрала как девиз к уроку?

Что хотел сказать автор этими словами?

(проблемный вопрос)

-Ребята, вспомните название раздела, над которым мы работаем.

- Чему учат авторы, прочитанных произведений из этого раздела?


 -“Люби живое".

- О животных,о бережном отношении к живой природе, о природе, о повадках животных, любви к меньшим братьям, сочувствии, заботе.

-Любовь и бережное отношение к природе и животным. Авторы учат своих читателей замечать красоту окружающего мира, ценить ее и оберегать.

Ведь природа – это такая же неотъемлемая часть планеты, как и мы.

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий

К.:  строят понятные речевые высказывания

IV.Формулирование темы и целей урока

Цель: организовать актуализацию умений определять тему урока и ставить перед собой цель

Речевая разминка

Цель: совершенствование четкости произношения, развитие дикции, правильного дыхания; 

1.Выбери автора

Сегодня мы продолжаем работать над разделом «Люби живое».

И познакомимся еще с одним писателем.

-Произведения какого автора в этом разделе мы ещё не встречали?

М. Горький

В.Ю. Драгунский

К.Г. Паустовский

Расскажет нам о нём – Дедловская Виктория

2.Расшифровать тему урока. Чтение загадки

-Отгадайте, о ком идёт речь в загадке:

Не солнце, не огонь, а светит.

То погаснет, то зажжется

Ночью в роще огонек.

Угадай, как он зовется?

Золотистый...

Включить видео о светлячках. (рассказ ребёнка)Прохор

- Так, как выдумаете, о ком мы будем читать сегодня?

- Записали на листах фамилию автора и название произведения.

- Опираясь на тему урока и используя опорные слова, сформулируйте задачи урока.

    • Познакомиться с автором и его произведением

    • Определить главную мысль произведения

 








- Светлячок.




- слушают и анализируют речь ученика

- делают предположения

- познакомиться с рассказом Драгунского «Он живой и светится»

- это жуки, которые светятся

- слушают и смотрят видео

- делаю предположения

- познакомиться с рассказом Драгунского «Он живой и светится»

П.: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника

Р.: целеполагание, планирование

V. Открытие нового знания

Репродуктивный

Словесный – монолог учителя

Практический: чтение рассказа

Словесный: беседа после прочтения

1.Слушание аудиозаписи.

- Перед тем как начать выполнять оставленные задачи на уроке необходимо прочитать рассказ. Для этого откройте учебники на странице 67. Сейчас вам нужно прослушать аудиозапись произведения «Он живой и светится», а вы внимательно слушайте и попутно следите в учебнике, отметьте галочкой незнакомые слова.

– Кто является главными действующими лицами рассказа?

Беседа после чтения

-К какому жанру относится произведение? Докажите.

– Кто является главными действующими лицами рассказа?

- Понравилось ли вам данный рассказ? Аргументируйте своё мнение.- Какая ценная вещь была у Дениски? И что он с ней сделал? Какая тема рассказа.

-Какие слова были непонятны?

(работа в пара)- найти в интернете

2. Словарная работа

Брынза - сыр из овечьего молока.

Моментально - мгновенно, очень быстро.

Доблесть - мужество, отвага, храбрость.

Гватемала, Барбадос - государства в Америке. Здесь: марки, выпущенные этими государствами

- слушают и анализируют речь учителя

 

- рассказы детей

- слушают и анализируют речь учителя



- Рассказ


- Дениска и Мишка

-Это события, которые могли произойти на самом деле, нет волшебства.

- высказывают мнение, аргументируют.

- Ценная вещь у Дениски была – игрушечный самосвал, который поменял на светлячка.



П.: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника

Л.: формулирование проблемы

Р: саморегуляция, как способность к мобилизации силы и энергии.

VІ. Повторное чтение. Закрепление знаний и способов действий


1. Чтение рассказа по частям, обсуждение.

- Давайте подумаем и попытаемся выделить 1 часть рассказа: на стр.67 до слов «И в это время во двор вышел Мишка».

1 часть

- О чем идет речь в этом фрагменте рассказа?

- Каким автор показывает мальчика в этой части?

2 часть

- Читаем 2 часть рассказа до с. 68

до слов «А я остался со своим светлячком»

- С кем же повстречался Дениска?

- О чем говорили мальчики?

- Дениска соглашался на обмен?

- А почему Денис не соглашался на обмен?

- Как вы думаете, почему не согласился на обмен, потому что ему было жалко для друга или потому что подарок для не был дорог?

- Каким мы видим его в этой части? Почему?

- Как вы думаете, почему Денис согласился на обмен?

- А Миша с таким же восхищением смотрел на светлячка?

- Трудно ли было Мише отдать светлячка? Почему?

3 часть

-Читаем 3 часть рассказа, до слов «И я забыл про всех на белом свете»

- Как изменилось мнение мальчика после того, как он увидел светлячка?

- Как вы думаете, почему?

- Найдите в тексте слова, которые описывают чувства мальчика..

- Каким мы здесь видим Дениску?

4 часть

- Читаем 4 часть рассказа.

- Как отреагировала мама?

- Почему мама не стала ругать мальчика за самосвал?

- Как вы думаете, мама считала такой обмен равноценным?

- Почему для мальчика светлячок был лучше, чем самосвал?

- Почему, Мише был важнее самосвал, а не светлячок? И почему Денис с лёгкостью обменял самосвал, подаренный папой, на светлячка?

- Как вы думаете, какая главная мысль произведения?

- Как вы можете объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа(Любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки; свет светлячка принес мальчику радость в грустные минуты одиночества.)

-По вашему мнению, в названии рассказа, какое слово ключевое-главное и важное? (он живой, любое живое существо намного дороже любой механической игрушки)

Гл. мысль рассказа:

Тот, кто любит и ценит природу, никогда не будет одиноким!»


2. Характеристика героев

Работа в группах

- У вас на столах лежат листы. 1 ряд выбирает слова, которые характеризуют Мишу, а 2 ряд – Дениса. - Поработать в паре, выберите качества, которые подходят к героям рассказа, соедините их стрелочками.

- Что мы можем сказать о Дениске и о Мишке? Какие они по характеру?

  • Добрый,

  • невежливый,

  • любящий природу,

  • любил собирать марки,

  • любил машины,

  • чувствительный,

  • неравнодушный к механическим игрушкам,

  • верный,

  • надежный,

  • настырный,

Дениска - добрый, любящий природу, чувствительный, верный, надежный.

Мишка - невежливый, любил собирать марки, любил машины, неравнодушный к механическим игрушкам, настырный.

Вывод: автор произведения хочет, чтобы вы были похожи на Дениску, любили и охраняли всё живое- природу. Дениска научит Мишу видеть прекрасное, они будут друзьями.

Читают текст по цепочке.

Отвечают на вопросы.

-О том, как Дениска один сидел на песке и ждал маму.

скучал очень переживал,

грустным, терпеливым, любит маму, готов прийти на помощь.

- С Мишкой

- Мальчики разговаривали о игрушечном самосвале

- нет

- Денис не соглашался на обмен, потому самосвал подарил папа.

- потому что подарок был дорог для него.

- Терпеливым.

- настырный, невежливый, нечестный.

Настырный- настаивал, чтобы Денис отдал ему самосвал;

Нечестный- неравноценный обмен.

- был под большим впечатлением, что он без раздумий отдал самосвал.

- Нет

- Нет. Потому что Мише важнее было получить самосвал чем светлячка.


- да, это 2 смысловая часть, т.к появился новый герой Мишка с которым идет диалог.

- «Новая Игрушка- зачитывают фрагмент от слов «А я остался со своим светлячком…» до «И я забыл про всех на белом свете»

- изменились события, Денис остался один и любовался светлячком.

-восхищение. Что он забыл про все на свете, в том числе и про обиду на маму, которая опаздывала.

-Он сам предложил Мишке свой самосвал в обмен на светлячка.

-Его поразила красота этого жучка

Чувствительный, Добрый, Нежный, Любит природу

«Живое чудо».


«Но тут пришла мама…» и до конца произведения.


- изменились события, пришла мама, и они 2 любовались светлячком.

-Она тоже была в восторге от светлячка.

- Мама видела, на сколько сильно был впечатлен Дениска светлячком. Как он любовался им.

Он живой и светится.

«Лучше любого самосвала на свете».

Потому что он не умеет видеть красоту в живом. Ему важна игрушка, а не живое существо. А Дениска смог разглядеть прекрасное.

- Видеть красоту в живой природе. Ценить ее.

К.:  строят понятные речевые высказывания

VІІ. Включение в систему знаний

Словесный: итоговая беседа

-С произведением, какого автора вы сегодня познакомились?

-Какое произведение вы прочитали сегодня?

-Что для себя вы вынесли из урока?

- Чему научили нас авторы этих произведений? На что обратили наше внимание?

- Что вам нравится в природе больше всего? Что вы любите?

- Вернёмся к проблеме, которую мы поставили в начале работы

(проблемный вопрос)

-Прочитайте девиз нашего урока…

-Какой вывод сделаем?

- В.Драгунского

- Он живой и светится

- Нужно беречь природу. В ней много красивого и необычного

- делятся своим мнением


Р.: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий;

VІІІ. Рефлексия деятельнос

ти

Аналитический: анализ Итог урока.Домашнее задание

Тест

1. Определи жанр произведения:

а) былина в) басня

б) рассказ г) стихотворение

2. Кого ждал мальчик?

а) папу в) маму

б) друга г) бабушку

3. Кто подарил мальчику самосвал?

а) мама в) папа

б) бабушка г) Мишка

4. С чем пили чай мама с сыном?

а) бублики в) печенье

б) варенье г) конфеты

5. Что предложил Мишка мальчику взамен на самосвал?

а) плавательный круг г) светлячка

б) коробочку от спичек в) шоколадку

- Давайте подведём итог урока

Осмысление содержания прочитанного

Работа в парах

- Сейчас я предлагаю вам примерить на себя шесть шляп.

Игра называется «Шесть шляп мышления» задания в парах

(2 минуты на рассуждение)

1-белая – шляпа информации

-Как называется произведение? Автор.

-Кто герои этого рассказа? (назвать их)

2-чёрная – критик (что плохого в поступках героев)

- Необходимо продолжить предложение.

Плохо……

3-жёлтая –шляпа оптимиста

Здорово что… или хорошо что…

4-красная-шляпа эмоций

Что вы чувствуете к героям?

5-зелёная-шляпа идей

− О чем заставил вас задуматься рассказ В. Драгунского «Он живой и светится»?

6-синяя-шляпа

Дайте совет читателю:

1.«Люби природу! Изучай!

Приумножай! Оберегай!

Ведь в любое время года

Нас учит мудрая природа:

Птицы учат пению,

Паучок терпению,

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду.

Учит снег нас чистоте,

Солнце учит доброте!

У природы каждый год

Обучаться нужно,

Ну, а весь чесной народ

Учит крепкой дружбе!

2.  Природа – наш огромный дом,
И всем найдётся место в нём:
Букашке, зверю и побегу
И дереву и человеку.
Хоть дом большой, но хрупок он –
Ему всё хуже с каждым днём.
Не враг вредит из века в век,
Природу портит человек.
Но, может скоро мы поймём,
Что мы неправильно живём,
Что дом наш охранять должны
От грязи, злобы и войны.
Чтоб в доме нашем навсегда
Царили мир и чистота.

-У вас на партах лежат картинки – раскраски со светлячками. Вы должны выбрать цвет и раскрасить своего светлячка.

Зелёный - я усвоил материал урока, у меня всё получилось

Жёлтый - я затруднялся отвечать на некоторые вопросы

Красный - на уроке я работал неактивно, но понял основную мысль данного рассказа.

- Почему авторы учебника поместили это произведение в раздел «Люби живое»?

-Есть ли у вас домашние животные, который вы ни за что не променяете на дорогие игрушки и т.п.? 

-Были ли в вашей жизни случаи, когда ради животного вы готовы были совершить поступок, защитить его? 

Домашнее задание

С.67-69, выразительное чтение, составить план



















-Анализируют и оценивают свою работу на уроке.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!