СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обсуждение проблемы "Что значит любить животных?" на примере рассказа В.Ю.Драгунского "Он живой и светится" ( самоанализ урока)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самоанализ урока по литературному чтению -В.Ю. Драгунксий "Он живой и светится"

Просмотр содержимого документа
«Обсуждение проблемы "Что значит любить животных?" на примере рассказа В.Ю.Драгунского "Он живой и светится" ( самоанализ урока)»

CАМОАНАЛИЗ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

В 3 КЛАССЕ

 Учитель:  Тюрина Елена Васильевна 

Тема: Урок-исследование – Идея произведения Л.Н. Толстого «Акула».

Тип урока:

- по основной дидактической цели: урок исследование, урок углубленной работы с текстом произведения.

Специфика урока в использовании проблемно – диалогической технологии, фронтальной, групповой, парной и коллективной работы, элементов здоровьесберегающей технологии и ИКТ.

Цель урока: способствовать формированию овладения навыками смыслового чтения, выделять главную идею рассказа, создать условия для формирования навыков смыслового чтения и выделения главной идеи.

Задачи:

  • образовательные:  учить самостоятельно анализировать ситуации, в основе которых лежат такие понятия, как «хорошо» и «плохо»; совершенствовать навыки качества чтения: правильность, беглость, выразительность.

  • развивающие: развивать артикуляционный аппарат; развивать фонематический слух учащихся; развивать познавательные процессы (мышление, воображение, внимание); расширять кругозор учащихся. Создавать благоприятную творческую атмосферу при работе в парах и коллективе.

  • воспитывающие:  на примере произведения воспитывать положительные качества  личности: сопереживание, дружелюбие, отзывчивость.


На основании требований ФГОС, рабочей программы на урок были определены планируемые результаты: личностные, предметные и метапредметные

1 Личностные:

формирование умения высказывать личное отношение к произведению, объясняя свою позицию; развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

2 Предметные - развитие у учащихся умений:

-прогнозировать содержание текста по его заглавию;

- воспринимать на слух прочитанное произведение;

- самостоятельно анализировать ситуации, в основе которых лежат такие понятия, как «хорошо» и «плохо»;

3 Метапредметные

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Познавательные:

- умение отвечать на простые и сложные вопросы учителя;

- развитие операций мышления, осуществление анализа объектов художественного произведения с выделением последовательности развития сюжета;

- формирование умения работать с информацией, текстом;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

- делать самостоятельные выводы.


Коммуникативные:

- развитие умения работать в паре, группе договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- строить понятные для партнеров высказывания;

- задавать вопросы, контролировать действия партнера.


Свой урок я строила в соответствии с ФГОС. В процессе обучения использовались современные образовательные технологии: технология здоровьесбережения; продуктивного чтения; технология развития критического мышления; технология системно-деятельного подхода в обучении; ИКТ и т.д.

При разработке данного учебного занятия учитывались возрастные особенности и реальные возможности учеников 3 класса, большинство из которых не имеют положительной мотивации к учебной деятельности, высокой познавательной активности.

Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия, осмысления и  первичного закрепления нового материала. На мой взгляд, такие условия были созданы на проведенном уроке.

Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока,  индивидуальные, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников,  применение словесных, визуальных методов, работа с учебником, способствовали достижению образовательных целей урока,  стимулировали познавательные интересы учащихся.

Использование компьютерных технологий на уроке дало возможность для целостного восприятия детьми  нового материала, для построения визуального ряда воспринимаемого.


Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность .

Дети были активны на уроке, настойчиво пытались достичь результата, старательно выполняли задания, проверяли их. В процессе урока у детей воспитывались такие черты характера, как трудолюбие, уважительное отношение друг к другу, целеустремлённость, ответственность.

Урок способствовал развитию интереса к урокам литературного чтения. Использование различных методов и форм работы вызвало большой интерес у детей к уроку. С первой минуты дети погружены в деятельность, что способствует обеспечению в самом начале урока высокого уровня вовлеченности и погружения в учебную деятельность. На уроке происходит развитие мыслительной деятельности: умения анализировать, сравнивать, классифицировать и делать выводы. На протяжении всего урока происходит формирование УУД. К регулятивным УУД относятся умения детей: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия. К познавательным УУД относится - осуществление операций анализа, синтеза, сравнения, классификации для решения учебной задачи. Формируются следующие коммуникативные УУД: умение вступать в диалог с одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, умение слушать одноклассников, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Происходит формирование личностных УУД - положительное отношение к познавательной деятельности. На уроке формируются предметные УУД: умение находить ответы на вопросы учителя, опираясь на ранее полученные знания. Словарная работа развивает внимание к авторскому слову, способствует глубокому пониманию произведения

На уроке совершенствуется навык чтения, развивается читательская зоркость, обращается внимание на отдельные слова, обогащается словарный запас учащихся. Каждый ребёнок в этот момент является активным участником обсуждения проблемы. Прослеживается чёткость, последовательность всех этапов урока. Все этапы урока соответствовали характеру познавательной деятельности учащихся. Материал урока носил научный характер. Предложенные задания и все виды работ носили как развивающий, так и воспитывающий характер. По объёму материал был большим. Дети не испытывали большие трудности в выполнении заданий. Дети работали в парах, в группах, что позволило включиться в работу как учащимся с высоким уровнем развития, так и «слабым» детям. На каждом этапе урока учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся, уровень их подготовленности. Использованы различные виды контроля на уроке: ученик- ученик (при групповой работе и работе в парах), самоконтроль, ученик – учитель.

Порядок и дисциплина учащихся на уроке поддерживалась организацией, интересным материалом, степенью корректности учителя в отношении детей. Приветствовалась активность детей, поощрялась самостоятельность. Доброжелательный тон, умение контролировать внутриколлективные отношения позволили комфортно чувствовать себя всем детям на уроке.

План урока выполнен полностью; урок достиг целей, что подтверждают осознанные ответы учащихся на итоговые вопросы урока.

Уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательную активность, уровень усвоения и первичного закрепления нового материала я оцениваю как хороший. На мой взгляд, этот урок послужит толчком, опорой для дальнейшей познавательной деятельности учеников.

Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель - ученик», а рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие нового материала.



 Данный урок предполагал использование наглядно-иллюстративных, словесных и поисковых методов.

     Использовалась технология деятельностного метода обучения, технология проблемно-диалогического обучения, технология развития критического мышления.

     Я использовала следующие формы работы: фронтальную, индивидуальную, парную и групповую работа.

     Контроль ЗУН осуществлялся на разных этапах работы, в виде самостоятельной и групповой работы и фронтального опроса.

     Главный акцент делался на формирование УУД, что является основным требованием обучения по ФГОС.

     Ребята определяли цели, осуществляли реализацию действий; извлекали информацию, перерабатывали её;  доносили информацию до других, владея приемами монологической речи, строили диалоги; принимая позицию детей, договаривались с соседом по парте или с товарищами в группе, чтобы сделать задание сообща; установили связь между темой урока и её мотивами, оценивали усваиваемое содержание.

     Хорошая работоспособность детей была обусловлена интересом к теме урока: спецификой урока, близостью темы к личности ребенка, частой сменой видов деятельности.

     Несмотря на обилие материала, дети были не перегружены. На уроке происходила частая смена деятельности, каждый этап имел запланированную протяженность времени. Проведены две физминутки.

     Важным элементом является доброжелательная и психологическая атмосфера, и то, что дети любят уроки литературного чтения.

Домашнее задание дано было разноуровневым, что объясняется разной степенью обученности детей, чтобы они не были перегружены в силу своих физических и умственных способностей.

Считаю, что все поставленные задачи мною реализовать удалось, т.к. дети познакомились с рассказом, обсудили темы затронутые в нем, захотели прочитать произведение полностью.



Ведущие аспекты анализа урока  

Содержание анализа  

Дидактическая задача урока (краткий
оценочный анализ)  

Дидактические задачи урока подобраны в соответствии с темой урока, его типом и содержанием. В частности, решение следующих задач — развитие навыков чтения (сознательности, выразительности, беглости, правильности) легко можно было проследить в следующих моментах: работа по содержанию текста (основа — работа над сознательностью), очень глубокий анализ, работа над выразительностью (чтение по ролям), анализ героев, работа с иллюстрациями (нахождение по ним частей).  

Содержание урока  

Изучение сказки шло по всем правилам методики: знакомство с названием и определение исходя из названия главных героев «как думаете, что означает название?», знакомство с авторами сказки «есть ли у сказки авторы?».  

Чтение началось с моего чтения, что позволило задать тон чтения для детей. Широко был продуман анализ сказки: сказка была разделена на части, с каждой частью проводилась отдельная лексическая работа и отдельная работа по пониманию прочитанного. Вопросы были составлены на формирования сознательности у детей, включали работу с содержанием, анализом действующих лиц и их поступков.  

Методы обучения  

На уроке использовалась методика развития критического мышления, материал используемый для этого (толстые и тонкие вопросы) оказался детям новым, а, следовательно, интересным, что положительно сказалось на уроке в целом, особенно на этапе закрепления и вывода по уроку.  

Формы обучения  

Задания подобранны с основой на решение цели урока и его задач, но особое внимание уделялось работе над сознательностью. Задания были по большей части направленны на фронтальное усвоение, также по этому способу были продуманы вопросы, но в уроке и присутствовали групповые и индивидуальные формы (на этапе закрепления и актуализации знаний соответственно).  

Результативность урока  

Цели и задачи урока были полностью достигнуты, этому способствовали подобранные задания на основе технологии развития критического мышления.  

Практическая направленность урока  

Практическая направленность подобранных заданий была направлена на развитие сознательности у детей, так как сказка большая и затрагивает не один урок, было решено проводить по частям работу с каждым отельным навыком с помощью отдельных упражнений и приёмов.  

Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной
деятельности  

Работа строилась таким образом, что самостоятельность обучающихся проявлялась на отдельных упражнениях, к примеру, необходимо было прочитать отрывок и придумать вопросы по содержанию, которые потом задать другому ряду\ученику. Задания носили творческий характер, и включали взаимную деятельность детей для достижения результата.  

Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока  

Урок построен таким образом, что было активизировано развитие каждой из компетенций. В частности, организационный момент — личностные и регулятивные УУД, введение в тему — личностные и коммуникативные, где даются разные роли (тот, кто берёт интервью, и кто на него отвечает), для этого обучающимся нужно было активно взаимодействовать с собой. При ответе на вопросы — коммуникативные УУД, в частности с помощью технологии развития критического мышления, где необходимо было с помощью приёма «тонкие и толстые вопросы» подготовить полный и исчерпывающий ответ на вопрос, после ответа другие обучающиеся, которые внимательно слушали ответ своего одноклассника, должны были задать вопрос по его ответу, и ещё несколько обучающихся должны были дать критическую оценку ответа своего одноклассника и поставить ему за ответ объективную отметку. Регулятивные УУД были достигнуты на этапе выводов по этапам, и на этапе общего вывода, где учитель подводит вывод по критериям, вывод частичный с заполнением пропусков обучающимися, и наконец вывод только обучающимися.  

Применение ИКТ на уроке, уровень сформированной ИКТ компетентности учащихся  

ИКТ технологии применялись только в рамках работы с презентацией.  

Структура урока  

  1. Организационый момент

  2. Актуализация знаний

  3. Постановка учебной задачи

  4. Открытие новгго знания

  5. Физминутка

  6. Первичное закрепление

  7. Самостоятельная работа с проверкой класса

  8. Итог

  9. Рефлексия

 

Педагогический стиль  

Учитель владел педагогическим тактом, речь эмоциональная, что привлекает детей на обратную связь, педагогический стиль — демократический.  

Гигиенические требования  

Класс перед уроком проветрен, стиль, шрифт, кегль текста на презентации читаем, цвета текста только белый и чёрный, физические минутки в уроке предусмотрены.  

Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено.

Урок начинается с организационного момента. Этот этап, хотя и был непродолжительным, позволил эмоционально настроить учащихся на урок, помог учащимся предположить тему урока .

На этапе актуализации знаний был проведен небольшой анализ произведения, который включал элементы самопознания. Учащиеся именно на этом этапе зафиксировали затруднение, сказав, что сложно было оценивать себя…

Следующий этап – постановка задач. На этом этапе учащиеся приняли и сохранили заданную цель. Универсальной целью стали слова, записанные на доске «Жить по совести, любя друг друга» Это был призыв. Но и на уровне обучения тема для размышления.

Следующий этап – составление плана, стратегии по разрешению затруднения и реализация выбранного проекта. Основной этап урока Задача данного этапа – формирование предметных, метапредметных и личностных УУД.

Для разрешения затруднений учащимся были предложены проблемные вопросы. На данном этапе основные формы работы –фронтальная. Здесь же учащиеся выполнили упражнение с шариками, которое позволило им освободить от чувства обиды.

На этапе самостоятельной работы с проверкой по эталону было предложено сочинить пословицы, работа проводилась в парах. Метод тестирования учащихся позволил каждому индивидуально оценить полезность урока, свою деятельность на уроке. Подвести итоги.

Этап рефлексии в конце урока прошёл в форме высказываний. Ребята по кругу высказывались одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны. Каждому ребенку на уроке было комфортно, каждый ребенок был по своему успешен. Учащиеся, на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников показала себя очень эффективной, т.к урок позволил учащимся раскрыться, поработать над собой . Создание проблемных ситуаций мотивирует учащихся к настрою в работе. Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку.

Учащиеся оценили не только впечатления от урока, но и уровень своих знаний по данному разделу.

Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!