СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Обряды на Руси"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательский проект на тему" Обряды и обычаи Руси" Одна из задач проекта-это укрепление духовной связи поколений, сохранение и поитание традиций родного края.

Просмотр содержимого документа
«"Обряды на Руси"»


«Обряды старины глубокой»

Цель: Формирование толерантного отношения к обычаям и обрядам русского народа.

 Определить основные обычаи русского народа и выяснить, насколько они сохранились в современном мире.


Задачи урока:

-Воспитать чувства уважения к национальной культуре.

-вызвать и развить интерес к истории к народному творчеству.

- получить представление об основных обычаях, традициях и обрядах русского народа

- исследовать современное знание обычаев русского народа среди учеников;

- осмыслить роль и значение обычаев в жизни и в наше время.


В условиях роста национального самосознания, мы все чаще обращаемся к историческим памятникам, культурным традициям, в частности, традициям казачества как средствам воспитания подрастающего поколения. Традиция – понятие многогранное. Традиция выступает в качестве исторической предпосылки (основания) и в качестве средства формирования системной целостности. Россия – многонациональное государство. На знании истоков казачества, его сакральных традиций, родного фольклора воспитывается интерес и уважение к культуре других народов. Казачество является хранителем самых высоких духовных и нравственных ценностей. Оно имеет высокую идею в форме Святая Русь или Мать – Сыра Земля и необходимо сохранить эту константу, трансформировать через века в современность.

Одной из главных задач, в этой работе, является укрепление духовной связи поколений, сохранение и возрождение национальных, этнокультурных традиций, нравственно- патриотическое воспитание.

Мы живем на Донской земле и должны знать и любить свою землю, своих предков, их традиции, обычаи, их жизнь. Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. За годы лихолетья и уничтожения казачества изрядно выветривались и искажались под чуждым влиянием эти понятия. В основу морально- нравственных устоев казачьих обществ составили десять Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по народному их восприятию поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но прежде всего, крепи веру православную: ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою – через покаяние от грехов, молись единому Богу - Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя – МЫ КАЗАКИ.

Старинная казачья свадьба на Дону


Обряды старины глубокой Нам позабыть никак нельзя. Ведь, забывая про истоки,

Построить жизнь свою нельзя.


Семейный праздник- это чудо И укрепленье очага

И дом, где пляски, игры будут, Мы знаем, обойдёт беда!


Сегодня мы представить рады Казачий свадебный обряд.


А по берегам реки Дон раскинулись бескрайние степи, где жили славные казаки, воины, хранители южных рубежей великой России.

Каждый из нас, живущий в Донском крае, должен знать его историю, гордиться ею, любить свою малую родину. Поэтому мы поведем речь сегодня о донском казачестве, о его быте, обычаях, традициях.





Казачья донская свадьба представляет собою одно стройное, состоящее из нескольких отдельных частей целое. Основной образ, проходящий через все действо и придающий ему этот цельный и стройный вид, образ двух торгующихся сторон, характерный для русской свадьбы,— у казаков, под влиянием исторически-боевого, староохотницкого уклада их жизни, часто переходит, с одной стороны, в борьбу двух воюющих сторон, из которых одна, нападающая (сторона жениха) стремится завладеть предметом распри—невестою, а другая, защищающаяся, старается как

можно дороже отдать свою свободу, свою волю девичью»

Костюмы в те времена отличались своей простотой и

естественностью. Молодые ребята женихи-малолеткилетом по праздникам щеголяли в «кумачовых или белых зоновыхрубахах без поясов, вышитых по воротнику, груди иузеньким обшлагам. В особо

торжественных случаях поверхвобранной в штаны рубахи надевалась жилетка, а на нее сиртукиз серой банбазевой(шерстяной) материи. Зимою и осенью, в холодную пору, подовчинную

шубу, подпоясанную ремнем, казак надевал теплый (на вате или на меху)

короткий со стоячим низким воротником, патнтук— тот же кафтан, застегивающийся сверху до пояса крючками, очень удобный для верховой езды, особенно для джигитовки. На голове шапка, у иных с красным

верхом, в теплое время фуражка с красным околышем я, на ногах сапоги, чирики с вобранными в короткие шерстяные чулки штанинами, зимой — валенки. Лаптей казаки, как кавалеристы,не носили.Обычной летней одеждой девушки-казачки была кумачевая или ситцевая рубашка с разрезом на левом плече, вышитая по рукавам, вороту и плечам; от плеча до плеча сзади и спереди пристрачивалась зубчатая тесемка. Рукава полные до самых кистей, у которых из-под обшлага выглядывали медные

или серебряные бизялнкиСверху рубахи надевалась иногда зоновая кофточка — разлетайкас вышивками. К ней шла бордовая или светлая ситцевая с оборочками юбка на ладонь от земли. Вместо

теперешних щиблет. на шерстяные или нитяные(бумажные) чулки надевали чирики , у некоторых — с резинками Беленькие зоновые или

цветные ситцевые головные платочки, по праздникам же белые с ушками, вышитые или каймовые(с каймою) завески3, в некоторых местах запаны— дополняли убор.В косах, заплетенных

врасплет(в расплет пляли), вплетались шелковые ленты Если косы закручивали под корзинку, то некоторые набрасывали сверху

вязеные(вязаные) кисейные сеточки, украшенные бисером и

стеклярусом, у богатых в старину даже жемчугом, добытым в набегах. На

шее — монисты из разноцветных гранат, бисерные или сторчевыеиз стекляруса на резинках. Зимней верхней одеждой для девушки служила

кофта распашонка, часто плисовая или бархатная, ватное пальто или шубка, на ногах полусапожки, а в сильные холода валенки, на голове полушалька и шаль. Вот в общем костюм казака-малолетка и девушки, в

котором последняя и карагоды по весне и на летних улицахводила, и венки на Троицу заплетала, гадая о близости замужества, и вечеринки



проводила после рукобитьев.
































Свадьбы у казаков чаще всего устраивались по окончании осенней уборки хлеба или зимою после святок, в рождественский мясоед. Свадьба на Красную Горку, помимо всего прочего, имела в виду усиление малолюдной семьи к началу весенних посевных работ еще одной свежей

работйщейсилой. Перед началом сватовства все взрослые члены семьи дружно берутся за дело. Работы предстоит немало: нужно справить

базы, курень, выход(погреб), нужно прикрыть кое-где новой соломой или тесом, нужно всю обселюцию, весь двор и все добро привести в такой вид, чтобы не стыдно было перед сватами.

Казачья донская свадьба представляет собою одно стройное, состоящее из нескольких отдельных частей целое.

Смотрины — (сватовство негласное)

Смотря т место (грубу »)

Рукобитье-своды (открытое сватовство)

У невесты У жениха У невесты

По рукам ударили Обмен дарами

Обед у жениха Гостей забавлют Вечеринки

Игры вечериночные Посиделки Подушки

Приданное

День перед венцом

Невеста-сирота на могиле Несут коровай.


Сговоры и девичник У невесты .

В доме жениха и в пути


Предбрачная вечера у жениха Девичник у невесты

Величают жениха с невестой

Обыгрывают невесту и девушек Обыгрывают холостых

Величают женатых

Обыгрывают вдовушек Обыгрывают всех

Обыгрывают в оителя

После молодежной вечеры День венца

У жениха

Прибыли к невесте У невесты

На посаде у невесты


Брачный поезд в пути От венца

В доме жениха

В ожидании брачного поезда Поезд прибыл


Повиванье

После повиванье

Идут за вечеринками Брачная вечера


День второй Коровай

Ходят «по сабе» Хоронят концы

Рассмотрим сие таинство подробно.


Смотрины — (сватовство негласное)

Вот приготовления окончены, и родители спрашивают теперь своего жениха, к кому итти свататься. Случается и так, что едут в чужой хутор

или в дальнюю станицу, в совершенно незнакомый дом, по слухам, и ни парень, ни старые в глаза раньше не видали будущую родню. Запасаются только кой-каким угощением на случай удачи сватовства,

главное же — с собой прихватывают в помощь бывалого человека.(сваху)

«-А то вот я расскажу, как мы ездили свататься в станицу Раздорскую. Меня первую и послали спросить, нельзя ли Любаву посмотреть, приехал, говорю, жаних!»

  • Что ж, можно! — отвечают,— милости просим!—И зараз же послали сяструшку на улицу за невестой.

Приходит Любава здоровкается, зарделась вся. Посидели мы немного, посмотрели,

погутарили так кой о чем. Ничего не сказали ни мы, ни они. Только видно было,что понравилась Любава нашему, и он показался ей: парень, сами знаете, бядовый! — На уходе я и спрашиваю:

—≪Что ж, Любава, наравится тебе Михаила наш?

Наравится,— отвечает она,— лишь бы отдали, пошла бы с охотой!

Иду к старым: Отдадите Любава?— спрашиваю. Отец и мать говорят: « Проти желания дочери не хотим идти» А тогда Михайло

вынимает из-за пазухи калач — Примите жа нашу хлеб-соль!— Мать несет свой калач и отдает сватам,— калачами поменялись

«- Так прошли у нас смотрины.»



Смотрят место (грубу »)

Через неделю-две едут к новым сватам невестины отец-мать. Прежде

чем пригласить в курень, будущий свекор — женихов отец — предлагает гостям осмотреть хозяйство. Ведет их в амбар где ссыпан хлеб, чтобы показать, насколько полны закрома, потом на базы, куда к этому времени сгоняют скотину, показывает закуты с овцами, конюшню, сараи и прочие строения. Свекру не хочется упустить завидной невесты для сына, лишних рук для хозяйства, помощницы для жены, а потому он старается из всех сил, изощряется в похвалах, чтобы показать в своем хозяйстве полный достаток и порядок. Гости идут в курень, осматривают комнат и комнатки, знакомятся с семейством будущего свата и остаются довольны как хозяйством, так и новой родней.

Помолились богу, сели за стол. Разгутарились, расходились гости. ДА СВАТЫ МОИ

Гулебная свадебная

    1. Да сваты мои, сваточкн, Да любезнаи гостёчки!

    2. Ну, давайтя мы сойдёмси Да горелочки напьёмся,

    3. Да горелочки-водочки,

Да хорошей вышнёвочки *.

    1. Да у старого старика, Ой, была дочка хороша,

    2. Да была дочка хороша, Раскрасавушка душа,

    1. Раскрасавушка душа, Черноброва, пригожа.

    2. Да по крыльчику ходила, Да черн&м глазком водила,

    3. Да чернь'ш глазком водила,

Да к себе дружка манила;

    1. Да, ой, манила, манила, Да щиблетики купила,—

    2. Да одну пару новаю, А другуя козловаю.

По окончании обеда, поблагодарив за прием и угощение и уговорившись насчет рукобитья, сваты отправляются восвояси. Насчет житья будущей невестки женихова мать тоже старается уверить сватов, что житье-бытье у них будет легкое, невестушку молодую работой заваливать не будут,— жалеть да холить все будут от малого до старого.



— ≪Мягко ты стелешь, любезная свашенька,— думает невестина мать, вспоминая свою долю,— да как бы дочке не твердо спать пришлось!





















Рукобитье-своды (открытое сватовство)


Ко дню сводов невеста готовит угощение для приезжих— жениха с друзьями-товарищами, будущих деверя и золовки, а также для своих подруг,

которых она покличет: нажарит семчячек, чтобы лускатьвсем было вволю, напечет пирожков разных, наварит лапши, борща(щеп) для тех, которые останутся ночевать,— и ждет гостей.

НЕ ПАВИН, НЕ ПАВИНУШКА

Не павин, не павинушка,


Не павинная пёрушка, Високо перо узвивалася.

Да низёхунькя опускалася,


Серядн-то двора впала,

Серяди двора да широкого. Да хорошая наша

Настюшка,

Да пригожая свет Васильевна,

Стояла она по конец стола, По конец стола да дубового,

Близу скатерти, близу шёлковой.

Падала в ножки батеньке, Во слезах она слово молала:

Государь ты, мой роднай батенькя,

Государыня, моя маменькя!

Да ой, что-й-то в вас да за пир-гульба,

Да весёлая пир-беседушка, Али вы сабе сына женитя,

Али вы сабе перемену берётя?

Да ты, чадушка, наша

Настюшка,

Чада милая, свет Васильевна!

Мы сына не женим,

перемены е берём,

Ето мы тебе в чужи люди

отдаём


От жениха является посланец с парой калачей в руках. Из чулана или из передней комната перед закрытыми дверями горницы творит молитву громким голосом:

Господи Исусе Христе, сыне божий, помилуй нас!

— ≪Аминь!— отвечают из горницы.

Дозвольтя, люди добраи, в курень взойтить!

Странника приглашали, подробно расспрашивали. После

одобрения возвращался к жениху. Давал добро на сватовство.

А тепереча расскажу Вам как дело было. Идет жаних к дому. Дружко впереди опять творит молитву, просясь войти с новыми людьми, со своими спутниками, удалыми охотниками, про которых он

докладывал честной канпаниив первый приход.

— ≪Пожалуйтя, пожалуйтя,— гостями будете!— отвечают хозяева.

Гости входят, крестятся, здороваются и становятся, где кому прядется. Жених с товарищами остается пока на крылечке. После обмена приветствиями дружко сват заявляет, что у них есть еще одии

малолеточек, которого они пока на дворе оставили, хучь и молодой он, да всему делу голова.

Что ж там у вас за человек такой, что не показываете нам?

Покажитя, посмотрим — стоющий ли он!

— ≪За этим дело не станет,—зараз покажем!Сват подзывает жениха и вводит в горницу:

вот наш удалец-молодец, донской казак малолеток— смотритя!

А ну, ну,— посмотрим!

Жених входит, кланяется на три стороны, как учили его, и стоит —

ждет, что ему будут говорить. Его спрашивают, кто он такой, как зовут, чей по прозванию, какой станицы, хутора. Заставляют пройтись, а то он, может калека, хромой али совсем без ноги.

Жених исполняет.

А что, молодец, умеешь ты водку пить, аль трубку курить?

Жених отвечает по военному: никак нет!Молодец! — А драться умеешь?

  • Умею.

  • И то молодец! Драться всякий бравай казак должон уметь, потому как служба казачья боевая служба! Тольки как сам бьешь

бога помни, а как тебе бьют, молчи!— резонерствует какой-нибудь беззубый старый вояка, сломавший на своем долгом веку не один-два похода. Жених раскланивается и удаляется опять к своим на крыльцо.

Ну, люди добрые, показали мы своего молодца-охотничка, а таперь желали бы вашу кунушку-горностаюшку поглядеть!

Замужняя сестра невесты — будущая свашкаидет в комнатку и выводит невесту с двумя ближними подружками по бокам. Невеста кланяется, под взорами незнакомых людей конфузится, краснеет и

смущенно потупляет глаза. Из чулана появляется с войском своим

жених, подходит решительно к невесте, целует ее, оттираетподруг и становится рядом по правую руку. Подруги отступают.


ДА ВО САДИКУ


      1. Да во садику, да во зеленом

Да соловыошек Калину шшакочет.

Припев: Да люлй, люли, да люлёшуньки,

Калину шшакочет.

      1. Да не он садил, да не он поливал,

Однако шшакочет.

Припев: Да люлй, люли, да люлёшуньки,

Однако шшакочет.

      1. Да во тереме, да во высоким

Да и Ванюшка

Настюшку целует. Припев:

      1. Да не ои поил, да не он кормил,

Однако целует. Припев:

      1. Да кормил её, да поил её Батенька родима й.

Припев:

      1. Да кохала её, да лелеила Маменька родная.


Теперь, сваточки родимые,— начинает женихов отец,— давайтя ударим по рукам,— детки наши согласнаи брак принять, а чтоба

сомнений каких не было, положим заклад!

  • Ну что ж, мы не против! По скольку жа?

Да хучь по сотенной на заряд, а коли много, мы и на половину согласнаи!

  • В добрай час!

Отцы молятся богу и торжественно бьют по рукам.

ПО РУКАМ СВАТЫ ВДАРИЛИ

        1. По рукам сваты вдарили,

Припев'. У-рано, сваты вдарили

        1. Заряды да-й положили,

Припев: У-рано, да-й положили,

        1. Заряды сторублёваи:

        2. Да-й за Ванюшку сто рублей,

        3. Да-й за Настюшку тысячу,

        4. За русу косу сметы нет, У-рано, рано сметы нет.



все

Жених целует невесту. Но свекровушке мало этого,— у нее тоже не


благополучно, и она к сыночку обращается, а с ним и к новой

дочушке:

Помнишь, Михайло,— умильно улыбается маменька,— как ишла это я надйсь у выход за сметанкой да споткунулася и макитру

расхлопала. Нога-то идоси ломит,— должно, свихнула, аж вопух по ноге- то пошел. Скольки искала, а костоправа не нашла. Как бы это вы, мои

деточки, справили мене!≫.Деточки сочным поцелуем справляют маменьку.

А нога-то таперя и не ломит уже!— довольна старуха. Свекровь дарят невесте шаль или материи на платье.

Вот тебе, милая Настюшка, подарочек от нас! Чем богати, тем и ради!— говорит свекровья, церемонно возлагая свой дар невесте на плечо.


ВЕЧЕРИНКИ.

Как только уйдут старые, и компания молодежи, с нетерпением только этого и ожидавшая, переберется из тесной комнатки в горницу и разместится за столами, девушки приступают к обыгрыванию жениха и невесты. Этим обыгрываньем — величанием свадебные вечеринки и отличаются от обычных вечерушек уличного порядка. Свадебные вечеринки идут по праздникам со дня рукобитья и до самой свадьбы.

Является жених, приносит гостинцев для невесты — закусок(конфект), орехов, пряников, два калача, с собой приводит несколько своих девок и молодых баб-молодаек из своего кутка (или из своего

утора, если сам не здешний), прихватывает друзьев-товарищей, чтобы не скучно было, как бить начнут. А это бывает: какой-нибудь парень, подговорив других в помощь, неожиданно нападает ночью при

возвращении с вечеринок и дубасит из мести за отбитую девку, а то просто из удали. Далеко слышны звонкие девечьи голоса.


Земляничка ягодка

Земляничка-ягодка во бору родилася.

Вот, вот, вот и я; вот и милая моя!


Во бору родилася, на солнышке грелася.

Вот, вот, вот и я; вот и милая моя!


На солнышке грелася, русу косу чесала.

Вот, вот, вот и я; вот и милая моя!


Русу косу чесала, гребешочек


сломала.

Вот, вот, вот и я; вот и милая моя!


Гребешочек сломала, ручки в пазушки клала.

Вот, вот, вот и я; вот и милая моя!


Ручки в пазушки клала, к себе милого звала.

Вот, вот, вот и я; вот и милая моя!


К себе милого ждала, насилушку дождалась.

Вот, вот, вот и я; вот и милая моя!


Насилушку дождалась, на шеюшку бросилась.

Вот, вот, вот и я; вот и милая моя!


На шеюшку бросилась: уж ты миленький мой!

Вот, вот, вот и я; вот и милая моя!


Уж ты миленький мой, раскрасавчик дорогой!

Вот, вот, вот и я; вот и милая моя!


Раскрасавчик дорогой, что ж ты

ходишь стороной?

Вот, вот, вот и я; вот и милая моя!


Что ж ты ходишь стороной, выхваляешься ты мной?

Вот, вот, вот и я; вот и милая моя!


Выхваляешься ты мной, моей русою косой?

Вот, вот, вот и я; вот и милая моя!


Моя русая коса всему городу краса!

Вот, вот, вот и я; вот и милая моя!





ПОСИДЕЛКИ

За неделю до венца вечеринки прекращаются, сменяясь посиделками. По вечерам на закате солнца к одной из подруг сходятся остальные и направляются к невесте. Подходя ко двору, запевают.


АЙ, ДА ЛЮБИМЫЕ


          1. Ай, поиграйтя вы, мои девочки, поиграйтя,

Припев: Да и ой, люлй, люлюшки, поиграйтя!

Да немножко нам, мои девочки, поигра/ти,

Припев: Да и ой, люлй, люлюшки, поигра/ти,—

Да и скоро жа у нас Настюшки не станет;

Отдадут её во чужи люди, в чужбину,

5. Да чужбинушку наша Настюшка не знает.

Научала её да родимая маменька:

Как пойдёшь жа ты, моя дётинка, по воду,

Будет там стоят да старйх людей карагод,—

Подойти жа ты, моя дётинка, поближе,

10. Поклонися ты да старь'гм людям пониже;

А люди скажут — научёная дётинка,

  1. А ещё-то скажут —

урожбная в отца дочь!Невеста,


ПОДУШКИ"

За несколько дней до венца, по уговору, в дом жениха доставляют невестино приданое, несутили везут, если далеко,

подушки.

Состоят подушкиобыкновенно: из кровати с периной, одеялом и несколькими подушками, зеркала и сундука с платьем.

Из родных невесты в число подушечниковвходят прежде всего ее братья. Из них старший по возрасту или наиболее расторопный

выделяется в качестве старшого. Под его началом весь поезд. Подбирается вообще компания веселая, смякалистая, которая сумела бы за себя постоять, не далась бы в обмани, главное, умела бы песни играть так, чтобы гремел поезд.

Перед выездом подушечникам наказывают, чтобы у сватов они

вели себя пристойно, не перепивались —упаси господи!— не то на смех подымут, стыдно будет на глаза после показаться! Старшому,—

чтобы не продешевил постель: дешевле цалкового, смотри, не отдавай, запрашивай дороже!

Сборы, наконец, покончены. Подушечников перевязалишарфами через плечо или яркими цветными платками, женщины украсились цветами, лентами и ленточками,—и веселый подушечный

поездс песнями трогается. Невеста, проводив поезд, возвращается в курень, падает отцу-матери в ноги и благодарит за справную постелюшку».

АЙ, ДА И ВЫ, РОДИМЫЕ

Ай, да и вы, родимаи

Мои батенька и маменька!1

    1. Ай, да благодарю вас

За вашу справушку добрую,

    1. Ай, благодарю вас

За мягкую постелюшку!




ДЕНЬ ПЕРЕД ВЕНЦОМ

Если невеста сирота, то утром или вечером, перед девичником, с несколькими подругами и старшей сестрой она идет на могилу умерших родителей за благословением.

У сестры в руках завязанная в платочке хлеб-соль— калач и солонка с солью. Подойдя к могиле, сестра расстилает платок на могильном камне, кладет хлеб-соль и молится с невестой.

Да ты, боже мой, боже, Да Христос милостливой! Да спусти мене, боже,

Сы небес да на землю Несут каравай.

Свою чаду поглядети,— Да как она убирана,

Ой, как она снаряжона,

По возвращении с могилок собираются нести коровай в дом жаниха, приготовленный раньше, на посиделках. Ставят на большой разнос и перевязывают кругом красной лентой. Девушки

сговариваются тут дешево коровая не отдавать: Смотритя, девочки, свата не жалейтя,—говорит самая бойкая—коноводка, давайтя пить так, чтобы до другой свадьбы не забыли! Пускай-ка сват за наш

коровай тряхнет карманом!

КТО ПЬЁТ, ТОМУ НАЛИВАЙТЕ


      1. Кто пьёт, тому наливайтя

,

      1. Кто не пьёт, тому не давайтя:

      2. Мы, девочки , честного роду,—

      3. Пьём горелочку, как

воду!






СГОВОРЫ И ДЕВИЧНИК

У невесты

Вечером девушки с песнями идут к подруге на последний девишник. Тем временем от жениха является посланец. Разговоры продолжаются. Дают добро на приезд жениха. Поблагодарив за дозволение и оставив в зарок питье заморское, что бы ждать не скучно было передовой посланец возвращается к жениху.


В доме жениха и в пути.

Пока брёх-разведчик у невесты разводит турусы на колесах, в доме жениха старики занимаются разговорами, молодежь песнями развлекается, а дружко тем временем готовит жениха: сам одевает,

чтобы не вышло ошибки какой, сыплет в сапоги просо, под пятки кладет серебряные гривеннички,— все это для того, чтобы не

испортили, учит бодрей держать себя, как бравый казак перед чеченцами, чтобы на смех потом не подняли.

А утором в путь.


ДА БЕЛ ЗАЮШКА

Да бел заюшка,

Бел заюшка, горностаи молодой!

        1. Да, ой, что

тебе,

Ой, что тебе во чистом поле нет?

        1. Али в тебе,

Али в тебе где привадушка есть?

        1. Да

привадушка,

Привадушка камыш травушка, .

        1. А

прилучушка,

Прилучушка

ключевая вода. .

        1. Да ты младенький,


Ты

младенький наш Иванушка,

Прнгоженький свет Стефанович!

        1. Да, он, что

тебе,

Ой, что тебе долго с вечеру нет,—

Али в тебе,

Али в тебе где привадушка есть?

А привадушка, Привадушка

широк тестев двор,

А

прилучушка,

Прилучушка

душа Настюшка,


Прилучушка что-й Васильевна!

Да й-она ж

мене,

Она мене прилучила и к себе:

Да заставила,

Заставила с

вечеру поздно ходить,

Приневолила,

Приневолила гостинчики

носить,—

Да гостинчики,

Гостинчики — сладки прянички

День венца


Подруги с посиделок остаются у невесты ночевать. Поутру на заре раньше всех проснувшаяся невеста пробуживаетих, прочитывая

на голос:

Да и со всех-то из сторон разлучнички сыезжаются,—

Да и хотят-то мене разлучить с отцом с матерью, Да и с моими тайнами, ближними подружачками!


По окончании обеда, устроенного для брачного поезда (причем жениху не положено есть до самого венца), начинается обряд благословения, при котором присутствуют родные и приглашенные

знакомые. Отец и мать берут в руки снятую с божницыикону и поворачиваются с нею лицом к жениху. За ними стоят крёстные и дед с бабкой. Перед иконой расстилают овчинную шубу шерстью вверх,

чтобы в хозяйстве молодых было всего так же густо, как густо шерсти в овчине , чтобы сын богатый был с молодой женой да счастливый. Жених становится на шубу и кладет перед иконой три поклона, а отец

обращает к нему свое родительское доброе слово: Вот тебе, сынок, мир-благословенье, на век нерушимое! Помни бога и нас, отца с

матерью, не забывай! Жалаем тебе с божьей помощью получить законный брак! Люби жену да не обижай! Почитай и будущих своих родителев... Это благословение тебе, сынок, на целый век!— Ну,

кстись,— цалуи икону, да береги ее!

Жених опять кланяется в ноги и видается со всеми, после чего дружко в полном уборе, перевязанный через плечо длинным

расшитым полотенцем или цветной полосой материн, дает жениху конец платка, сам берет другой конец и выводит на двор. Там уже готовы оседланные кони. Поезд трогается.

Пора молодцу жениться

Пора молодцу жениться Пора ехать со двора

Пора ехать со двора Отворяйте ворота

Скажем лошади готовы Колясочка у крыльца Колясочка у крыльца Наш миленок во пути.


Обряд выкупа невесты


Мать невесты :

Заходите, люди добрые, Проходите в светлу горенку, Поднимайтесь на крылечко, Да скажите нам, поведайте, Какой товар вам надобен ? Коли есть такой – купите,

А коли нет – так не взыщите, нас простите.

Выхожит жених кланяется на 3 стороны


Сваха жениха

Начинает купчую:

У вас товар - у нас купец, Добрый, статный молодец. И лицом купец красив…

И речист, и говорлив ... А наряд каков на нём?

Шитый златом, серебром.

И родня его здорова, и телята, и корова, И овцы пестры –

Как быки толсты.

Подавай здоровья тому, Кто в этом дому.


Дружок.

-Это что за народ такой? Зачем забралися суда? Вон атцель!


Малыши из под стола.

-А во видал? ( угрожают скалкой)


Родственники невесты.

Не робте, ребята, не выдавайте няньку!


Малыши из под стола.

Давай те выкуп за нашу сеструшку, а то не лезь!


Дружок малышей гоняет.

Ах, вы такие-сякие! Позалезли, что и не выгонишь!


Родственники невесты.

          1. Не поддавайтесь, не поддавайтесь! Держитесь крепче!

          2. Рано, рано торгуйся!

          3. Рано, мое, рано торгуйся!

          4. Не тдавай сестрицу дешево!

          5. Проси за сестрицк 100 рублей

          6. За руссу косоньку 1000

          7. За ум, за разуи сметы нет!


Малыши из под стола.

  1. Будем мы с тобой все биться,

  2. Будем воявать. Воявать!

  3. Сестру не тдавать

  4. Заплати серебром тада вылезим!


Дружок дает по медяку.

( малыши носы отворачивают, машут скалкой ) Малыши из под стола.

Что ты нам по копейке суешь! Посерябри, говорят тебе, посерябри! Дружок.

Делать нечего ( пожимает плечами) Даю по серебряному гривенничку. Малыши поднимаются из под стола, ударяют скалкой и кричат: « Продано!»

Родственники невесты.

  1. Продал сестрицу за даром.

  2. Красу девечью за пятак.

  3. Русу косаньку отдал так!



Отец.

Цыц! Вижу жаниз у вас стоящий! Только есть такая поговорка: « Отец бережёт дочь до венца, а муж до конца.»


Сваха невесты:

У нас девка хороша. Без подставки высока, Без белила бела,

Без румян красна.


Сваха жениха:

- За привет- ласку – спасибо, За красну девицу – спасибо. За товар - базар – спасибо

Жених подходит к невесте и протягивает руку. Отец:

А теперь честным мирком и за свадебку. Казачий танец с караваем.

После прощания невесты с родными дружко дает в соединенные руки женихаи невесты платок, берется сам за конец и выводит из

куреня, наблюдая за тем, чтобы они «об притолку не толкнулись, на порог, боже упаси! не наступали, потому на пороге-то самое порчу напущают,—и назад не оглядывались, чтобы не опортил чей лихой глаз». Игрицы к этому времени успевают повеличать перевязанных

разноцветными платками повозникови, при выходе дружка с молодыми, запевают:

Месяц дорожку просвятил. У рано, рано просвятил Братец сястрицу проводил


БРАЧНЫЙ ПОЕЗД В ПУТИ.

Перекрестки дорог считаются издавна нечистым местом: здесь-то

самое — вихри схватывают, здесь-то по ночам колдуны, ровно в полночь, учатся колдовать...

Добрые люди на каждом перекрестке кстятся, чтобы путь хороший был.

Знающий, опытный дружко не пропустит ни одного перекрестка,— обязательно останавливает поезд и подносит. Пожелания, которые при каждой рюмке слышатся от всех, имеют целью своею отогнать нечистую силу. Встретится ли в пути человек, кто бы он ни был, особенно пешеход, хороший дружко считает долгом своим опять задержать поезд,— подзывает встретившегося и особенно усердно угощает, потому

бог его знает, что он за человек такой! Иной раз и на колдуна налятишь!.

Раз, братцы мои, едем это мы с Ев- лаховой, Петра Лазаревича, свадьбой...

Под разрытым курганом, что над Быст- рянским-то шляхом, сустрели какого-ся старого-престарого, кубйть, солдата,—по тому на нем шинялйшка уся в латках была. Толькя поровнялись, у свашки- то,стало быть, на иконе скло — тресь! —и на мелкаи кусочки рассыпалось... Я было— за бутылку,— надо же ублажить, сто чертов ему в нос! — чтоб чего похуже не натворил, а его, лешего, и след простыл!

Сгинул, как скрось землю провалился.— И году, знаитя, не прошло, а молодайкя-то богу душу отдала. Вот табеи скло!

— ≪Скло ежли на иконе треснет али разобьется, то уж завсегда к

бяде,—глубокомысленно поддерживает один из поезжан.

Как ни как, за песнями ', да за разными разговорами наш брачный

поезд почти доехал благополучно до места. Из- за бугра показалась блестящая на солнце маковка колокольни. С шумом и грохотом подкатив к церкви и так же стремительно окруживь не сколько раз

ограду, поезд останавливается у ворот. Дружко ведет за конец платка жениха и невесту в церковь,и здесь предупреждая об опасных местах — о пороге, притолоках, потому недобрые люди и в святом месте бяду всякаю могут напустить.

Назад не оглядайтесь,— вторично напоминает заботливый дружко,— а, что ни шаг, кстись и твори молитву: господи сусе христе,

господи сусе христе!Да не заццапи ногой порога!..

Впереди дядька и женихов брат с иконами. Следом свашки: у

одной в руках свечи, у другой связанные красной ленточкой две деревянные ложки, которые понадобятся потом — за столом и при по- виваньи . Подходят к аналою,— свашка шепчет невесте, чтобы она первая успела встать на разостланный платок:

— ≪будешь в додоме старшая, не ты его, а он тебе будет зо всем слухать!По свечам свашки угадывают, кому больше жить,— у кого окажется к концу венчания короче, тот раньше помрет.

Поздравив молодых по выходе из церкви поочерёдно с круговым стаканчиком в руке с законным браком, свадебный поезд с песнями отъезжает домой:


НА РЕЧКЕ РЕКЕ

На речке реке — Ердани

Стояли попы С дьяками, Стояли попы С дьяками.


II. Да стояли попы С дьяками,

Большуя книгу Держали,

Нашего Ванюшку Венчали.



В ДОМЕ ЖЕНИХА

В ожидании брачного поезда

Дома жениховы родственницы и приглашенные знакомые среди разных хозяйственных хлопот, в ожидании от венца.

ТЁМНАЯ ОСЕННЯЯ

1. Тёмная осенняя ноченькя,

Заждалась Иванина маменькя \—

Что-й долго мово Ванюшки йдоси нет?

Там ему лучилося ехати,—

5. Там его красны девки полюбили.

Там его у висок терем уводили,

Там его за дубовай стол садили.

Там его вином мёдом поили,

  1. Там его что-й Настюшкой дарили!

Как только покажется поезд, игрицы выбегают из куреня и у ворот встречают песнями.


Поезд прибыл.

В совместном исполнении игриц жениховой стороны и поезжанских идет без перерыва до самого повиванья одна за другой ряд мелких песен.


НА ДВОРЕ ПОВЕЧЕРЕЛО

    1. На дворе повечерело,

2.-На дворе повечерело,—

  1. Свекровь повеселела:


  1. Ждёт себе да корысточку,

  2. Молодуя да невесточку.


ПОВИВАНЬЕ

Когда в горнице пройдет первоначальная сутолока и установится некоторый-порядок, начинается обряд повиванья.

Большим платком свашки закрывают новобрачных от глаз присутствующих и, скрывшись сами за ним, быстро начинают совершать свое действо: расплетаю косу девичью, заплетенную в

последний раз, разделяют волосы на двое и, плетя навынторот заплетают каждую прядь в три косички. После этого вплетают косничкй

в косы, закладывают последние особым манером на макушке и надевают к о л п а к казачий, вязаный шелковый головной убор, расшитый цветным шелком. Окончив свое дело, свашки вылазят из-под платка.


После повиванья.

ИДИ, ИДИ, БАТЕНЬКА

    1. Иди, иди, батенька, 2. Да чи девочку, Погляди — Бабочку,—

Чего тебе бояре Нашему Ванюшке

Привязл Парочку

Свекор подходит, берет бывшие при венчании связанные ложки, приподнимае ими платок, целует молодых новобрачных и поздравляет с законным браком. За ним идут с поздравлениями: маменька, дедушка, бабушка, дяденька, тетенька и т. д. Игрицы каждый раз повторяют ту же песню, заменяя в ней слово батенька соответствующим словом. Для маменьки и бабушки употребляется другой припевок.


ИДИ, ИДИ, МАМЕНЬКА

1. Иди, иди, маменька, 2. Привязли скриню, Погляди, Пярину,—

Чего тебе бояре Молодуя вам

Привязли Княгиню!


Поздравив молодых и наговорив им кучу самых лучших пожеланий, какой-нибудьдедушка или бабушка, умильно-ласково глядя

«околпаченную» молодайку, любопытствует: Как жа табе звать, милая моя?

Та отвечает.

Чия жа ты таперича будешь? — шамкает старик. — Адамова! — несмело отвечает молодая княгиня, застенчиво произнося новую для нее фамилию.

«Ну, спаси Христос, родимая унучечка! К нашаму роду прибавилась ишо одна Адамова»,— обращаясь назад, добавляет дедушка и, довольный, с сияющим лицом, отходит, давая место другим.

После всего этого молодые идут в дргую комнать обедать. От них не отступают дружко и свашки. Вся же компания готовится итти за вечерними. К концу обеда свашки идут готовить постель, после чего дружко ведет молодых на спокой.

Дружко наблюдает, чтобы молодая княгиня разула князя и потрясла сапоги. Сыплются просо и деньги. Молодая берет деньги себе, затем, пожелав новобрачным спокойной ночи, дружко и свашка оставляют их до следующего дня. На брачной вечере молодые не присутствуют.


Брачная вечера.

Проходит брачная вечера сравнительно сдержанно и мало оживленно, с одной стороны, потому, что члены двух родов за короткое время не успели еще присмотреться друг к другу и познакомиться поближе, а с другой,— и это главное,— вследствие неизвестности относительно чести молодой. Ее родные боятся страму, насмешек и издевательств за то, что не сумели .уберечь девку. Противная же сторона держится выжидательно и, пожалуй, недоверчиво За столом сидит сторона молодой: на самом почетном месте, в переднем углу, ее крестные и родные отец и мать с дедом и бабкой под святыми. Угощеньем заведует дружко, который обносит круговую обязательно перед каждой переменой.

Отойдет один стол, начинается другой — стороны жениха. Угощает и здесь дружко, которому присаживаться почти не приходится до завтрева, пока не разнесет коровая. По окончании вечеры сваты прощаются и расходятся по домам до завтрашнего утра.


ДЕНЬ ВТОРОЙ

Рано утром дружко с свашкой поднимают молодых, спрашивают о здоровье и кличут завтракать. К завтраку родная мать молодайки присылает жареную курицу и рисовый пирог с узюмом (изюмом). Из стряпух и с ранней зари уже несутся песни. Там бабы готовят коровайный обед:


ТЕБЕ, ДРУЖКО

  1. Тебе, дружко, да не дружковати,

  2. Тебе, дружко, да не дружковати,


  1. Тебе, дружко, пановати:

  2. Во городе воеводою,

  3. Сы хорошаю природою.


На дружке забавный убор: стряпухи бабы, шутливо обыгрывая его напхали ему в кафтан соломы и подпоясали аржаной свяслой.

В таком виде дружко важно шествует по улицам, вызывая всюду смех и веселые шутки. Когда в доме молодых кончатся все приготовления, женихова сторона всей компанией идет позывать сватов к короваю.


Коровай.

Для простора и удобства из горницы выносят лишние столы, оставив один большой, за который в передний угол садятся самые близкие и почетные родные молодой; к ним подсаживаются остальные

ее родственники. Из хозяйской стороны, кто постарше, сидят, другие стоят, если сесть негде. На столе, застланном чистым настольником — скатеркой или большим новым платком, хлеб-соль: несколько калачей, солонка с солью и в тарелках прянцы с конфетками-гостинцами или розанцы.

В комнатке дружко готовит молодых к выходу: дает в руки большой, покрытый платком разнос или блюдо, на котором красиво возвышается раззолоченный, пышный коровай с целым лесом расцвеченных веточек и с понатыканными на них гулюшками; с трех сторон коровая ставит по восковой свече. Затем зажигает их и торжественно ведет молодых в горницу.

Как только молодые поставят коровай на стол, дружко тушит свечи, снимает ленту с ветвей коровая и молится. Молодые стоят — Ну, дорогие сваточки и все председяшие,— начинает дружко, вот наши милые деточки, здоровые и счастливые! Теперя просим вас:


Сыр-коровай прннимайтя,

А молодых наших одаряйтя!

Наши молодые нанове,

Им много надобно:

На шильца, на мыльца, На бялилы, на румяны, На всякаю потребу!


Дружко подводит молодых к отцу-матери:

Батенька Степан Данилович и маменька Катярина Кузьмшшшна!

Сыр-коровай принимайтя, наших молодых одаряйтя!


Нашаму-то короваю, Яму много надо:

С сями рек водички,

С сями пыль пшанички, С сями коров масла,

С сями кур яички!..


Батенька и маменька церемонно принимают коровай и рюмки. Кто-нибудь из гостей догадается крикнуть — горько! Сразу горница наполняется шумом.

По окончании коровая дружко, свашки и остальные выборные лица сдают со своих рук молодых.

Сдаем вам таперича детей в полном здравии и порядке,— заявляет дружко от себя и товарищей, обращаясь к свекру и свекровье.

Как хотитя, так и поступай-тя с ними сами! Мы свое дело сделали,— молодых в чести сохранили! А коли в чемкому не потрафили, просим не узыскать и обиды не держать!..

После этого начинается хождение по сабе, которое и закончится хоронением концов — последним необязательным аккордом свадьбы.


ХОДЯТ „ПО САБЕ"

Прежде всего идут к матери молодой, — так и говорят: идемтя к матери, мать к сабе зовет. От нее пойдут к дружку, полудружью и т. д., пока все не отпоштуются. Теперь в гуляньях принимают участие и молодые. В каждом доме перед началом обеда хозяин просит дорогих гостёчков помянуть родителев, после чего уже идет обычный, полный обед с длинным рядом перемен. Садятся за столы, конечно, не все. Не говоря уже о самом хозяине с хозяйкой, которых дело — поштовать гостей, но и вся его сторона, за исключением стариков, должна стоять перед столами, и одни — угощать, а другие — забавлять гостей песнями и плясками.


Гости мои, любезнаи, Посидитя у мене!

А я для вас, а я для вас Кочеточка зарежу.

Не горюй, кочет, не горюй, кочет,

Я нароком говорю,

Гостей своих, приятелев Приютешиваю!

Хождение по сабе продолжается дня два-три, затягиваясь иногда и на неделю, если компания многолюдная.


ХОРОНЯТ КОНЦЫ

Все отпотчуются, собираются к свекру в последний раз — хоронить концы». Подают полный обед. За столы засаживаются обыкновенно одни пожилые. По окончании обеда дружко в соседней комнати берет непочатый лежень становит себе на голову и, в сопровождении переряженных в вывернутые овчинные шубы свашек и полудружья, смешно переодетого в какое-нибудь тряпье горбатым стариком, с полупустым боченком из-под меда,— с напыщенной важностью несет лежень в горницу к гостям, оглушительным смехом встречающим чудную процессию. Поставив на стол, дружко режет лежень на куски, а свашки с полудужьем разносят гостям. Следом тащут горшки, глиняные чашки и бьют их тут же — битая посуда два века живет; схватывают иной раз со стола или из постава посуду, бросают на пол и по черепкам пускаются в пляс. Нередко устраивают здесь шуточную свадьбу: венчают, например, дружка с какой-нибудь свашкой или— того лучше!

с старой стряпухой. Надевают венцы на них — разбитые ведра, горшки, водят вокруг свиного корыта, благословляют печной заслонкой, дают целовать устилку из дырявого старого сапога и, в заключение, ведут с песнями на конюшню на покой. Хоронят концы вообще весело и шумно, заботясь лишь о том, чтобы гульба прошла без сучка и задоринки, чтобы каких непорядков не оказалось в самом конце, тем более скандалов, ругни, али, еще чего хуже….

У донских казаков сложился свой, своеобразный культурно- бытовой облик. Жизненный цикл казака сопровождался особенными

обычаями и традициями. Часть из них сегодня утрачена, но основные: крестины, пострижение волос в первый год жизни ребенка, свадьба сохранились и в наши дни. С возрождением казачества на Дону возрождаются забытые традиции, появляются новые.

Изучение истории большой и малой Родины— это реальная основа для формирования патриотизма. Работа в данном исследовании актуальна и имеет научно-практическую значимость. Современную жизнь можно охарактеризовать одним словом – инновация. Но в погоне за новым мы забываем, что мы жители огромной страны, традиции в которой складывались веками, и, может быть, отступление от них ведет к бездуховности, агрессии, эгоизму, меркантильности наших людей. Как полноводная река начинается из маленького источника, родничка, так и история человека, история народов берет своё начало из истории небольших сообществ людей. Интерес к прошлому родной земли был всегда присущ людям. Людей всегда волновало, какой была их страна в давние или не столь далекие времена, что происходило и происходит на той земле, где они живут, учатся, работают.

Эта тема мне очень близка по духу, так как я потомственная казачка. Семья моей прабабушки обосновалась в станице Раздорской со дня её образования. Кому же как не мне изучать историю казачества, его традиции и обычаи. Ведь с самого раннего детства из уст моей бабушки я слышала интересные рассказы о земле казачьей, о первых казаках станицы, об их обычаях, укладе жизни. Очень часто пела она мне казачьи песни, а в праздники рассказывала о старинных казачьих обрядах и традициях. Прежде чем ребенок станет гражданином страны, он должен быть гражданином своей малой родины – станицы, знать ее традиции и жить ее жизнью и заботами. Знания о родном крае – существенная часть интеллектуального потенциала человека, гражданина. Изучение обычаев, традиций и культуры казачества заставляет задуматься над многими вопросами жизни, помогает осознать свой гражданский долг и полюбить свой родной край. Хочется верить, что наше поколение живущие на Донкой земле будет с достоинством говорить: «Я родился и вырос на Дону!». Мы будем шагать новыми дорогами, узнавать все больше о родном крае. Главное, чтобы не исчезло желание познавать, беречь, приумножать исторические традиции своего народа на протяжении всей своей жизни.

Малая родина – это не только природа, но ещё и взаимоотношения, уклад и традиции живущих. Это и язык, и мечты, и определенные склонности, вынесенные из самой земли с её солью. Это «родимые» пятна каждого человека.

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!