СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающие слова при однородных членах предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формировать умения правильной полстановки знаков препинания при однородных членах  с обобщающими словами, составлять схемы, отрабатывать навыки находить обобщающие слова и определять их позицию в предложении 

Просмотр содержимого документа
«Обобщающие слова при однородных членах предложения»

Обобщающие слова  при однородных  членах предложения

Обобщающие слова при однородных членах предложения

Цель: Повторить правила постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающими словами

Цель:

  • Повторить правила постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающими словами

 И огромная печь, и лавки вдоль стен, и посуда – всё было разрисовано цветами, рыбами, птицами.

И огромная печь, и лавки вдоль стен, и посуда – всё было разрисовано цветами, рыбами, птицами.

Все эти люди: матросы разных наций, рыбаки, кочегары, весёлые юнги, портовые воры, машинисты, рабочие, лодочники, грузчики, водолазы, контрабандисты – все они были молоды, здоровы и пропитаны крепким запахом моря и рыбы.

Все эти люди: матросы разных наций, рыбаки, кочегары, весёлые юнги, портовые воры, машинисты, рабочие, лодочники, грузчики, водолазы, контрабандисты – все они были молоды, здоровы и пропитаны крепким запахом моря и рыбы.

Ни в поле, ни в лесу –нигде не мог он обрести покоя.

Ни в поле, ни в лесу –нигде не мог он обрести покоя.

Знаки препинания при обобщающих словах Двоеточие ставится:

Знаки препинания при обобщающих словах

Двоеточие ставится:

: , , , всё вокруг

:

,

,

,

всё вокруг

: , и и , и

:

,

и

и

,

и

Примечание  Двоеточие не ставится перед однородными членами, выраженными именами собственными, географическими наименованиями, названиями литературных произведений и т.д., если им предшествует общее для них приложение или определяемое слово, не выступающее в роли обобщающего слова.  Туристы побывали в городах Новгороде, Пскове, Санкт-Петербурге.

Примечание

Двоеточие не ставится перед однородными членами, выраженными именами собственными, географическими наименованиями, названиями литературных произведений и т.д., если им предшествует общее для них приложение или определяемое слово, не выступающее в роли обобщающего слова.

Туристы побывали в городах Новгороде, Пскове, Санкт-Петербурге.

Тире ставится: , , - , всё

Тире ставится:

,

,

-

,

всё

- , , - , … Всё окружающее –

-

,

,

-

,

Всё окружающее –

Ставится комбинация знаков: … , , , , ,как-то: блюда, как-то:

Ставится комбинация знаков:

,

,

,

,

,как-то:

блюда, как-то:

, , - словом, … , Впрочем, губернаторский дом был так освещён, хоть бы и для бала; коляска с фонарями, перед подъездом два жандарма, форейторские крики вдали – словом, всё как нужно.

,

,

-

словом, …

,

Впрочем, губернаторский дом был так освещён, хоть бы и для бала; коляска с фонарями, перед подъездом два жандарма, форейторские крики вдали – словом, всё как нужно.

- , , - , … всё вокруг:

-

,

,

-

,

всё вокруг:

Примечание Если обобщающее слово употреблено дважды, то сохраняется та же пунктуация.  Всё имущество: ружья, продовольствие, походное снаряжение, запасная одежда – всё, что находилось в лодке, погибло.

Примечание

Если обобщающее слово употреблено дважды, то сохраняется та же пунктуация.

Всё имущество: ружья, продовольствие, походное снаряжение, запасная одежда – всё, что находилось в лодке, погибло.

  Анализ предложений  Объяснить пропущенные знаки препинания, начертить схемы предложений, определить синтаксическую роль обобщающих слов.  1.А снаружи всё и оконницы и коньки и ворота оторочено кружевом грубоватой деревянной резьбы.  2.Вспышки жнивья и ромашки по меже пламя подсолнечника и желтеющая рожь всё ликовало и пело вокруг меня.  3. Владелец тщательно осведомляется о ценах на разные крупные партии товара как то пеньку мёд и делает пометки в маленькой потрепанной донельзя тетрадке.

Анализ предложений Объяснить пропущенные знаки препинания, начертить схемы предложений, определить синтаксическую роль обобщающих слов. 1.А снаружи всё и оконницы и коньки и ворота оторочено кружевом грубоватой деревянной резьбы. 2.Вспышки жнивья и ромашки по меже пламя подсолнечника и желтеющая рожь всё ликовало и пело вокруг меня. 3. Владелец тщательно осведомляется о ценах на разные крупные партии товара как то пеньку мёд и делает пометки в маленькой потрепанной донельзя тетрадке.

  Тестовые задания  1. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?   О бедности его свидетельствовало и всё прочее : отсутствие манжет, заношенный бумажный воротничок, ветхий галстук.  А. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.  Б. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.  В. Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена первой части.  Г. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.

Тестовые задания 1. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? О бедности его свидетельствовало и всё прочее : отсутствие манжет, заношенный бумажный воротничок, ветхий галстук. А. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. Б. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. В. Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена первой части. Г. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.

Правильный ответ : А

Правильный ответ : А

Тестовые задания  2.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?  Гордец редко бывает благодарным человеком : он всегда убеждён, что получает меньше, чем заслуживает.  А. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.  Б. Вторая часть бессоюзного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.  В. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.  Г. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения действия, о котором говорится во второй части.

Тестовые задания 2.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Гордец редко бывает благодарным человеком : он всегда убеждён, что получает меньше, чем заслуживает. А. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части. Б. Вторая часть бессоюзного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. В. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. Г. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения действия, о котором говорится во второй части.

Правильный ответ : Б

Правильный ответ : Б

  Тестовые задания  3. Тире на месте пропуска ставится в предложениях :  А. Доски, навесы, развалины _ всё вокруг было мокро от дождя.  Б.Мода _ как женщина, потому она и капризна.  В.Обиды мешают дело делать. Обращать внимание на них _ даром время терять.

Тестовые задания 3. Тире на месте пропуска ставится в предложениях : А. Доски, навесы, развалины _ всё вокруг было мокро от дождя. Б.Мода _ как женщина, потому она и капризна. В.Обиды мешают дело делать. Обращать внимание на них _ даром время терять.

Правильный ответ : А, В

Правильный ответ : А, В


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!