СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающие слова при однородных членах предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Обобщающие слова при однородных членах предложения».

 

При однородных членах предложения может стоять обобщающее слово. По отношению к однородным членам оно является родовым понятием, а однородные члены обозначают видовые понятия.

 

Обобщающее слово отвечает на тот же вопрос, что и однородные члены, и выполняет ту же синтаксическую функцию.

Пример:

«И огромная печь, и лавки вдоль стен, и посуда, туески да короба — ВСЁ было разрисовано цветами, рыбами, птицами» (Н. Соротокина).

Обобщающее слово может быть выражено словом или словосочетанием.

Пример:

«Все эти ЛЮДИ: матросы разных наций, рыбаки, кочегары, весёлые юнги, портовые воры, машинисты, рабочие,лодочники, грузчики, водолазы, контрабандисты — все они были молоды, здоровы и пропитаны крепким запахом моря и рыбы» (А. Куприн).

Просмотр содержимого документа
«Обобщающие слова при однородных членах предложения»

1. Город (поселок), микрорайон, где ты живешь, его достопримечательности. Участники дорожного движения. Особенности движения транспорта и пешеходов в вашем городе (поселке).

2.   Разработка схемы маршрута «Мой безопасный путь домой».

3.   Назначение светофора, значение его сигналов, пешеходный светофор.

4.   «Самый главный на дороге - это дядя Светофор!». Конкурс рисунков

5.   Осторожно - гололед!

6.   Знакомство с правилами ДД.

7.   Знакомство с дорожными знаками.

8.   Конкурс загадок «Знаки на дорогах нам в пути помогут».

9.   Правила поведения пассажиров в общественном транспорте. Где и как ожидать транспортное средство?

10.  Праздник «Красный. Желтый. Зеленый».

Тема урока: «Обобщающие слова при однородных членах предложения».


При однородных членах предложения может стоять обобщающее слово. По отношению к однородным членам оно является родовым понятием, а однородные члены обозначают видовые понятия.


Обобщающее слово отвечает на тот же вопрос, что и однородные члены, и выполняет ту же синтаксическую функцию.

Пример:

«И огромная печь, и лавки вдоль стен, и посуда, туески да короба — ВСЁ было разрисовано цветами, рыбами, птицами» (Н. Соротокина).

Обобщающее слово может быть выражено словом или словосочетанием.

Пример:

«Все эти ЛЮДИ: матросы разных наций, рыбаки, кочегары, весёлые юнги, портовые воры, машинисты, рабочие,лодочники, грузчики, водолазы, контрабандисты — все они были молоды, здоровы и пропитаны крепким запахом моря и рыбы» (А. Куприн).

Нередко обобщающие слова выражены местоимениями или местоименными наречиями.

Пример:

«Ни в поле, ни в лесу — НИГДЕ не мог он обрести покоя».

Знаки препинания при обобщающих словах

Двоеточие ставится:

1) после обобщающего слова перед рядом однородных членов.

Пример:

«Утром ВСЁ хрустело вокруг: подмёрзшие дороги, листья на крыльце, чёрные стебли крапивы, торчавшие из-под снега (К. Паустовский)»;

2) при отсутствии предшествующего обобщающего слова (словосочетания), если необходимо предупредить читателя о последующем перечислении.

Пример:

«Здесь росли: клён и дикая груша, ель и берёза, осина и ольха...» (В. Обручев).

Обрати внимание!

Двоеточие не ставится перед однородными членами, выраженными именами собственными, географическими наименованиями, названиями литературных произведений и т. д., если им предшествует общее для них приложение или определяемое слово, не выступающее в роли обобщающего слова (при чтении в таких случаях отсутствует характерная для обобщающих слов предупреждающая пауза).

Пример:

«Туристы побывали в городах Новгороде, Пскове, Санкт-Петербурге».

Тире ставится:

1) если обобщающее слово находится после однородных членов.

Пример:

«Пётр Первый, шотландские инженеры, наши крепостные талантливые мастера, карронский способ литья, водяные машины, нравы — ВСЁ это давало хороший материал для книги» (К. Паустовский);

2) если основной упор делается не на перечисление, а на обобщающее слово, при котором перечисление является дополнительным уточнением (при этом отсутствует предупреждающая пауза).

Пример:

«ВСЁ ОКРУЖАЮЩЕЕ — заборы, дома, деревья — в каком-то странном тумане колеблется, точно от ветра» (М. Горький).

Если после обобщающего слова стоят слова как то, а именно, то есть, например, то перед ними ставится запятая, а после них — двоеточие.

Пример:

«Ему /Чичикову/ подавались разные обычные в трактирах блюда, как то: щи с слоёным пирожком, мозги с горошком, сосиски с капустой, пулярка жареная, огурец солёный...» (Н. Гоголь).

Если после перечисления перед обобщающим словом стоит вводное слово или словосочетание словом,одним словом, короче говоря и др., то перед ним  ставится  тире, а после него — запятая.

Пример:

«Впрочем, губернаторский дом был так освещён, хоть бы и для бала; коляска с фонарями, перед подъездом два жандарма, форейторские крики вдали — словом, ВСЁ как нужно» (Н. Гоголь).

Если однородные члены, стоящие после обобщающего слова, не заканчивают собой предложения, то после обобщающего слова перед ними ставится двоеточие, а после них — тире.

Пример:

«И ВСЁ вокруг: и жнивья, и дорога, и воздух — сияло от низкого вечернего солнца» (И. Бунин).

Обрати внимание!

Если обобщающее слово употреблено дважды (перед и после однородных членов), то сохраняется та же пунктуация (двоеточие после обобщающего слова и тире после однородных членов).

Пример:

«Всё ИМУЩЕСТВО: ружья, продовольствие, походное снаряжение, запасная одежда — всё, что находилось в лодке, погибло» (В. Арсеньев).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!