СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по теме "Русские народные сказки"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка урока адресована молодым учителям

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме "Русские народные сказки"»

Обобщающий урок по теме «Русские народные сказки».

Цель урока: подведение итогов, систематизация полученных знаний по данной теме .

Задачи:

  • в игровой форме обобщить все особенности русской сказки;

  • прививать любовь и уважение к культурным традициям своего народа.

Оборудование:

  • выставка книг-сказок, рисунков учащихся.

Ход урока

Слово учителя: На протяжении нескольких уроков мы говорили с вами об одном из главном чуде русского фольклора - русской народной сказке. Познакомились с видами сказок, узнали о том, какими художественными особенностями они обладают. Также мы с вами обратились к анализу некоторых известных сказок. Сегодня мы подытожим все то, что узнали об этом замечательном жанре русского фольклора, но сделаем это в виде викторины, которая и окунет нас в мир сказок и покажет, насколько хорошо вы их знаете.

I тур "Сказка - особый жанр фольклора"

1) Мы с вами все время говорим о том, что сказкам - это фольклорное произведение. А что такое фольклор и как переводится это слово с английского языка? (фольклор в переводе с англ. означает народная мудрость, знание, это устное народное творчество, то, что первоначально передавалось от человека к человеку и не фиксировалось на бумаге);

2) к какому роду художественных произведений мы относим сказку? дайте определение данного рода (сказка - эпическое произведение; к эпосу относятся произведения, в которых автор рассказывает о людях, об окружающем мире, о различных событиях);

3) Дайте определение сказки. Чем она отличается от такого похожего жанра, как былина? (сказка - это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях; былина - это песнь-сказание, повествующие о богатырях - защитниках родины );

II тур "Жанровые особенности сказки"

Мы говорили с вами о том, что жанровым своеобразием сказок является их деление на три вида: волшебные, о животных и бытовые. Вам необходимо рассказать, какими особенностями обладают каждый из видов и привести по два-три примера сказок.

1)Волшебные сказки (повествуют о подвигах героев, о их внешней и внутренней красоте; неотъемлемым является присутствие чудес, волшебства, целью является победа добра над злом, прославляются такие идеала как доброта, сострадание, щедрость, трудолюбии - "два Ивана солдатских сына" "Иван царевич и серый волк", "Лягушка-царевна" );

2) сказки о животных (герои - животные, на которых перенесены человеческие качества (жадность, зависть, злость, нахальство); отсутствие чудес и волшебства; такие сказки отражают существующие отношения между людьми - "Лиса и волк", "Звери в яме", "Лиса и журавль");

3) социально-бытовые сказки (герои - обычные люди; в таких сказках прослеживаются черты народной жизни, поощряются такие качества как смекалка, находчивость, ум; сюжет бытовых сказок динамичен, отсутствуют какие-либо волшебные атрибуты).

III тур "Художественные особенности сказок"

- Сказки, особенно волшебные, необычайно поэтичны. Русскую сказку отличают ритм, напевность, неторопливое повествование. Среди особенностей строения сказки выделяют присказку, зачин и концовку. Дайте определения этих понятий и приведите примеры

1) Присказка (вступление к сказке в виде прибаутки, пословице, обычно не связанное с содержанием - "В некотором царстве, в некотором государстве жил да был белоус, надел на голову арбуз, на нос - огурец и построил дворец. Это не сказка, присказка, сказка будет впереди")

2) Зачин (традиционное начало сказки - "Жили-были старик со старухой", "В некотором царстве, в некотором государстве"

3)Концовка (заключительная часть сказки - "Вот и сказки конец, а кто слушал - молодец)

Часто встречаются в сказках и такие художественные детали, как повторы близких по значению слов, традиционные обороты речи, постоянные эпитеты

1) назвать повторы слов (жили-были, нежданно-негаданно);

2)привести примеры оборотов речи (ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается);

3)постоянные эпитеты (красна девица, живая вода, добрый молодец).

IV тур "Угадай сказку"

- А теперь проверим, много ли русских народных сказок вы прочитали, помните ли их название. Я раздам вам карточки с названиями сказок, а вы впишите недостающие слова. Каждое правильно вставленное слово - один бал.

Поди туда - не знаю куда,::..то - не знаю что
Сказка о::..яблоках и живой воде.
Морской царь и ::.Премудрая
Пузырь,::и лапоть
У страха::.велики
Финист - ::.сокол
Летучий::.

::.из топора
Иван-царевич и::.
Кот - серый::., козел да баран
::..Симеонов


5 тур. А сейчас конкурс "Литературный детектив .

1. В какой популярной сказке на главного героя три раза совершают покушение, и только на четвёртый раз он погибает? ( "Колобок")

2.Как называется сказка о пользе коллективного труда? ("Репка")

3. В каком литературном произведении говорится о приимуществе кирпмчной кладки над глинобитными и тростниковыми сооружениями. ("Три поросёнка")

4. В одной стране для установления личности стали специальной меркой измерять ноги. Кого они искали? (Золушку)

6. Простая "работница" сельского хозяйства создаёт изделие из драгоценного металла. Её хозяева, пожилые супруги, начинают испытывать его на прочность. Внезапно появляется незнакомка и разбивает сокровище. Кто она и как она это сделала? (Мышка "хвостиком махнула"."Курочка Ряба")

7. Фермер вырастил на участке рекордный урожай, но не может справиться с уборкой и приглашает ещё пятерых работников. Каких? (Бабку, внучку, Жучку, кошку, мышку.)

8. Некая высокопоставленная женщина выслеживает свою родственницу при помощи специального устройства. Выследив, она отравляет девушку-невесту. Как называется сказка и что это за устройство? ("Сказка о мёртвой царевне...", зеркало)

12. В каком литературном произведении говорится о самом древнем способе реанимации человека? ("Сказка о мёртвой царевне...")

13. В каком литературном произведении царь закончил своё царствование в кипящем котле? ("Конёк-горбунок")

6 тур Распределите сказки по видам ( волшебные, бытовые, сказки о животных)

«Каша из топора», «Морозко», «Лиса и волк», «Жена – спорщица», «Сивка – бурка», «Белая уточка», «Теремок», «Три царства», «Как мужик гусей делил», «Журавль и цапля», «Финист – ясный сокол», «Снегурочка», «Гуси – лебеди», «Два брата», «Заячья избушка», «Царевна – лягушка», «Марья Моревна», «Солдатская шинель», «Как мужик жену от сказок отучил», «Лиса и дрозд».



II. Рефлексия.

- Вот и подошла к концу наша викторина. Надеюсь, что она помогла вам не только подытожить, объединить понятия, о которых мы говорили с вами, но и подтолкнет вас к дальнейшему знакомству с русскими народными сказками.

Знаменитому русскому писателю А. С. Пушкину принадлежит высказывание: "Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". Как вы понимаете это изречение? (внешне сказка - это вымысел, фантазия народа, но суть её, смысл наполнены глубоким смыслом, народным знанием. Она учит доброте, трудолюбию, терпению, состраданию. Сказки культурно обогащают нас: рассказывают о традициях, национальных чертах русского народа).

III. Итоги викторины.







1.Поди туда - не знаю куда,…….то - не знаю что


2.Морской царь и …..Премудрая


3.Пузырь,…….и лапоть


4.У страха…..велики

5.Финист - ….сокол


6.Летучий…..

7…….из топора


8.Иван-царевич и…..


9.Кот – серый…., козел да баран


10……Симеонов





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!