СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по теме «Гидросфера» в 6 классе

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение и систематизация знаний по теме «Гидросфера» и выделение общих закономерностей и особенностей гидросферы.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме «Гидросфера» в 6 классе»



Тема урока: Обобщающий урок по теме «Гидросфера» в 6 классе

Цель: обобщение и систематизация знаний по теме «Гидросфера» и выделение общих закономерностей и особенностей гидросферы;

Задачи:

Образовательные: 

- воспитание чувства любви к окружающей среде;

- расширить и углубить знания обучающихся о гидросфере;

- определить значение этих знаний в жизни человека;

Развивающие:
- развивать познавательный интерес обучающихся, умение сравнивать, анализировать, делать выводы;

- продолжить формирование умений работы с картой.

Воспитательные:
- воспитывать наблюдательность, развивать познавательный интерес к предмету; 


Основные термины и понятия, ключевые слова: 

Оборудование: физическая карта полушарий, карта России, презентация, карточки с названиями географических объектов, иллюстрации: река, озеро, водопад, пороги, болото, родник.

Тип: урок систематизации знаний

Вид урока: комбинированный. 

Комплекс использованных методов и приемов: интерактивная лекция, групповая дискуссия, практическая работа


Ход урока


Ι. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности класса к уроку. Девиз нашего урока: вспомнить, рассказать, показать, доказать.


ΙΙ. Актуализация знаний и умений обучающихся.

Представьте себе, что из Космоса на Землю летит космический корабль. Что бы увидели инопланетяне, приближаясь к Земле? (Ответы обучающихся)

Всё то, что увидели бы инопланетяне, приближаясь к Земле, образует ее внешние оболочки.

1. Воздух - газообразную оболочку - атмосфера.

2. Горные породы, которые слагают сушу и дно океанов, - земную кору - литосфера.

3. Живые организмы вместе с той средой, где они живут - биосфера.

4. Вода - водную - гидросферу.

Могут ли существовать оболочки отдельно? Жизнь человека может существовать хотя бы без одной оболочки земли. (Ответы обучающихся)


ΙΙΙ. Мотивация учебной деятельности обучающихся. Сообщение темы и задач урока.

1. Найдите, что лишнее?

Обучающиеся должны найти в группе слов, объединяющих что-либо и лишнее слово. Объясните, почему?

1. Балтийское море, Берингово море, Средиземное море. (Берингово море).

2. Байкал, Волга, Иссык-Куль (река Волга).

3. устье, исток, приток, родник (родник).

4. межень, водопад, паводок, половодье (водопад).

5. канал, пруд, озеро, водохранилище (озеро).

6. Амазонка, Байкал, Терек, Ганг (озеро Байкал).

7. Ладожское, Красное, Онежское, Каспийское (Красное море).

Показать упомянутые географические объекты на физической карте полушарий.

Назовите, какое понятие объединяет все ответы? «Гидросфера».


ΙV. Повторение.

1. Номенклатура. На проекторе выводится часть контурной карты России, где цифрами зашифрованы географические объекты. Задание: отгадать географические объекты. Обучающиеся пользуясь картами атласа, определяют географические координаты объектов. Данные записывают в тетради.


2. Подземные воды.

Грунтовыми водами в узком понимании этого определения называют свободные гравитационные воды водоносного горизонта, залегающего на первом водоупорном слое.

В зависимости от характера залегания горных пород различают грунтовой поток и грунтовой бассейн. В природе наблюдаются различные сочетания этих разновидностей залегания.


3. Реки. Географический диктант

1. Поток воды, текущий в углублении, называемом руслом (река).

2. Место, где берет свое начало река (исток).

3. Река, впадающая в главную реку (приток).

4. Участок бывшего русла реки (старица).

5. Искусственная река (канал).

6. Углубление в речной долине, по которому воды реки текут постоянно (русло).

7. Местность, с которой река со своими притоками собирает воду (бассейн).

8. Река, которая имеет низкую скорость течения и широкое русло, называется (равнинной).

9. К чему привело неэкономное расходование воды рек Амударьи и Сырдарьи на хозяйственные нужды (к усыханию Аральского моря)

10. Типы питания рек (дождевое, подземное, снеговое и ледниковое).

11. Площадь суши, с которой вся вода стекает в одну реку (речной бассейн).

Река - природный водный поток (водоток) значительных размеров с естественным течением по руслу (выработанному им естественному углублению) от истока вниз до устья и питающийся за счёт поверхностного и подземного стока с его бассейна.

Реки являются составной частью гидрологического цикла. Вода в реке, как правило, собирается с поверхностных стоков, образующихся в результате атмосферных осадков с определённой площади, ограниченной водоразделом (бассейн реки), а также из других источников, например запасов подземных вод, влаги, хранящейся в естественном льду (в процессе таяния ледников) и снеговом покрове.


3. Мировой океан.

3.1. Ответить на вопросы

1. Как называются плавающие ледяные глыбы? (айсберги).

2. Назовите крупнейший массив Земли, окруженный со всех или почти со всех сторон океанами и морями (материк).

3. Как называются линии, которые соединяют места с одинаковыми глубинами? (изобаты).

4. Аппарат, используемый для определения глубин? (эхоллот).

5. На чём опускался в 1960 г. швейцарский учёный Жак Пикар с помощником в Марианский желоб на глубину около 11000м. (батискаф «Триест»).

6. Какая главная причина течений на поверхности Океана? (постоянные ветры).

Мировой океан - основная часть гидросферы, непрерывная, но не сплошная водная оболочка Земли, окружающая материки и острова, и отличающаяся общностью солевого состава. Мировой океан покрывает почти 70,8 % земной поверхности.

Континенты и большие архипелаги разделяют мировой океан на четыре большие части (океаны): Атлантический океан, Индийский океан, Тихий океан, Северный Ледовитый океан. В 2000 году Международная гидрографическая организация выделила пятый: Южный океан.


3.2. Схема волны.



V. Подведение итогов урока.

1. Почему р. Терек в своем начале имеет высокую скорость течения и узкую долину, а потом при выходе на равнину широкую долину и низкую скорость течения?

2. Назовите части волны и дайте определение.

3. Попробуйте подсчитать, сколько расходуется воды в день напрасно? При случайно открытом кране с тоненькой струйкой воды, литровая банка заполняется за 5 минут. Сколько воды вытечет за час, сутки, месяц, год?

Каждая капля воды в гидросфере - путешественница. С ней переносятся и разные вещества, происходит обмен минеральных веществ, т.е. все в мире взаимосвязано и находится в постоянном движении.


Этап рефлексии: 

Сегодня на уроке мне …

Меня особенно удивило то, что …

До начала урока я думал, что …, а сейчас знаю …

Было бы хорошо, если бы …

Оценивание обучающихся.


VΙΙ. Домашнее задание.  Повторить основные понятия, определения, номенклатуру по разделу «Гидросфера».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!