СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О некоторых приемах обучения смысловому чтению при подготовке к ВПР по русскому языку.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

О некоторых приемах обучения смысловому чтению при подготовке к ВПР по русскому языку.

 

Просмотр содержимого документа
«О некоторых приемах обучения смысловому чтению при подготовке к ВПР по русскому языку.»


О некоторых приемах обучения смысловому чтению

при подготовке к ВПР по русскому языку.

Автор - Стебенькова Л.Н.,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ п.Новопушкинское»

Энгельсского района

Саратовской области.

ljudmila-stebenkova@rambler.ru


Задания ВПР по русскому языку направлены не только на выявление уровня владения обучающимися предметными правописными нормами современного русского литературного языка (орфографическими и правописными) и учебно-языковыми аналитическими умениями фонетического, морфемного, морфологического и синтаксического разборов, но и предполагают ориентирование в содержании текста, понимание его целостного смысла, нахождение в тексте требуемой информации, подтверждения выдвинутых тезисов (познавательные универсальные учебные действия), на основе которых определяется возможность обучающихся создавать речевое высказывание в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления, а также уровень предметного учебно-языкового опознавательного умения обучающихся распознавать слово по его лексическому значению учитывая определенный контекст.

При подготовке к ВПР по русскому языку одной из универсальных форм функциональной грамотности является смысловое чтение.

Смысловое чтение – это такое чтение, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и осмыслить полученную информацию.

Когда обучающийся серьезно вдумчиво читает, то у него непременно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ученик владеет смысловым чтением, то у него развиваются и устная речь, и речь письменная.

В процессе обучения смысловому чтению у школьников формируются умения:

понимать текст;

анализировать;

сравнивать;

видоизменять;

генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи).

Для того, чтобы обучить смысловому чтению, используются следующие методы и приемы:

* Развитие умения анализировать задание.

* Поиск ключевых слов в задании и умение вчитываться в инструкцию.

* Ответы на поставленные вопросы (и письменные, и устные).

* Определение последовательности событий в тексте.

* Формулирование простых выводов после прочтения.

* Преобразование прочитанного текста в таблицу.

* Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией.

* Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста.

* Умение, опираясь на прочитанный текст, доказывать свою точку зрения, опровергать какие-либо

утверждения.

*Поиск необходимой информации в разных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д.

Работа с текстом №1 при подготовке к ВПР (8-9 класс)

Прочитайте текст Б. Акунина и выполните задания.

Кожа на них потрескалась и стала мягче лошадиных губ. В приличном обществе в таких сапогах не появишься. Я этого и не делаю — сапоги предназначены для иного.

Мне сшил их старый софийский еврей десять лет назад. Он содрал с меня десять лир и сказал: «Господин, из меня уже давно репей вырастет, а ты все еще будешь носить эти сапоги и вспоминать Исаака добрым словом».

Не прошло и года, и на раскопках ассирийского города в Междуречье у левого сапога отлетел каблук. Мне пришлось вернуться в лагерь одному. Я хромал по раскаленному песку, ругал старого софийского мошенника последними словами и клялся, что сожгу сапоги на костре.

Мои коллеги, британские археологи, не добрались до раскопок — на них напали всадники Рифат-бека, который считает гяуров детьми Шайтана, и вырезали всех до одного. Я не сжег сапоги, я сменил каблук и заказал серебряные подковки.

В 1873 году, в мае, когда я направлялся в Хиву, проводник Асаф решил завладеть моими часами, моим ружьем и моим вороным ахалтекинцем Ятаганом. Ночью, когда я спал в палатке, проводник бросил в мой левый сапог эфу, чей укус смертелен. Но сапог просил каши, и эфа уползла в пустыню. Утром Асаф сам рассказал мне об этом, потому что усмотрел в случившемся руку Аллаха.

Полгода спустя пароход «Адрианополь» напоролся на скалу в Термаикосском заливе. Я плыл до берега два с половиной лье. Сапоги тянули меня ко дну, но я их не сбросил. Я знал, что это будет равносильно капитуляции, и тогда мне не доплыть. Сапоги помогли мне не сдаться. До берега добрался я один, все остальные утонули.

Сейчас я там, где убивают. Каждый день над нами витает смерть. Но я спокоен. Я надеваю свои сапоги, за десять лет ставшие из черных рыжими, и чувствую себя под огнем, как в бальных туфлях на зеркальном паркете.

Б.Акунин

  1. Определите последовательность событий в тексте. Ответы внесите в таблицу

1

2

3

4






А. Пароход «Адрианополь» напоролся на скалу в Термаикосском заливе.

Б. Раскопки ассирийского города в Междуречье.

В. Эфа в левом сапоге ботинка.

Г. Нападение всадников Рифатбека.


  1. Установите соответствие слов с их лексическим значением

Хива

древняя страна в Западной Азии в долине рек Тигр и Евфрат; место возникновения и развития древнейшей цивилизации

Гяур

злой дух из числа джиннов, демон, дьявол, чёрт

Шайтан

у мусульман: человек иной веры, иноверец

Междуречье

город в Хорезмской области Узбекистана

Ахалтекинец

верховая порода лошадей, выведенная на территории современной Туркмении (Ахал-Теке)

Термаикос

залив Эгейского моря


3. «Господин, из меня уже давно репей вырастет, а ты все еще будешь носить эти сапоги и вспоминать Исаака добрым словом». Слова старого еврея свидетельствуют о прозорливости старца или бахвальстве мастерового?

4. Почему Асаф после своего поступка "усмотрел в случившемся руку Аллаха", а главный герой все случившееся с ним отождествляет со старыми сапогами?

5. «В приличном обществе в таких сапогах не появишься, - утверждает герой. - Я этого и не делаю — сапоги предназначены для иного». Иное – это что? Попробуйте определить предназначение этих сапог.

6. Герой текста признается: «Я плыл до берега два с половиной лье. Сапоги тянули меня ко дну, но я их не сбросил. Я знал, что это будет равносильно капитуляции…» Какое определение переносного значения слова «капитуляция» дает словарь Ушакова?

(«Уступка, признание своего поражения, своей неправоты»)

7. О какой капитуляции говорит герой? Капитуляция перед кем: старым мастером – евреем? Собой? Жизнью?

8. Как бы вы озаглавили текст?



Научиться мыслить в процессе чтения - важнейшая задача, притом мыслить надо уметь рационально, без лишних затрат времени, физических и психических усилий.

В новых ФГОС подчеркивается важность обучения смысловому чтению в школе и отмечается, что смысловое чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и относится к универсальным учебным действиям. В книге Н.Н. Сметанниковой даётся обобщённая характеристика смыслового чтения как универсального учебного действия. В данном пособии предлагаются некоторые способы и приёмы развития данного вида чтения на всех уроках. Цель смыслового чтения -максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Овладение технологией чтения осуществляется в результате выполнения предтекстовых, текстовых и послетекстовых заданий. Упражнения для каждого вида чтения выбираются с учетом возрастных и психологических особенностей ребенка.

Хочется отметить, что пособие максимально приближено к условиям реальной жизни, в которых обучающимся могут понадобиться данные умения.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!