СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Универсальные формы функциональной грамотности. Смысловое чтение.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

О некоторых приемах обучения смысловому чтению при подготовке к ВПР по русскому языку.

 

Просмотр содержимого документа
«Универсальные формы функциональной грамотности. Смысловое чтение.»

О некоторых приемах обучения смысловому чтению

при подготовке к ВПР по русскому языку.

Автор - Стебенькова Л.Н.,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ п.Новопушкинское»

Энгельсского района

Саратовской области.

Задания ВПР по русскому языку направлены не только на выявление уровня владения обучающимися предметными правописными нормами современного русского литературного языка (орфографическими и правописными) и учебно-языковыми аналитическими умениями фонетического, морфемного, морфологического и синтаксического разборов, но и предполагают ориентирование в содержании текста, понимание его целостного смысла, нахождение в тексте требуемой информации, подтверждения выдвинутых тезисов (познавательные универсальные учебные действия), на основе которых выявляется способность обучающихся строить речевое высказывание в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления, а также уровень предметного учебно-языкового опознавательного умения обучающихся распознавать конкретное слово по его лексическому значению с опорой на указанный в задании контекст.

При подготовке к ВПР по русскому языку одной из универсальных форм функциональной грамотности является смысловое чтение.

Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Когда ребенок действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и речь письменная.

В процессе обучения смысловому чтению у школьников формируются умения:

понимать текст;

анализировать;

сравнивать;

видоизменять;

генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи).

Для обучения смысловому чтению используются следующие методы и приемы:

* Развитие умения анализировать задание.

* Поиск ключевых слов в задании и умение вчитываться в инструкцию.

* Ответы на поставленные вопросы (и письменные, и устные).

* Определение последовательности событий в тексте.

* Формулирование простых выводов после прочтения.

* Преобразование прочитанного текста в таблицу.

* Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией.

* Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста.

* Умение, опираясь на прочитанный текст, доказывать свою точку зрения, опровергать какие-либо

утверждения.

*Нахождение нужной информации в различных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д.

Работа с текстом №1 при подготовке к ВПР (8-9 класс)

Прочитайте текст Б. Акунина и выполните задания.

Кожа на них потрескалась и стала мягче лошадиных губ. В приличном обществе в таких сапогах не появишься. Я этого и не делаю — сапоги предназначены для иного.

Мне сшил их старый софийский еврей десять лет назад. Он содрал с меня десять лир и сказал: «Господин, из меня уже давно репей вырастет, а ты все еще будешь носить эти сапоги и вспоминать Исаака добрым словом».

Не прошло и года, и на раскопках ассирийского города в Междуречье у левого сапога отлетел каблук. Мне пришлось вернуться в лагерь одному. Я хромал по раскаленному песку, ругал старого софийского мошенника последними словами и клялся, что сожгу сапоги на костре.

Мои коллеги, британские археологи, не добрались до раскопок — на них напали всадники Рифат-бека, который считает гяуров детьми Шайтана, и вырезали всех до одного. Я не сжег сапоги, я сменил каблук и заказал серебряные подковки.

В 1873 году, в мае, когда я направлялся в Хиву, проводник Асаф решил завладеть моими часами, моим ружьем и моим вороным ахалтекинцем Ятаганом. Ночью, когда я спал в палатке, проводник бросил в мой левый сапог эфу, чей укус смертелен. Но сапог просил каши, и эфа уползла в пустыню. Утром Асаф сам рассказал мне об этом, потому что усмотрел в случившемся руку Аллаха.

Полгода спустя пароход «Адрианополь» напоролся на скалу в Термаикосском заливе. Я плыл до берега два с половиной лье. Сапоги тянули меня ко дну, но я их не сбросил. Я знал, что это будет равносильно капитуляции, и тогда мне не доплыть. Сапоги помогли мне не сдаться. До берега добрался я один, все остальные утонули.

Сейчас я там, где убивают. Каждый день над нами витает смерть. Но я спокоен. Я надеваю свои сапоги, за десять лет ставшие из черных рыжими, и чувствую себя под огнем, как в бальных туфлях на зеркальном паркете.

Б.Акунин

  1. Определите последовательность событий в тексте. Ответы внесите в таблицу

1

2

3

4






А. Пароход «Адрианополь» напоролся на скалу в Термаикосском заливе.

Б. Раскопки ассирийского города в Междуречье.

В. Эфа в левом сапоге ботинка.

Г. Нападение всадников Рифатбека.


  1. Установите соответствие слов с их лексическим значением

Хива

древняя страна в Западной Азии в долине рек Тигр и Евфрат; место возникновения и развития древнейшей цивилизации

Гяур

злой дух из числа джиннов, демон, дьявол, чёрт

Шайтан

у мусульман: человек иной веры, иноверец

Междуречье

город в Хорезмской области Узбекистана

Ахалтекинец

верховая порода лошадей, выведенная на территории современной Туркмении (Ахал-Теке)

Термаикос

залив Эгейского моря


3. «Господин, из меня уже давно репей вырастет, а ты все еще будешь носить эти сапоги и вспоминать Исаака добрым словом». Слова старого еврея свидетельствуют о прозорливости старца или бахвальстве мастерового?

4. Почему Асаф после своего поступка "усмотрел в случившемся руку Аллаха", а главный герой все случившееся с ним отождествляет со старыми сапогами?

5. «В приличном обществе в таких сапогах не появишься, - утверждает герой. - Я этого и не делаю — сапоги предназначены для иного». Иное – это что? Попробуйте определить предназначение этих сапог.

6. Герой текста признается: «Я плыл до берега два с половиной лье. Сапоги тянули меня ко дну, но я их не сбросил. Я знал, что это будет равносильно капитуляции…» Какое определение переносного значения слова «капитуляция» дает словарь Ушакова?

(«Уступка, признание своего поражения, своей неправоты»)

7. О какой капитуляции говорит герой? Капитуляция перед кем: старым мастером – евреем? Собой? Жизнью?

8. Как бы вы озаглавили текст?



Работа с текстом № 2 при подготовке к ВПР (8-9 класс)

(При работе с этим текстом использованы идеи и рекомендации Е.А. Ковалевой, учителя русского языка и литературы, средней школы № 89, г. Санкт-Петербурга).

Прочитайте текст Е. Чернявского и выполните задания

«Вы знаете 38 языков? Видимо, у вас поразительные способности или феноменальная память. Или вам известен какой-то хитроумный приём, секрет…» Всё это я слышу довольно часто. И на все подобные предположения отвечаю отрицательно.

Должен сразу сказать, что изучение языков для меня не самоцель и даже не цель, а средство. Средство приобщения к духовным ценностям других народов, познания их культуры. Язык ради языка – это не моя стихия. Язык ради познания, язык как ключ к другим мирам и жизням – да. Ради этого имеет смысл затратить время и труд.

С точки зрения изучения языков люди распадаются на четыре типа. Первый тип (к которому

отношусь и я сам) – это те, кто любит языки. Для них занятие ими – не мука, не труд даже, а радость. Ко второму типу отношу людей, которые к самим языкам относятся спокойно или даже равнодушно, но понимают, что без знания языков они не добьются поставленной цели, поэтому готовы регулярно

трудиться над их изучением. Третий тип – это те, кто не прочь позаниматься языком, если только это не будет слишком обременительно, а кроме того, будет результативно. И наконец, четвёртая, к сожалению, самая многочисленная, – необозримое море людей, которые к языкам равнодушны, и палец о палец не ударят, чтобы чего-нибудь добиться.

Так вот: люди первого типа добьются успеха в изучении языков при любых обстоятельствах. Люди четвёртого типа, наоборот, ничего не добьются ни при каких условиях. Поэтому в деловых советах, на мой взгляд, нуждаются люди второго и третьего типов. Адресуюсь главным образом к ним.

Изучить язык можно только одним способом: каждодневным трудом. С чем можно сравнить этот древний, проверенный метод? Пожалуй, с обучением игре на музыкальном инструменте. Если вы желаете стать пианистом или скрипачом, вам мало понять нотную грамоту, сольфеджио, вам недостаточно заучить систему обозначений, принятую в нотах, музыкальной литературе. Вам непременно нужно регулярно, настойчиво, ежедневно, без перерывов в течение ряда лет упражняться, играть на своём инструменте. В этом смысле овладение иностранным языком весьма

похоже на процесс становления музыкантом. И вот об этом важнейшем обстоятельстве, как ни странно, не помнят, его сбрасывают со счетов. Как же можно освоить язык, если не тренироваться, не упражняться в нём?! А на это нужно несколько лет.

Но перехожу к части более приятной, так сказать оптимистической. Начну с «закона Чернявского», простите за нескромность. Формулируется он так: каждый новый язык требует лишь половины усилий, потраченных на изучение предыдущего…Таким образом, если вы на первый язык потратили, допустим, четыре года, то соответственно четвертым вы овладеете за полгода. Правда, все это действует, пока мы остаемся в пределах одной языковой группы. Но даже если брать языки не близкого родства, то всё равно следующий язык много легче предыдущего.

И ещё одно. Часто говорят: «Я очень хочу изучить такойто язык, начал было заниматься, но времени не хватает». Я берусь утверждать, что жалоба не имеет под собой почвы. Дело не в нехватке времени, а в недостатке дисциплины.

Для того чтобы изучение языков успешно продвигалось, достаточно затрачивать в день по полчаса, что, в принципе, доступно каждому. Но нужно иметь силу воли этот режим выдерживать, не уговаривать себя что-де «с понедельника начну новую жизнь».

В заключение скажу: я потому знаю несколько десятков языков, что всю жизнь не тратил время зря. И это с учетом того, что занимался разными видами спорта, любил танцевать, любил театр, кино, очень много читал, да ещё много чего. Вот только попусту не тратил время, не тратил его «в никуда». Это и есть мой «секрет»

Е. М.Чернявский, известный филолог, полиглот


  1. М. Чернявский писал, что «человек проживает столько жизней, сколько «знает языков». Что «толкает» автора на то, чтобы изучать много языков? Найдите в тексте ответ на этот вопрос.

  2. Автор говорит о разных типах людей, с точки зрения изучения языков. Используя текст, заполните данную таблицу.


Тип людей

Отношение к языкам и их изучению

Первый


Второй


Третий


Четвертый



  1. Двое учеников, прочитав этот текст, завели разговор о необходимости изучения иностранных языков. К каким типам людей вы отнесете каждого?
    Первый утверждал, что на изучение языков имеет смысл тратить время только в том
    случае, если они необходимы тебе для достижения поставленных целей в жизни, например
    профессионального роста, карьеры, стабильного и достойного материального положения.
    Второй говорил, что язык – это удивительное средство познания мира. Через язык
    можно прикоснуться к жизни других народов, можно многое узнать об их культуре. А это
    очень интересно и увлекательно. Ради этого, прежде всего, стоит трудиться и изучать
    языки.

  2. В тексте говорится о «законе Чернявского». Выпишите, как формулируется этот закон.

  3. Автор сравнивает процесс изучения иностранных языков с обучением игре на музыкальных инструментах. В следующем предложении вставьте недостающие слова:

Если изучать иностранные языки, то мало _________________________________,

_____________________________________________________________________________

нужно ______________________________________________________________________

  1. Как бы вы озаглавили текст? Выберите один из вариантов.

A. «Талантливый человек».

B. «Секреты успешного овладения языками».

C. «Е.М. Чернявский – полиглот».

D. «Закон Е.М. Чернявского».




Скачать

© 2023 97 2

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!