СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Новые воспитательные технологии

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Новые воспитательные технологии»

Тема педагогического совета:

«Воспитание в современной школе: от программы к конкретным действиям».

В обыденной речи мы часто употребляем понятие личность: личность учителя, личность ученика, творческая личность и т.п. Говоря о личности вообще, мы подразумеваем некоторое своеобразие поведения, оригинальность мышления, богатство внутреннего мира (чувств, эмоций, воображения, морально-этических ценностей) и т.п.

Ребенок, рождаясь, становится индивидом, имеющим огромные потенциальные возможности. Как он их реализует, какой личностью станет, зависит от общества и его культуры, системы воспитания и обучения. Итак, индивидом рождается, личностью становятся. Существуют различные подходы к описанию и пониманию личности. Личность определяется тем,

  • Что она знает;

  • Что она ценит;

  • Что и как она созидает;

  • С кем и как она общается;

  • Каковы ее эстетические потребности и как она их удовлетворяет.

Личность ученика можно охарактеризовать пятью основными потенциалами (они играют основную роль и задают направление процессу воспитания личности).

1. Познавательный потенциал – определяется объемом и количеством информации, которой располагает ученик. Включает психологические качества, обеспечивающие продуктивность познавательной деятельности ученика.

2. Морально-нравственный потенциал – определяется приобретенными нравственно-этическими нормами, жизненными целями, убеждениями, устремлениями. Реализуется в мировоззрении, мироустремлениях, мироощущении.

3. Творческий потенциал – определяется умениями и навыками, способностью к действию. Реализуется в деятельности и общении.

4. Коммуникативный потенциал – определяется общительностью, характером и прочностью контактов с другими людьми. Выражается в разнообразии социальных ролей, которые играет личность.

5. Эстетический потенциал – определяется содержанием и интенсивностью потребностей в прекрасном. Реализуется в творчестве и в «потреблении» произведений искусства.


Что же такое воспитание?

Воспитание - это вхождение ребенка в современную ему культуру с помощью педагогов, вместе с педагогом. В английском языке слово «воспитание» означает- просвещение, буквально- вести вперед.

Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности, а в современном понимании - это именно процесс эффективного взаимодействия (сотрудничества воспитателя и воспитанника), направленный на достижение заданной цели. Личность подвергается одновременному воздействию множеству разнохарактерных влияний, как положительного, так и отрицательного характера, требующих соответственной корректировки. Воспитательный процесс обусловлен тем, что он динамичен, подвижен и изменчив.

Воспитание - по  Сухомлинскому, — это не устранение недостатков ребенка, а развитие всего самого хорошего. Не власть и подчинение, а уважение и любовь должны быть в основе учебы. То есть суть не в том, чтобы ученик получил в школе определенный набор знаний, а в том, как эти знания в дальнейшем будут жить в нем.

Мысли Сухомлинского удивляют своей современностью. Он одним из первых заговорил о вреде школьных оценок и выступал за запрет физических наказаний.

1 заповедь педагога - Быть мудрым учителем

В моей практике педагоги много рассказывает о трудных детях. Даже самый пропащий и безнадёжный ученик всегда имеет хотя бы крупицу хорошего. Самая большая ошибка учителей — постоянно констатировать неуспех ученика. Следует помнить, что все дети рождаются с разными способностями. Задача школы не ругать, а развить в ребёнке как можно больше этих способностей. Сухомлинский использовал свою собственную систему оценок в начальной школе. Тем, кто справлялся с заданием, ставили пятёрки, но не ставили двоек отстающим по предмету. Педагог призывал не делать из оценки идола. Он говорил, что нельзя относиться к бездушным цифрам как к показателям благополучия. Это неправильно — делить детей на успешных и неуспешных только с помощью оценки. И сегодня мы с ним абсолютно согласны.

«Поймите драму, которая развивается порой в душе ребёнка. У других буквы получаются красивые, а у меня не получаются. Другие легко решают задачу, а у меня почему-то „не выходит“».

Стремление выставить напоказ ошибки ученика — это публичное унижение

Сухомлинский резко критиковал популярные в советском обществе товарищеские суды. Он утверждал, что учитель, который жалуется на ученика родителю, уже не имеет никакой власти над этим учеником.

«Ни один ребёнок не должен чувствовать и осознавать: я неудачник, ничего у меня не получается, ничего путного из меня не выйдет. Если только эти мысли зародились в детской голове — ребёнок больше не ваш воспитанник, и семья его — отец и мать — выпали из сферы вашего воспитательного влияния».

Истории о  школе, которые иллюстрируют, как судьбы детей были искалечены системой. «Одна учительница написала в дневнике второклассника: «Володя на уроке всё время улыбался. Мать прочитала, но не поняла, хорошо это или плохо, что её сын улыбался. Но вот в дневнике вторая грозная запись: «Володя продолжает улыбаться, примите строгие меры». Мать избила ребёнка. Володя больше не улыбался».

«Завуч школы № 1 вызвала мать одного ученика, говорит ей: „Ваш сын бегает по школьному двору после занятий. До каких пор это будет?“. Мать ответила: „А почему же ему не бегать? Что здесь плохого?“. Завуч ответила: „Ну такой нахальной матери я ещё не видела!“».

Сухомлинский был категорически против строгих наказаний даже для трудных подростков. Он считал, что дети, которые из года в год критикуются учителями и наказываются родителями, просто не имеют внутренних ресурсов на учёбу.

Просмотр ролика - посмотрите на воспитание под другим углом

В своей работе руководствуемся следующими принципами воспитания:

  1. Формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Выработка жизненной позиции.

  2. Принцип связи с жизнью.

  3. Воспитание в условиях коллектива.

  4. Принцип единства и целостности воспитательного процесса, который включает в себя целостность развития самой личности учащихся.

  5. Принцип активности и самостоятельности учащихся в сочетании с педагогическим руководством.

  6. Принцип уважения личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью.

  7. Принцип индивидуализации воспитания (учет индивидуальных качеств ребенка, его сущностных сфер при выборе воспитательных средств, направленных на его развитие).

  8. Принцип соответствия воспитательного процесса возрастным индивидуальным особенностям учащихся.

Хорошо организованное воспитание - это обеспечение широкого взаимодействия ребенка с многообразиями явлений жизни, в процессе которого у него формируются отношения к миру на уровне человеческой культуры, требований общества и личных индивидуальных особенностей, максимальное развитие которых является условием его счастья.

В рамках нашего педагогического совета мы хотим вас пригласить к взаимодействию, сотрудничеству, решению ситуаций мозговым штурмом, принятию коллегиальных решений.


Работа в группах

1 группа 

Вам нужно создать систему правил «Семь НЕ», представляющую семь действий педагога, не способствующих воспитанию личности школьника.  

Семь действий педагога, не способствующих воспитанию личности школьника:  

1.Не оскорблять;

2.Не унижать;

3.Не отражать свои отрицательные эмоции на ребенке;

4.Не быть безразличным к проблемам ученика;

5.Не отказывать в помощи;

6.Не быть пассивным по отношению к учащимся;

7.Не лги.


2 группа 

Вам нужно создать систему правил «Десять заповедей успешного воспитания», представляющую десять действий педагога, успешно способствующих воспитанию личности школьника.  

Успешному  воспитанию  личности школьника будут способствовать заповеди.

  Десять заповедей успешного воспитания:

1.Любовь к детям;

2.Уважительное отношение ребенка;

3.Не подавлять в ребенке личность, инициативу;

4.Жить и работать интересами ребенка;

5.Воспитывать в ребенке способность преодолевать трудности;

6.Дорожить доверием детей;

7.Воспитание должно быть системным;

8.Дети должны быть лучше нас;

9.Уметь жить в ногу со временим;  

10.Быть искренним, не обманывать, иметь чистые и справедливые мысли.


3 группа 

Нарисовать картину или рисунок, в котором отражается успешность процесса воспитания

4 группа 

Эдуард Асадов - поэт-лирик. Асадов родился в семье учителей. В его стихах каждый может найти что-нибудь свое.

Предлагаем 4 группе написать какую главную мысль о воспитании и отношении родителей к детям и наоборот выразил в своих стихах Э. Асадов

Те, у кого есть дети часто задаются вопросом, как же воспитывать ребенка, как сделать из него человека? У каждого свои ответы, ведь мы все разные по характеру, темпераменту. Так и дети наши разные и впитывают всё от родителей. 


Миниатюры

Детей своих рабски порой любя,
Мы их превращаем в своих мучителей.
Когда же родители любят себя,
То дети молятся на родителей.

***

Отец поздравил сына с днем рожденья

Отец поздравил сына с днем рожденья:
— Тебе — семнадцать. Ну, совсем большой!
Что ж, через год получишь разрешенье
На «прегрешенья» взрослых: на куренье
И на бокал вина, мой дорогой!

Сын посмотрел задумчиво в окно:
— Спасибо, папа, за слова привета,
Но сигареты, водку и вино —
Уж года три, как бросил я все это.

***

Ребенка растишь - словно в гору идешь

Ребенка растишь - словно в гору идешь,

Идешь и все чаще вздыхаешь –

Чем больше души ты ему отдаешь,

Тем меньше в ответ получаешь.

В этих словах нет просьбы о том, чтобы перестать отдавать детям всю свою душу. Этот стих - о вреде избалованности. А еще есть очень хорошее древнее выражение: "Благими намерениями вымощена дорога в ад". Все должно быть в меру - и кнута и пряника. И ласки и наказаний. Не нужно растворяться в близких - в муже, в детях. Не всем нужна эта патока опеки. И взрослым, и детям нужно личное пространство. Пусть лучше дети скучают по вам, чем вздыхают от вашей родительской навязчивости. 


Ведущий:

Роль школы особая: она - центр психолого- педагогического руководства развития личности ребенка.

В формировании личности ребенка исходным фактором выступает наследственность. Ее нельзя  не учитывать в процессе воспитания. Особенности природных данных ребенка культивируются, и тогда они придают личности индивидуальное своеобразие.

Решающим фактором становления личности является социальная среда, ее социально-психологическими и традиционными отношениями. Воспитание не способно изменить социальную среду и микросреду ребенка, но в состоянии оказать на нее влияние, а главное - помочь ребенку выработать необходимое отношение к позитивным и негативным сторонам социальной среды, научить ребенка активному участию  в изменении обстоятельств жизни.

Нет в саду цветов негодных,

Некрасивых, непригодных,

 Хуже трав или плодов.

Нет в саду таких цветов.

Нет в саду цветов - лентяев,

У заботливых хозяек

Нет неряшек, лежебок,

Грубый не найти цветок.

Жизни сад благоухает,

Красотою восхищает,

Если в нем живут труды,

Если много доброты,

То и дерево растет

И любви чудесный плод.

С незапамятных времен

В мире царствует закон.

Ты сейчас его прочтешь:

«Что посеешь – то пожнешь»


В это время работа с залом- Упражнение «А вы когда-нибудь …?»

Все участники встают в круг, ведущий задает вопросы, начинающиеся со слов: «А вы когда нибудь…».

Если участник на поставленный вопрос может ответить утвердительно, то делает шаг вперед.

Список вопросов:

  • Разводили костер?

  • Покупали книгу дороже 300 рублей?

  • Строили на пляже песчаные замки?

  • Ездили на тракторе?

  • Наряжали новогоднюю елку?

  • Дрессировали собаку?

  • Ночевали в палатке?

  • Ели авокадо?

  • Подстригали сами себе волосы?

  • Прыгали с парашютом?

  • Плавали с аквалангом?

  • Поздравляли друзей с Новым годом в костюме Деда Мороза?

  • Сдерживали гнев?

  • Пели серенаду для любимой?

  • Бродили по джунглям?

  • Пили рыбий жир?

  • Прощали человека, причинившего вам зло?

  • Не хотели идти на работу?

  • Ездили на оленях?

  • Боялись руководства?

  • Сажали деревья?

  • Клеили обои?

  • Гуляли под дождем?

  • Ездили на верблюде?

  • Злились на зарплату?

  • Сомневались в своей покупке?

Комментарии ведущего: Те, кто быстро продвигался к центру, активно познают жизнь, многое видели и умеют. Если вы не забываете о безопасности жизни и своем здоровье при этом, то поздравляю вас.

Те, кто не дошел до центра или делал это более медленно, имеют возможность все, о чем выше было упомянуто, попробовать. Ведь в жизни столько интересного и удивительного.

Упражнение – Колесо баланса

Цель: Выявить: 1. · Какие качества выражены и какие навыки есть в активе; · Что стоит в приоритете; · Какие качества и навыки нуждаются в дополнительном внимании; 2. Определить шаги, которые повлияют на ситуацию. Бланк для работы (можно распечатать готовый или нарисовать самому).

В процессе подготовки к педагогическому совету психологической службой предложено было педагогам проучаствовать в анкетировании, для определения 12 важных личностных качеств и навыков, помогающих в воспитании учащихся. Приняли участие 27педагогов



Гусейнова Гулизар Аминовна

29

Психология

4

Ибранова Гулишат Магомедовна

27

Психология

Мирзоева Аида Шайдабеговна

23

Индивидуальный проект, психология

Мирзеханова Асият Асильдаровна

1

Психолог





Скорнякова Татьяна Викторовна

30

История и обществознание

3

Магомедова Мадина Рагимовна

12

История и обществознание

Магомедов Гасан Рабазанович

20

История

Курбанова Патимат Курбановна

12

Русский язык и литература

8

Пашаева Зара Магомедовна

30

Русский язык и литература

Магомедова Халимат Шамиловна

5

Русский язык

Шихамирова Зумруд Гусейновна

22

Русский язык

Курбанова Мадина Мусаевна

9

Русский язык и литература

Агаларова Алина Агаларовна

28

Русский язык и литература

Шахабудинова Умият Муташовна

24

Русский язык и литература

Шамхалова Пирдас Магомедовна

33

Русский язык и литература

Ванатиев Агад Магомедович

15

Технология

1

Сефикулиева Индира Ахмедовна

41

Начальные класса

4

Магомедова Халисат Насрудиновна

7

Начальные классы

Магомедова Раида

10

Нач классы

Каурова Н.Э.

29

Учитель начальных классов

Рзаханова Селимат Исаевна

13

Родной (лезги)язык и литература

2

Бабаева Айша Гусейновна

20

Родной язык

Умалатова Аминат Саидахмедовна

15

Иностранный язык

1

Навахова Алла Шамиловна

44

География

1

Алиева Мадина Нурмагомедовна

4

Изо

1



Инструкция – перед вами колесо баланса. Мы сегодня с вами говорим об основных личностных качествах и навыках, которые помогают в обучении и воспитании учащихся. Ваша задача в каждом секторе отметить качество или навык по 10-ти бальной шкале, где 0 – полностью неудовлетворен этим сектором, а 10 – максимально удовлетворен, устраивает все, даже добавить нечего.

Упражнение стоит выполнять, оценив важность каждой из заявленных секторов. Люди все разные, поэтому вполне вероятно, что какой-то из перечисленных качеств или навыков для вас будет вообще совершенно важен, другой менее важен.



Пока работа идет в группах с залом работу проводит Мадина Рагимовна

Упражнение Мотиваторы (7минут)

Цель: выявить мотивы, формирующие позицию счастья, удачи, достижения успеха.

Перед вами 8 составляющих смысла нашей жизни:

ОБРАЗОВАНИЕ, ДЕНЬГИ, СЧАСТЬЕ, ЛЮБОВЬ, ЗДОРОВЬЕ, СЕМЬЯ, ЖИЗНЬ, РОДИТЕЛИ

Отметьте на них цифрами степень важности этих составляющих для вас.

Вы идёте к достижению своей цели, Представьте, что ваша цель находится на высоком холме далекой страны. И вам придётся потрудиться, чтобы попасть туда. Что бы осилить первое препятствие получить карту вам необходимо отдать одно из составляющих смысл вашей жизни, что это будет? Отложите это.

Вы идёте дальше, у вас заканчиваются силы, и что бы пополнить запас сил вы должны отдать ещё одно составляющее смысл вашей жизни, что это будет? Отложите это.

Ваш путь продолжается, но перед вами новое препятствие. Бурная глубокая река и что бы её переплыть вы должны отдать ещё одно составляющее смысл вашей жизни, что это будет? Отложите это.

Ваш путь продолжается, но перед вами новое препятствие. Огромная крутая скала и что бы её преодолеть вы должны отдать ещё одно составляющее смысл вашей жизни, что это будет? Отложите это.

Ваш путь продолжается, но перед вами новое препятствие. Дремучий тёмный лес и что бы его перейти вы должны отдать ещё одно составляющее смысл вашей жизни, что это будет? Отложите это.

Вы уже совсем близко к достижению своей цели. Но перед вами новое испытание. Бескрайняя пустыня и что бы её перейти вы должны отдать ещё одно составляющее смысл вашей жизни, что это будет? Отложите это…

На каком этапе вы остановились? Или вы дошли до конца? То, что у вас осталось и есть действительный смысл вашей жизни.

ОБРАЗОВАНИЕ


ДЕНЬГИ


СЧАСТЬЕ


ЛЮБОВЬ


ЗДОРОВЬЕ


СЕМЬЯ


ЖИЗНЬ


РОДИТЕЛИ



______________________________________________________


ОБРАЗОВАНИЕ


ДЕНЬГИ


СЧАСТЬЕ


ЛЮБОВЬ


ЗДОРОВЬЕ


СЕМЬЯ


ЖИЗНЬ


РОДИТЕЛИ



За историю своего развития человечество накопило множество рецептов воспитания подрастающего поколения от самых авторитарных до самых демократичных и даже либеральных. Можно сказать «от ремня до пряника», но ни один из этих рецептов или как мы их сейчас называем методов, приемов, технологий не дал максимального или идеального результата. Поиск продолжаются, путем проб и ошибок. Одно можно сказать с уверенностью: О воспитании судят по конечному продукту, то есть по тому, что получилось из детей». Олег Рой . Что получается из наших детей, какой результат мы получаем на выходе из школы? Наверное, самый правильный ответ - разный. Мы пытаемся, мы стараемся, мы прилагаем усилия, мы работаем, но результат этой работы нас не всегда радует, и не всегда получается тот результат, который предполагается и ожидается. А ведь от этого результата, как бы пафосно это не звучало зависит будущее России. Народная пословица гласит: Если думаешь о завтрашнем дне - сей зерно, если на 10 лет вперёд - сажай лес, если же на 100 лет - воспитывай детей.

Сейчас рабочим группам будут даны роли :Администрация, КДН, Классный руководитель, Родитель и будут предложены 3 педагогические ситуации – участникам нужно внимательно ознакомиться с ситуацией, и исходя из своей роли в течении 3 минут написать наиболее благоприятный вариант решения ситуации. По окончанию времени от каждой группы – один человек будет защищать точку зрения группы на ситуацию.

После обсуждения первой ситуации, группы меняются ролями, после обсуждения второй - также меняются ролями.

Сейчас по сигналу вы открываете конверты и начинаете обсуждение.


Педагогические ситуации:

Ситуация №1О самоконтроле. Учащийся грубо нарушает дисциплину. После бесед с ним классного руководителя и школьной администрации (администрации колледжа) уверяет, что больше подобного не повторится. Но выходя за дверь класса, все начинает сначала. Подобное поведение продолжается довольно долго…

Оценка: Имеет место непонимание педагогом причины нарушения дисциплины.

Прогнозирование: так будет продолжаться и дальше без усилий со стороны педагога и совместной работы с психологом.

Решение: Пример решения педагогической ситуации представим поэтапно:

На 1 этапе определяем «узлы» конфликта. Делая опору на профиль личности ученика, можно предположить, что одной из причин конфликта является плохое развитие волевого самоконтроля учащегося.

Во время 2 этапа проводится условная психодиагностика особенностей личности как причин конфликта. Для этого нужно изучить опросник, который позволяет выявить степень волевого самоконтроля. После знакомства с методикой она проводится на условном объекте (можно самому выполнить все задания или предложить товарищу).

На 3 этапе происходит интерпретация эмпирических данных. Обрабатываются полученные данные и делаются выводы об уровне развития состояния волевого самоконтроля.

4 этап предполагает коррекцию характеристик личности. При недостаточном развитии волевого самоконтроля ученика нужно применить различные приемы воспитания и самовоспитания воли.


Ситуация №2. Случай на физкультуре. Ситуация произошла в школе (8 класс) в физкультурном зале на соревнованиях по футболу между классами. Между учениками параллельных классов возник какой-то конфликт. Педагог побежал разбираться, в чем дело (уже почти дошло до драки). Когда он подошел к мальчикам и попытался вмешаться, один из

учащихся послал педагога матом (он не понял, что это учитель). Когда же он осознал, что сотворил – отвернулся и продолжил спорить с другим учеником. Педагог добился того, чтобы встал вопрос об отчислении этого учащегося из школы (но его не отчислили).

Оценкаситуация непростая. Причиной послужило возбужденное, взбудораженное состояние ученика, вызванное случившимся конфликтом. Учащийся сказал такое сгоряча, не обратив внимание на того, кому он это говорит. Когда же он понял, что это его обращение было направлено на педагога, он посчитал, что важнее в данный момент доказать свою правоту в конфликте с другим учеником (подростковый возраст – время реализации себя в первую очередь в коллективе сверстников), а потом уже выяснять отношения с учителем.

Прогнозированиетакой способ выхода из ситуации со стороны педагога однозначно вызовет проблемы в его дальнейшем общении с этим учащимся и, вполне вероятно, со многими другими учащимися (ведь они все друг за друга стоят горой). Провинившийся ученик, возможно, и сам бы понял свой проступок и извинился бы за свое поведение. Также, данная ситуация может вызвать протестное поведение у учащегося, он может начать прогуливать школу.

Решение: в данной ситуации педагог должен был сказать учащемуся следующее: «Давайте, мы ваш конфликт разрешим после матча – стадион все-таки не место для выяснения отношений и надо продолжать игру», а затем обратиться к этому ученику с такими словами:

«Мне было очень неприятно и обидно услышать от тебя такие слова. Возможно, ты сказал их не специально, погорячившись, но мне бы хотелось услышать извинения и понять, что такое больше не повториться». Таким образом, педагог показал бы учащимся, что из любого конфликта можно найти рациональный выход.


Ситуация № 3. Слабый ученик. В классе есть ученик-слабак, и другие ученики не упускают случая поиздеваться над физически и психологически неразвитым мальчиком. Когда педагог вызывает его к доске, он только мнется и запинается, боясь, что все будут лишь смеяться над его ответом. Учитель только вздыхает, упрекает и ставит плохую оценку.

Оценка: Слабый, затравленный насмешками одноклассников ученик, нуждается в поддержке со стороны и поощрении. Иначе у него разовьется комплекс неполноценности, он так и останется двоечником поневоле, отсталым учеником и вырастет слабым, неуверенным в себе человеком, озлобленным на весь мир. Его одноклассники ошибочно считают, что имеют право надсмехаться над другими, более слабыми, и не догадываются, что нужно помочь сверстнику. В них развивается эгоизм и жестокость.

Прогнозирование: Ученик должен не бояться сделать ошибку. Одноклассники должны научатся поддерживать друг друга и принимать других такими, какие они есть. Педагог поймет, что необходимо осуществлять индивидуальный подход в общении с ним.

Решение: Чтобы создать гармонию отношений в классе (группе), педагогу необходимо поддержать слабого ученика, помочь ему заявить о себе на пути становления личности. Для этого надо дать ученику специальное задание, например, творческой задание, знакомство, с результатами которого может вызвать интерес всего класса (группы). Это поможет ученику раскрыться, показать его внутренние способности и нераскрытые возможности. Для этой же цели подойдет совместное решение заданий, выполнение общественных поручений.


Сегодня сами того не подозревая вы пришли к решению педагогический ситуаций используя технологию ТРИЗ.

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - была разработана учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером в 1946 г.

Судьба ученого не была сладкой. Изобретатель получил первый патент в 8 классе, выжил в Великую Отечественную войну, и в 1948 г. за любовь к науке и Родине получил 25 лет лагерей. Генрих Альтшуллер не сломался, смог выжить в суровых условиях и передал накопленные знания последователям, обучив новые поколения ученых алгоритму решения изобретательских задач (АРИЗ). Пройдя застенки лагерей, даже несмотря на весь свой талант и знания, ученый не мог претендовать на хорошую работу, а средства на жизнь нужно было зарабатывать. В итоге противоречие «работать надо, на работу не берут», было решено. Генрих Альтшуллер начал писать фантастические рассказы под псевдонимом Генрих Альтов. Свой первый рассказ «Икар и Дедал» Альтшуллер опубликовал в 1958 г.


ТРИЗ-технология даёт поразительные результаты в плане развития воображения, фантазии, творчества детей. Она способствует преодолению детьми замкнутости, робости, учит их отстаивать с использованием речи свою точку зрения, формирует у детей пониманию речи, обогащает словарь, активизирует речь.

Самая главная цель, которую ставит перед собой ТРИЗ-педагогика, - формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Изобретение – это всегда решение какой-то задачи. ТРИЗ - педагогика, развивая инновационное мышление, позволяет каждому ребёнку стать победителем, лидером в своей идее по решению какой - либо актуальной проблемной задачи, вплоть до успехов на выставках, конкурсах.


Рассмотрим алгоритм ТРИЗ:

  1. Определяем тип задачи.

Задачи бывают двух типов: исследовательские и изобретательские. При исследовательской описывается новое, неизвестное явление, а при изобретательской изменяется известное явление, которое нужно устранить или модифицировать. Задача этапа – перевести исследовательскую задачу в изобретательскую, задав вопрос: «Что нужно сделать чтобы...?»

  1. На втором этапе формируется противоречие и идеальный конечный результат (ИКР). Иногда продумывание ИКР уже наталкивает на мысли по решению.

  2. Изучение ресурсов, необходимых для решения задачи.

  3. Решение задачи. Для решения задачи Г. Альтшуллер предлагает использовать 40 приемов устранения противоречий.

  4. Оценка РВС — размеров, времени, стоимости — этот этап позволяет взглянуть на проблему под новым углом и оценить экономические затраты и выгоды.

  5. Вепольный анализ — это оценка взаимодействия вещества и поля, участвующих в задаче.

  6. Анализ решений. Оцениваем, насколько сложно и дорого решение, задействованы ли все ресурсы, появились ли в процессе решения нежелательные эффекты, и как их можно минимизировать.

Но не только ученые и инженеры решают задачи с помощью ТРИЗ. Сотрудники уголовного розыска, художники, дизайнеры в своей работе сталкиваются с задачами, для решения которых нужно разрешить противоречие.

Одним из примеров удачного использования ТРИЗ в искусстве является Казанский собор в Санкт-Петербурге. За образец собора Павел I распорядился принять Собор Святого Петра в Ватикане. Из-за протяженности проспекта с запада на восток и особенностей размещения алтаря согласно церковным канонам все храмы Невского строились боком к проезжей части. Однако благодаря размещению колоннады А.Н.Воронин сделал северную часть собора парадной.


Амоношвили же утверждал: "Самое главное в воспитании - это любовь. Без любви невозможно воспитать человека". Это означает, что вместо того чтобы демонстрировать силу в ответ на неповиновение, родители должны стремиться к пониманию, терпению и взаимоуважению, создавая окружение, в котором ребенок чувствует себя ценным и любимым.


Просмотр ролика – прививка любви


В воспитании детей во всём мире применяют разные методы. Но во всём мире, по исследованиям психологов, в воспитании главное — любовь к ребёнку. 

Родители выбрали для сына лучшего учителя. Утром дед повел внука в школу. Когда дед и внук вошли во двор, их окружили дети.

- Какой смешной старик! - засмеялся один мальчик.

- Эй, маленький толстяк, - скорчил рожицу другой.

Дети кричали и скакали вокруг деда и внука. Тут учитель позвонил в колокольчик, объявляя начало урока, и дети убежали. Дедушка решительно взял внука за руку и вышел на улицу.

- Ура, я не пойду в школу, - обрадовался мальчик.

- Пойдешь, но не в эту, - сердито ответил дед. – Я сам найду тебе школу.

Дед отвел внука в свой дом, поручил его заботам бабушки, а сам пошел искать лучшего учителя. Увидев какую-нибудь школу, дед заходил во двор и ждал, когда учитель отпустит детей на перерыв. В некоторых школах дети не обращали на старика внимания, в других – дразнили его. Дед молча поворачивался и уходил. Наконец, он вошел в крохотный дворик маленькой школы и устало прислонился к ограде. Зазвенел звонок, и дети высыпали во двор.

- Дедушка, вам плохо, принести воды? – послышался голосок.

- У нас во дворе есть скамейка, садитесь, пожалуйста, - предложил один мальчик.

- Хотите, я позову учителя? - спросил другой ребенок.

Вскоре во двор вышел молодой учитель. Дед поздоровался и сказал:

- Наконец, я нашел лучшую школу для моего внука.

- Вы ошибаетесь, дедушка, наша школа не лучшая. Она маленькая и тесная.

Старик не стал спорить. Он обо всем договорился с учителем и ушел. Вечером мама мальчика спросила деда:

- Почему Вы думаете, что нашли лучшего учителя?

- По ученикам узнают учителей, - ответил дед.


Педагог, который любит детей - самый счастливый человек, потому, что его любовь порождает ответную любовь детей. Своей любовью мы зажигаем в сердцах детей огоньки добра, счастья, уверенности в завтрашнем дне и его необходимости. И дети потом вспоминают своего педагога по имени отчеству, или просто добрым словом. Ради таких моментов хочется творить, расширять свои знания, любить детей. Воспитывать детей надо любя. Умейте с ними договариваться, уважайте их мнение и их чувства, всё то, что они делают и о чём думают. Не будьте выше их, но будьте всегда на высоте в своём поведении, словах, знаниях, искренности, своих чувств к ним. Хочется чтобы в каждом ученике вы видели сильную личность, помогали развивать способности.

Главное качество педагога – это его уникальность, ум, честность, любовь к детям.

Спасибо Вам, что вы можете творить, развиваться, разрешать себе сомневаться и искать выход, что разделяете с детьми свою душевную радость.

И в заключение нашего педагогического совета хотим предложить спеть вместе песню, которая нас объединяет.


Олег Митяев — Изгиб гитары желтой
Изгиб гитары жёлтой

Ты обнимешь нежно,

Струна осколком эха

Пронзит тугую высь.

Качнётся купол неба,

Большой и звёздно-снежный…

Как здорово, что все мы здесь

Сегодня собрались!

Качнётся купол неба,

Большой и звёздно-снежный…

Как здорово, что все мы здесь

Сегодня собрались!


Как отблеск от заката,

Костёр меж сосен пляшет.

Ты что грустишь, бродяга?

А ну-ка, улыбнись!

И кто-то очень близкий

Тебе тихонько скажет:

«Как здорово, что все мы здесь

Сегодня собрались!»


И всё же с болью в горле

Мы тех сегодня вспомним,

Чьи имена, как раны,

На сердце запеклись.

Мечтами их и песнями

Мы каждый вдох наполним…

Как здорово, что все мы здесь

Сегодня собрались!

Мечтами их и песнями

Мы каждый вдох наполним…

Как здорово, что все мы здесь

Сегодня собрались!


Изгиб гитары жёлтой

Ты обнимешь нежно,

Струна осколком эха

Пронзит тугую высь.

Качнётся купол неба,

Большой и звёздно-снежный…

Как здорово, что все мы здесь

Сегодня собрались!


16


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!