Просмотр содержимого документа
«Презентация к педсовету "Новые воспитательные технологии"»
Доклад Современные воспитательные технологии
25 января 2022г.
Воспитательные технологии
- Воспитательные технологии – это одно из средств воспитания, система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.
Воспитательные технологии включают следующие компоненты:
- Диагностирование
- Целеполагание
- Проектирование
- Конструирование
- Организационно – деятельностный компонент
- Контрольно – управленческий компонент
Содержанием воспитательных технологий являются:
- Научно обоснованные социализированные требования
- Передача социального опыта
- Постановка цели и анализ сложившейся ситуации
- Социализированная оценка ученика
- Организация творческого дела
- Создание ситуации успеха
Технологии воспитания классифицируют :
- По философской основе: материалистические, прагматические, гуманистические, антропософские. По научной концепции: поведенческие, деятельностные, интериоризаторские,, нейролингвистического программирования. По категории объекта: индивидуальные, групповые, коллективные, массовые.
- По философской основе: материалистические, прагматические, гуманистические, антропософские.
- По научной концепции: поведенческие, деятельностные, интериоризаторские,, нейролингвистического программирования.
- По категории объекта: индивидуальные, групповые, коллективные, массовые.
Технология коллективного творческого воспитания И. П. Иванова
- Коллективное творческое дело – КТД – коллективный поиск, планирование и творческая реализация поставленной цели.
- Коллективное – потому, что это товарищеское, межличностное общение воспитателей и воспитанников.
- Творческое – потому, что его надо делать не по шаблону, а по – новому, лучше чем было.
- «Всё творчески, иначе зачем?»
- Дело – потому, что его результат – общая польза и радость. «Дело, а не мероприятия!»
- Выделяют трудовые, познавательные, художественные, спортивные, общественно – политические, организаторские дела.
Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания (О.С.Анисимов)
- Индивидуализированное воспитание предполагает развитие или коррекцию индивидуального сознания через механизм саморегуляции. Основная задача применения рефлексивной технологии – обеспечение помощи воспитаннику, поддержки в трудной работе по самосовершенству.
- В качестве основной формы технологии индивидуального рефлексивного самовоспитания предлагается ситуационный классный час (Н.П. Капустин).
Технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского.
- Главная цель: нравственно – воспитанный мыслитель, любящий Родину и свободу.
- Конечная цель воспитания: умный, добрый, честный, порядочный человек.
- Подцели: воспитание гуманистических отношений, чувства красоты. Человечности, сострадания, уважения к родителям.
информационно-коммуникационная технология (ИКТ )
- Цель технологии: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся, подготовка личности «информированного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения. ИКТ называют интерактивными, так как они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог. Их можно использовать на всех этапах процесса обучения, и воспитания.
Технология воспитательной работы с коллективом класса (по Е.Н.Степанову)
- Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Технологии воспитания на основе системного подхода (Л.И. Новикова, В.А.Караковский, Н.Л Селиванова)
- Целевые ориентации (подсистема целей)
- -Формирование личности – главная цель школы.
- -Сверхцель – всесторонне и гармонически развитая личность.
- -Развитие социальной активности.
- -Формирование ответственности, гражданского самосознания.
- -Развитие творческих способностей детей.
- -Превращение школы в большую воспитательную систему.
- -Формирование целостной научно обоснованной картины.
- -Создание доброжелательных отношений педагогического коллектива, учеников и родителей.
- -Приобщение детей к общечеловеческим ценностям: Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек.
Технологии личностно-ориентированного обучения
- Создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности. В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.
Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили
Целевыми ориентациями являются:
- способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;
- развитие и становление познавательных сил ребенка;
- идеал воспитания – самовоспитание.
Технология воспитания духовной культуры молодого поколения (по Н.Б.Крыловой )
- Духовная культура личности может рассматриваться как способность индивида к усвоению, реализации и сознанию новых ценностей в практической деятельности.
- Отсюда два направления данной способности: усвоение общечеловеческих ценностей личностью и собственная творческая деятельность, ориентированная на создание новых ценностей.
Технология проектного обучения
- учащиеся самостоятельно и охотно приобретают знания из различных источников, учатся ими пользоваться, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения и системное мышление. Ведущая форма технологии проектного обучения – игра, во время которой дети делятся на группы, создают и защищают свой проект.
Технология здоровьесберегающая .
- Цель технологии: сохранение физического и психического здоровья ребенка и обучение навыкам сохранения его.
- Медико-гигиенические технологии (МГТ).
- Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ).
- Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ)
- Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).
Технология самоуправления
- Самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
- Самоуправление целенаправленную, конкретную, систематическую, организованную и прогнозируемую по результатам деятельность учащихся, в процессе которых реализуются функции управления, направленные на решение задач, стоящих перед школой.
«Тьюторство – как одна из форм современных педагогических технологий».
- Цель работы тьютора – персональное сопровождение ученика в образовательном пространстве для становления у него устойчивых мотивов обучения, реализации личностных потребностей и интересов, самоопределения, осознанного и ответственного выбора жизненного пути. Тьюторское сопровождение – образовательная технология, в рамках которой основной формой взаимодействия является индивидуальное и групповое консультирование учащихся и родителей (законных представителей) по вопросам формирования и реализации ИОТ, ИУП, выбора и продолжения образования; проведение рефлексивно-проектных мероприятий с учащимися по вопросам формирования и реализации ИОТ; подготовка и реализация профессиональных проб и социальных практик.
Шоу-технология
- Шоу-технология, используемая в воспитательной работе, имеет три основных особенности: - деление участников на выступающих («сцену») и зрителей («зал»); - соревновательность на сцене; - заготовленный организаторами сценарий шоу-программы. Схема реализации технологии: подготовка шоу-программы → проведение воспитательного шоу → подведение итогов.
Технология создания «ситуации успеха»
- Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это первая заповедь воспитания. Радость или, точнее, её ожидание должны пронизывать всю жизнь и деятельность ребенка. Для школьника ожидание радости – источник его движения вперёд. Радость сама по себе не возникает. Её горючее – успех. Обязательный и непременный успех, который окрыляет человека. А ребёнка тем более.
- Ситуация успеха может стать спусковым механизмом дальнейшего движения личности. Особенно если это касается учебы.
Заключение
Владение педагогическими технологиями обеспечивает педагогу возможность организации педагогического воздействия в соответствии с его основным назначением – переводом ребенка в позицию субъекта. А это означает, что уровень овладения педагогической технологией для нас должен быть не элементарным, а профессиональным.