СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Нервная система"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Нервная система" для малокомплектной школы 7-8 классов, информационные листы сокращают время составления конспекта по уроку

Просмотр содержимого документа
«Информационный лист7 класс»

Информационный лист 7 класс

Тема урока: «Строение нервной системы»

Дополните схему в ходе объяснения учителя

Нервная ткань



Нервная клетка

__________________ ____________________

______________ _______________

Заполните таблицу, прочитав стр.224-226 учебника

Таблица «Строение нервной системы беспозвоночных животных»

Представители различных типов беспозвоночных животных

Особенности нервной системы

Тип нервной системы



















Дополните схему в ходе объяснения учителя

Строение нервной системы

__________________________ ________________________

_________________ ___________ __________ ___________

__________________

Заполните таблицу, прочитав стр.226-228 учебника

Таблица «Особенности строение головного мозга позвоночных животных»

Группа животных

Наиболее развитые отделы головного мозга

Следствие

Рыбы




Земноводные




Пресмыкающиеся




Птицы




Млекопитающие






Дополните схему в ходе объяснения учителя

Рефлекс

__________________________ _______________________





Инстинкт ?



Значение нервной системы













Д/з §43

Просмотр содержимого документа
«Информационный лист8 класс»

Информационный лист 8 класс

Тема урока: «Строение нервной системы»

Дополните схему в ходе объяснения учителя

Нервная ткань



Нервная клетка

__________________ ____________________

______________ _______________

Типы нервных клеток

___________________ _________________ __________________

_______________________ __________________ __________________

_______________________ __________________ __________________

_______________________ __________________ __________________




Синапс – ______________________________________________________________

Строение нервной системы (анатомическое)

__________________________ ________________________

_________________ ___________ __________ ___________

__________________

Нервные узлы - ____________________________________________________________________

Нервы - __________________________________________________________________________

Строение нервной системы (функциональное)

__________________________ ________________________



___________________ ___________________









Заполните таблицу, прочитав стр.220-221 учебника

Определение

Значение

Нервная ткань

Отделы нервной системы

Совокупность специальных структур, объединяющая и координирующая деятельность всех органов и систем организма в постоянном взаимодействии с внешней средой
































Рефлекс

__________________________ _________________________





















Д/з §43

Просмотр содержимого презентации
«Нервная система»

Нервная система Автор: Колесникова Н.А., учитель биологии, химии МБОУ «СОШ п.Дебин»

Нервная система

Автор: Колесникова Н.А.,

учитель биологии, химии МБОУ «СОШ п.Дебин»

Нервная ткань Основу нервной ткани составляют: НЕЙРОНЫ - нервные клетки НЕЙРОГЛИИ – межклеточное вещество нервной ткани

Нервная ткань

  • Основу нервной ткани составляют:
  • НЕЙРОНЫ - нервные клетки

НЕЙРОГЛИИ – межклеточное вещество нервной ткани

Строение нейрона дендриты тело нейрона аксон

Строение нейрона

дендриты

тело

нейрона

аксон

Классификация нейронов *В зависимости от числа отростков, отходящих от тела клетки

Классификация нейронов

*В зависимости от числа отростков, отходящих от тела клетки

  • униполярные (псевдоуниполярные)
  • биполярные
  • мультиполярные
Классификация нейронов * В зависимости от формы различают

Классификация нейронов

* В зависимости от формы различают

  • пирамидные клетки
  • веретенообразные клетки
  • корзинчатые клетки
  • звездчатые клетки (астроциты)
Классификация нейронов  * по функциональным свойствам Чувствительные Исполнительные Проводят информацию от поверхности тела и внутренних органов в мозг Проводят импульс от головного и спинного мозга  к органам Вставочные Анализируют информацию и вырабатывают решения

Классификация нейронов * по функциональным свойствам

Чувствительные

Исполнительные

Проводят

информацию от

поверхности тела

и внутренних

органов в мозг

Проводят

импульс

от головного и

спинного мозга

к органам

Вставочные

Анализируют

информацию и

вырабатывают

решения

Синапс -  Место контакта нейронов друг с другом и с другими клетками Пузырьки с медиатором Синаптическая щель

Синапс -

  • Место контакта нейронов друг с другом и с другими клетками

Пузырьки с медиатором

Синаптическая щель

Основные типы строения нервной системы беспозвоночных 1 — диффузная (гидра); 2 — диффузно-узловая (ресничные черви); 3 — узловая (дождевой червь).

Основные типы строения нервной системы беспозвоночных

1 — диффузная (гидра); 2 — диффузно-узловая (ресничные черви); 3 — узловая (дождевой червь).

Строение нервной системы

Строение нервной системы

Нервная система Центральная нервная система (ЦНС) Периферическая нервная система Головной мозг Спинной мозг нервы нервные  узлы нервные окончания

Нервная система

Центральная

нервная

система (ЦНС)

Периферическая

нервная система

Головной

мозг

Спинной

мозг

нервы

нервные

узлы

нервные

окончания

* Нервные узлы  – скопления тел нейронов вне ЦНС * Нервы – скопления отростков нейронов вне ЦНС, заключённые в общую оболочку и проводящие нервные импульсы

* Нервные узлы – скопления тел нейронов вне ЦНС

* Нервы – скопления отростков нейронов вне ЦНС, заключённые в общую оболочку и проводящие нервные импульсы

  • Двигательные Чувствительные Смешанные
  • Двигательные
  • Чувствительные
  • Смешанные
Периферическая нервная система Соматическая Вегетативная Подчинена воле человека Не подчинена воле человека Регулирует работу внутренних органов Регулирует работу скелетных мышц

Периферическая нервная система

Соматическая

Вегетативная

Подчинена воле

человека

Не подчинена

воле человека

Регулирует работу

внутренних

органов

Регулирует работу

скелетных мышц

Вегетативная нервная система Симпатическая Парасимпатическая Включается во  время интенсивной работы, требующей затрат энергии Способствует восстановлению запасов энергии во время сна и отдыха

Вегетативная нервная система

Симпатическая

Парасимпатическая

Включается во

время интенсивной

работы, требующей

затрат энергии

Способствует

восстановлению

запасов энергии во

время сна и отдыха

Значение нервной системы 1. Нервная система регулирует деятельность всех органов и систем органов; 2. Осуществляет связь с внешней средой с помощью органов чувств; 3. Является материальной основой для высшей нервной деятельности, мышления, поведения и речи.

Значение нервной системы

1. Нервная система регулирует деятельность всех органов и систем органов;

2. Осуществляет связь с внешней средой с помощью органов чувств;

3. Является материальной основой для высшей нервной деятельности, мышления, поведения и речи.

В основе работы нервной системы лежит рефлекс Рефлекс  – ответ организма на раздражение, который осуществляется и контролируется ЦНС

В основе работы нервной системы лежит рефлекс

Рефлекс – ответ организма на раздражение, который осуществляется и контролируется ЦНС

Виды рефлексов  Безусловные  Условные   -Врождённые, наследственно передающиеся реакции  - Приобретённые в процессе жизнедеятельности, не наследуемые реакции организма - Возникают на основе жизненного опыта организма - Рефлекторные центры находятся в коре головного мозга Пищевой, половой, оборонительный и пр. - Рефлекторные центры находятся на уровне спинного мозга и в стволе головного Слюноотделение на запах пищи Значение: помогают выживанию, это применение «опыта предков» на практике Значение:  помогают приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды

Виды рефлексов

Безусловные

Условные

  • -Врождённые, наследственно передающиеся реакции

  • - Приобретённые в процессе жизнедеятельности, не наследуемые реакции организма
  • - Возникают на основе жизненного опыта организма
  • - Рефлекторные центры находятся в коре головного мозга

Пищевой, половой, оборонительный и пр.

- Рефлекторные центры находятся на уровне спинного мозга и в стволе головного

Слюноотделение на запах пищи

Значение: помогают выживанию, это применение «опыта предков» на практике

Значение: помогают приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды

Рефлекторная дуга -  путь, по которому проводятся нервные импульсы при осуществлении рефлекса Вставочный нейрон Чувствительный нейрон Исполнительный нейрон

Рефлекторная дуга -

путь, по которому проводятся нервные импульсы при осуществлении рефлекса

Вставочный нейрон

Чувствительный нейрон

Исполнительный нейрон

Д/З §43

Д/З §43


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!