СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма».»

УРОК № ___

  1. Профиль урока

  1. Тема:«Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма»


  1. Цель: формирование понятия о регуляции организма человека, ее видах и роли установления связи между организмом и окружающей средой.


  1. Результаты:

  1. Личностные:

Развитие мотивации к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников. Управление своей познавательной деятельностью. Сотрудничество с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.


  1. Метапредметные:

Формирование обобщённых способов деятельности практического и интеллектуальногохарактера: наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, классифицировать, конкретизировать общие положения примерами, объяснять (устанавливать взаимосвязи). Овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное.

  1. Предметные:

Формированиепредставления онервной и гуморальной регуляции; изучение рефлекторного принципа, реакции организма на раздражение;

  1. Тип урока (вид урока):урок закрепление и формирование новых знаний.

  2. Методы: рассказ, беседа, объяснение, работа с учебником, работа с таблицей; частично-поисковый метод, объяснительно-иллюстративный метод, проблемный метод, наглядный метод – презентация.


  1. Структура урока

Этап урока

Время реализации

Организация класса

2 мин.

Актуализация опорных знаний.

10 мин.

Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач.

3 мин.

Изучение нового материала

20 мин.

Закрепление

5мин.

Задание на дом

2 мин.

Рефлексия

3 мин.


  1. Собственно конспект

  1. Организация класса

Приветствие, проверка готовности к уроку, отметка отсутствующих.



  1. Актуализация опорных знаний.

- Клетка – это?

- Ткань- это?

- Орган – это?

- Система органов – это?

- Какие системы органов вы знаете?

- Какими органами представлена пищеварительная, дыхательная, кровеносная системы органов?

- Какие гормоны выделяет поджелудочная железа? Для чего они служат?

  1. Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач.

Посмотрите в окно и скажите, какие изменения происходят осенью с растениями? (изменяется окраска листьев, сбрасывают листву на зиму, закладка почек).

А какова причины таких изменений? (раздражимость — ответная реакция организма на изменения окружающей среды). То есть растительный организм регулирует работу своих органов в изменяющихся условиях среды.

Но организм человека также реагирует на изменения окружающей среды. Следовательно он тоже обладает раздражимостью. И сегодня на уроке мы познакомимся с регуляцией организма человека.

Человек и окружающая среда неразрывно связаны между собой. Любой организм, для того, чтобы выжить стремится удовлетворить свои потребности в воде, пище, и максимально приспособиться к изменяющимся условиям среды.

Тема урока: «Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма»

А какие цели на урок мы ставим перед собой:

- сформулировать представление о происхождении жизни на Земле

- рассмотреть Этапы развития жизни на Земле

- выяснить как изменялась окружающая среда и живые организмы на каждом Этапе развития жизни на Земле


  1. Изучение нового материала 

В организме человека постоянно происходят разнообразные процессы жизнеобеспечения. В период бодрствования человека одновременно функционируют все системы органов: человек двигается, дышит, по его сосудам течёт кровь, в желудке и кишечнике идут процессы пищеварения, осуществляется терморегуляция и т.д., то есть человеческий организм работаеткак единое целое. Человек воспринимает все изменения, происходящие в окружающей среде, реагирует на них. 


ПРОБЛЕМА:А что произойдёт с человеком, если его организм откажется функционировать как единое целое?

Вследствие чего у человека могут происходить подобные нарушения функционирования организма?

(Из – за употребления наркотиков, алкоголя).


НЕРВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ

Эксперимент №1. Резкий хлопок в ладоши или удар ладонью по столу.


Что произошло?

Это результат чего? (ответная реакция организма).


Эксперимент №2. Одновременно бросаются 2 теннисных шарика в сидящих за партами учеников.


Как вы прореагировали? Следовательно ответная реакция на раздражение может быть разнообразной и она чисто индивидуальная. Как быстро произошла ответная реакция организма? (моментальная).Какая система организма задействована в данном случае? (нервная).

Следовательно на любое раздражение окружающей среды организм реагирует моментально, чисто индивидуально и при помощи нервной системы.

Как мы назовем такую регуляцию? (нервная регуляция).Могли бы вы привести примеры нервной регуляции организма используя жизненный опыт?


Нервная регуляция – регулирующее воздействие нервной системы на ткани, органы и их системы, обеспечивающие согласованность их деятельности и нормальное существование организма.

В основе деятельности нервной системы организма лежит рефлекторный принцип.

Рефлекс – это целостная реакция организма на раздражение, происходящую при участии центральной нервной системы.


Посмотреть примеры рефлексов (Электронный учебник).

- зевота

- хватательный рефлекс

- кашель

- Прыжки со скакалкой

- работа на клавиатуре

- езда на велосипеде

- реакция зрачка на свет


Структурная основа любого рефлекса – рефлекторная дуга, которая состоит из пяти звеньев.


1) Сенсорные рецепторы (датчики), воспринимающие стимулы внешней или внутренней сре­ды,

2) Афферентные или чувствительные нервные проводники – чувствительный центробежный путь. (ка­налы сигналов входа) – отростки чувствительных нейронов, передающие нервные импульсы.

3) Нервный центр – область передачи импульса.Информация по чувствительному нейрону попадает в нервный центр. Вставочные нейроны обрабатывают поступающую информацию, а двигательные дают команду.

4) Эфферентные или двигательные нервные проводники – двигательный центробежный путь. (каналы выхода) – это волокна двигательных нейронов, которые проводят нервные импульсы к исполнительному органу.

5) Эффекторы или исполни­тельные  органы (объекты  управления), которые отвечают на раздражение по заданию нервной системы.

Рассмотреть элементы рефлекторной дуги. (Электронный учебник).

ПРЯМАЯ И ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Между ЦНС и рабочим органом существует прямая и обратная связь.

По рефлекторной дуге к исполнительному органу от мозга по каналам прямой связи поступают командные сигналы.

От органа к мозгу по каналам обратной связи возвращается информация об успешности их выполнения. Этот импульс рождается в рецепторах, расположенных в исполнительных органах.

Наличие обратной связи позволяет мозгу отслеживать корректность выполнения команд из центральной нервной системы и при необходимости посылать новые импульсы усиливающие или ослабляющие реакцию.


Пример: Высокая концентрация глюкозы в крови стимулирует выработку гормона инсулина клетками поджелудочной железы. Если в организме повышается уровень глюкозы, в ЦНС идет сигнал, в ответ на это раздражение ЦНС дает команду клеткам поджелудочной железы выработать гормон инсулин. После выработки гормона, в организме снижается концентрация глюкозы по принципу обратной связи. (в ЦНС идет сигнал, что уровень глюкозы нормализован).

Обратная связь






отрицательная

положительная




Обратная связь бывает отрицательной и положительной.


Отрицательная обратная связь - изменение регулируемого параметра влечёт за собой восстановление его прежнего значения.

Положительная обратная связь - изменение регулируемого параметра влечёт за собой его дальнейшее изменение в ту же сторону.


УСЛОВНЫЕ И БЕЗУСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ


Безусловные рефлексы — врожденные реакции организма на жизненно важные раздражители (пищу, опасность и т. п.).

Безусловные рефлексы — природный запас готовых, стереотипных реакций организма. Они возникли в результате длительного эволюционного развития данного вида животных. Безусловные рефлексы одинаковы у всех особейодного видаи являются постоянными. Рефлекторные центры находятся в спинном мозге и в стволе головного мозга.


Примерами безусловных рефлексов, являются рефлексы новорожденных: ныряние, сгибательная поза новорожденного, защитный рефлекс, поисковый рефлекс, хватательный рефлекс, сосательный рефлекс. (посмотреть рефлексы новорожденных – электронный учебник).



Но поведение высших животных и человека  характеризуется не только врожденными, т. е. безусловными реакциями, но и такими реакциями, которые приобретены данным организмом в процессе индивидуальной жизнедеятельности, т. е. условными рефлексами. Условные рефлексы индивидуальны, не постоянны и могут сменяться. Рефлекторные центры находятся преимущественно в коре головного мозга.


Условными рефлексами является чтение, письмо, езда на велосипеде, прыжки на скакалке и др.

(посмотреть безусловные рефлексы – электронный учебник).


Механизм наследственного приспособления — безусловный рефлекс, а механизм индивидуального изменчивого приспособления — условный рефлекс, вырабатываемый при сочетании жизненно значимых явлений с сопутствующими сигналами.

Схема образования условного рефлекса

  • а — слюноотделение вызывается безусловным раздражителем — пищей;

  • б — возбуждение от пищевого раздражителя связывается с предшествующим индифферентным раздражителем (светом лампочки);

  • в — свет лампочки стал сигналом возможного появления пищи: на него выработался условный рефлекс (электронный учебник).



ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ

Все вы смотрели фильмы ужасов и наиболее запоминающимися являются сцены ужаса. Вспомните ваши ощущения при просмотре этих сцен? (страх, крик, закрытие глаз, хватание за руку соседа и т.д.).

Почему это происходит? (ответная реакция организма на раздражение). То есть в ответной реакции организма участвует нервная система.

А теперь вспомните ваши ощущения после просмотра такого фильма (боязнь заходить в темноту, страх).

Почему вы себя так чувствуете, ведь внешний раздражитель уже отсутствует? Что же является причиной такого вашего состояния?

Значит кроме нервной системы есть еще что-то в организме человека, что участвует в его регуляции.


Гуморальная регуляция – координация деятельности внутренних органов, осуществляемая через кровь, лимфу, тканевую жидкость с помощью гормонов.


Гормоны выделяют железы внутренней секреции. Каждая железа выделяет определенный гормон.


Гипофиз

Тиреотропин

Соматотропин

Стимулирует деятельность желёз

Гормон роста

Гипоталамус

Нейрогормоны

Координируют деятельность желез.

Щитовидная железа

Тироксин (йодсодержащий гормон)- йодиды

Регулирует усиление окислительных процессов.

Надпочечники

Адреналин

Норадреналин

Сужение кровеносных сосудов, повышение сахара, усиление сердечной деятельности.

Поджелудочная железа

Инсулин

Глюкагон

Поддерживает уровень сахара в крови

Устраняет недостаток сахара в крови

Половые железы

Ж – эстроген

М- андроген

Осуществляют репродуктивную функцию


Выделяют так же железы внешней секреции.



Представьте себе жаркий солнечный день

Чем покрывается ваша кожа? (потом).
А чем выделяет пот? (потовыми железами).
Куда выделяется пот? (на поверхность тела).
А при помощи чего? (выводных протоков).


Эксперимент №3. Учащимся предлагается лимон.

Что произошло? (выделение слюны).
Что является причиной выделения слюны? (раздражитель).
Какая железа участвует в выделении слюны? (слюнная железа).
Куда попадает слюна? (в полость тела).
В чем слюна участвует? (в процессе пищеварения).


Так какая же отличительная черта желез внешней секреции? (наличие выводного протока и выделение секрета в полость тела или на его поверхность в результате нервной регуляции организма.. При этом в регуляции организма никакого участия не принимает, так в секрете желез внешней секреции отсутствуют гормоны.


ВЗАИМОСВЯЗЬ НЕРВНОЙ И ГУМОРАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ.

Вспомните ситуацию. Произошла длительная ссора между друзьями. Ссора прошла, но неприятное состояние остается некоторое время.

Что происходит во время ссоры? (под действием нервного раздражителя ответная реакция организма, одновременно под действием внешнего раздражителя железы внутренней секреции выделяют гормоны).

Что же происходит после ссоры? Ведь раздражителя нет? (раздражителя нет, но гормоны попали в кровь и разносятся током крови, а гормоны разрушаются медленно, и для устранения их действия нужно время).

Следовательно нервная и гуморальная регуляция организма взаимосвязаны. На нервную систему оказывают влияние приносимые с током крови гормоны, однако само образование гормонов находится под постоянным контролем нервной системы.

  1. Закрепление

Тестирование.

1 вариант — нервная регуляция;
2 вариант — гуморальная регуляция.

А. Определите к каким способам регуляции функций организма относятся следующие физиологические явления:

  1. Горячая вода, воздействуя на кожу, расширяет ее сосуды;

  2. Адреналин способствует усилению кровообращения;

  3. Солнечные лучи в жаркий день усиливает сердцебиение;

  4. Гормон роста влияет на рост человека.

Б. Выберите правильный ответ.

  1. Действует быстро, но кратковременно;

  2. Действует медленно, но продолжительно;

  1. Задание на дом:


- Изучить § 12, с. 34-35; ответитьна вопросы в конце параграфа.

Дополнительноезадание: подготовить сообщение по теме «Роль гормонов в жизни человека».


  1. Рефлексия

Учитель: Спасибо вам за работу на уроке и я хочу подвести итоги.Хочу узнать у вас:

  1. За что вы сегодня можете себя похвалить?

  2. Для вас было открытием то, что…

  3. Больше всего мне понравилось…

Учитель выставляет оценки в журнал. Озвучивает фамилии самых активных учащихся на уроке.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!