СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Начало царствования Петра I

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Начало царствования Петра I»

Методическая разработка

урока истории в 8 классе

"Начало правления Петра"

Учитель истории МОУ «Окунайская СОШ№1»

Хомушкина Людмила Петровна

Цель урока: сформировать представления о начале правления эпохи Петра 1.

Задачи урока:

  • Определить основные задачи, стоявшие перед Россией в конце XYII - начале XYIII веков;

  • Изучить детство Петра, дать характеристику его личности.

  • Определить причину двоецарствия.

  • Дать характеристику царевне Софье.

  • Рассмотреть основные мероприятия, осуществленные Петром I в начале его правления

  • Начать составлять путеводитель «Эпоха Петра 1».

  •  Способствовать развитию навыков работы с историческим источником и текстом учебника.

  • Способствовать развитию умений обобщать и делать выводы.

  • Способствовать воспитанию чувства любви к Родине и уважения к общечеловеческим ценностям.

  • Способствовать воспитанию чувства любви к русской литературе и живописи.


Планируемые результаты:


  • Личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

  • Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы), использовать различные источники информации;

- готовность к сотрудничеству, коллективной работе.

  • Предметные: умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников (текстовых, изобразительных);

- знание хронологии изучаемого периода;

- знание исторических фактов изучаемого периода;

- рассказ об исторических событиях, их участниках;

- соотнесение исторических фактов и общих явлений.


Тип урока: урок изучения нового материала.


I.Организационный момент.

- Здравствуйте ребята.

Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. Я желаю вам хорошего настроения и плодотворной работы на уроке.

На предыдущих урокам мы с вами много внимания уделяли России в конце 17 века. О чем мы говорили, внешняя политика, предпосылки реформ. Обратите внимание на доску, вам необходимо разгадать ребусы

II. Интеллектуальная разминка

На доске ребусы

Россия, Походы, Морской флот, династия Романовых, Петр Великий.

Как вы думаете о чем или о ком сегодня пойдет речь? Чтобы точнее определить тему урока послушайте слова А.С.Пушкина

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

(А.С.Пушкин)


III Изучение нового материала

О каком великом российском правителе пойдет сегодня речь?

Слайд 2

Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока «Начало правления Петра I».


(слайд 3) Прочитайте внимательно на высказывания о Петре и его деятельности. Какой вывод можно сделать, познакомившись с этими высказываниями?

«Познаем в Петре мужа необыкновенного, название великого заслужившего правильно»

А. Н. Радищев

«Петербург основан на слезах и трупах»

Н.М. Карамзин

Петру Великому мало конной статуи на Исаакиевской площади: алтари должно воздвигнуть ему на всех площадях и улицах великого царства русского»

В.Г. Белинский

Ученик: Петру и его деятельности дают разные оценки.


Учитель: Сегодня на уроке мы начинаем с вами разговор о правителе, чья историческая деятельность вызывает споры до сих пор. Не только историки, но и современники Петра противоположно оценивали личность царя, его преобразования. Для одних он был великим реформатором, превратившим Россию в мощную европейскую державу. Другие считали его предателем основ православия, насаждавшим матушке-России чуждые заморские порядки. Каким же он был, этот противоречивый русский царь?

Споры о Петре ведутся сейчас, велись раньше, и будут вестись всегда – всегда, пока живут люди, неравнодушные к истории нашей страны.

Проблемный вопрос всей темы: Роль Петра 1 в истории России.

В конце 17 века в царских хоромах было неспокойно…

На троне сидел царь Алексей Михайлович Романов. Он был женат дважды от первого брака с Марией Милославской у него было 13 детей нас интересовать будут только 3 от второго брака с Натальей Нарышкиной был только Петр. Т.к он был 14 м ребенком, к управлению государством его никто не готовил. Но судьба распорядилась иначе.

1676г Алексей Михайлович умер. Новым правителем стал старший сын Федор 14лет., но он был тяжелло болен и едва мог ходить. Поэтому государственными делами занимались его родственники Милославские и его сестра Софья.

1682 г Федор умирает и остро встал вопрос о престолонаследии.

Новым царем должен был стать Иван, однако он страдал слабоумием

Кто же стал новым царем.

Работа с учебником прочитайте п.2 стр.19-20 и выполните задание на карточках «Заполни пропуски».

___________ возвели на престол Петра.

____________ выдвинули требование, чтобы первым царем был

Иван, а вторым - Петр.

Из-за малолетства братьев государством управляла _________

Петр вместе с матерью уехал в село __________

У царевича появился интерес к __________ делу.

Из ровесников он создал _________ полки, которые стали основой петровской __________

Ребята, ответьте на вопрос Кто же стал новым царем?

Учитель: Бояре провозгласили царями Ивана и Петра.

25 июня 1682 года в Успенском соборе Московского Кремля единственный раз в истории России вместе были венчаны на царство сразу два государя. Софья Алексеевна стала правительницей-регентшей при несовершеннолетних братьях.

Сложилось двоевластие, отразившееся даже в царском троне той поры- он был разделен на две части (для двух царей), а сзади располагалось место правительницы со шторкой, из-за которой она подсказывала братьям, что именно следует говорить во время приемов.

Софья, во что бы то ни стало, стремилась удержать власть в своих руках. А братья тем временем взрослели.

Работа с историческим документом:

Учитель: Посмотрим на дальнейшее развитие событий. Перед вами лежит письмо. Прочтите его и ответьте на вопросы, доказывая свое мнение выдержками из текста.


Письмо. (слайд12)

Определите:

  1. автора письма;

  2. адресата письма;

  3. о какой «третьей особе» говорится в письме.

Слайд 4…Известно тебе, государь, чиню купно же и соизволения твоего прошу о сём, что милостию Божией вручен нам двум особам скипетр правления прародительного нашего Российского царствия … а о третьей особе, что с нами быть в равенственном правлении, отнюдь не вспоминалось…

Срамно, государь, при нашем совершенном возрасте тому зазорному лицу государством владеть мимо нас. Тебе же, государю, братцу, объявляю и прошу: позволь, государь, мне отеческим своим позволением для лутшие ползы нашей и для народного успокоения, не обсылаясь к тебе, государю, учинить по приказам правдивых судей, а неприличных переменить, чтоб тем государство успокоить и обрадовать. А я тебя государя братца, яко отца почитать готов…

Ученик: На мой взгляд, автором письма является Петр, о чем свидетельствует обращение к «государю братцу», которого он «яко отца почитать готов», а Иван был его старшим братом. Следовательно, адресатом является Иван. «Третья особа», упоминаемая в письме – Софья, поскольку сказано, что она владеет государством, причем наравне с автором письма и его братом.

Учитель: Какой вывод можно сделать, опираясь на данное письмо?

Ученики: Петр возмущается сосредоточением власти в руках женщины при совершеннолетних царях и призывает брата к изменению сложившегося положения.

Учитель: Как складывалась ситуация в дальнейшем?

(слайд 5)С этого времени росло противостояние Софьи и Петра. Имея тягу к военному делу Петр создал два «потешных- полка», ставшие впоследствии эффективным инструментом в борьбе за власть.

8 августа 1689г. в Преображенское прискакал гонец с вестью: стрелецкие полки идут сюда. Петра поддержали верные ему люди: вельможи, «потешные полки», дворяне, патриарх.

Софья осталась без поддержки, была свергнута и заточена в Новодевичий монастырь

Физ минутка

Встаньте, выйдете из-за парт. Немного отдохнем

Раз!Два!Три!

Мы теперь Петра полки

Ноги крепкие расставим

Мы ладонь к глаам поставим

Повернулись вправо, влево

Тихо сели вновь за дело

Царь Иван, никогда не участвовавший в делах государства, формально оставался соправителем Петра вплоть до своей смерти в 1698 г. С этого года Петр самостоятельно правит государством.

Задание: Ребята, давайте попробуем сформулировать те задачи, которые стояли перед Россией, и которые нужно было решить Петру в начале его правления.

Учитель: К каким морям Россия имела выход к концу 17 века? Покажите на карте.

Ученики: Россия имела выходы в Каспийское и Белое моря.

Ученики: Необходимо было завоевать выходы в незамерзающие Черное и Балтийское моря.

Учитель: Молодцы. Совершенно верно.

Учитель: Что нужно для осуществления завоеваний?

Ученики: Для этого необходимо иметь сильную армию и флот.

(слайд 6)

Учитель: Что представляла собой русская армия 17 века? Видеофрагмент

Ученики: Стрельцы бунтовали, полки «нового строя» были малочисленны, ополчение плохо вооружено и обучено, а флота вообще не было. Следовательно, нужно было создавать сильную армию и флот.

(слайд 7)Петр взялся за преобразование в армии. Видеофрагмент

Петр посчитал, что бороться следует с традиционными противниками, крымское ханство и турция, за выход к черному морю, т.к Польша и
Швеция были сильными противниками.

В январе 1695г Петр 1 издал указ о походах на юг. Главной целью было взятие турецкой крепости Азов закрывавшей России выход из Дона в Азовское море

1695-1696 Азовские походы.

1696г Азов пал. Эта победа впервые вывела Россию к южным морям. Но закрепиться на этих рубежах она была еще не способна. Для решения этой задичи нужны были союзники.

(слайд 8) 1697г в западную Европу направилось Великое посольство в составе 250 человек. Цель организация единого союза европейских государств против Крымского ханства и Турции

Видеофрагмент


Итоги «Великого посольства»: союзников в борьбе с Турцией не нашли, но зато наметились союзники для борьбы со Швецией за выход в Черное море. Все остальные цели посольства были достигнуты.

Петр был вынужден прервать поездку , т.к узнал о новом стрелецком заговоре и срочно вернулся в Россию. В сговоре с Софьей стрельцы хотели свергнуть Петра с престола.

(слайд 9) Этому событию посвящена картина Сурикова «Утро стрелецкой казни»Что на ней изображено?

Это признанный шедевр, написанный в жанре исторической живописи. Картина повествует о страшном и кровавом событии истории нашей страны: о расправе царем Петром над стрельцами. При этом художник не показывает своим зрителям сцен кровавой расправы, а стремится рассказать о душевном состоянии своих героев в эту страшную минуту. На картине столкнулись старая и новая России, и одна должна быть уничтожена, чтобы вторая смогла набрать силу, и это Россия Петра, великого русского царя-реформатора.

Петр мечтал о превращении России в великую державу. Об этом мы с вами поговорим на следующих уроках

уже почти три века спорят о Петре люди, сталкиваются мнения. Пушкин, Достоевский, Лев Толстой. Ключевский… Мнения разные, взаимоисключающие. И те, и другие могут подтвердить свою правоту фактами. Но даже не то интересно, что говорили и говорят об одном человеке: важнее то, что о нем никогда не говорят безразлично. Таков уж был первый император российский, таким было его время. Огромную роль в изменениях, произошедших в России, сыграла личность царя, его неуемная энергия, направленная на развитие страны.

Перелом в истории России, совершившийся в его правление, определил путь нашей страны на много лет вперед.

Учитель: Итак, подведем итоги.

- Кем же был Пётр I? Что вы запомнили о нём? Чтобы высказать своё мнение о личности Петра, я предлагаю вам сочинить стихотворение. Это необычное четверостишие, а синквейн (стихотворение, которое состоит из 5 строк и составляется по определённому правилу).

Пётр I
Великий, известный
Правил, путешествовал, открывал
Представитель династии Романовых
Реформатор

Удалось ли нам достигнуть поставленной ЦЕЛИ УРОКА: познакомиться с личностью Петра и первыми его преобразованиями.

Рефлексия

(слайд 10) Предлагаю вам причалить свои корабли к острову, который отражает ваше душевное эмоционально-чувственное состояние после состоявшегося урока. 


VII. Выставление оценок. Домашнее задание.

- Я благодарю вас всех за урок и уверена, что личность Петра, будущего императора российского, вызвала у вас интерес. Дз с.24 в 2 письменно












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!