СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыка в системе основного общего образования - межпредметные связи

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для успешного проведения уроков музыки педагогу необходимо опираться не только на непосредственный интерес к предмету и склонности детей, но и на те знания и навыки, которые они получают на других уроках

Просмотр содержимого документа
«Музыка в системе основного общего образования - межпредметные связи»

Музыка в системе основного общего образования

- межпредметные связи



Шедикова Анна Ивановна, учитель музыки   

   Одним из важных аспектов современного стандарта образования школьников (формирования целостной личности) являются межпредметные связи.
Для успешного проведения уроков музыки педагогу необходимо опираться не только на непосредственный интерес к предмету и склонности детей, но и на те знания и навыки, которые они получают на других уроках.                                                      

Межпредметные связи способствуют совершенствованию учебно-воспитательного процесса, оказывают многостороннее влияние на обучающихся. Развивают в детях такие качества, как сообразительность, оперативность в применении знаний, понимание всеобщей связи, а так же учат наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы одного явления в совершенно другом и тем самым подтверждать их глубинную взаимосвязь, формируют разнообразные умения учиться.

Методика преподавания уроков музыки через межпредметные связи, как один из способов интеллектуального развития школьников, дает возможность:

  • включать разные типы художественного мышления;

  • развивать фантазию и воображение, собственное творчество учащихся;

  • осваивать историю культуры родного края, мирового художественного наследия.

       Музыка легко и естественно соприкасается со всеми предметами.

Невозможно представить себе процесс обучения музыке без связи с миром эмоций, чувств, в отрыве от других видов искусства: литературы, живописи, поэзии, а также без связи с такими предметами как история, география, физика, математика, иностранные языки, и увидеть главную связь «музыка и жизнь».

Эмоциональная составляющая уроков музыки необычайно велика и важна.

Уже античные философы единодушно признавали музыку самым эффективным средством, которое способно привести в движение духовно-потенциальные возможности человека и внести изменения в мыслительные способности, в характер, поведение и воспитание личности, умственную и моральную деятельность, а также научную и художественную работу.

Пифагорейское исследование музыки раскрывало многосторонний потенциал музыкального искусства, включающий в себя математическую трактовку музыки. Ведь «именно в музыке Пифагор нашёл прямое доказательство своему знаменитому тезису: «Всё есть число»». Более того, Пифагор, используя арифметические соотношения в пределах первых девяти чисел, разработал гармонические интервалы, такие как октава, кварта и квинта, что послужило основой разработки музыкальной теории.

   На уроках мы решаем музыкально-математические примеры: дуэт + трио = квинтет; квартет- соло+дуэт= квинтет; квинтет – дуэт = трио. 

Чтобы объяснить учащимся, что значит половинная, четвертная или восьмая длительности, привожу пример, как разделить целое яблоко на двоих, на троих и на четверых человек. Все это не возможно без математики. 

Связь музыки  и литературы хорошо рассматривается в двух вопросах: что стало бы с музыкой, если бы не было литературы, и наоборот, какие потери понесла бы литература без музыки?  Наиболее простой пример связи слова и музыки – песня, более сложные жанры -опера, кантата, оратория. Учащиеся приходят к пониманию того, что слово и музыка – два великих начала, которые на протяжении многих веков непрерывно взаимодействуют, нередко спорят и приходят к согласию и взаимопониманию . Их примирения порой рождают шедевры, с которыми школьники встречаются в великих образцах двух искусств.

В качестве примера, 5 класс: один гений написал стихотворение «Я помню чудное мгновенье», другой гений написал музыку. И получился шедевр - романс «Я помню чудное мгновенье», стихи Пушкин, муз. Глинка

При изучении творчества Ф. Шуберта и его баллады «Лесной царь» на слова И. Гёте в 7 классе, невозможно провести урок без детального изучения текста баллады и художественных образов произведения. Баллада Ф. Шуберта звучит на немецком языке, поэтому выразительное чтение текста учителем на русском языке и определения образов героев имеет огромное значение для выстраивания музыкальной драматургии.

  Приобретенный на уроках изобразительного искусства опыт эстетического восприятия произведений живописи, развивает в учащихся способность сопоставлять, отзываться на прекрасное в окружающем нас мире: Богатырские образы симфонии А. Бородина и полотна Васнецова, портреты человека , воплощенные в музыкальных произведениях М.Мусоргского и изобразительного искусства И.Репина, картины русской природы в творчестве Левитана и в музыке П.Чайковского, буйство праздничных красок в «Масленице» Кустодиева и балете «Петрушка» И.Стравинского.

Изучение опер  М.П.Мусоргского «Борис Годунов», М.И.Глинки «Иван Сусанин», А. Бородина «Князь Игорь», симфонии №7 Д. Шостаковича  невозможно без обращения к историческим сведениям.  

Знания, полученные на уроках географии и окружающего мира, дают учащимся достаточно широкое и яркое представление  о картине мира, природных явлениях - все это можно услышать в музыке П. Чайковского и А. Вивальди  «Времена года», «Рассвет на Москве-реке» М.Мусоргского. Без географических знаний не обходится     изучение тем «Музыка народов мира». 

По мнению Энштейна, как физика-музыканта, интеграция науки и искусства «готовит» мышление к открытию объективных истин. Известно, что музыка оказала мощное воздействие на методы работы Энштейна как исследователя.

Занятия музыкой не отвлекали, а наоборот, помогали в научной работе А. Бородину  -  учёному-химику. Химия и музыка безраздельно царили в его душе .

Работая над вокально-хоровыми навыками, очень важны знания по  биологии: «Дыхательная система: носоглотка, гортань, строение голосовых связок».

Знакомя с новым произведением, обращаю внимание учеников на многочисленные обозначения темпов произведения, штрихов, оттенков исполнения, помогающие для раскрытия того или иного музыкального образа. А ведь известно, что вся музыкальная терминология ведется в нотном письме на итальянском языке.

Химия знакомит со звучанием колоколов. Дети узнают почему они так звонко звонят. Откуда такое божественное звучание? Здесь нам уместно перейти к химическому составу колокола, способам отливки.    

И примеров этому бесконечно. О каких бы межпредметных связях мы не говорили, главная проблема в дефиците времени ( 1 час в неделю).

И здесь главная задача – найти способ делегирования важных компонентов за пределы урока музыки. Пример: предложить учителю обществознания социальный видеоролик, о том, как по окончании хоккейного матча, когда включили не тот гимн, девушки не растерялись и исполнили Гимн сами. Учитель может с учащимися проанализировать, подойти к социальному одобрению, сделав правильные выводы. Возможно он возьмет на себя труд не только показать, обсудить, но и выучить слова Гимна РФ. Это настолько логично укладывается в ракурс этой темы. И вот тут наша задача: вовремя подключиться и на выученный стихотворный текст отработать вокальное исполнение этой мелодии. И даже обратить внимание, что несмотря на то, что с социальной точки зрения произошел замечательный поступок, можно только девушек похвалить, пели они, мягко говоря неважно. И можно сказать, в такой же ситуации вы можете также поступить, так же эффектно сориентироваться, но вы можете сделать еще лучше, если лучше споете.

И вот вам совершенно уникальный повод не только установить межпредметные связи, но воспользоваться 10 минутами чужого урока. Потому что если мы говорим у нас очень много времени уходит просто на то, чтобы выучить слова, проговорить их с хорошей дикцией.

Эти все вещи мы смело отдаем своему коллеге, и если он нам таким образом поможет, то мы ему поможем своим образом, а именно вокально – хоровая работа это наша специфика, это то, чем мы сильны.

Самые продуктивные аналогии проходят между музыкой и ИЗО. Учитель ИЗО часто предлагает учащимся выполнить определенные работы и здесь возникает 20-30 минут , когда дети рисуют. В этот момент очень кстати окажутся подборки тематически оправданной музыки. Музыка звучит фоном, задача: сделать подборки музыкальных произведений таким образом, чтобы дети с ними были знакомы или будут знакомиться. Они услышат их и когда подойдет время знакомиться , тогда у детей будет уже определенный слуховой образ этой музыки. Например, тема урока ИЗО «Осенний пейзаж» - звучит пьеса «Осень.Октябрь.» П. Чайковского.

Хотелось бы, чтобы установление межпредметных связей приносило бы пользу не только мне, как учителю музыки, но и другим предметникам.

Используя все возможности межпредметных связей в современной школе, учитель не только себе доставляет удовольствие от таких многогранных уроков, но и своим ученикам, приобщая их к творчеству и познанию, тем самым переводя образовательный процесс на более высокий уровень.




















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!