Класс:2
Тема урока: «Музыка в народном стиле»
Цель деятельности: углубление в мир русской культуры с помощью русской народной и композиторской музыки в народном стиле.
Тип урока: Урок изучение нового материала.
Планируемый результат:
Предметные:
- Познакомить учащихся с такими понятиями как «вариации»;
- Развивать музыкально – творческие навыки учащихся через различные виды музицирования: хоровое пение, пластическое интонирование.
Метапредметные:
- Готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
- Планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия;
Личностные:
- Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине средствами русской народной и композиторской музыки; воспитание исполнительской и слушательской культуры;
- Знакомство с музыкой в народном стиле, созданной П.И.Чайковским, сравнение авторской музыки с плясовой “Светит месяц” с целью нахождения точек соприкосновения и общего начала;
Оборудование: Компьютер, проектор, музыкальный центр, доска, портреты.
Ход урока:
Учитель: Мы продолжаем разговор о русской народной музыке и народных инструментах, который начали на прошлых уроках. Начали мы его со строк стихотворения Г.Серебрякова “Ты откуда, русская, зародилась музыка?..” Вспомните, что автор говорит о появлении музыкальных инструментов на Руси.
– Пролетели утки – уронили дудки.
Пролетели гуси – уронили гусли.
Учитель: Совершенно верно. А что говорит автор о появлении песни на Руси?
– Говорит, что с песней на Руси родились.
Учитель: Верно. И наша с вами сегодняшняя задача убедиться в этом.
Дети приветствуют.
Организовать свое рабочее место под руководством учителя.
Изучение нового материала.
Слушание “Камаринская”; “Светит месяц” П.И.Чайковский
Учитель: И начнем мы, пожалуй, с того, что вспомним, как называются две разновидности русского танца, известные нам?
– Хоровод и плясовая.
Учитель: Чем они отличаются?
– Хоровод – медленный, плавный, лирический танец.
Плясовая – подвижный, задорный, парный танец.
Учитель: Сегодня мы встретимся с одной из этих танцевальных разновидностей. А с какой, вы скажете сами в ходе работы.
Работу мы начнем сначала.
Вспомните, с первого класса с вами говорили об основе музыки, которая важна так же как сердце для человека. Что это?
– Это ритм.
Учитель: Сейчас мы с вами послушаем произведение «Светит месяц»
Учитель: Как вы считаете, такое ритмическое сопровождение более характерно для хоровода или для плясовой? Почему?
– Для плясовой, т.к. ритм передает ощущение подвижного движения.
– Это мелодия плясовой. Так как…
– Совершенно верно. Это мелодия и ритм русской народной плясовой “Светит месяц”. И прозвучит она в исполнении оркестра русских народных инструментов.
Вспомните известные вам русские инструменты.
– Балалайка, гармонь, гусли, свирель, бубен, трещетки, ложки, свистульки…
Учитель: Продолжаем наше музыкальное путешествие. В первом полугодии мы знакомились с некоторыми произведениями из музыкального альбома композитора…?
Детям показывается портрет. Они называют имя композитора
Учитель: Сейчас мы с вами вспомним этого композитора.
– Из “Детского альбома” П.И.Чайковского.
– И среди этих произведений нам встретились три танца разных народов. Вспомните их названия.
– Это были Вальс, Полька и Камаринская.
– Какой же из этих танцев родился в России?
– Камаринская.
– Верно. И уже тогда я вам сказала, что эта музыка сочинена композитором в народном стиле.
Что же означают слова “в народном стиле”? Как вы их понимаете?
– Это значит, что композитор сочинил музыку, которая близка по стилю, настроению, характеру к русской народной. Какая-то народная тема может быть положена в основу произведения, но она композитором должна быть обработана, изменена.
– Что ж, давайте, проверим, правильны ли ваши предположения.
Слушаем. И определяем: близка ли она по духу к народной музыке, которая звучит у нас на последних уроках. Если же близка, то к какой разновидности русских танцев ее можно отнести: к плясовой или хороводу?
Дети слушают, отвечают.
Слушание «Камаринская», «Вальс», «Полька» из детского альбома П.И. Чайковского
Слушание «Вальс», «Полька». Учитель: И так, к каким разновидностям эти произведения можно отнести?
Слушание “Камаринской” из “Детского альбома”П.И.Чайковского.
– Она близка к русской плясовой.
Учитель: Согласна с вами. И мелодию “Камаринской” П.И.Чайковский не сам сочинил, а записал услышанную им народную тему. Но как она близка к народной плясовой!
Итак, мы с вами на уроке услышали два таких разных, и, одновременно, столь похожих музыкальных произведения. Назовите их.
– Русская народная плясовая “Светит месяц” и “Камаринская” из “Детского альбома” П.И.Чайковского.
Учитель: Чем они отличаются?
– Плясовая – исконно народная музыка. Она звучала в исполнении оркестра народных инструментов.
“Камаринская” – это народная мелодия, обработанная композитором. И прозвучала она в фортепианном исполнении.
Учитель: Что же их тогда объединяет?
– Народное происхождение. Принадлежность к одной танцевальной группе – плясовые. Характер, настроение, задор. Близость по духу русскому народу.
Исполнение.«Колыбельная пчелы»муз. Е.Подгайца, сл. В. Плудониса
Учитель: Давайте вспомним песню, которую начинали учить на прошлом уроке.
1. Интонационные:
-повтор одного звука -хроматизм. -собственный показ.
-помощь инструмента. -показ звуковысотности.
2. Ритмические:
-распевы. -собственный показ.
-помощь инструмента. -показ звуковысотности.
3. Дикционные:
-окончание фраз словами с согласной в конце. -распевы.
-собственный показ. -показ звуковысотности. -использование минусовки.
Молодцы ребята!
Дети поют.
Физминутка
Игра «угадайка»
Текст на экране. Дети угадывают, поют.
Подведение итогов.
Учитель: Совершенно верно! Вот вы и ответили на вопрос, поставленный в начале урока. Действительно, на Руси люди с песней рождаются, живут и умирают. Впрочем, как и в любой другой стране. Главное, чтобы мы с вами не забывали – откуда мы родом и не теряли нашу культуру.
Дети отвечают и прощаются.