СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыка в народном стиле

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок музыки для обучающихся 2 класса

Просмотр содержимого документа
«Музыка в народном стиле»

Класс:2

Тема урока: «Музыка в народном стиле»

Цель деятельности: углубление в мир русской культуры с помощью русской народной и композиторской музыки в народном стиле.

Тип урока: Урок изучение нового материала.

Планируемый результат:

Предметные:

- Познакомить учащихся с такими понятиями как «вариации»;

- Развивать музыкально – творческие навыки учащихся через различные виды музицирования: хоровое пение, пластическое интонирование.

Метапредметные:

- Готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;

- Планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия;

Личностные:

- Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине средствами русской народной и композиторской музыки; воспитание исполнительской и слушательской культуры;
- Знакомство с музыкой в народном стиле, созданной П.И.Чайковским, сравнение авторской музыки с плясовой “Светит месяц” с целью нахождения точек соприкосновения и общего начала;

Оборудование: Компьютер, проектор, музыкальный центр, доска, портреты.

Ход урока:

Учитель: Мы продолжаем разговор о русской народной музыке и народных инструментах, который начали на прошлых уроках. Начали мы его со строк стихотворения Г.Серебрякова “Ты откуда, русская, зародилась музыка?..” Вспомните, что автор говорит о появлении музыкальных инструментов на Руси.

– Пролетели утки – уронили дудки.

Пролетели гуси – уронили гусли.

Учитель: Совершенно верно. А что говорит автор о появлении песни на Руси?

– Говорит, что с песней на Руси родились.

Учитель: Верно. И наша с вами сегодняшняя задача убедиться в этом.

Дети приветствуют.

Организовать свое рабочее место под руководством учителя.

Изучение нового материала.

Слушание “Камаринская”; “Светит месяц” П.И.Чайковский

Учитель: И начнем мы, пожалуй, с того, что вспомним, как называются две разновидности русского танца, известные нам?

– Хоровод и плясовая.

Учитель: Чем они отличаются?

– Хоровод – медленный, плавный, лирический танец.

Плясовая – подвижный, задорный, парный танец.

Учитель: Сегодня мы встретимся с одной из этих танцевальных разновидностей. А с какой, вы скажете сами в ходе работы.

Работу мы начнем сначала.

Вспомните, с первого класса с вами говорили об основе музыки, которая важна так же как сердце для человека. Что это?

– Это ритм.

Учитель: Сейчас мы с вами послушаем произведение «Светит месяц»

Учитель: Как вы считаете, такое ритмическое сопровождение более характерно для хоровода или для плясовой? Почему?

– Для плясовой, т.к. ритм передает ощущение подвижного движения.

– Это мелодия плясовой. Так как…

– Совершенно верно. Это мелодия и ритм русской народной плясовой “Светит месяц”. И прозвучит она в исполнении оркестра русских народных инструментов.

Вспомните известные вам русские инструменты.

– Балалайка, гармонь, гусли, свирель, бубен, трещетки, ложки, свистульки…

Учитель: Продолжаем наше музыкальное путешествие. В первом полугодии мы знакомились с некоторыми произведениями из музыкального альбома композитора…?

Детям показывается портрет. Они называют имя композитора

Учитель: Сейчас мы с вами вспомним этого композитора.

– Из “Детского альбома” П.И.Чайковского.

– И среди этих произведений нам встретились три танца разных народов. Вспомните их названия.

– Это были Вальс, Полька и Камаринская.

– Какой же из этих танцев родился в России?

– Камаринская.

– Верно. И уже тогда я вам сказала, что эта музыка сочинена композитором в народном стиле.

Что же означают слова “в народном стиле”? Как вы их понимаете?

– Это значит, что композитор сочинил музыку, которая близка по стилю, настроению, характеру к русской народной. Какая-то народная тема может быть положена в основу произведения, но она композитором должна быть обработана, изменена.

– Что ж, давайте, проверим, правильны ли ваши предположения.

Слушаем. И определяем: близка ли она по духу к народной музыке, которая звучит у нас на последних уроках. Если же близка, то к какой разновидности русских танцев ее можно отнести: к плясовой или хороводу?

Дети слушают, отвечают.

Слушание «Камаринская», «Вальс», «Полька» из детского альбома П.И. Чайковского

Слушание «Вальс», «Полька». Учитель: И так, к каким разновидностям эти произведения можно отнести?

Слушание “Камаринской” из “Детского альбома”П.И.Чайковского.

– Она близка к русской плясовой.

Учитель: Согласна с вами. И мелодию “Камаринской” П.И.Чайковский не сам сочинил, а записал услышанную им народную тему. Но как она близка к народной плясовой!

Итак, мы с вами на уроке услышали два таких разных, и, одновременно, столь похожих музыкальных произведения. Назовите их.

– Русская народная плясовая “Светит месяц” и “Камаринская” из “Детского альбома” П.И.Чайковского.

Учитель: Чем они отличаются?

– Плясовая – исконно народная музыка. Она звучала в исполнении оркестра народных инструментов.

“Камаринская” – это народная мелодия, обработанная композитором. И прозвучала она в фортепианном исполнении.

Учитель: Что же их тогда объединяет?

– Народное происхождение. Принадлежность к одной танцевальной группе – плясовые. Характер, настроение, задор. Близость по духу русскому народу.


Исполнение.«Колыбельная пчелы»муз. Е.Подгайца, сл. В. Плудониса


Учитель: Давайте вспомним песню, которую начинали учить на прошлом уроке.

1. Интонационные:

-повтор одного звука -хроматизм. -собственный показ.

-помощь инструмента. -показ звуковысотности.

2. Ритмические:

-распевы. -собственный показ.

-помощь инструмента. -показ звуковысотности.

3. Дикционные:

-окончание фраз словами с согласной в конце. -распевы.

-собственный показ. -показ звуковысотности. -использование минусовки.

Молодцы ребята!

Дети поют.

Физминутка

Игра «угадайка»

Текст на экране. Дети угадывают, поют.

Подведение итогов.

Учитель: Совершенно верно! Вот вы и ответили на вопрос, поставленный в начале урока. Действительно, на Руси люди с песней рождаются, живут и умирают. Впрочем, как и в любой другой стране. Главное, чтобы мы с вами не забывали – откуда мы родом и не теряли нашу культуру.

Дети отвечают и прощаются.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!