Урок музыки, проведенный в 1-А классе 08.12.2016г.
Учитель- Бегун М. Н.
Тема урока. Музыка народная и композиторская. Народные песни и танцы.
Цель урока. Ввести детей в разнообразный мир народной и композиторской музыки.
Задачи урока:
1. Учить различать музыку композиторскую и народную по стилевым особенностям; учить выделять выразительные средства в развитии музыки; различать тембры звучания музыкальных инструментов.
2. Знакомить с различными жанрами русской народной музыки.
3. Развивать эмоциональное впечатление детей от музыки, написанной в народном стиле.
4. Воспитывать интерес и уважительное отношение к народной песне.
Ход урока
Организационный момент. Объявление темы и цели урока.
Сегодня, у нас очень яркий и красивый урок. "Песня - душа народа", - слышим мы от музыкантов. Одним из трех китов, на которых держится вся музыка, назвал песню Дмитрий Борисович Кабалевский. Очень разные бывают песни. Во все времена песня играла и сейчас играет очень большую роль в жизни людей.
Музыка бывает разной - народной и композиторской. Об этом мы сегодня и будем говорить на уроке.
2. Объяснение нового материала с последующим закреплением.
а). Скажите, пожалуйста, Ваши бабушки любят петь? А какие они поют песни?( народные).
Действительно. Бабушки знают большое количество русских народных песен. Народные песни – песни, у которых нет определенного автора. Это колыбельные, детские прибаутки, считалки, дразнилки. Свадебные песни. Протяжные лирические, рассказывающие о женской доле. Былины, повествующие о подвигах древних богатырей... Невозможно даже перечислить все виды народного песенного творчества, настолько оно многообразно. В нем, как в своеобразной народной энциклопедии, рассказана вся жизнь человеческая.
- Ребята, а какие вы знаете народные песни? (« Калинка», «Ой, мороз», «Ой, цветет калина» и другие).
Народная песня - музыкально-поэтическое произведение, наиболее распространённый вид вокальной народной музыки. Народная песня - одна из древнейших форм музыкально-словесного творчества. В некоторых древних и отчасти современных видах народной музыки она существует в единстве с танцем, игрой, инструментальной музыкой, словесным и изобразит, фольклором. Обособление её - результат длительного. исторического развития фольклора. Народная песня. отличает богатство жанров, различных по происхождению, характеру и функции в народной жизни. Существенная черта большинства традиционных жанров – непосредственная связь с бытом, трудовой деятельностью (напр., песни трудовые, сопровождающие различные виды труда - бурлацкие, покосные, прополочные, жатвенные, молотильные и др., обрядовые, сопровождающие земледельческие и семейные обряды и празднества, - колядки, масленичные, веснянки, купальские, свадебные, похоронные, игровые календарные и т. п.). Плясовые Наибольшее музыкальное развитие в фольклоре всех народов получили лирические песни. Они поются соло, ансамблем, хором. Именно в этом жанре слышны формы многоголосия Народные песни неотделимы от разнообразных народных танцев.
-Предлагаю встать и станцевать под песню «Течет ручей», в исполнении Н. Кадышевой.( импровизация учеников).
- Наблюдая за вашими танцами, я выяснила, что вы использовали дробушки, кто-то взял с собой платочек, а кто-то приседал.
б). Разучивание песни «Во, поле береза стояла».
(Учащиеся разучивают песню, работают над интонацией).
в).-Скажите, пожалуйста, как называется человек, который сочиняет музыку? (композитор).
Поэтому, и песни, написанные композитором, называются композиторские. В композиторской песне мы можем назвать авторов поэтического и музыкального текстов. Композиторская песня – это профессиональное вокально-инструментальное сочинение. В отличие от народной песни, композиторская доходит до нас в первозданном виде, даже если она была написана 100-200-300 лет назад. Композиторы писали музыку на стихи профессиональных поэтов, поэтому, композиторскую песню еще называют «профессиональной песней». Композиторская песня появилась, предположительно, в период позднего Средневековья: в 16-17 веках
-Как называется человек, который сочиняет музыку? (композитор).
Поэтому и песни, написанные композитором, называются композиторские. В композиторской песне мы можем назвать авторов поэтического и музыкального текстов. Композиторская песня – это профессиональное вокально-инструментальное сочинение. В отличие от народной песни, композиторская доходит до нас в первозданном виде, даже если она была написана 100-200-300 лет назад. Композиторы писали музыку на стихи профессиональных поэтов, поэтому, композиторскую песню еще называют «профессиональной песней». Композиторская песня появилась, предположительно в 16-17 веках.
г). Слушание песни, попытка ее угадать. (А. Пугачева «Метель»).
Вывод: у песни есть «хозяин», человек, который ее сочинил.
3. Подведение итогов
.-Сегодня на уроке, мы познакомились, с двумя видами песни. Назовите их.( народная и композиторская).
- Чем они отличаются? (народные песни написал народ, а композиторские – композитор).
-Молодцы! Вы усвоили новый материал. Наш урок закончен. До свидания! До новых встреч!
Самоанализ урока музыки, проведенного в 1-А классе
Учитель Бегун М. Н., 08.12.2016г.
Тема урока Музыка народная и композиторская. Народные песни и танцы.
На уроке решались воспитательные, развивающие и обучающие задачи.
1. Учить различать музыку композиторскую и народную по стилевым особенностям; учить выделять выразительные средства в развитии музыки; различать тембры звучания музыкальных инструментов.
2. Знакомить с различными жанрами русской народной музыки.
3. Развивать эмоциональное впечатление детей от музыки, написанной в народном стиле.
4. Воспитывать интерес и уважительное отношение к народной песне.
По структуре данный урок- комбинированный.
Главный акцент делался на понятиях « народная музыка и композиторская».
Использовались такие методы и приёмы работы: объяснения учителя, загадка, импровизация учениками, разучивание, слушание. отгадывание песен. Дети самостоятельно делали выводы, анализировали свои действия.
Дети на уроке работали с интересом. Материал урока был доступен. Работали дружно, слаженно. Высокая продуктивность на уроке обеспечивалась за счет активной работы детей..
Все этапы урока выдержаны. Поставленные перед уроком задачи были реализованы.. Цели урока достигнуты.