Орг. момент | Приветствует ребят попевкой «Слушай музыку» Настраивает на учебную работу. Задает эмоциональный тон урока. Актуализирует проявление установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе. Распевание, исполнение попевки «Слушай музыку» Музыкальный материал: Попевка «Слушай музыку» -Чок-чок-чок, чок-чок-чок, Слушай музыку – молчок! На-на-на, на-на-на, После песни – тишина! | Входят в класс под музыку Демонстрируют готовность к учебной деятельности. Включаются в музыкальное приветствие Исполняют попевку | Предметные: умение исполнять известный музыкальный канон Коммуникативные : умение включаться в работу на уроке Личностные: повышение мотивации к учебе. Регулятивные: освоение диалоговой формы общения. |
Проверка д/з | Фронтальный опрос по теме : «Музыка души» -Почему музыка волнует нас и трогает? -Как вы понимаете слова «музыка души»? -Какие чувства может передавать музыка, которая хранится в душе человека? -В чем состоит воздействие музыки на душу человека? -Назови примеры музыки разного характера. Как она воздействует на человека? | Отвечают на вопросы учителя. Делают выводы под руководством учителя. | Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении. Познавательные: анализ музыкального материала с целью выявления музыкальных особенностей. |
Актуализация знаний. Постановка целей и задач. | Учитель: На прошлых уроках мы выяснили, что музыка сопровождает нас повсюду. У каждого из нас есть своя любимая музыка, характерная и любимая именно для нас. В музыкальном произведении также есть свой характер, который может изменить наше настроение, взгляд на жизнь. То есть музыка очень сильно воздействует на душу человека. Мы приступаем к изучению раздела учебника «Тысяча миров музыки». Прочитайте эпиграф к этому разделу, который помещён на стр. 8:… -Как вы понимаете эти слова? Можно ли так сказать о музыке? Почему? -Кто из вас не согласен с мыслью поэта? Тема урока: Музыка – наш вечный спутник.. Запишите в тетради… -О чем будем говорить на уроке? -На какие вопросы ответим? - Какие задачи поставим перед собой? | Слушают учителя. Читают эпиграф: Тут целый мир живой, разнообразный, Волшебных звуков и волшебных снов. О, этот мир, так молодо-прекрасный, Он стоит тысячи миров. Ф.Тютчев. | Регулятивные: принятие и сохранение цели, постановка учебных задач. Регулятивные: планирование деятельности, разработка критериев. Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении (контроль, коррекция) Познавательные: стремление к познанию нового. |
Объяснение новой темы. Вокально-хоровая деятельность. | -Немецкий поэт Л.Тик сказал: «Без музыки земля – пустой, недостроенный дом, в котором никто не живёт». И в самом деле, музыка образует целый мир человеческой жизни. Этот мир рождается вместе с человеком, растёт вместе с ним, оказывает на него влияние. -Какую первую песню слышит каждый человек в жизни? (колыбельную) -Какую колыбельную мы с вами учили? ( «Колыбельная медведицы» из м\ф «Умка»). Давайте её вспомним и исполним… -Какая была музыка? Почему именно так она звучала? - Что такого особенного в колыбельных песнях? Почему их пели нам наши мамы? Какой ещё может быть характер музыки? (весёлый, шуточный, грустный, таинственный, серьёзный и т.д.). Посмотрите на презентацию. Слайд 1. Колыбельная песня помогала укачивать ребенка, имитируя качание колыбели. Отсюда и пошло название песни. -Жизнь человека продолжается, он становится взрослым . В нашей жизни много праздников, на которых не обойтись без музыки. И даже в труде человек не обходится без песни, без музыки. Для чего придумал человек праздник? Что пение дает нашей жизни? Слайд № 2 . - Какие праздники вам особенно запомнились? Почему? Какая музыка на них звучала? -Особо следует отметить народные праздники. Что приносят такие праздники в нашу жизнь? (Слушание «Калинка»). Народные праздники и песни - это история, культурные традиции народа, его корни, память. Слайд №3 -Только ли пение и слушание можно отнести к музыкальной деятельности человека? Как еще человек соприкасается с музыкой? -Конечно, музицирование, игра на инструментах еще одна страничка нашего урока. Слайд № 4,5,6 . -Сейчас мы с вами вспоминали странички нашего детства. Но мы растем, музыка детства уходит от нас. Но так ли это? Неужели старая музыка становится ненужной как вещи, которые вы носили в детстве? Поднимите руку, кому неприятно было слушать, играть и петь музыку сегодняшнего урока? Смотрите эта музыка никуда от нас не ушла, она всегда была и будет вместе с нами. Почему? Слайд №7 -То, что мы ценим по-настоящему живет в нашей душе и остается с нами на всю жизнь. -Я открываю последнюю страницу нашего урока. Помните, мы говорили о музыке для души. Слайд №8. Послушайте фрагмент из Симфонии № 3 И.Брамса. Слайд № 9 Эту музыку трудно описать словами. В ней нет изобразительности. Зато она полна благородства и пробуждает в душе светлые и возвышенные чувства. (Слушание) -Какое настроение преобладает в музыке Брамса? -Когда человеку становится грустно, что он делает? -Какие чувства вызвала у вас эта музыка? -Какие картины природы вы представили себе при её слушании? | Слушают учителя. Исполняют музыкальное произведение. Работают с презентацией. Отвечают на вопросы учителя. Рассуждают на заданные темы. Слушают музыку, принимают участие в её анализе. | Познавательные: анализ музыкального материала с целью выявления музыкальных особенностей песен, доказательство своего мнения. Коммуникативные: планирование и разрешение конфликтов Личностные: выражение своего отношения к музыкальному материалу, выявление возможности эмоционального воздействия музыки на человека. Познавательные: расширение представлений об окружающем мире, формулирование ответов на вопросы с использованием новых понятий, музыкальных терминов, объяснение смысла новых понятий и терминов. Коммуникативные: составление плана работы, участие в обсуждении. Познавательные: стремление к познанию нового. Регулятивные: умение оценивать муз. произведение с позиции красоты и правды. Предметные: владение музыкальной терминологией. |
Вокально-хоровая деятельность | -Сегодня мы говорили о том, что музыка может передавать наряду с прочими и патриотические чувства человека. Какие это чувства? (чувство гордости за боевые и трудовые достижения родины и её героев, чувство торжества за победу над врагом…). -Предлагаю разучить и исполнить одну из песен, которая рассказывает о боевом подвиге солдата. Рассказывает о том, как он выполнял свой долг невзирая на тяжести и лишения. Это песня композитора Соловьёва-Седого «Шёл солдат» 1) слушание 2) анализ содержания 3)разучивание 4) исполнение | Слушают рассказ учителя. Слушают песню в исполнении детского ансамбля. Анализируют и запоминают текст песни. Разучивают мелодию. Исполняют песню. | Личностные: формирование уважения к культурным и историческим памятникам. Коммуникативные: умение взаимодействовать, сотрудничать при пении. Предметные: развитие слушательских и певческих способностей. |
Закрепление темы урока | Работа по учебнику. -Найдите в учебнике: что сказал Л.Тик о земле без музыки. Почему он так думает? Как вы думаете, как он относился к музыке? Кем был? Рассмотрите иллюстрацию на стр. 9 . Что там изображено? -Посмотрите на стр. 10. Это портрет И.Брамса. Сегодня мы впервые столкнулись с произведением этого композитора, поэтому давайте послушаем небольшое сообщение о нём… Выступление ученика | Отвечают на вопросы учителя. Рассуждают на заданные темы. Слушают сообщение одноклассника о И.Брамсе. | Регулятивные: планирование и коррекция деятельности Познавательные: построение логической цепи рассуждений, построение ответов на заданные вопросы Познавательные: поиск и выделение информации Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Подведение итогов. Рефлексия. | -Давайте вернемся к теме нашего урока. Удалось ли нам ее доказать? Слайд № 10 Закончить наш урок мне хочется словами немецкого поэта: Слайд № 11 «Без музыки земля пустой недостроенный дом, в котором никто не живет». (Л.Тик) Организует анализ: Подумайте, всё ли у нас получилось на уроке? Что запомнилось Вам сегодня? Почему это открытие важно для нас? Как Вы думаете, знания, полученные на уроке пригодятся Вам? Почему? Какой вид деятельности Вам понравился больше на уроке? Что оказалось сложным для Вас? Какие мы сформулировали вопросы по теме данного урока? | Анализируют результаты деятельности на уроке. | Личностные: смыслообразование, адекватная оценка своей работы на уроке Коммуникативные: характеристика собственной деятельности, взаимодействие с другими членами детского коллектива |