СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Музыка и изобразительное искусство"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«" Музыка и изобразительное искусство"»

Презентация к уроку музыки в 5 классе Тема : Что роднит музыку  с изобразительным искусством? Учитель музыки: Айзатулова Рушания Миннизавдятовна МБОУ СШ № 83 г.Ульяновска

Презентация к уроку музыки в 5 классе

Тема : Что роднит музыку

с изобразительным искусством?

Учитель музыки: Айзатулова

Рушания Миннизавдятовна

МБОУ СШ № 83 г.Ульяновска

Цель :  Выявить возможные связи музыки и изобразительного искусства Задачи: Раскрыть особенности понятий « живописная музыка » и « музыкальная живопись » Показать связь музыки и изобразительного искусства. Методы музыкального образования:  информационно - развивающий, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, метод проблемного изложения, практический. Оборудование: Мультимедийная установка (или телевизор и ноутбук), музыкальный инструмент.  Ход урока 1 этап. Организационный момент   Сегодня мы продолжаем постигать секреты музыки, но уже через содружество с другим искусством. Ответ, с каким искусством, вы найдете, прочитав эпиграф к уроку: Всех звуков и цветов соотношенья, А также способы переложенья Любых оттенков цвета в ноты, звуки. О, как хотелось мне азы науки Такой постичь!

Цель : Выявить возможные связи музыки и изобразительного искусства

Задачи:

Раскрыть особенности понятий « живописная музыка » и « музыкальная живопись »

Показать связь музыки и изобразительного искусства.

Методы музыкального образования:

информационно - развивающий, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, метод проблемного изложения, практический.

Оборудование: Мультимедийная установка (или телевизор и ноутбук), музыкальный инструмент.

Ход урока

1 этап. Организационный момент

 

Сегодня мы продолжаем постигать секреты музыки, но уже через содружество с другим искусством. Ответ, с каким искусством, вы найдете, прочитав эпиграф к уроку:

Всех звуков и цветов соотношенья,

А также способы переложенья

Любых оттенков цвета в ноты, звуки.

О, как хотелось мне азы науки

Такой постичь!

С каким же искусством тесно связана музыка? Что помогло вам правильно определить вид искусства? (ответы детей) Совершенно верно. Слова цвет, оттенки цвета употребляются в изобразительном искусстве. Но тема нашего урока звучит с вопросом, на который мы постараемся в конце урока ответить.  С какими искусствами тесно связана музыка? (ответы детей) А сегодня мы рассмотрим, что общего между музыкой и изобразительным искусством. Тема нашего урока звучит с вопросом, на который мы постараемся в конце урока дать ответ. Тема « Что роднит музыку с изобразительным искусством? » Чтобы ответить на этот вопрос, мы будем сравнивать произведения музыкального и изобразительного искусств, постараемся определить, существует ли соотношение звука и цвета, переложение оттенка цвета в звуки.   2этап. Повторение пройденного материала. Для начала мы вспомним, какие средства выразительности мы знаем в музыке и живописи (ответы детей) А теперь давайте их структурируем. 1.Задание с доски Ученикам предлагается распределить выразительные средства музыки и живописи по колонкам.

С каким же искусством тесно связана музыка? Что помогло вам правильно определить вид искусства? (ответы детей)

Совершенно верно. Слова цвет, оттенки цвета употребляются в изобразительном искусстве. Но тема нашего урока звучит с вопросом, на который мы постараемся в конце урока ответить.

С какими искусствами тесно связана музыка? (ответы детей)

А сегодня мы рассмотрим, что общего между музыкой и изобразительным искусством. Тема нашего урока звучит с вопросом, на который мы постараемся в конце урока дать ответ.

Тема « Что роднит музыку с изобразительным искусством? »

Чтобы ответить на этот вопрос, мы будем сравнивать произведения музыкального и изобразительного искусств, постараемся определить, существует ли соотношение звука и цвета, переложение оттенка цвета в звуки.

 

2этап. Повторение пройденного материала.

Для начала мы вспомним, какие средства выразительности мы знаем в музыке и живописи (ответы детей)

А теперь давайте их структурируем.

1.Задание с доски

Ученикам предлагается распределить выразительные средства музыки и живописи по колонкам.

МУЗЫКА ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЖИВОПИСЬ Чередование элементов Мелодическая линия Гамма Ритм Штрихи Палитра Линия Нюансы Цветовая гамма

МУЗЫКА

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

ЖИВОПИСЬ

Чередование элементов

Мелодическая линия

Гамма

Ритм

Штрихи

Палитра

Линия

Нюансы

Цветовая гамма

Что такое контраст? (ответы детей) Какие бывают контрасты в музыке? А в изобразительном искусстве? 2.Задание для доски Учащиеся должны определить контрасты в музыке(мажор- минор, быстро- медленно и т.д.) и в изобразительном искусстве(темное- светлое и т.д.), распределить по колонкам. МУЗЫКА КОНТРАСТЫ ИЗО Большое Минор медленно Маленькое Быстро Регистр Тёмное Мажор Звуковысотность Светлое

Что такое контраст? (ответы детей)

Какие бывают контрасты в музыке? А в изобразительном искусстве?

2.Задание для доски

Учащиеся должны определить контрасты в музыке(мажор- минор, быстро- медленно и т.д.) и в изобразительном искусстве(темное- светлое и т.д.), распределить по колонкам.

МУЗЫКА

КОНТРАСТЫ

ИЗО

Большое

Минор

медленно

Маленькое

Быстро

Регистр

Тёмное

Мажор

Звуковысотность

Светлое

Сегодня мы с вами найдем еще общее между этими видами искусства. Скажите, какое место занимает цифра 7 в музыке и живописи? (ответы учащихся) Существует мнение, что каждой ноте гаммы соответствует цвет радуги. Для нас ребята подготовили стихи, а мы попробуем разгадать, какая нота соответствует определенному цвету радуги. 3.Задание для доски На доске - таблица. Дети, слушая стихотворения, должны определить « цвет » ноты и записать название ноты напротив названия цвета . ЦВЕТА РАДУГИ Жёлтый НАЗВАНИЯ НОТ ЗВУК ( НОТА ) Си Красный Оранжевый Ля Зеленый Соль Голубой Фа Ми Фиолетовый Синий Ре До

Сегодня мы с вами найдем еще общее между этими видами искусства. Скажите, какое место занимает цифра 7 в музыке и живописи? (ответы учащихся)

Существует мнение, что каждой ноте гаммы соответствует цвет радуги. Для нас ребята подготовили стихи, а мы попробуем разгадать, какая нота соответствует определенному цвету радуги.

3.Задание для доски

На доске - таблица. Дети, слушая стихотворения, должны определить « цвет » ноты и записать название ноты напротив названия цвета

.

ЦВЕТА РАДУГИ

Жёлтый

НАЗВАНИЯ НОТ

ЗВУК ( НОТА )

Си

Красный

Оранжевый

Ля

Зеленый

Соль

Голубой

Фа

Ми

Фиолетовый

Синий

Ре

До

1 ученик. Какого цвета нота до?  Ей больше всех идет бордо .  В бордовом платьице она  Всем больше во сто крат слышна. 2 ученик.  У нотки Ре наряд речной,  Он синевато-голубой.  Журчит она как ручеек,  То низок тон, а то высок. 3 ученик.  У ноты ми вуаль полей,  Зеленый цвет сверкает в ней.  Ми как волшебная волна,  Несет всем людям мир она. 4 ученик.  Фа обожает фиолет,  Заката солнечного цвет.  Жаль только, Фа слегка грустна,  Но любит погрустить она.

1 ученик.

Какого цвета нота до? Ей больше всех идет бордо . В бордовом платьице она Всем больше во сто крат слышна.

2 ученик. У нотки Ре наряд речной, Он синевато-голубой. Журчит она как ручеек, То низок тон, а то высок.

3 ученик. У ноты ми вуаль полей, Зеленый цвет сверкает в ней. Ми как волшебная волна, Несет всем людям мир она.

4 ученик. Фа обожает фиолет, Заката солнечного цвет. Жаль только, Фа слегка грустна, Но любит погрустить она.

5 ученик .  Соль, словно солнца яркий луч,  Который светит из-за туч.  В наряде желто-золотом  Приносит нотка радость в дом. 6 ученик .  А нотка ласковая Ля,  Как разноцветная земля.  В ней красочный букет полей,  Нет нотки этой красивей. 7 ученик .  Си – неба синего краса,  В ее наряде небеса,  В ее звучании полет,  В высь нотка эта нас зовет. 8 ученик .  Все нотки – жители страны,  Где звуки с красками дружны.  В стране неповторимой этой  Любого встретит море света.

5 ученик . Соль, словно солнца яркий луч, Который светит из-за туч. В наряде желто-золотом Приносит нотка радость в дом.

6 ученик . А нотка ласковая Ля, Как разноцветная земля. В ней красочный букет полей, Нет нотки этой красивей.

7 ученик . Си – неба синего краса, В ее наряде небеса, В ее звучании полет, В высь нотка эта нас зовет.

8 ученик . Все нотки – жители страны, Где звуки с красками дружны. В стране неповторимой этой Любого встретит море света.

ВЫВОД: существует переложение цвета в звуки. 3этап. Изучение нового материала. Существуют такие музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему музыка становится живописной, словно рисует картину. (Живописная музыка). П.И.Чайковский – Детский альбом « Баба Яга » . М.П.Мусоргский - Картинки с выставки « Прогулка » и « Баба Яга » . Есть такие живописные полотна, в которых усилено музыкальное начало. Такие картины можно назвать звучащими. (Музыкальная живопись ). 4.Знакомство с биографией, стилем, и картинами современного художника Леонида Афремова. Его художественный стиль уникален и прост. Леонид Афремов использует мастихин (mestichino) вместо кисти.

ВЫВОД: существует переложение цвета в звуки.

3этап. Изучение нового материала.

Существуют такие музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему музыка становится живописной, словно рисует картину.

(Живописная музыка).

П.И.Чайковский Детский альбом « Баба Яга » .

М.П.Мусоргский - Картинки с выставки « Прогулка » и « Баба Яга » .

Есть такие живописные полотна, в которых усилено музыкальное начало. Такие картины можно назвать звучащими.

(Музыкальная живопись ).

4.Знакомство с биографией, стилем, и картинами современного художника Леонида Афремова.

Его художественный стиль уникален и прост. Леонид Афремов использует мастихин (mestichino) вместо кисти.

 Мастихины, используемые при письме масляными красками

Мастихины, используемые при письме масляными красками

Мастихи́н  (от  итал .   mestichino ) — специальный инструмент, использующийся в масляной живописи для смешивания красок, очистки  палитры  или нанесения густой краски на холст. Иногда мастихин употребляется вместо кисти для создания живописного произведения, нанесения краски ровным слоем или рельефными мазками. Мастихины, как правило, изготавливаются из стали или пластика и могут иметь самую разнообразную форму и размер.

Краткая биография художника

Леонид Афремов родился в городе Витебске (Белоруссия) в 1955 году. В 1978г. Леонид Афремов окончил Витебскую школу искусств, основанную Шагалом в 1921. Наряду с Малевичем и Кандинским, Леонид Афремов является одним из элитных членов знаменитой Витебской художественной школы. Талант Л. Афремова достиг реальных высот только тогда, когда он в 1990г. переехал в Израиль. Южным солнцем, яркими цветами заполнены картины Леонида Афремова, живопись его позитивна и радостна. И сам художник является оптимистом, что и отображено в его творчестве. Его картины делают зрителей светлее, позитивнее. Необычна и его методика рисования, которую он оттачивал и совершенствовал десятилетия. Его художественный стиль уникален и прост. Леонид Афремов использует мастихин (mestichino) вместо кисти. Такое бывает крайне редко, когда художник пользуется мастехином для написания картин, а тем более как единственным инструментом для живописи. Художник любит путешествовать. Путешествия заполняют его душу энергией для создания картин. Сегодня он живет за океаном, в штате Флорида, Америка .

 Картины Леонида Афремова :

Картины Леонида Афремова :

Просмотр видеофильма. ( Автор видео Валентина Цыкунова – сентябрь 2016г.) ( Картины художника Леонида Афремова. Музыка и живопись.) Так в чем же все же сходство музыкального и художественного образа? (ответы учащихся с постепенным появлением терминов на доске.) Гармония, трепетность, радость, нежность, любовь, возвышенность, сосредоточенность, безмятежность, взволнованность, торжественность, умиротворение. Вывод: Музыка и изобразительное искусство очень связаны друг с другом. Музыка может вызывать в воображении слушателей какие-либо зрительные образы, даже определённые картины.  Всматриваясь в картины , мы можем внутренним слухом услышать ту или иную музыку.

Просмотр видеофильма.

( Автор видео Валентина Цыкунова сентябрь 2016г.)

( Картины художника Леонида Афремова. Музыка и живопись.)

Так в чем же все же сходство музыкального и художественного образа? (ответы учащихся с постепенным появлением терминов на доске.)

Гармония, трепетность, радость, нежность, любовь, возвышенность, сосредоточенность, безмятежность, взволнованность, торжественность, умиротворение.

Вывод:

Музыка и изобразительное искусство очень связаны друг с другом.

Музыка может вызывать в воображении слушателей какие-либо зрительные образы, даже определённые картины.

Всматриваясь в картины , мы можем внутренним слухом услышать ту или иную музыку.

 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!