СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моя семья. Мой класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Моя семья. Мой класс»

Конспект внеклассного мероприятия

«Моя семья. Мой класс»

Разработка внеклассного мероприятия предназначена для учащихся начальных классов. Целью проведения является способствование гражданско-патриотическому, духовно-нравственному развитию ребёнка, развитию его внутренних ресурсов, привитие ценностных ориентиров семейного воспитания в духе любви, уважения, прощения, взаимопомощи, формированию представления о классе как о большой семье и уважительного отношения к своим одноклассникам.

Содержание мероприятия является актуальной наглядной основой, на которой базируется дальнейшее развитие самосознания младшего школьника. На внеклассном мероприятии раскрывается широкое значение понятия «семья» (не только в узком смысле, но и в широком: семья – классный коллектив, государство).

В процессе реализации мероприятия решаются обучающие, развивающие и воспитательные задачи, интегрируются урочная и внеурочная формы работы.

Разработка классного часа обобщает материал нескольких предметных дисциплин: «Человек и мир», литературного чтения, этики. Разработка состоит из ряда этапов, каждый последующий этап исходит из предыдущего и нацелен на определенный результат.

Надеюсь, что данная разработка позволит педагогам использовать данный материал в своей работе для формирования у учащихся правильного отношения к семье, её членам, их взаимоотношениям, для оценки роли семьи в нашей жизни.

Мероприятие будет полезно воспитателям, классным руководителям при проведении классных часов, внеклассных мероприятий.

Информационная карта воспитательного мероприятия

Название мероприятия: Моя семья. Мой класс

Целевая аудитория: обучающиеся 5 класса с тяжёлыми нарушениями речи

Цель мероприятия: создание условий для раскрытия широкого значения понятия «семья» (семья- классный коллектив, государство) и атмосферы сотрудничества, взаимовыручки.

Задачи: –  углубить знания учащихся по теме «Семья»;

- закрепить имеющиеся представления о родственных отношениях;

– воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения;

- формировать понимание ценности семьи, ее традиций;

– формировать представление о классе как о большой семье;

- воспитывать уважительное отношение к своим одноклассникам;

– способствовать сплочению и развитию классного коллектива через совместную деятельность.

Формируемые компетенции

Личностные: понимать значение семьи в жизни человека; формировать нравственную культуру; развивать уважение к членам семьи; воспитывать чувство ответственности перед близкими людьми; формировать нравственно ориентированные взаимоотношения школьников, в основе которых лежит уважение и доброжелательность к каждому члену коллектива.

Метапредметные:

регулятивные

  • определять цель деятельности;

  • принимать и сохранять задачу занятия;

  • планировать свои действия.

коммуникативные

  • слушать и понимать других;

  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

  • развивать логическое мышление, внимание, речь, познавательные способности детей;

  • оформлять свои мысли в устной форме.

познавательные

  • делать выводы на основе анализа высказываний;

  • способствовать развитию ассоциативного мышления, умений устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логические цепочки, делать выводы;

  • совершенствовать умение работать с текстовой информацией;

  • осуществлять синтез, анализ и обобщение информации.

Предметные: знать и характеризовать ценности семьи; приводить в качестве примера и объяснять нравственные качества членов семьи; уметь раскрывать широкое значение понятия «семья»; умело использовать знания полученные на уроках «Человек и мир», «Литературное чтение» и «Русский язык».

Межпредметные связи: «Человек и мир», литературное чтение, русский язык

Оборудование: презентация, интерактивная доска, раздаточный материал, картинки, кирпичики с разными надписями, ромашки, толковые словари, конституция, листочки, листы альбомные на двоих, фломастеры.

Формы и виды деятельности: устное высказывание на тему, самостоятельная работа, работа в группах, участие в диалоге.

Стратегия: «Ассоциация», «Мозговой штурм».


Эпиграф : Самый лучший день - сегодня.
Самый лучший отдых – работа.
Самая большая потребность - общение.
Самое большое богатство - здоровье.
Самый большой дар - любовь.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

  1. Организационный момент

Воспитатель: Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Сегодня у нас с вами необычное мероприятие. И перед тем как сесть мы прочтём эпиграф к нашему занятию. Я буду читать текст, а вы хором только те слова, что выделены жирным шрифтом.

Самый лучший день - сегодня.
Самый лучший отдых – работа.
Самая большая потребность - общение.
Самое большое богатство - здоровье.
Самый большой дар - любовь.

Пусть этот день несет нам радость общения,

И наполнит наши сердца благородными чувствами


– Ребята, представьте, что всех нас пригласили в телестудию на передачу «Поговорим о главном». Вы согласны быть участниками передачи?

– А я буду кем? (Ведущей)

– А наши гости будут телезрителями. И так, участники передачи готовы? Сядьте поудобнее, выпрямите свои спинки, чтобы вы были красивыми. Начинаем!

2. Вводная часть

– Добрый день, уважаемые телезрители! Сегодня в нашей студии учащиеся с 5-а класса. Они пришли на нашу передачу, чтобы поговорить… О чём? Вы узнаете, прослушав рассказ

Воспитатель читает рассказ: Давным-давно так много звезд на небе, как теперь, не было. В ясную ночь можно было видеть только одну звездочку, свет которой был то ярким, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у Звездочки: «Звездочка, почему твой свет такой разный: то яркий, то тусклый и незаметный»?
Звездочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звездочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой!
«А в какие ночи твой свет становится ярким?» - спросила Луна. «Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу странников, которые куда-то спешат. Мне всегда было интересно узнать, куда они так торопятся? «Ты узнала тайну спешащих странников»? - спросила Луна.
«Да, - ответила Звездочка. - Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в дороге». И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперед, потому что знал: дома меня ждет тепло и уют, забота и сердечность моей семьи - жены, детей, внуков».
Звездочка замолчала, а затем ответила: «Вот с той самом поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью».
Луна посмотрела на Звездочку и спросила: «Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь свою семью»? «А разве это возможно»? - с надеждой спросила Звездочка. Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом своего золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звезд, которые мигали своим неповторимым светом маленькой звездочке, как будто говорили. «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь одна Семья»!

Я думаю, что вы по сюжету рассказа догадались, о чем мы будем говорить? (ответы детей)

Тему вы также узнаете, разгадав этот ребус «7 Я»:

3. Сообщение темы и беседа:

- Правильно сегодня мы поговорим о семье, о ее значении в жизни каждого

человека, о семье в широком смысле этого слова. Но наша телепередача должно нести для телезрителей ту информацию, которая будет развивать и воспитывать личностные качества. Давайте подумаем какие:

-Какие качества мы можем в себе воспитать, разговаривая о семье, о нашем классе? (ответы детей)

-Чему мы можем научиться в ходе нашего общения? Чему научатся те ребята, которые посмотрят нашу передачу? (ответы детей)

4. Работа по теме мероприятия:

4.1. Работа со словарём

- Ребята, так что же такое СЕМЬЯ? (ответы учеников) Пока мы все отвечаем, Андрей найдет в толковом словаре значение слова «семья» и прочтёт нам.

(Ученик читает значение). А теперь прочтём на слайде, какое значение имеет слово СЕМЬЯ в словаре Д.Н.Ушакова : Семья- это группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

- Вы – ребята 21 века, вы согласны со значением, которое предлагает Д.Н.Ушаков?

-Почему не все согласны?

-Скажите, а ваши родители живут вместе с вашими бабушками и дедушками, тётями и дядями?

- А почему они живут не вместе?

Правильно: меняется время, меняются нравы. Но между членами каждой счастливой семьи остаются на протяжении многих лет такие качества, как уважение…Какие ещё качества вы назовёте? (ответы детей)

4.2. Построение куста родственных к слову «род»

Воспитатель:

- Ребята, а всегда ли семья-это только 7 человек? (Нет, еще есть дяди и тети, двоюродные братья и сестры, прабабушки и прадедушки )

- Как мы можем назвать всех этих людей? (Родственники)

- Ребята, а какие понятия родственников вы знаете? (бывают близкие и дальние родственники).

- Давайте назовём близких родственников (мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка).

- А кто же относится к дальним родственникам? (дяди, тёти, двоюродные братья и сёстры, прабабушки, прадедушки).

-А все вместе родственники образуют родню, или, по–другому, род.

Род – все родственники, которые имеют общего предка.

-Попробуйте подобрать однокоренные слова к слову «род»

(Родители, родня, родичи, родственник, родина, народ, родник, рождать, недород, родовой, родимый).



-Вот какие слова получились… Теперь задание:

-записать существительные, которые непосредственно относятся к семье (родители, родня, родичи, родственник)

-назвать слово, которое связано с водой (родник)

- назвать слово, которое связано с место, где ты живешь, где ты родился

- а теперь подумайте, какие события могут быть связаны такими словами: Родина, прабабушка, 1941? (Великая Отечественная война)

-А все люди нашей страны могут быть семьёй? А у них есть одно имя (белорусы) А люди планеты Земля? (ответы детей). - А что помогает людям одной семьи пережить горе и несчастье? (поддержка родных и близких). Этот год в Беларуси объявлен годом мира и созидания. Приведите пример противоположного слова словам «мир и созидание» - война и разрушение. Да связь поколений сильна благодаря любви и уважению. В каждой семье есть потомки, предки и мы.

Задание «Лента времени». Расставить слова по порядку: прошлое-настоящее-будущее (Расставьте на ленте времени слова МЫ, ПРЕДКИ, ПОТОМКИ).

5. Традиции семьи

Каждая семья создаёт свои традиции, и они передаются из поколения в поколение. Молодая семья строится не на пустом месте, она имеет за плечами опыт родительских семей, семей своих близких. В одних семьях традицией является встреча Нового года, Рождества, Пасха. В этот день соберётся вся семья, приготовят любимые кушанья. Другие семьи своей семейной традицией считают посещение мемориала погибшим в годы ВОв, посещение на Пасху церкви и кладбища. В- третьих семьях имеется какая-то фамильная драгоценность, которую передают от одного члена семьи к другому, н-р, кольцо.

Культура семьи передается по наследству от поколения к поколению. Мы помним имена своих бабушек и дедушек, мы знаем, чем занимались наши прабабушки и прадедушки. Это наша гордость. Учитывая опыт старших, фундамент нашего дома мы начинаем закладывать с кирпичика "Традиции".

5.1. Игра «Расставь семейные праздники по очереди»

Новый год

День Независимости
Пасха

Масленица
Рождество
Купалье

6.Физминутка

Руки над головой, пальцы соединены:- это крыша идеального дома.
– Руки скрещены на груди – много тепла в доме, глаза вверх – мир дому. Глаза вправо – добро дому. Глаза влево – любовь дому. Глаза прямо – свет дому.


А сейчас мы проведем очень коротенькую игру. Встаньте рядом с партой на одну ногу, руки вытяните вперед. А теперь встаньте парами, лицом друг к другу. Снова встаньте на одну ногу, но в парах возьмитесь за руки.

7. Мозговой штурм:

7.1 Проблемная ситуация

- Когда было легче удержаться на одной ноге?

- Почему в паре легче, как думаете?

- Что вам помогло?

Воспитатель: - теперь, ребята, я бы хотела, чтобы мы смогли нашим телезрителям смогли показать, что в школе тоже может быть своя классная семья. Прежде чем мы начнем нашу беседу, нам хотелось бы, чтобы вы выполнили одно небольшое задание.

***Напишите на листочках свое имя. Раскрасьте его в любимый цвет. Какого цвета ваше имя?

- Скажите, вас кто-нибудь принуждал к выбору цвета?

Ответы……..

7.2. Тренинг «Мы семья»

Воспитатель: - Ещё мы проведем один тренинг. Вы должны ПРИГЛАСИТЬ КОГО- НИБУДЬ встать, назвав примету, которая вас связывает, является общей для вас, и попросить пригласить еще одного, следующего. Оказывается, у нас у всех есть что- то общее!

МЫ СЕМЬЯ!?

- Ребята как вы думаете, можно нашу группу назвать семьёй? (ученики: высказывают свои мнения).

- Верно, наш класс можно назвать семьёй. Конечно, мы не родственники, но видимся каждый день в школе и во дворе, вместе узнаём что-то новое, радуемся вместе победам и огорчаемся из-за неудач, у нас есть общее имя. Мы ученики 5 А класса. Мы АКИ.

-Что общего у классного коллектива и семьи? (В семье дружат и в классе дружат… Все друг о друге заботятся… Любят и скучают… Помогают…)

-А какой класс называют дружным? (Когда все одноклассники дружат между собой).

- А наш класс можно назвать дружным? Попробуем разобраться с этим вопросом с помощью примеров правил дружного класса.

Правила классной семьи

Выберите из предложенных вариантов те правила, которые вы бы взяли в свою семью. Мы будем:

  • Называть друг друга по именам.

  • Защищать наших друзей, если их обижают.

  • Помогать им в беде.

  • Помогать им в учебе.

7.3.Тренинговое упражнение «Домик»

—   Возьмите один карандаш на двоих и попробуйте нарисовать домик. (Дети рисуют).

—   А теперь подумайте, кто из вас был главным, кто руководил в паре?

—   Второй человек в вашей паре скорее всего соглашался, уступал, и именно поэтому рисунок получился. Только в дружбе и во взаимопонимании получатся любые дела.

8. Построение «Дома счастья»

Воспитатель. Семья – любовь и забота, труд и радость, несчастье и печаль, привычки и традиции.

Ученик: Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слезы и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

-Ребята, а вы согласны с тем, что в семье может быть и горе, и радость, и печаль и счастье?

Воспитатель:

- Я предлагаю построить Дом Счастья. 1 ряд четыре существительные (забота, любовь, терпение, понимание), 2 ряд три глагола (защитит, поможет, согреет), 3 ряд два прилагательные (надёжный, любящий), 4 ряд одно местоимение (мы)

Воспитатель: Счастливая семья, прежде всего та, которая не ищет виновных на стороне!!!

Крепка бывает та семья. Где нет места букве Я, где правит только слово МЫ, где есть совместные мечты.

  9. Упражнение «Ассоциация»

-И заканчивая нашу телепередачу, очень хочется узнать ваше мнение «Что такое семья», ведь через небольшой промежуток времени вы тоже станете папами и мамами, и будете зажигать свет в своих окнах. У каждого свое представление о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас?

    • Если семья — это здание, то какое…

    • Если семья — это цвет, то какой…

    • Если семья — это музыка, то какая …

    • Если семья — это геометрическая фигура, то какая…

    • Если семья — это настроение, то какое….

  • Если семья – это птица, то какая…

  • Если семья – это книга, то какая…

  • Если семья –это дерево, то какое…

  • Если семья –это планета, то какая…

  • Если семья –это страна, то какая…

  • Если семья – это цветок, то какой…


9. Подведение итогов занятия

Символом семьи у семьи является ромашка.

Давайте напишем на ней одно слово-пожелание для своей семьи, и пускай оно сбудется. Прикрепите свои ромашки к доске в виде птицы, и пусть летят ваши желание в небо и сбываются.

10. Рефлексия

Видите как здорово, когда есть семья.

  - Мне только остаётся закончить нашу передачу «Поговорим о главном» и пожелать нашей семье « Мир нашему дому», неважно классная это семья или домашняя.

  - Давайте это пожелаем гостям.  

В конце опять вернемся к эпиграфу, выберем строчку, которая расскажет о вашем настроении на мероприятии и о мероприятии.

 Самый лучший день - сегодня.
Самый лучший отдых – работа.
Самая большая потребность - общение.
Самое большое богатство - здоровье.
Самый большой дар - любовь.

- Что вы сможете рассказать о нашем мероприятии родителям?

-Узнаем у гостей, комфортно ли сегодня им было в нашей семье?


Подготовила воспитатель 5 «А »класса

Адамович Татьяна Ярославовна




Приложение


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!