Беседа «Мой класс — моя семья»
Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о семье, их проекция на взаимоотношения в классном коллективе.
Задачи:
- обобщить и систематизировать полученные знания;
- формировать умения видеть большое через малое;
-воспитывать коммуникативность, доброжелательные взаимоотношения, любовь и уважение к своей семье, своим друзьям;
- развивать речевые навыки, логическое мышление, кругозор.
Оборудование: бумага для рисования, цветные карандаши.
Ход беседы:
1. Организационный момент
– Ребята, сегодня у нас необычное занятие.
Сядьте поудобнее, выпрямите свои спинки, чтобы вы были красивыми. Начали!
2. Вводная часть
– Добрый день, уважаемые ребята! Сегодня в нашем классе уч-ся 5 класса специальной школы-интерната. Вы пришли в класс, чтобы поговорить… О чём? Вы узнаете, когда расшифруете схему – 7 + я (семья).
Правильно, на нашей беседе мы будем говорить о самых близких людях, о семье, о дружбе. Так что же такое семья?
Семья – это очень близкие друг другу люди. Они вместе живут и вместе ведут хозяйство. Они помогают друг другу и в трудную минуту, и в обычных делах.
А что значит семья для вас?
— Скажите, что такое семья?
Семья – это много понятий разных.
Семья – это будни.
Семья – это праздник.
Семья – это радость твоя и моя.
Семья – это ты!
Семья – это я!
– А теперь послушайте небольшое стихотворение о семье, которое прочтет Маша.
Семья моя поистине высокое творенье.
Она заслон надёжный, и причал.
Она даёт признанье и рожденье
И для меня основа всех начал.
— Значит семья – это основа всех начал. А кто сможет мне объяснить смысл пословицы «Вся семья вместе – так и душа на месте».
(Если все члены семьи дома, то близкие спокойны друг за друга, все рады, что можно побыть вместе, пообщаться, рассказать о своих делах.)
3. Основная часть
— В каждой семье есть люди, имена которых много значат для нее. Их жизнь служит примером для младших поколений. Письма, фотографии, вещи, принадлежавшие им, сохраняются как семейные реликвии. Что вы знаете о членах вашей семьи? Все ли вы о них знаете?
Сейчас мы это проверим.
Кто может назвать полностью имя, отчество своей мамы или папы? Дату рождения? Место работы?
– А кто еще есть в твоей семье? Чем они занимаются?
А сейчас я вам расскажу одну фантастическую историю: Агент 005 получил задание разыскать человека с необычными задатками. Досье было у него в руках. Он открыл папку и прочитал:
пробегает по дому 4 километра в день;
готовит по 12 часов в неделю и моет 96 килограмм посуды;
обладает отличными способностями следственной и розыскной работы.
Агент 005 закрыл папку и вздохнул: “Это невозможно! Никто не может столько уметь!”.
И все-таки после долгих поисков агент нашел такого человека.
Как вы думаете, кто это? (мама)
Не просто мама. Супермама! У каждого из вас такая же мама.
– Сейчас я жду ваших рассказов о мамах….
– На какой цветок похожа твоя мама?
– Что она любит делать?
– Что ее больше всего радует?
– Что ее больше всего расстраивает?
– Чему она тебя научила?
Как хорошо вы говорили о мамах! Мама… Закройте глаза и прислушайтесь. И вы услышите мамин голос. Он живет в вас самих, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки.
– Давайте все вместе произнесём слово “мама”, с улыбкой шепните его, скажите звонко.
– А теперь я предлагаю сказать красивые слова своей маме.
Какая она? (милая, нежная, ласковая, красивая, добрая……)
Объясни смысл пословиц:
При солнышке – тепло, при матери – добро.
Сейчас прозвучат стихи – загадка. Отгадайте, кому они посвящены.
У кого, спрошу вас я,
Цвет волос, как у меня
И задам другой вопрос:
На кого похож мой нос?
И ответьте без подсказки,
У кого такие глазки?
Самый сильный, самый смелый.
За меня стоит горой:
Вы конечно, догадались!
Это – (кто?) папа! Мой герой!
Вы правильно назвали этого героя. Значит, любите и уважаете его.
Расскажите о ваших папах.
Как зовут папу?
Где и кем работает?
Есть ли у него обязанности по дому?
Чем любит заниматься в свободное время?
Любите ли вы проводить свой досуг с папой?
Чем занимаетесь вместе?
– Вот мы и познакомились с вашими семьями. Любите ли вы бывать дома? Почему каждому человеку так дорог дом? (здесь мы выросли, здесь наши родные, которые нас любят, здесь тепло и уютно).
— У древних римлян существовали боги – хранители дома. Им молились и приносили жертвы. Каждая семья имела двух покровителей, изображения которых помещались на самом видном месте – возле очага. А название этих богов с тех пор является синонимом родного дома.
Римских богов – хранителей дома, называли ПЕНАТЫ. Вы когда-нибудь слышали такое слово?
Когда человек после долгого отсутствия возвращается домой, он говорит:
– Вот я и вернулся в родные пенаты, значит он вернулся в свой родной дом.
– Прислушайтесь к себе, к своему сердцу. Вспомните свой дом. Ведь семья – это ваш дом.
4. Физкультминутка
– Руки над головой, пальцы соединены:- это крыша идеального дома.
– Руки скрещены на груди – много тепла в доме, глаза вверх – мир дому.
Глаза вправо – добро дому.
Глаза влево – любовь дому.
Глаза прямо – свет дому.
5. Продолжение основной части
Но чтобы дом был именно таким, надо много трудиться. У каждого члена семьи есть свои обязанности по дому. От них зависит порядок. В каких домашних делах участвуешь ты?
Итак, папа, мама, вы, ваши братья и сестры – семья. Считаете ли вашу семью дружной, хорошей. А от кого это зависит? Ведь это от всех зависит и от вас тоже.
А какие традиции есть в нашем классе?
(Отмечать День именинника, радушно встречать гостей, петь песни, участвовать в праздниках, в спортивных соревнованиях).
—А как вы считаете, наш класс можно назвать семьей? Что общего у классного коллектива и семьи? (В семье дружат и в классе дружат… Все друг о друге заботятся… Любят и скучают… Помогают…)
-А какой класс называют дружным? (Когда все одноклассники дружат между собой).
— Ребята, а теперь мы проведем с вами анкетирование. У детей листок и ручка.
1.Напишите того человечка, с которым все хотят дружить, которого все выбирают?
2.Напишите, с которым никто не хочет дружить и которого никто не выбирает?
3.А теперь напишите человека за качества, которые не любят его, отгадав стихотворения-загадки:
Этому мальчишке доверять нельзя никак
Что ни скажет язычишко — все неправда, все не так. (Врун)
Он привык всегда везде думать только о себе. (Эгоист)
Все расскажет про ребят: кто дерется, кто кричит.
Только про себя не скажет, а в сторонке промолчит. (Ябеда)
Ах, как часто нужно нам с кем-то поделиться!
Кто привык везде скупиться
Кто твердит всегда: «Не дам!». (Жадина)
Я красавец, я силач,
Я умелец, я лихач,
Я отличник, я всезнайка,
А зовут меня — … (Зазнайка).
— Давайте перечислим качества, за которые человек остался один.
(Человек всегда лгал, любил только себя, ябедничал, жадничал и зазнавался).
— А он может исправиться и стать лучше? Давайте подскажем ему как это сделать.
Тренинговое упражнение «Домик»
— Возьмите один карандаш на двоих и попробуйте нарисовать домик.
(Дети рисуют).
— А теперь подумайте, кто из вас был главным, кто руководил в паре?
— Второй человек в вашей паре скорее всего соглашался, уступал, и именно поэтому рисунок получился. Только в дружбе и во взаимопонимании получатся любые дела.
Дом — это тоже символ семьи, это наш кров, домашний очаг. В семье будет хорошо и тепло, если близкие будут уступать друг другу, слушаться и уважать своих родных.
Итог урока:
— Вот и подошла к концу наша беседа. Сегодня мы вспоминали то, что изучили о нашем крае, о семье, о традициях. Мы поняли, что наш класс — это тоже семья, которую надо любить и беречь.
— Кто скажет, с какими традициями мы с вами познакомились?
— Почему наш класс тоже можно считать семьей?
— В какую игру вам понравилось сегодня играть?
— Молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня работали.
Дружной семью можно назвать не только тогда, когда члены ее живут мирно, без ссор, но и тогда, и это главное, когда здесь хранят традиции и дорожат ими. Кто же вас с этими традициями знакомит? (дедушка, бабушка) Какие традиции у вас дома?
– Для этого всем нам нужно узнать традиции своего народа, любить родной язык, беречь свою землю, родной край. Ведь мы – частичка своей Родины. Каждый человек должен знать историю своей семьи, родословную. Это и есть частица истории Родины.
6. Итог урока
– Давайте, вспомним о чём же мы с вами говорили?
– Что мы с вами рисовали?
– Нашу беседу мы начали со слов о семье, и закончить тоже хочется такими же словами.
Была, и есть, и будет главной составляющей семья.
Своих родителей и предков я не забываю.
Поклон земной им от души я низкий посылаю.
– Семья – это надёжная крепость для каждого из нас, где всегда можно найти понимание, заботу, любовь. Преклоняйтесь всегда перед великим терпением и мужеством, перед бесконечной щедростью сердец своих родителей. Я хочу пожелать вам, чтобы вы помнили свои семейные традиции, свои корни не только в год семьи, но и всегда, и передавали из поколения в поколение.
– Наша беседа подошла к концу. Я благодарю всех ребят за участие в беседе “Мой класс - моя семья”. До свидания.