СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модульная программа по физике дополнительного образования 8 класс.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа нацеленна на расширение кругозора учащихся по физике. Поможет педагогам дополнительного образования. 

Просмотр содержимого документа
«Модульная программа по физике дополнительного образования 8 класс.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сургутский естественно-научный лицей




СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по ВВВР Директор МБОУ Сургутский

_______________Е.А. Разгарина естественно-научный лицей

____________Н.Д. Ячибаева

Приказ №________

от «____»_______20___г





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

«Физика в природе»

на 2017 – 2018 учебный год







Педагог дополнительного образования

Логачева Наталья Петровна















Рассмотрено на заседании ЦДОД

Протокол от _________ № _____

руководитель ЦДОД

____________________Н.А. Артемьева











АННОТАЦИЯ





Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Гуманитарное значение физики как составной части основного общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.




ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ


МБОУ Сургутский ествественно-научный лицей


Название программы


Физика в природе

Направленность программы

Естественно-научная

Ф.И.О. педагога, реализующего дополнительную общеобразовательную программу

Логачева Наталья Петровна

Год разработки


2017

Где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа

Методическим советом МБОУ Сургутского естественно-научного лицея,

протокол № от 20.08.2017

Уровень программы

базовый

Информация о наличии рецензии

нет

Цель


Сформировать знания, умения и навыки самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности, развить индивидуальный и творческий потенциал ученика

Задачи


- Развитие навыков работы с лабораторным оборудованием, физическими объектами.

- Развитие творческих способностей обучающихся.

- Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.

- Воспитывать интерес к астрономическому миру

Планируемые результаты освоения программы

- Развитие творческих способностей обучающихся.

- Внедрение исследовательской деятельности и новых технологий в процесс обучения.

- повышение уровня астрономической грамотности

- Участие в фестивалях, конкурсах, конференциях, акциях

Срок реализации программы


1 год

Количество часов в неделю / год


3 часа в неделю/114часов в год

38 недель

Возраст обучающихся


12-16 лет

Образовательные форматы


Учебно – исследовательские и лабораторные работы, индивидуальная работа с различными источниками, экскурсии, конференции

Методическое обеспечение


Методическое обеспечение программы:

  1. Учебно-методические пособия

  2. Материал из опыта педагога:

- методический и инструктивный материал к проектным исследовательским видам деятельности;

- дидактический материал;

- методические разработки (конспекты занятий, компьютерные презентации, памятки и т.д.).

3) Методическое психолого-педагогическое сопровождение личности обучающегося (тесты, анкеты, опросник).

4) Материалы здоровьесберегающего комплекса:

  • комплексы упражнений для глаз;

  • упражнений для снятия общего утомления;

  • упражнения для улучшения мозгового кровообращения;

  • упражнения для снятия напряжения с плечевого пояса и рук;

  • дыхательная гимнастика.


Техническая платформа

Для выполнения программы необходимы следующие условия:

Материально-технические.

1. Кабинет для проведения групповых и индивидуальных занятий.

2. Шкафы и полки; выставочные витрины для расположения учебной и научной литературы, наглядных пособий, демонстрационного материала, творческих работ учащихся.

3. Компьютер, проектор, лабораторная посуда, микропрепараты, лабораторное оборудование для проведение экспериментов

4. Электронная лаборатория.

5. Интерективное учебное пособие «Наглядная физика», «Астрономия»

Внешние условия.

Контакты с научными организациями: Сургутский университет

Кадровые условия. Педагог дополнительного образования.




Пояснительная записка

о реализации учебно-тематического плана

на 2017/2018 учебный год


  1. АКТУАЛЬНОСТЬ

Знания учащихся по физике часто не применяются ими в практической деятельности, носят абстрактный характер. Основной целью данного курса является максимальное сближение теоретических знаний по физике и практической деятельности людей.
Новизна программы отражается в содержании, методах, формах, приемах обучения. В программе представлены практические, лабораторные и компьютерные работы, демонстрации и презентации.




2. Цели и задачи программы



Цель программы: Сформировать у учащихся умение применять теоретические знания и практические умения по физике в повседневной жизни; видеть в окружающем мире физические явления, объяснять их.


Задачи:

Образовательные: освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира; знакомство с основами фундаментальных физических теорий: классической механики, молекулярно-кинетической теории, термодинамики, классической электродинамики, специальной теории относительности, элементов квантовой теории; применение знаний для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки достоверности информации физического содержания, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике.

Развивающие: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ; самостоятельности в приобретении новых знаний с использованием информационных технологий.

Воспитательные: воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как элементу общечеловеческой культуры; уверенности в необходимости обосновывать позицию, уважительно относиться к мнению оппонента, сотрудничать в процессе совместного выполнения задач; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений.


3. Планируемые результаты освоения программы В результате освоения программы обучающиеся: Образовательные:

приобретут: - основные фактические данные о Солнечной системе (её состав, число планет, порядок их расположения по расстоянию от Солнца); величины (самые короткий и самый продолжительный периоды обращения планет вокруг Солнца, диаметр самой крупной из планет - Юпитера в сравнении с Землей); формулировки и границы применимости законов Кеплера, их связь с законов всемирного тяготения; понятия: основные конфигурации планет, синодический период, его связь со звёздным периодом обращения планеты и Земли; основные фактические данные о природе планет и других тел Солнечной системы; величины, характеризующие Луну и её движение; основные сведения об эволюции комет, их связи с метеорами и причины метеорных явлений в атмосфере; основные физические характеристики Солнца (масса, размер, температура); схему строения Солнца и физические процесса; происходящие в его недрах и атмосфере; основные проявления солнечной активности, их причины, периодичность и влияние на Землю; основные характеристики звёзд в сравнении с Солнцем; пульсирующие и взрывающиеся звёзды; основные физические параметры, химический состав и распределение межзвёздного вещества в Галактике; структуру и состав нашей и других Галактик; основные типы Галактик, различия между ними.

Предметные:

научатся: объяснять внутреннее строение твёрдых, жидких и газообразных тел, строение молекул, атомов и атомных ядер; выращивать кристалл медного купороса или поваренной соли;
приводить примеры различных видов теплопередачи; объяснять принцип действия паровой машины и двигателя внутреннего сгорания; объяснять, как возникает звук, как устроены музыкальные инструменты; объяснять принципы записи и воспроизведения звука;
наэлектризовывать различные тела и демонстрировать взаимодействие электрических зарядов;
защищаться от молнии в полевых условиях; овладеют: научно-популярной литературой для подготовки докладов и рефератов; знаниями, полученные по физике; собирать простейшие электрические цепи, устранять неисправности в вилке, выключателе и патроне настольной лампы, соблюдая при этом правила техники безопасности; пользоваться оптическими приборами.

Компетентностные:

Джоан Кэтлин Ролинг «Гарри Поттер и узник Азкабана».

(Сцена волшебства над вредной тетушкой,

которое совершил Гарри Поттер)

«…Ее продолжало раздувать. Полное красное лицо ее опухло, глазки полезли из орбит, а рот растянулся до ушей… Скоро тетушка превратилась в громадный воздушный шар. Ее оторвало от стула, и она поплыла к потолку. Она была совсем круглая, как надувная игрушка».

Задача: Во сколько раз должен увеличиться объем тетушки, чтобы наблюдалось такое удивительное явление?


4. Формы оценКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

  1. Объяснительно-иллюстративные методы       

(рассказ, беседа, объяснение, доклад, показ, инструктаж)

  1. Репродуктивные методы     

(лекция, пример, демонстрация, алгоритмическое предписание, упражнение)

  1. Проблемные методы  

(беседа, проблемная ситуация, игра, обобщение)

  1. Частично-поисковые методы        

(диспут, наблюдение, самостоятельная работа, лабораторная работа)

  1. Исследовательские методы  

(исследовательское моделирование, сбор новых фактов, задание, проектирование)

5. Образовательные форматы

1.

Форсайт-лаборатория

Форсайт-лаборатория – это образовательное пространство, созданное для обучения школьников долгосрочному прогнозированию и построению согласованного, взвешенного и ответственного образа будущего и ускорение совместных действий по его достижению. По результатам индивидуальных и коллективных работ создаются дорожные карты, которые позволяют решить поставленные в определенные сроки вопросы.

Методология Форсайт включает в себя десятки традиционных и достаточно новых экспертных методов. Основой форсайт является ромб, в вершинах которого располагаются ключевые факторы, обеспечивающие успех работы: креативность, экспертиза, взаимодействие и доказательность.  Обычно в каждом из форсайт-проектов применяется комбинация различных методов, в числе которых экспертные панели, Дельфи (опросы экспертов в два этапа), SWOT-анализ, мозговой штурм, построение сценариев, технологические дорожные карты, деревья релевантности, анализ взаимного влияния и др.

2.

Образовательный коворкинг

Коворкинг – это специальное пространство, созданное для тех, кто не хочет работать ни в школе, ни дома. Как правило, коворкингом называется большое пространство, где есть всё для работы за компьютером – столы, стулья, интернет, сами компьютеры, принтеры и другая офисная техника, позволяющая достичь поставленной цели.

3.

Аудиокнига

Прослушивание учебного курса в машине, общественном транспорте, дома или на работе. Отлично подходит для создания Welcome -тренинга, а так же переноса на этот носитель институциональных стандартов (позиционирование, миссия, преимущества).

4.

Видео-уроки

Запить урока на видео, а также его фрагментов с демонстрацией предмета обучения. Школьники могут просматривать материал в удобное для них время.

5.

Аудиогид

Запись лекционного материала о предмете обучения с привязкой к визуальному осмотру предмета обучения. Особенность данного формата заключается в необходимости его прослушивания в определенном месте. Сейчас распространена практика по организации экскурсий по музеям. Можно создавать аудио-гиды для путешествия по теме урока, создавать экскурсии по архиву и т.д.. Наиболее эффективный формат при стабильном, редко изменяющемся образовательном пространстве.

6.

Интернет-серфинг

Поиск информации по интернету на заданную тему. Он заключается в использовании возможностей internet. Педагог формирует задание для школьников на поиск информации в сети. Школьники самостоятельно осуществляют поиск информации, параллельно получая информацию о предмете обучения. Для контроля обучения школьники предоставляют отчет. Часто используется как конкурс.

7.

WIKI (энциклопедизм)

Создание базы знаний, с которой школьники работают самостоятельно. Позиция педагога - инструктор. Он отвечает за определение границ потребности школьников в информации, предлагая новые статьи в базу знаний. Результат: создание собственной базы знаний в корпоративной сети, что повышает посещаемость и общий уровень саморазвития школьников.


6. СИСТЕМА УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

6.1. Материально-технические условия
  1. Лабораторное оборудование.

  2. Астрономические карты, раздаточные таблицы, учебники по астрономии.

  3. Модель Солнечной системы

6.2. Техническая платформа

Оборудование

Персональный компьютер

Ноутбук

Принтер с чёрно-белой печатью

Мультифункциональное устройство

Моноблок

Интерактивная доска

Проектор

Экран

Электронный микроскоп

Сканер


6.3. Информационно-методические условия

–доступ к современному мобильному персональному компьютеру;

–поиск в сети Интернет, работа в библиотеке;

–проектирование и конструирование образовательной деятельности;

–выступления, дискуссия, эксперименты;

– размещать свои материалы и работы в информационной среде ОУ. ОМЦ и т.п.

Кабинет имеет скоростной выход в Интернет.

12 графических планшетов.

7. Содержание программы


7.1. Модуль 1 Тепловые явления и волны большие и маленькие.


Образовательная задача модуля:

Учебные задачи: Дж.К.Джером «Трое в лодке, не считая собаки».

«Это был изумительный сыр, острый и со слезой, а его аромат мощностью  в двести лошадиных сил действовал в радиусе трех миль и валил человека с ног на расстоянии двухсот ярдов».

Задача: На какое максимальное расстояние распространялся запах сыра в СИ? Какова скорость порыва «сырного» ветра, который валил с ног человека?


Тематические рабочие группы и форматы:

Программа модуля


Образовательная форма


Тема

Кол-во

часов

1-й этап:

Групповые


  1. Игровая беседа

  2. Интегративная деятельность

  3. Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера


Из чего все состоит.

10 ч

Тепловые фантазии.

11 ч


2-й этап:




Подгрупповые


  1. Игра

  2. Контрольно-диагностическая деятельность

  3. Экспериментирование


Волны большие и маленькие


6 ч

3-й этап:

Индивидуальные


  1. Проектная деятельность


Загадка звука.

29 ч

ИТОГО: 56 часов








7.2. Модуль 2 Электричество, магнетизм, свет.

Образовательная задача модуля:

Учебные задачи: Почему американцы, которые живут прямо под нами на другой стороне земли, не сыплются с планеты как горох? И почему не сыплемся мы, когда вращающаяся земля переворачивается?

Получение какой электроэнергии обходится дороже - атомной или солнечной? 

Тематические рабочие группы и форматы:

Программа модуля

Образовательная форма


Тема

Кол-во

часов

1-й этап:

Групповые


  1. Игровая беседа

  2. Интегративная деятельность

  3. Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера


Кошки, искры и молнии.

6 ч

Электричество в нашем доме

10 ч

2-й этап:




Подгрупповые


  1. Игра

  2. Контрольно-диагностическая деятельность

  3. Экспериментирование


Почему магнит есть магнит?

9 ч

Волны в эфире.

6 ч

3-й этап:

Индивидуальные


  1. Проектная деятельность


Свет мой, зеркальце, скажи.

21 ч

Экскурсии.


6 ч

ИТОГО: 58 часов














8. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Наименование раздела программы

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения занятий (план)

Дата проведения занятий (факт)

1

Из чего все состоит. (10)

1.1. Ох уж эти молекулы.

1

04.09


1.2. Откуда все взялось.

3

07.09

07.09

11.09


1.3. Земля, вода, воздух и огонь.

3

14.09

14.09

18.09


1.4. Решение задач.

3

21.09

21.09

25.09


2

Тепловые фантазии. (11ч)

2.1. Температура.

2

28.09

28.09



2.2.Источники тепла. Виды теплопередачи.


2


02.10

05.10


2.3. Тепловое расширение твердых, жидких и газообразных тел.



3


05.10

09.10

12.10



2.4. Тепло работает.

3

12.10

16.10

19.10


2.5. Решение задач.

1

19.10


3







Волны большие и маленькие.

(6 ч)




3.1. Механические колебания. Механические волны.

4






23.10

26.10

26.10

30.10


3.2. Решение задач.

2

02.11

02.11


4

Загадка звука. (29 ч)

4.1. Звуковые волны.

2

06.11

09.11


4.2. Источники звука.

2

09.11

13.11


4.3.Распространение звука.

2

16.11

16.11


4.4. Приемники звука.

2

20.11

23.11


4.5. Отражение звука.

3

23.11

27.11

30.11


4.6. Звуковой резонанс.

6

30.11

04.12

07.12

07.12

11.12

14.12


4.7. Запись звука.

6

14.12

18.12

21.12

21.12

25.12

28.12


4.8. Инфразвук и ультразвук.

6

28.12

08.01

11.01

11.01

15.01

18.01



5

Кошки, искры и молнии. (6 ч)

5.1 Электризация тел. Взаимодействие электрических зарядов.


3

18.01

22.01

25.01



5.2. Решение задач.

3

25.01

29.01

01.02



6









Электричество в нашем доме. (10 ч)




6.1. Что такое электрический ток?

2

01.02

05.02


6.2. Простейшие электрические цепи.


3

08.02

08.02

12.02


6.3. Тепловое действие электрического тока.

2


15.02

15.02


6.4.Решение задач.

3

19.02

22.02

22.02


7

Почему магнит есть магнит?

(9 ч)

7.1. Магнитное поле.

2

26.02

01.03




7.2. Электромагниты.

2

01.03

05.03


7.3. Действие магнитного поля на ток.

2

08.03

08.03


7.4. Решение задач.

3

12.03

15.03

15.03



8

Волны в эфире. (6 ч)

8.1. Что такое радиоволны.

3

19.03

22.03

22.03


8.2. Решение задач.

3

26.03

29.03

29.03


9

Свет мой, зеркальце, скажи. (21 ч)

9.1. Что такое свет.

2

02.04

05.04


9.2. Отражение света.

3

05.04

09.04

12.04


9.3. Преломление света.

3

12.04

16.04

19.04




9.4. Оптические приборы.

3

19.04

23.04

26.04




9.5. Разложение света. Дисперсия.

3

26.04

30.04

03.05


9.6. Инфракрасные, ультрафиолетовые и рентгеновские лучи.

4


03.05

07.05.

10.05

10.05


9.7. Решение задач.

3

14.05

17.05

17.05


10

Экскурсии.

(6 ч)


6

21.05

24.05

24.05

28.05

31.05

31.05










Итого


114





9.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

9.1. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА

  1. Гуревич А.Е.Исаев А.Д.Понтак Л.С. «Физика–Химия». – М.: Дрофа, 2004.

  2. Энциклопедия «Физика». Ч. 1, 2. – М.: Аванта+. 2005.

  3. Энциклопедия «Астрономия». – М.: Аванта+. 2005.

  4. Пёрышкин А.В. «Физика-8», «Физика-9». – М.: Дрофа, 2008.

  5. Лукашик В.И. Сборник задач по физике-7–9. – М: Просвещение, 2008.

  6. Остер Г. Физика. – М.: Росмэн, 2004.

  7. Перельман Я.И. Занимательная физика. Ч. 1, 2. – М.: Наука, 2005.

  8. Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике. 6–7 классы. – М.: Просвещение, 2004.


9.2.ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Уокер Дж. Физический фейерверк. – М.: Мир, 2006.

  2. Смирнов А.П.Захаров О.В. Весёлый бал и вдумчивый урок: Физические задачи с лирическими условиями. – М.: Кругозор, 2004.

  3. Леонович А.А. Физический калейдоскоп. – М.: Бюро Квантум, 2003.

  4. Лукашик В.И. Физическая олимпиада. – М.: Просвещение, 2004.

  5. Усольцев А.П. Задачи по физике на основании литературных сюжетов. – Екатеринбург: У-Фактория, 2003.

  6. Гальперштейн Л. Здравствуй, физика! – М.: Детская литература, 2002.

  7. Гальперштейн Л. Занимательная физика». – М.: Росмэн, 2003.



9.3. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

http://elkin52.narod.ru/

http://presfiz.narod.ru/zf/

http://phisiks.claw.ru/phizika/mexanika/mexanika.html


Календарный учебный график

Центра дополнительного образования детей и объединений дополнительного образования лицея

МБОУ Сургутский естественно – научный лицей на 2017-2018 учебный год


Классы

1 четверть

Осенние каникулы*

2 четверть

Зимние каникулы*

3 четверть

Весенние каникулы*

4 четверть

Итого

Сроки

Количество дней

Сроки

Количество дней

Сроки

Количество дней

Сроки

Количество дней

Сроки

Количество дней

Сроки

Количество дней

Сроки

Количество дней

Каникулы (кол-во дней)

Учебные недели с учетом каникул

1

01.09-27.10

41

28.10-05.11

9

06.11-26.12

37

27.12-09.01

14

10.01-23.03

47


24.03-01.04

9

02.04-30.05

40

32(9*)


38

2-4

01.09-28.10

50

29.10-05.11

8

06.11-26.12

44

27.12-09.01

14

10.01-24.03

62


25.03-01.04

8

02.04-31.05

49

30


38

5-9

01.09-28.10

50

29.10-05.11

8

06.11-26.12

44

27.12-09.01

14

10.01-24.03

62


25.03-01.04

8

02.04-31.05

49

30

38

10, 11

01.09-28.10

50

29.10-05.11

8

06.11-26.12

44

27.12-09.01

14

10.01-24.03

62


25.03-01.04

8

02.04-31.05

49

30

38


Промежуточная аттестация с19.12 по 24.12..2018; с 10.05 по 20.05.2018

1-8, 10

Летние каникулы с 01.06 по 31.08.2018

9, 11

С даты выдачи аттестата по 31.08.2018

*В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам» дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы реализуются в течение всего календарного года, включая каникулярное время.

*В летнее время с 01.06.2018 по 31.08.2018 реализуется краткосрочные дополнительные общеразвивающие программы.

*Освоение образовательной программы сопровождается промежуточной и итоговой аттестациями учащихся, проводимых в формах, определенных учебным планом (тесты, зачеты, творческие работы, концерты, олимпиады, конкурсы) в конце первого полугодия и в конце года.





Лист корректировки рабочей дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту












































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!