СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические основы работы концертмейстера

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на педагогическом совете на тему: "Методические основы работы концертмейстера"

Просмотр содержимого документа
«Методические основы работы концертмейстера»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ИМ. К. Х. ПАГИЕВА» АЛАГИРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ













ДОКЛАД

для педагогического совета



Тема: «Методические основы работы концертмейстера».







Автор: Багаева Алла Александровна

концермейстер





г. Алагир 2017 г.


Методические основы работы концертмейстера


Мелодию всегда сопровождает ритм и гармония. На плечи аккомпанемента ложится огромная нагрузка, ибо он должен достичь художественного единения всех компонентов, углубить художественное содержание исполняемого произведения. Концертмейстер – ставит программу, то есть выполняет педагогическую работу. Аккомпаниатор аккомпанирует. Сопровождать, значит поддерживать, соучаствовать в общем процессе труда. В древнем Китае (VIII век до н.э.) танец не обходился без аккомпанемента. В это понятие входят умение представить темп и устойчиво его держать; играть ритмично; играть внятно и выразительно, соблюдать динамические градации звучания и скоростные перемены; выдерживать паузы; выделять главные доли; владеть репертуаром и быть готовым аккомпанировать в любой момент разным солистам и группам танцующих.

В мире существует множество школ танцев, и каждый народ имел свою танцевальную лексику, разнообразие движений (прыгающие, плавающие).

Основные выразительные средства танца:

– гармоничные движения и позы;

– пластическая выразительность и мимика;

– динамика;

– темп и ритм;

– пространственный рисунок и композиция;

– переход из одного телоположения в другое, их смена образует движение;

Простейшая форма танцующего движения – это темп. В свою очередь темп складывается в шаги (па). Эти шаги образуют различные танцевальные сочетания.

С развитием инструментов возникла необходимость формирования умения аккомпанировать на этих инструментах. С эпохи Петра I стало развиваться музыкальное образование. Только в XX веке сформировалась профессия – концертмейстер. В 1932 году впервые в мире в Ростове – на Дону возник класс аккомпанемента. И теперь он находится в процессе формирования. Сейчас искусство аккомпанемента расценивается как состояние – это качественно новое понятие, которое вобрало в себя весь исторический опыт развития концертмейстерского искусства.

Качества, характеризующие хорошего аккомпаниатора:

– аккомпанировать все и при любой возможности;

– развивать себя неустанно умственно, эстетически, морально;

– развивать интерес к чтению, искусству, размышлению;

– быть дисциплинированным, обязательным и пунктуальным.

Исполнительский ансамбль, функционирующий с формальной психологической установкой, на оптимальное взаимодействие для достижения единой цели. Качество ансамблевого исполнительства – умение слушать общее звучание. В основе психологии взаимодействия партнеров-исполнителей лежит механизм сдвига мотива, их действенно цель. В паре, составленной из солиста и аккомпаниатора, целью является убедительное исполнение программы или произведения. Оно достигается в результате двуединого процесса: каждый исполнитель работает над своей партией; вместе они создают новое качество интерпретации сочинений; Здесь вступает в действие закон перемены ролей (динамическое взаимодействие).

В деятельности аккомпаниатора важным моментом выступает психологический закон, перемены ролей, как условие активной творческой деятельности. Аккомпаниатор равнозначно с солистом, отвечает за всё произведение и, воссоздавая ее в реальном звучании, стремится к максимальному художественному результату. Концертмейстер должен обладать вниманием особого рода. Его надо распределить не только между двумя собственными руками, но и относить к солисту или коллективу – главному действующему лицу. Все это должно восприниматься целостно. У аккомпаниатора круг внимания обширный и сложный

Психологическим аспектом формирования состояния психологической готовности к выступлению является организация сознания и деятельности исполнителя в соответствии с характером, условиями предстоящего публичного выступления. Здесь мы должны определить нашу педагогическую задачу. Это поиск путей и средств обеспечения психологической готовности ученика к концерту в процессе работы над изучаемым произведением. Эту работу можно разделить на три этапа:

1. Этап ознакомления с музыкальным произведением, т.е. стадия формирования исполнительского замысла;

2. Этап воплощения исполнительского замысла, создание интерпретации произведения;

3. Этап собственно предконцертной подготовки.

Важно определить дату выступления. В этот момент у ученика начинается формирование направленности сознания и он включается в график целенаправленной работы. Формирование состояния психологической готовности к выступлению опирается на несколько положительных моментов:

– мотив, связанный с отношением исполнителя к музыкальным произведениям, т.е. мотивы, связанные с самоактивизацией;

– мотивы, связанные с отношением исполнителя к публике;

– мотивы, связанные с фактом публичной исполнительской деятельности и самолюбия.

В процессе формирования психологической установки на концертном выступлении, решающее место занимает репертуар. В классе аккомпанемента – это желание выступить в том или ином составе. На раннем этапе ансамбль – это, прежде всего игра во взаимодействие, в последствии – путь к ансамблевому сотворчеству. С помощью репертуара и иллюстраторов преподаватель формирует такие важные качества личности учащегося, как уверенность в реализации творческих устремлений и трезвая самооценка.

Отдаленная цель учебного процесса в ансамблевом классе – сформировать устойчивую положительную реакцию на показ собственной работы, преодоление объективно существующих у каждого человека стрессовых перегрузок при публичном выступлении.

Профессиональная цель преподавателя ансамблевого класса четко сформулировать учебную задачу и задание ученику на дом и сделать это в категорической форме. Важным аспектом системы подготовки является адаптация к условиям предстоящего выступления. Здесь помогает «умственный» эксперимент, когда ученик может представить себе в условиях эстрады, видит, ощущает и контролирует свое исполнение в воображаемых условиях.

Существуют некоторые общие закономерности, фазы ситуативной подготовки к исполнению на эстраде:

– общая сосредоточенность внимания, мобилизующая сознание в связи с установкой на предстоящую деятельность;

– сознание направлено на определение момента окончательной готовности к началу исполнения, то есть готовность к переходу из области звукового воображения в область реального звучания (в ансамблевой игре это момент кивка солиста).

Выводы:

1. Воспитание ансамблевых навыков, как и непрерывный целенаправленный процесс, связанный с установкой на оптимальные взаимодействия, именуемые – сдвиг на цель;

2. Любой стереотип в процессе ансамблевой деятельности выступает тормозом творческого процесса;

3. Закон перемены ролей снимает жесткий стереотип установки индивида и характеризует поиск и достижения новых качеств и высоких целей;

4. Во взаимодействии ансамблистов должны быть оговорены компромиссные условия или компромиссный механизм педагогических условий;

5. Предполагаемый результат совместной деятельности должен содержать момент вознаграждения.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!