СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы работы концертмейстера-баяниста

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей-концертмейстеров- баянистов.Раскрываются особенности понятий "концертмейстер" и "концертмейстерство", а также специфика работы и основные направления деятельности концертмейстера в классе хореографии и в классе сольного (ансамблевого) исполнения. 

Просмотр содержимого документа
«Основы работы концертмейстера-баяниста»

Барабинский филиал

государственного автономного профессионального

образовательного учреждения Новосибирской области

«Новосибирский областной колледж культуры и искусств»

Специальность Сольное и хоровое народное пение

(по виду: Хоровое народное пение)











Основы работы концертмейстера-баяниста



Методические рекомендации для преподавателей.





















Составитель: Каменев Д.В., преподаватель

ГАПОУ НСО НОККиИ

специальности СиХНП



г. Барабинск 2020г.




Оглавление.


Введение…………………………………….……………………….........3

1. Понятие «концертмейстерство» и «концертмейстер».…..……….…4

2. Роль концертмейстера………………………………………………….7

3.Основные особенности работы концертмейстера-баяниста

с солистами (ансамблем)………………………………………………….10

4. Специфика работы в хореографическом классе……………………...14

Выводы……………………………………………………………………..17

Список литературы………………………………………………………...18


























Введение.


Мелодию всегда сопровождает ритм и гармония. Аккомпанемент в данном случае – это особо важный организм, который должен воплотить соединение всех перечисленных компонентов воедино. Именно он углубляет художественное содержание любого произведения.

Работа концертмейстера занимает довольно значительное место в повседневной профессиональной деятельности музыканта. Концертмейстер является универсальным человеком, который должен владеть обширным объёмом знаний в области музыки.

В настоящее время актуальна проблема баянного концертмейстерства. Если концертмейстерство у пианистов развито, и есть различные курсы и многообразные методические работы и рекомендации, то для баяниста-аккомпаниатора или концертмейстера практически ничего нет.

Вследствие повышения качества подготовки концертмейстеров-баянистов, их профессионального исполнительства, назрела необходимость создания методических работ по данному направлению.

В связи с этим, целью написания данной работы явилась необходимость обобщения опыта работы и расширения знаний и представлений об особенностях работы концертмейстера-баяниста.

Данные методические рекомендации посвящены работе концертмейстера-баяниста как с солистами-вокалистами и инструменталистами, и как аккомпаниатора в танцевальных (хореографических) классах.







1.Понятие «концертмейстерство» и «концертмейстер».


О специфике концертмейстерского исполнительства написано очень мало. Но сначала нужно разобраться, кто же такой «концертмейстер» и какова его роль в процессе обучения.

Понятие «концертмейстер» довольно молодое по сравнению с понятием «аккомпаниатор». Но именно слово аккомпаниатор дало развитие концертмейстерской практике. Рассмотрим эти два понятия:

  1. Аккомпаниатор – это музыкант, исполняющий партию сопровождения солисту (солистам) на эстраде. Ритм и гармония – это важные компоненты исполняемой музыки, который должен был соблюдать аккомпаниатор для полного воплощения художественного образа.

  2. Концертмейстер – изначально, это пианист, помогающий вокалистам или инструменталистам, артистам балета, разучивать партии, а также человек аккомпанирующий вокалистам или инструменталистам на репетициях и на концертах.

Если проанализировать эти два понятия, то можно увидеть, что основная деятельность аккомпаниатора – это концертное сопровождение, а роль концертмейстера несколько шире и важнее. Сюда можно включить знание партий солистов, умение контролировать качество их исполнения, точное обладание понятий исполнительской специфики партий и исполнения трудностей в них, и особенно важным является умение подсказать или исправить те или иные недостатки или недочеты в исполнении музыкальных произведений.

Концертмейстер – это, прежде всего человек, должен обладать и творческим подходом к решению трудных вопросов в исполнительской практике, и быть педагогом и психологом одновременно.

В «Толковом словаре иностранных слов» можно найти определение: «Концертмейстер – от немецкого Konzertmeister, объединяет понятия Konzert – концерт и Meister - распорядитель (мастер)». Это определение четко показывает, что роль концертмейстера – это, прежде всего, быть концертным исполнителем или концертным мастером.

Несмотря на то, что понятие концертмейстер долгое время обозначало человека, который руководит оркестром или группой оркестра, концертмейстерская практика возникла гораздо раньше.

Здесь можно обратиться к истории Древнего Китая, где в VIII веке до н.э. солист–вокалист (тунец(у)), не мог обойтись без музыкального сопровождения. Аккомпаниатор должен был четко знать темп исполняемого произведения и устойчиво его держать с соблюдением динамики, агогики, ритма. При этом он должен был знать весь репертуар солистов и быть готовым всегда сопровождать их пение, в любое время.

Как отдельный вид исполнительства, концертмейстерство в Европе возникло в XIX веке, точнее в его второй половине, когда большинство романтической камерной инструментальной и песенно-романсовой лирики потребовало особого умения сопровождать исполнение солиста. В это время концертмейстеры, в основном, были специалистами «широкого профиля»:

- исполняли с листа хоровые и симфонические партитуры;

- умели читать нотный текст в разных ключах;

- быстро транспонировали фортепианные партии на различные интервалы и многое другое.

Постепенно эти особенности были утрачены в ходе развития музыкальной культуры и повышения уровня исполнительства в общем. Поэтому работа концертмейстера стала сводиться к работе с определенными исполнителями.

Только к XX веку появилась профессия концертмейстера. В 1932 году впервые в мире в Ростове - на - Дону возник класса аккомпанемента, который находиться в процессе формирования

Если снова вернуться к двум понятиям – концертмейстер и аккомпаниатор, то первое, как правило, относят к пианистам, а второе – к баянистам. Это несколько принижает исполнительское искусство баянистов-концертмейстеров, хотя работа у них может быть и посложнее, чем у пианистов. В последнее время повысился уровень к народному вокально- инструментальному жанру, где главную роль в сопровождении играет именно концертмейстер-баянист. Да и специфика инструмента баяна более широко применима на концертных площадках. Фортепиано не всегда и не везде бывает на них, его специально не привезут на площадь или в глубокую деревушку для исполнения, а вот баянисту выйти с солистом на эстраду – это гораздо проще. Инструмент небольшой по сравнению с фортепиано или роялем, компактный и проще воспринимаемый публикой.

А по исполнению, тембру, динамике, баян звучит, возможно, и даже лучше исполнения под академическое фортепиано.




















2.Роль концертмейстера.


Мастерство и роль концертмейстера глубоко специфичны. Они требуют от баяниста не только артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских талантов:

- владения ансамблевой техникой,

- знания основ певческого искусства,

- знания особенностей игры на различных инструментах,

- отличного музыкального слуха,

- специальных музыкальных навыков по чтению и транспонированию различных партий,

- владение общими музыкальными умениями и навыками,

- иметь развитый гармоническим слухом,

- обладать способностью интонационного мышления,

- иметь способности чувствовать форму и ритм.

Концертмейстер должен уметь охватывать все произведение в целом, осознавать особенности стиля и жанра, которые характерны определенному этапу в музыке или определенному композитору. Обязательным для данной профессии является владение информацией по интерпретации и исполнительской манере, взаимосвязи темпа музыкальных произведений и осмысленного произнесения словесного текста, процесса дыхания, цезур. Концертмейстеру, как это ни странно, также важна и интуиция. На первых порах эта способность играет главенствующую роль в работе концертмейстера, но, безусловно, без научно-обоснованных знаний в области музыкознания, музыкальной психологии, музыкальной педагогики достичь значимого результата невозможно.

Взаимодействие концертмейстера-баяниста с детьми остаётся актуальным вопросом. Концертмейстеру необходимо знать возрастные особенности детей, так как часто они работают с детьми-дошкольниками и младшего, среднего и старшего школьного возраста, их психологию и быть в постоянном контакте с учеником или целым коллективом.

Но главное помнить основную роль концертмейстера – роль помощника во всём, что касается его прямых обязанностей. Концертмейстер при публичном выступлении помогает солисту или коллективу точно вступить в том темпе, в котором было дано вступление (если таково имеется), а если темп был быстрее, а исполнять произведение солист (ансамбль) стали медленнее, то концертмейстер должен незаметно «подогнать» к нужному темпу исполнение. Помогать концертмейстер-баянист может и динамикой, что на баяне сделать просто, и акцентированным видом туше, если теряется сильная доля у исполняемых произведение артистов.

Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно требует от музыканта не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских дарований, владения ансамблевой техникой, знания основ певческого искусства, особенностей игры на различных инструментах, также отличного музыкального слуха, специальных музыкальных навыков по чтению и транспонированию различных партитур и по импровизационной аранжировке.

Деятельность концертмейстера требует от баяниста применения многосторонних знаний и умений по различным дисциплинам (гармония, сольфеджио, полифония, история музыки, анализ музыкальных произведений, знание вокальной и хоровой литературы, педагогика) – в их тесных и неразрывных связях.

Для преподавателя по специальному классу концертмейстер – это правая рука и первый помощник. Для солиста (певца или инструменталиста) концертмейстер – наперсник его творческих дел; он и помощник, и друг, и наставник, и тренер, и педагог. Право на такую роль может иметь далеко не каждый концертмейстер – оно завоевывается авторитетом солидных знаний, постоянной творческой собранностью, настойчивостью, ответственностью в достижении нужных художественных результатов при совместной работе с солистами, в собственном музыкальном совершенствовании.

Полноценная профессиональная деятельность концертмейстера предполагает наличия у него комплекса психологических качеств личности, таких как большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильность реакции и находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и воля, педагогический такт и чуткость.

Специфика работы концертмейстера требует от него особого универсализма, мобильности, умения в случае необходимости переключиться на работу с учащимися различных специальностей. Концертмейстер содействует развитию у воспитанников эмоционального и эстетического понимания музыки, наряду с преподавателем участвует в решении образовательных и воспитательных задач.

Выбирая эту профессию, музыканту необходимо обладать многими качествами, во-первых, комфортно чувствовать себя на сцене, особенно, если вы выбрали работу в театре, или в любом другом месте, где часто проводятся концерты и выступления. Во-вторых, любить общаться с людьми, или с детьми, если работаете в школе. У концертмейстера не должно быть боязни сцены. Обязательно такое умение, как схватывать на «лету» мелодии, склеивать пропущенные места, если вдруг солист пропустил какое-то место в пьесе. Если выбирается профессия концертмейстера, как основная, то музыканту-исполнителя необходимо быть готовым быть на вторых ролях.

Вообще, работа концертмейстера в любом творческом заведении (Дом культуры, музыкальная школа или Дом творчества) заключает в себе и творческую или художественную деятельность, и педагогическую. Педагогическая сторона деятельности концертмейстера-баяниста особенно отчетливо выявляется в работе с учащимися народного-вокального и хореографического классов.



3.Основные особенности работы концертмейстера-баяниста с солистами (ансамблем).


Концертмейстер-баянист, как правило, сотрудничает с фольклорными и народно-вокальными отделениями, где звучание фортепиано с его камерностью, просто неприменимо из-за специфики «устной» традиции и народной и фольклорной музыки и своих узконаправленных особенностях. В фольклорном ансамбле и ансамбле русской песни является концертмейстер-баянист – это главная фигура коллектива, а в детском ансамбле эта роль особенно весома.

Концертмейстер должен уметь быстро создавать обработку народной песни, импровизировать, знать и воспроизводить подлинные этнографические музыкальные мотивы, быть всегда мобилизованным и быстрее всех реагировать на всевозможные «внезапные ситуации», под которыми можно подразумевать умение своевременно сменить тональность, подхватить коллектив с любого фрагмента песни, напомнить слова на сцене, если участники коллектива их забыли.

Концертмейстерское искусство игры под солиста или коллектив доступно далеко не всем баянистам. Оно требует музыкального мастерства, достаточно большой практики, художественной культуры и особого призвания.

В данном случае, баянист должен обладать качеством, которым обладают лишь немногие концертмейстеры – это быстрая способность транспонировать произведение в ту тональность, которое будет удобна солисту или коллективу. Бывают такие случаи, что перед концертным выступлением солист простудился и в тональности, в которой было выучена песня, он петь не может. Тогда не преподаватель, а именно концертмейстер-баянист (который обладает такими навыками) подбирает удобную на данный момент тональность, порой даже не задумываясь о количестве знаков в ней, что связано со спецификой расположения кнопок (клавиш) на баяне. Для пианиста такое сделать было бы сложнее, при этом концертмейстер должен владеть в совершенстве всеми тональностями без исключения.

Самое главное качество, необходимое для концертмейстера-баяниста – это не «забивать» своим исполнением солиста или коллектив, так как баян сам по себе очень звучный инструмент, точно играть в четком и нужном ритме и темпе от куплета к куплету и всегда помнить, что главный исполнитель – это солист или ансамбль.

Бывает и наоборот, когда концертмейстер «вяжет» солиста, не давая тому показать темповое и смысловое развитие произведения (особенно остра эта проблема в работе с детскими коллективами, которые всегда «слушаются» концертмейстера, и, следовательно, вся ответственность за качество исполнения того или иного музыкального произведения ложится на него).

Ко всему прочему аккомпанемент на баяне должен различаться с аккомпанементом на других музыкальных инструментах. Нужно добавлять больше звуков, вариаций, создавать иллюзию других музыкальных инструментов посредством различных приёмов игры. На фортепиано, порой, достаточно играть бас с аккордами, использовать педаль, и аккомпанемент уже звучит красиво. На баяне же снова приходится применять больше приёмов игры и импровизации, что украшает исполнение солиста или ансамбля. Специфика работы концертмейстера предполагает желательность, а в некоторых случаях и необходимость обладания такими умениями, как подбор на слух сопровождения к мелодии, элементарная импровизация вступления, отыгрышей, заключения, варьирование фактуры аккомпанемента при повторениях куплетов и т.д.

Таким образом, баян, являющийся почти универсальным музыкальным инструментом в репертуарном аспекте, имеет существенный тембральный изъян, который концертмейстеру-баянисту нужно уметь сглаживать за счет какой-либо неповторимой творческой жилки, богатого арсенала техники и приёмов игры, музыкальности, поэтичности, терпения.

Очень часто приходиться концертмейстеру-баянисту самому распевать солиста или ансамбль перед концертным выступлением, на тех попевках, которые ранее были показаны преподавателем и заучены, а также «проходить» песню от начала до конца или какие-то отрывки, которые плохо запомнил солист (ансамбль). Это еще раз показывает ту специфическую черту концертмейстерской работы баяниста, что он - это помощник учителя.

Чтобы помочь точно воспроизвести ту или иную ноту или целое предложение, баянист исполняет данную мелодию в заполнении в правой руке, что конечно помогает услышать мелодическую линию солисту или ансамблю и вовремя подкорректировать звучание произведения.

В обязанности баяниста-концертмейстера вокального класса, помимо аккомпанирования певцам на концертах, входит помощь учащимся в подготовке нового репертуара. В этом плане функции концертмейстера носят в значительной мере педагогический характер. Разучивая с учеником программное произведение, концертмейстер наблюдает за выполнением певцом указаний его педагога по вокалу. Он должен следить за точностью воспроизведения певцом звуковысотного и ритмического рисунка мелодии, четкостью дикции, осмысленной фразировкой, целесообразной расстановкой дыхания.

При исполнении вокалистами музыкального произведения на сцене, баянист-концертмейстер должен обладать хорошей выносливостью, так как очень часто приходиться играть на баяне стоя, иногда несколько песен сразу.

Если рассматривать аккомпанирование солистам-инструменталистам, то данный вид деятельности или работы концертмейстера-баяниста имеет свою особую специфику. Концертмейстеру не обойтись здесь без умения «слышать» мельчайшие детали партии солиста, он также знать специфику инструмента и его динамические возможности. Если это струнные народные инструменты, которые по своей природе тихо звучат, то концертмейстеру необходимо более тонко слышать изменение динамики при исполнении солистом, и играть еще тише, нежели звук инструмента. Если это духовой инструмент, то динамические градации тут более расширены и можно несколько «развернуть» мех.

Очень распространенным недостатком игры инструменталистов являются «спотыкания», и концертмейстер должен быть к ним готов. Для этого он должен точно знать, в каком месте текста он сейчас играет, и не отрываться надолго от нот. Быстрая реакция концертмейстера (подхват солиста в нужном месте) сделает почти незаметным переход с одного места на другое для большинства слушателей.

Если при работе с вокалистами или ансамблями можно исполнять произведения на слух, выполнять различные импровизационные моменты, то с солистами-инструменталистами, как правило, играется произведение концертмейстером-баянистом по нотам, в связи именно с письменной традицией инструментальной музыки. Но самое главное, что при работе с вокалистами, что при работе с инструменталистами – это одновременно снимать звук на окончаниях фраз, предложений и целого произведения. Вся особенность – это ансамблевое исполнение с его слаженностью, градациями динамики, показа главной мелодической линии и.т.д. Только тогда любое музыкальное произведение будет художественно раскрытым и понятным слушателю.











4.Специфика работы в хореографическом классе.


Быть концертмейстером хореографии народного танца – это еще одна ипостась концертмейстерской практики баяниста. Хореографическое искусство свои специфические требования, которые приходиться постигать на практике. Работа концертмейстера-баяниста, прежде всего, заключается в подборе и освоении музыкального материала, который связан с народным танцем и его хореографической спецификой, а также с возрастными особенностями детей.

Освоение музыкальной специфики народной хореографии возможно только при параллельном изучении специфики хореографического искусства, как классического, так и народного танца, понимании их родственных связей и отличий.

Самое важное, что должен знать концертмейстер на уроках хореографии – это основную танцевальную терминологию, для того, чтобы ориентироваться о каком конкретном упражнении идет речь. Музыкальные термины итальянского происхождения, а хореографические – французского. Поэтому концертмейстер должен понимать педагога-хореографа, чтобы правильно подобрать музыкальное сопровождение к тому или иному упражнению.

Баянисту-концертмейстеру необходимо иметь и представление, как то или иное упражнение исполняется. При накладывая на данное упражнение какой-то музыкальный материал, баянист должен сделать акцент на основное движение. Главное – научиться соотносить это упражнение с музыкальным текстом – уметь ориентироваться в нем, в том числе по памяти, соотнося музыкальный материал с начинающимся движением танца. Хореограф-преподаватель может остановить упражнение в любом месте или начать отрабатывать какой-либо кусок упражнения отдельно, и концертмейстеру нужно быть готовым к импровизационным моментам, вариативности исполнения при разучивании нового элемента.

Концертмейстер-баянист, как и при работе с вокалистами и инструменталистами, сотрудничает в ансамбле с танцорами. Слаженная работа в ансамбле – важное в концертмейстерской практике качество. Если концертмейстер четко осознает, что он не самостоятельный исполнитель, а только аккомпаниатор, то через свое исполнение он может помочь танцорам более глубоко проникнуть в эмоциональную структуру танца. Концертмейстер должен способствовать развитию активности музыкального восприятия детей, включению их в процесс сотворчества.

Внимание концертмейстера-баяниста – внимание многоплоскостное. Оно распределятся не только между двумя собственными руками, переключением регистров, движением и сменой меха, но и относительно танцоров. В каждый момент исполнения важно, что и как делают пальцы, какое туше, как работает мех, что в данный момент делают дети, что требует педагог-хореограф, где помочь движению темпом, акцентом, динамическими оттенками и т.д. Нужно постоянно держать в поле зрения весь класс.

Работа концертмейстера-баяниста требует постоянных занятий за инструментом, изучения и освоения нового репертуара, подходящего под определенные движения в классе хореографии.

Так как музыкальное сопровождение напрямую связано с движениями тела и должно помогать постепенному развитию навыков правильной постановки рук, ног и исполнению определенных последовательностей движений под счет, то никакая аудио запись не сможет заменить живой звук с его тонкими градациями агогики, что очень часто применяется на уроках. Не зря говорят, чтобы танцор прочувствовал свой танец - он, прежде всего, должен услышать и понять музыку, которая сопровождает его танец. Поэтому концертмейстер на самых ранних этапах обучения помогает юным танцовщикам понять неразрывную связь музыки и танца.

Вся педагогическая деятельность концертмейстера строится на том, что, пребывая на вторых ролях, он музыкальным сопровождением может решать определенные педагогические задачи. Очень важно для танцовщика умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике, сравнивать фразы по сходству и контрасту.

Концертмейстер ненавязчиво учит детей отличать произведения разных эпох, стилей, жанров, которые подбирает заранее и исполняет на уроке, приобщая детей к образцам классической и современной музыки.

Помимо всего этого, баянист должен обладать трудоспособностью и усидчивостью, так как в хореографических классах порой приходиться играть очень много и долго.























Заключение.


Работа концертмейстера уникальна и интересна, его роль в учебном процессе детских музыкальных школ огромна, несмотря на свое «приниженное» отношение. Быть квалифицированным концертмейстером- это быть музыкантом, владеющим в совершенстве целым рядом качеств и способностей.

Концертмейстер – одна из тех профессий, где обязанности и способы действий не прописаны чётко, оставляя за специалистом право их широкого выбора. Яркой отличительной чертой является индивидуальный путь совершенствования и конечная «планка» мастерства, определяющаяся специфическими особенностями характера и личными внутренними качествами каждого концертмейстера.

Концертмейстерская работа в любом учебном заведении отличается от работы преподавателя своей универсальностью и многогранностью: помимо исполнительских функций, концертмейстер, наряду с преподавателем, так же несёт ответственность и за качество подготовки воспитанников.














Список литературы.



  1. Бейлина С.З. В классе профессора В.Х.Разумовской. – Л.:Музыка, 1982.

  2. Ваганова А.Я. «Основы классического танца». Издание 6. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература» - СПб.: Издательство «Лань», 2001.

  3. Волынский А.Л Книга Ликований: Азбука классического танца. - Планета музыки, Лань 2008 г., 368 стр.

  4. Виноградов О., Боярчиков Н., Мессерер А., Сергеев К., Кондратьева М., Семенов В., Комлева Г. Концертмейстер в балете – профессия или место работы. //Советский балет. М., «Известия», 1988. № 2.

  5. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. Л.: Гос. муз. изд-во, 1961

  6. Кубанцева Е.И. Методика работы над фортепианной партией пианиста-концертмейстера // Музыка в школе. – 2001. – №4. – С. 52-55.

  7. Кубанцева Е.И. Процесс учебой работы концертмейстера с солистом и хором // Музыка в школе. – 2001. - №5. – С. 72-75.

  8. Маклыгин А.Л. Импровизируем на фортепиано. Вып 1: Элементарная гармония. Учеб. пособие для педагогов детских муз. школ. М.: «Престо», 1994.

  9. Музыкальная хрестоматия для уроков классического танца. Выпуск 1-2. / Сост. И. Климкович, В. Малашева. - М.: Музыка, 1969-1971.

  10. Музыкальная хрестоматия современного бального танца / Сост. Л. Ладыгин,, А. Школьников. – М.: «Сов. композитор», 1979. – 230 с.

  11. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. – М.: Музыка, 1996.

  12. Шабалина Т.Л. «Профессиональный рост концертмейстера хореографии». Обобщение педагогического опыта. – Кирово-Чепецк, 2006.

  13. Шендерович Е.М. О преодолении пианистических трудностей в клавирах: Советы аккомпаниатора. – М.: Музыка, 1987.

  14. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004.

  15. Чачава В. Некоторые вопросы обучения концертмейстеров // Фортепиано, № 2, 2003.

  16. Ярмолович Л. И. Принципы музыкального оформления урока классического танца. Издательство: Музыка Ленинградское отделение, 1968 год.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!