УРОК № 45
Класс – 5А
Тема: Звуки гласные и согласные
Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного (общеметодической направленности)
Цель урока: повторить и обобщить знания о гласных и согласных звуках.
Задачи:
Актуализировать знания о звуках речи;
Показать особенности звуковой организации русской речи;
Повторить правописание звонких и глухих согласных в корне слова и на конце слова;
Актуализировать понятие «фонетические процессы» и их реализацию в слове;
Развитие правописных умений
Развитие речевого слуха и чувства красоты звучания русской устной речи.
Оборудование:
Компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, карточки.
I. Организационный этап.
1. Приветствие учащихся.
2. Проверка готовности учащихся к уроку (учебники, рабочие тетради)
3. Записываем число и «Классная работа» в тетрадь.
II. Языковая разминка с элементами моделирования.
1. Работа со схемой «Законы фонетики».
Один человек работает у интерактивной доски, записывая недостающую информацию в предложенную схему. Проверка осуществляется другим учеником.
2. Индивидуальная работа. Работа с карточками (устно).
Ученик из множества карточек (каждый термин на отдельной карточке) выбирает необходимые и прикрепляет магнитами к доске. Затем дает краткое определение каждому термину. Другой ученик проверяет правильность выполнения задания
Задание: из ряда лингвистических терминов выбрать те, которые относятся к фонетике. Дать определение каждому термину.
Корень, соединительная гласная, звонкий, транскрипция, приставка, ударение, гласный, и/ы после ц, суффикс, о/ё после шипящих, звук, фонетика, окончание, корни с чередованием, согласный, основа, сонорный
Коллективная проверка (слайд №4)
3. Работа с понятиями. Индивидуальное задание.
Работа у доски. Ответ аргументировать (записать примеры: слово+его фонетическая транскрипция). Проверка коллективная.
Задание: определить правильность утверждения: звук = буква
звук ≠ буква. Доказать свою точку зрения.
III. Введение в тему урока. Создание проблемной ситуации.
1. Запись в тетрадях отрывка из стихотворения С.Есенина.
Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан.
2. Побуждающий диалог:
- Кто автор этих строк?
- По каким признакам определили?
- Посчитаем, сколько звонких согласных в первых двух строках стихотворения С. Есенина
(Сонорные и звонкие согласные: [й’], [н], [в’], [з], [м], [н], [р], [л’], [б’], [л], [б’], [р’], [н] = 13.
Глухие согласные: [к], [т], [c], [п], [с], [к’], [с], [т] = 8.)
- Какова роль гласных в тексте?
- К какому выводу мы пришли?
- О каких особенностях есенинских стихов рассказали звуки?
- Какие фонетические процессы мы можем наблюдать в этих строках?
- Назовите ключевые слова темы и сформулируйте тему урока.
3. Запись темы урока в тетрадь.
IV. Обобщение и систематизация изученного.
1. Решение фонетических задач (подробное решение записываем в тетрадь)
1) К количеству сонорных звуков в слове ловкая прибавьте количество мягких согласных звуков в слове снежинки. Из полученного числа вычесть количество глухих согласных в слове медведица (слайд 6)
Проверка – слайд 7
2) К количеству твёрдых согласных звуков в слове обозначила прибавить количество глухих согласных звуков в слове щуриться. Из полученного числа вычесть количество глухих согласных в слове вскричала (Слайд 8)
Проверка – слайд 9
Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А
2. Нахождение глухих согласных.
Предложение переписать в тетрадь, подчеркнуть глухие согласные. Ответить на вопрос:
- Какие глухие согласные не имеют пары по звонкости?
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож (Слайд 10)
Проверка – слайд 11
3. Сравнение звуков, обозначенных одной буквой, в разных словах. Определение фонетических процессов.
Записать слова в тетрадь в фонетической транскрипции. Сравнить, какой звук обозначает буква Д в словах САДЫ, САД и ПОСАДКА.
В русском языке звонкие согласные могут заменяться парными им глухими согласными на конце слова или перед глухим согласным. Этот процесс называется … (Слайд 12)
4. Определение фонетических процессов в слове (Слайд 13)
Просить – просьба
[прас`ит` ]- [проз`ба]
Шалаш был рядом с домом.
[з домам]
V. Развитие учебно-языковых умений
Отработка умения делать частичный фонетический разбор (Слайд 15)
«Нас ведут в темницу… Надеемся незаметно выронить по дороге эту записку… Ключ от темницы скрыт в лабиринте. Этот ключ – СЛОВО. Его нужно собрать по одной букве, пройдя через весь лабиринт. Верный путь только один! Он отмечен словами, в которых мы, несчастные пленницы, обозначаем сразу 2 звука – [й`] и гласный звук. Ищите такие слова! Будьте осторожны: сбившись с пути, тоже можно собрать разные слова, но они не откроют двери нашей темницы… Ждём помощи!»
Е, Ё, Ю, Я
Выбор слов по заданию из множества возможных. Ответ записать.
VI. Проектирование выполнения домашнего задания (комментирование)
Проектирование (разъяснение) вариантов выполнения домашнего задания на основе осуществления дифференцированного подхода в обучении («каждому по силам»)
Б. Упр.195
П. Тест по теме «Фонетический анализ слова»
Тест по русскому языку «Фонетический анализ слова»
1. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове РАДОСТНЫЙ есть буква, обозначающая непроизносимый звук.
2) В слове ПЛАТЬЕ звуков меньше, чем букв.
3) В слове ГВОЗДЬ последний звук [т’].
4) В слове РОСКОШЬ все согласные звуки твёрдые.
2. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове АЛЛЕЯ звуков меньше, чем букв.
2) В слове СЧАСТЛИВЫЙ есть буква, обозначающая непроизносимый согласный звук.
3) В слове МОЛОТЬБА есть звук [д’].
4) В слове МАЛЫШ все согласные звуки твёрдые.
3. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ЕЖЕВИКА звуков больше, чем букв.
2) В слове ЛЕСТНИЦА есть буква, обозначающая непроизносимый согласный звук.
3) В слове ЮБКА есть звук [п].
4) В слове ОТРЕЖЬТЕ мягкость согласного [ж’] на письме обозначена буквой Ь
4. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ПРОГРАММА звуков меньше, чем букв.
2) В слове МЫШЬ один из согласных звуков мягкий.
3) В слове СЕРДЦЕ есть буква, обозначающая непроизносимый звук.
4) В слове СЪЕЗД последний звук - [т].
5. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове УЧАСТНИК есть буква, обозначающая непроизносимый согласный звук.
2) В слове МЕСТНОСТЬ звуков меньше, чем букв.
3) В слове КОСЬБА есть звук [з’].
4) В слове ЮБИЛЯР все согласные звуки мягкие.
6. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ВТРОЕ первый звук - [ф].
2) В слове ВЕСТНИК есть буква, обозначающая непроизносимый звук.
3) В слове БУЛЬОН звуков меньше, чем букв.
4) В слове ПОЁШЬ есть мягкий звонкий звук [й’]
7. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ЧУВСТВО есть буква, обозначающая непроизносимый согласный.
2) В слове ИЗВЕСТНОСТЬ звуков меньше, чем букв.
3) В слове ПРОСЬБА есть звук [с’].
4) В слове ПИСЬМО мягкость согласного [с’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
5