СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по теме "Звуки гласные и согласные"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения и систематизации изученного по теме "Звуки гласные и согласные" в 5 классе

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме "Звуки гласные и согласные"»

УРОК № 45

Класс – 5А

Тема: Звуки гласные и согласные

Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного (общеметодической направленности)

Цель урока: повторить и обобщить знания о гласных и согласных звуках.

Задачи:

  1. Актуализировать знания о звуках речи;

  2. Показать особенности звуковой организации русской речи;

  3. Повторить правописание звонких и глухих согласных в корне слова и на конце слова;

  4. Актуализировать понятие «фонетические процессы» и их реализацию в слове;

  5. Развитие правописных умений

  6. Развитие речевого слуха и чувства красоты звучания русской устной речи.


Оборудование:

Компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, карточки.


I. Организационный этап.

1. Приветствие учащихся.

2. Проверка готовности учащихся к уроку (учебники, рабочие тетради)

3. Записываем число и «Классная работа» в тетрадь.


II. Языковая разминка с элементами моделирования.

1. Работа со схемой «Законы фонетики».

Один человек работает у интерактивной доски, записывая недостающую информацию в предложенную схему. Проверка осуществляется другим учеником.

2. Индивидуальная работа. Работа с карточками (устно).

Ученик из множества карточек (каждый термин на отдельной карточке) выбирает необходимые и прикрепляет магнитами к доске. Затем дает краткое определение каждому термину. Другой ученик проверяет правильность выполнения задания

Задание: из ряда лингвистических терминов выбрать те, которые относятся к фонетике. Дать определение каждому термину.

Корень, соединительная гласная, звонкий, транскрипция, приставка, ударение, гласный, и/ы после ц, суффикс, о/ё после шипящих, звук, фонетика, окончание, корни с чередованием, согласный, основа, сонорный

Коллективная проверка (слайд №4)


3. Работа с понятиями. Индивидуальное задание.

Работа у доски. Ответ аргументировать (записать примеры: слово+его фонетическая транскрипция). Проверка коллективная.

Задание: определить правильность утверждения: звук = буква

звук ≠ буква. Доказать свою точку зрения.

III. Введение в тему урока. Создание проблемной ситуации.

1. Запись в тетрадях отрывка из стихотворения С.Есенина.

Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан.

2. Побуждающий диалог:

- Кто автор этих строк?

- По каким признакам определили?

- Посчитаем, сколько звонких согласных в первых двух строках стихотворения С. Есенина

(Сонорные и звонкие согласные: [й’], [н], [в’], [з], [м], [н], [р], [л’], [б’], [л], [б’], [р’], [н] = 13.

Глухие согласные: [к], [т], [c], [п], [с], [к’], [с], [т] = 8.)

- Какова роль гласных в тексте?

- К какому выводу мы пришли?

- О каких особенностях есенинских стихов рассказали звуки?

- Какие фонетические процессы мы можем наблюдать в этих строках?

- Назовите ключевые слова темы и сформулируйте тему урока.

3. Запись темы урока в тетрадь.


IV. Обобщение и систематизация изученного.

1. Решение фонетических задач (подробное решение записываем в тетрадь)

1) К количеству сонорных звуков в слове ловкая прибавьте количество мягких согласных звуков в слове снежинки. Из полученного числа вычесть количество глухих согласных в слове медведица (слайд 6)

Проверка – слайд 7

2) К количеству твёрдых согласных звуков в слове обозначила прибавить количество глухих согласных звуков в слове щуриться. Из полученного числа вычесть количество глухих согласных в слове вскричала (Слайд 8)

Проверка – слайд 9

Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А



2. Нахождение глухих согласных.

Предложение переписать в тетрадь, подчеркнуть глухие согласные. Ответить на вопрос:

- Какие глухие согласные не имеют пары по звонкости?

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож (Слайд 10)

Проверка – слайд 11



3. Сравнение звуков, обозначенных одной буквой, в разных словах. Определение фонетических процессов.

Записать слова в тетрадь в фонетической транскрипции. Сравнить, какой звук обозначает буква Д в словах САДЫ, САД и ПОСАДКА.

В русском языке звонкие согласные могут заменяться парными им глухими согласными на конце слова или перед глухим согласным. Этот процесс называется … (Слайд 12)




4. Определение фонетических процессов в слове (Слайд 13)

Просить – просьба

[прас`ит` ]- [проз`ба]


Шалаш был рядом с домом.

[з домам]












V. Развитие учебно-языковых умений

Отработка умения делать частичный фонетический разбор (Слайд 15)


«Нас ведут в темницу… Надеемся незаметно выронить по дороге эту записку… Ключ от темницы скрыт в лабиринте. Этот ключ – СЛОВО. Его нужно собрать по одной букве, пройдя через весь лабиринт. Верный путь только один! Он отмечен словами, в которых мы, несчастные пленницы, обозначаем сразу 2 звука – [й`] и гласный звук. Ищите такие слова! Будьте осторожны: сбившись с пути, тоже можно собрать разные слова, но они не откроют двери нашей темницы… Ждём помощи!»

Е, Ё, Ю, Я


Выбор слов по заданию из множества возможных. Ответ записать.


VI. Проектирование выполнения домашнего задания (комментирование)

Проектирование (разъяснение) вариантов выполнения домашнего задания на основе осуществления дифференцированного подхода в обучении («каждому по силам»)

Б. Упр.195

П. Тест по теме «Фонетический анализ слова»




Тест по русскому языку «Фонетический анализ слова»

1. Укажите ошибочное суждение. 

1) В слове РАДОСТНЫЙ есть буква, обозначающая непроизносимый звук.
2) В слове ПЛАТЬЕ звуков меньше, чем букв.
3) В слове ГВОЗДЬ последний звук [т’].
4) В слове РОСКОШЬ все согласные звуки твёрдые.

2. Укажите ошибочное суждение. 

1) В слове АЛЛЕЯ звуков меньше, чем букв.
2) В слове СЧАСТЛИВЫЙ есть буква, обозначающая непроизносимый согласный звук.
3) В слове МОЛОТЬБА есть звук [д’].
4) В слове МАЛЫШ все согласные звуки твёрдые.

3. Укажите ошибочное суждение. 

1) В слове ЕЖЕВИКА звуков больше, чем букв.
2) В слове ЛЕСТНИЦА есть буква, обозначающая непроизносимый согласный звук.
3) В слове ЮБКА есть звук [п].
4) В слове ОТРЕЖЬТЕ мягкость согласного [ж’] на письме обозначена буквой Ь

4. Укажите ошибочное суждение. 

1) В слове ПРОГРАММА звуков меньше, чем букв.
2) В слове МЫШЬ один из согласных звуков мягкий.
3) В слове СЕРДЦЕ есть буква, обозначающая непроизносимый звук.
4) В слове СЪЕЗД последний звук - [т].

5. Укажите ошибочное суждение. 

1) В слове УЧАСТНИК есть буква, обозначающая непроизносимый согласный звук.
2) В слове МЕСТНОСТЬ звуков меньше, чем букв.
3) В слове КОСЬБА есть звук [з’].
4) В слове ЮБИЛЯР все согласные звуки мягкие.

6. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ВТРОЕ первый звук - [ф].
2) В слове ВЕСТНИК есть буква, обозначающая непроизносимый звук. 
3) В слове БУЛЬОН звуков меньше, чем букв.
4) В слове ПОЁШЬ есть мягкий звонкий звук [й’]

7. Укажите ошибочное суждение. 

1) В слове ЧУВСТВО есть буква, обозначающая непроизносимый согласный.
2) В слове ИЗВЕСТНОСТЬ звуков меньше, чем букв.
3) В слове ПРОСЬБА есть звук [с’].
4) В слове ПИСЬМО мягкость согласного [с’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!