СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка учебных заданий, направленных на достижение метапредметных образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговая работа дистанционного обучения на курсах повышения квалификации по образовательной программе «Особенности реализации ФГОС начального общего образования нового поколения». Цель программы: повышение профессиональных компетенций учителей начальных классов по реализации ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка учебных заданий, направленных на достижение метапредметных образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

11


Итоговая работа

«Методическая разработка учебных заданий,

направленных на достижение метапредметных образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО».

Выполнила: Абызова Елена Евгеньевна

1 часть

1. Вид УУД: познавательные

2. Умение (действие) учащихся: умение делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике

3. Параллель: 1класс

4. Объект оценивания: умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

5. Задания для учащихся.

- характеристика задания: задание на решение примеров, моделирующих реальную или близкую к реальной ситуацию, и описание ее в математической форме

- мотивационная часть:

коллективное рассматривание рисунков в учебнике

- содержательная часть с образцами ответов

Вопросы учителя. – Рассмотрите первый рисунок. – Сколько флажков в одной руке, сколько в другой? Как узнать, сколько всего флажков? Посчитайте. (3) – Прочитайте пример, называя компоненты и результат. (Первое слагаемое 2, второе слагаемое 1, сумма 3) – Посмотрите на второй рисунок. Что произошло? ( Мальчик поменял флажки местами)– Как узнать, сколько всего флажков? Посчитайте.(3)Прочитайте пример, называя компоненты и результат. (Первое слагаемое 1, второе слагаемое 2, сумма 3.) – Сравните примеры, чем они похожи и чем отличаются. (Слагаемые поменялись местами, а сумма осталась та же.) – Сравните полученные суммы, сделайте вывод. (От перестановки слагаемых сумма не меняется.) – Прочитайте правило в красной рамке. Совпал ли результат нашего исследования с математическим законом? (Результат нашего исследования совпал с математическим законом)

6. Критерии оценки:

Цели и задачи опроса носят обучающий характер, они соответствуют предметному материалу, излагаемому педагогом

7. Методические комментарии.

Форма организации познавательной деятельности фронтальная, методы объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение. Задание предполагает активные действия по обработке и поиску информации в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Как вариант, объяснение можно провести с использованием средств информационных технологий, важно, чтобы учащиеся умели

представлять полученные сведения разными способами – числовым, на конкретных примерах, и в виде текста-правила.

2 часть

1. Вид УУД: коммуникативные

2. Умение (действие) учащихся: умение организовывать совместную деятельность с учителем и со сверстниками.

3. Параллель: 3класс

4. Объект оценивания: процесс организации совместной учебной

деятельности по подготовке к выступлению.

5. Задания для учащихся.

- характеристика задания:

задания повышенного уровня сложности, проверяющие способность обучающихся действовать в ситуациях, в которых нет явного указания на способ выполнения, а ученик должен сам находить характерные признаки, сравнивать, группировать, классифицировать по определённым признакам, делать выводы и обобщать

- мотивационная часть:

каждый учащийся знакомится с 1-3 текстами, кратко формулирует, о чем прочитал, и что, на его взгляд, общего в информации;

- содержательная часть:

Инструкция к карточкам с текстами.

1. Определить тему, которая связывает все тексты;

2. Выбрать один текст от группы, который, по вашему мнению, наиболее глубоко отражает данную тематику, и представить его удобным для вас способом.

Условие: карточки с текстами. См. Приложение 1.

- образец ответа (для одного из вариантов):

-Мы ознакомились со всеми текстами: прочитали или послушали товарищей по группе. В тексте о комбайне речь идет о технике, но эта машина нужна в растениеводстве для уборки зерновых культур. В статье о теплице говорится о технологии выращивания растений, необходимых продуктов для человека. Стихотворение о яблоневом саде указывает на плодоводство – отрасль растениеводства, где занимаются возделыванием многолетних плодовых или ягодных культур. В статье про рожь, пшеницу и овес рассказывается о зерновых культурах, которые кормят людей всего мира, зерновое хозяйство — важнейшая отрасль растениеводства. Информацию о выдающемся русском учёном-биологе Николае Ивановиче Вавилове тоже присоединяем к теме «Растениеводство», так как ученый изучал культурные растения всего мира. В полеводстве широкое распространение получило выращивание подсолнечника и картофеля – об этом были загадки. И самая большая статья о занятиях людей подтвердила наши предположения, она наиболее глубоко отражает тематику, которая связывает все тексты. Наш коллективно принятый ответ – растениеводство.

6. Критерии оценки: лист наблюдения.

Распределение функционала

Критерий

Показатель

1

Функции не распределены, один участник выполняет всю работу

-2

2

Распределения функций нет, задания выполняются произвольно, хаотично

-1

3

Распределяет один, без учета интересов и пожеланий участников группы

0

4

Распределяет один с учетом интересов и пожеланий участников группы

1

5

Совместно договариваются о распределении функций

2

7. Методические комментарии. В данной ситуации экспертом выступает учитель, который наблюдает за умением учащихся эффективно организовать совместную учебную деятельность. Участники в группе получают одинаковое количество баллов. Умение считается сформированным, если группа набрала положительное количество баллов.

Следует сделать акцент на процедуре распределения функций в группе при совместной работе, т.к. оценивается именно умение организовать совместную учебную деятельность. Следовательно, при выборе материала для работы в группе важен объем информации, предлагаемой для обработки. Количество текстов не может быть обработано одним учеником за определяемый промежуток времени. Учащиеся класса случайным порядком делятся на группы по 4 человека по жребию, расчетом на 1–2–3–4, другим способом. Каждая группа получает пакет с заданием, всего два варианта. Уровневая дифференциация обучения в достаточно большой группе учащихся, подобранной по случайным признакам, реализуется посредством предъявления школьникам задания обязательного и повышенного уровней - текстов, различных по объему и сложности, но позволяющим участвовать в коллективном обсуждении. Способ представления (один, двое или все участники) группа определяет самостоятельно. На выполнение задания отводится 10 -15 минут.

3 часть

1. Вид УУД: регулятивные

2. Умение (действие) учащихся: умение делать выводы по теме урока и ставить цели урока;

3. Параллель: 4класс

4. Объект оценивания: умение сформулировать цель на основе определенной проблемы и существующих возможностей

5. Задания для учащихся.

- характеристика задания:

задания с развернутым ответом, показывающее способность выражать и аргументировать собственное мнение; логично излагать мысли

- мотивационная часть:

послушать сказку, определить букву

- содержательная часть:

Вопросы учителя. Какая это была буква? И как понять: в глаголе ей можно, а в существительном - не хочет?" Что мы знаем об этой букве? Какие три функции она выполняет? Подумайте, о какой функции мягкого знака мы будем говорить? Докажите, почему? Какие цели мы выберем на урок?

Условие: текст грамматической сказки. См. Приложение 2.

- образец ответа: ь – показатель мягкости, ь – разделительный, ь – показатель грамматической формы у некоторых частей речи после шипящих. Мы будем говорить о ь – показателе грамматической формы у некоторых частей речи после шипящих, так как мы в 4-м классе изучаем части речи и их формы, а первые две функции мы изучали во 2-м и 3-м классах. Цель урока: у каких частей речи после шипящих ь пишется, а у каких не пишется.

6. Критерии оценки: на начальном этапе занятия педагог ставит цель и задачи, направленные на создание условий для дальнейшей эффективной работы на занятии (привлечение внимания и интереса к предстоящей учебной деятельности и теме занятия)

7. Методические комментарии. Учитель выступает в роли организатора и консультанта, ученик - как активного исследователь, творчески работающий над решением учебной задачи. Идет формирование умения работать с новой информацией: отбор, выделение, выстраивание в логике и, наконец, обобщение для формулирования цели. Метод обучения: коммуникативный. Форма организации познавательной деятельности: фронтальная.


Литература

1.Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика.//Образовательная система «Школа 2100 – качественное образование для всех»: Сб. материалов. – М.; Баласс, 2006. с.144

2.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред.А.Г. Асмолова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 152 с. - (Стандарты второго поколения).

3.Федеральный государственный образовательный стандарт http://standart.edu.ru/

4. Nachalka.com http://www.nachalka.com/









Приложение 1

Карточки по теме «Растениеводство»

1. На полях хлеб убирают комбайном. Комбайн - сложная машина. Он и жнет, и молотит, и веет. Колосья обмолачиваются, зерно ссыпается в особый бак наверху машины. Как только наполнится такой бак, комбайн останавливается. К нему подъезжает грузовик или трактор с тележками. Открывается задвижка бака. Все зерно быстро высыпается в кузов. Разгрузился комбайн, идет дальше.

2.Теплица — это дом с прозрачными стенами и крышей, в котором круглый год можно выращивать растения. Зима, на полях лежит снег, а в теплице растут огурцы, зреют помидоры, цветут гвоздики. Современные тепличные хозяйства - настоящие промышленные предприятия, ведь в теплицах все делают машины и механизмы. Они обрабатывают почву, высевают семена, высаживают рассаду, подкармливают растения. Автоматы поддерживают в теплицах нужные температуру и влажность воздуха, вовремя включают и выключают освещение, поливочные агрегаты, открывают и закрывают форточки.

3. Осень! Cладкий запах яблок, небывалый урожай!

Много их под сенью яблонь, наклоняйся, собирай.

Что за чудные плоды – нет вкусней, сочней еды!

Цветом желтым, цветом красным осень щедро красит их.

С веток яблоки свисают, манят взрослых и ребят.

Этот плод - все люди знают - витаминами богат.

4. Рожь и пшеница – это главные злаковые культуры. Первое место по размерам посевных полей занимает пшеница. Из зерен пшеницы делают муку и пекут белый хлеб, делают манную и пшеничную крупу. Второе место по площади полей среди злаковых культур занимает рожь. Из ее зерна делают ржаную муку, пекут черный хлеб, из соломы делают бумагу и картон. Третье место занимает овес. Из него делают много полезных продуктов: овсяную муку, крупу, печенье, используют для корма животным.

5. Люди занимаются растениеводством для того, чтобы получать продукты питания. Пшеница, рожь, ячмень, рис, кукуруза, овёс, просо - основные зерновые культуры, которые кормят людей всего мира. Люди занимаются растениеводством не только для того, чтобы получать продукты питания, но и для того, чтобы обеспечить кормами домашних животных. Для этого выращивают кормовые культуры - тимофеевку, клевер, люцерну, кормовую свёклу. Из хлопчатника и льна на специальных предприятиях получают волокно. Из волокна делают нити, а из нитей ткут ткани. Люди многих профессий работают в растениеводстве. Это хлеборобы, овощеводы, садоводы, хлопкоробы. Они хорошо знают, когда нужно сеять то или иное растение, как за ним ухаживать, когда собирать урожай. Только тот, кто любит землю, может быть хорошим растениеводом.

6. Выдающийся русский учёный-биолог Николай Иванович Вавилов изучал культурные растения всего мира и собрал крупнейшую в мире коллекцию семян. Он установил, что каждое растение имеет свою родину. К примеру, родина картофеля - Южная Америка, а огурцов - Индия.

7. Зреют клубни под землёй, силу набирают,

Чтобы стать для нас едой, их потом копают.

Поднатужимся немножко – будет на зиму ...!

8. Золотое решето чёрных домиков полно.

Сколько чёрненьких домков, столько беленьких жильцов.


Карточки по теме «Животноводство»

1.В прудовых хозяйствах страны разводят рыб. В Елецком районе нашей области тоже есть такое хозяйство. Там выращивают карпа и толстолобика. Эти рыбы малоподвижны и прожорливы, поедают в водоемах мотыля, червей, маленьких моллюсков, мелкие части водных растений, даже тину. А еще люди подкармливают рыбу специальным комбикормом, который изготавливают на промышленных предприятиях. Не удивительно, что карпы быстро толстеют и растут.

2.Наблюдая за жизнью пчел, вы узнаете о них много интересного. В древние времена жилищем диких пчел были расщелины скал, пещеры и дупла. Сейчас для пчел строят специальные домики – ульи. Улей защищает пчел от неблагоприятного воздействия внешней среды, в нем пчелы хранят мед, воск. Мед полезен, это хорошее лекарство, воск, используется в медицине, в технике. А еще пчелы опыляют растения. Ульи для них бывают разных видов: одностенные на юге и двухстенные - в северных областях, вертикальные и горизонтальные. Впервые деревянный разборный улей был изобретен русским пчеловодом более 200 лет назад.

3.Барашки, овечки – на шубе колечки.

Повезло им в шубейке родиться, могут шерстью они поделиться.

Будем прясть из шерсти нитки, свяжем кофточки, платки,

Шапки, шарфики, штанишки, платья, варежки, носки.

Ткань соткем – пошьем костюмы, деловые пиджаки.

А овечки и барашки по лугам идут-бредут,

Поедят зеленой травки, снова шерстью обрастут.

4.Свиньи произошли от кабанов. Сильное и опасное это животное. Вот такого зверя приручил человек. Многие говорят, что свиньи – грязнули. Наоборот, они очень чистоплотны. Свинья ложится в грязь, чтобы охладить кожу и избавиться от насекомых. Свиней надо содержать в чистых помещениях

5.Животноводство – это отрасль сельского хозяйства, занимающаяся разведением сельскохозяйственных животных для производства продуктов. К домашним животным относятся коровы, свиньи, овцы, козы, кролики, лошади, ослы, верблюды, северные олени, ламы, собаки, кошки. Основные домашние птицы — куры, гуси, утки, индейки, цесарки. Уже в наше время постепенно одомашнивается все больше видов рыб. Сначала это были многочисленные аквариумные рыбки, а теперь разводят и промысловых рыб. Медоносные пчелы и тутовый шелкопряд – это одомашненные насекомые. Одних животных человек разводят больше, других меньше. Это зависит от природных условий, потребностей людей. Животноводство тесно связано с растениеводством, которое обеспечивает основными кормами. Труд животноводов тяжелый, но очень необходимый.

6.Слово «ветеринар» означает «лечащий скот». Ветеринар - одна из самых древних профессий на Земле. Сейчас для лечения животных созданы ветеринарные клиники. Ветеринары работают в зоопарках, в цирке, в птичниках, на фермах. Они не только лечат животных, но и следят за чистотой в помещениях, наблюдают за здоровьем животных, их кормлением, делают прививки от заразных болезней.

7.Он для всех хороший друг в тундре, где Полярный круг.

Есть рога и тёплый мех, что зимой так греет всех.

Ищет ягель целый день. Это-...

8.Кто кудахчет целый день? Ей в гнезде сидеть не лень.

Её жёлтые ребятки называются цыплятки.













Приложение 2

Грамматическая сказка «Таинственная незнакомка»

Кто-то позвонил. Дверь отворилась, и в нее выглянула пригожая, миловидная буква (не скажу - какая, догадайтесь сами).

- Здесь живет такая-то буква?

- Да.

- Не могли бы вы сейчас поработать?

- А как?

- Постоять в начале слова. Слово-то, понимаете, начинается, и надо, значит, в самом его начале постоять, посмотреть, чтобы предыдущее слово на него не наскочило...

- В начале слова не работаю.

- А тогда вот: место есть - между согласной буквой и буквой А, надо там поместиться и, значит ...

- Простите, в таких местах не бываю.

- Вот оно как! А если две согласные буквы, между ними постоите? Чтобы они не ушиблись друг о друга?

- Какие это буквы, будьте добры?..

- Первая - Н, а за ней -Ч.

- Нет, туда не пойду.

- А после Ч? Перед Т?

- Если в глаголе - тогда с удовольствием.

- Нет, в существительном.

- Ничем не могу вам помочь.

Дверь захлопнулась.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!