СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по предмету « Основы религиозных культур и светской этики» (Модуль «Основы светской этики»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Добро и зло» (2-й урок)

Цель урока: формирование представлений о добре и зле и нравственной ответственности за совершённое действие.

Задачи урока:

1.Организовать проведение учебного исследования.

2.Развить умение определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы,  оформлять результаты исследования.

3.Создать условия  для работы в микрогруппах  при работе с текстом (анализ текста, дискуссия, сотрудничество);

4.Воспитывать стремление совершать добрые поступки, избегать зла.

5.Развивать умение учащихся анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями.

Тип урока: урок-закрепление изученного, урок-исследование.

Основные термины и понятия:  добро, зло.

Формы организации учащихся:

Фронтальная работа, работа в группах,  индивидуальная работа

 Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником, словарная работа.

Оборудование:

мультимедийный проектор, презентация к уроку «Добро и зло», учебник «Основы светской этики», печатный раздаточный материал (карточки с заданиями, карточки с пословицами, высказываниями, словами), весы.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по предмету « Основы религиозных культур и светской этики» (Модуль «Основы светской этики»)»

Методическая разработка по предмету « Основы религиозных культур и светской этики» (Модуль «Основы светской этики»)

Тема урока: «Добро и зло» (2-й урок)

Цель урока: формирование представлений о добре и зле и нравственной ответственности за совершённое действие.

Задачи урока:

1.Организовать проведение учебного исследования.

2.Развить умение определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования.

3.Создать условия для работы в микрогруппах при работе с текстом (анализ текста, дискуссия, сотрудничество);

4.Воспитывать стремление совершать добрые поступки, избегать зла.

5.Развивать умение учащихся анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями.

Тип урока: урок-закрепление изученного, урок-исследование.

Основные термины и понятия: добро, зло.

Формы организации учащихся:

Фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником, словарная работа.

Оборудование:

мультимедийный проектор, презентация к уроку «Добро и зло», учебник «Основы светской этики», печатный раздаточный материал (карточки с заданиями, карточки с пословицами, высказываниями, словами), весы.







Ход урока:

п/п

Этапы урока

Содержание урока

1.

Организационный момент

Приветствие учителя.

Добрый день, дети!

-Я улыбаюсь вам,

Вы улыбаетесь мне,

Повернулись друг к другу,

Улыбнулись друг другу.

2.

Актуализация знаний

- Прочитайте эпиграф к уроку, вставив подходящие по смыслу слова. Сформулируйте тему нашего урока.

«Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно больше ___________, как можно меньше ______» (Л.Н.Толстой)

Ответ: «Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно больше добра, как можно меньше зла». (Л.Н.Толстой)

(Учащиеся формулируют тему урока «Добро и зло»)

-Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.

Добро со злом неразделимы.

Борьба идет под плач и смех,

Но жаждет каждый видеть зримо,

Когда добро одержит верх.

Заслужит только тот награды,

Кто испытание пройдет.

Кувшинчик с кладом он откроет,

И в мир добра он с ним войдет.


-Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности.

Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его.

- Понятны ли вам слова добро и зло?

Давайте ещё раз обратимся за помощью к  толковому словарю. 

1 ученик.

Сергей Ожегов дал такое определение этому слову:  

« Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок», а « доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим".

И отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добросердечный, добропорядочный, добросовестный.

2 ученик.

В словаре Ожегова – «Зло-нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок».

Давайте обсудим следующие вопросы:

-Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми? Вы себя считаете злым или добрым человеком? Вас окружают добрые или злые люди?

3.

Подготовка к исследовательской деятельности

-Ребята, в каком литературном жанре можно чаще всего встретить борьбу между добром и злом? (в сказках)

Игра «Сказки»

- В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы поиграем с вами в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками. (Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, Гуси-лебеди, Водяной, Баба-яга, Золушка, Мальвина, девочка Женя, Чиполлино, старик Хоттабыч, Емеля, Карлсон.)

-Ребята, как связана тема нашего урока и сказки? Какие у вас возникают вопросы? Что бы вы сегодня хотели узнать на уроке? (-Чему нас учат сказки? Больше добрых или злых поступков совершают герои сказки? Добро в сказках всегда побеждает зло?)

- Попробуем разобраться во всех этих вопросах.

Через сказки воспитывается душа человека, пробуждаются самые лучшие чувства. Когда мы читаем сказки, смотрим, слушаем, то мы всегда переживаем за наших героев, радуемся за них, когда у них все получается. В сказках все получается, а вот в жизни не так. Недаром говорится, что скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И сказки даются нам для того, чтобы мы учились жить, учились добру, любви, красоте, радости. Как говорится: "Сказка-ложь, да в ней намёк -добрым молодцам урок".

Сегодня мы проведём исследовательскую работу по теме: «Чему нас учат сказки? Поступки героев сказки? Добро побеждает зло?»

4.

Исследовательская деятельность учащихся

-Для проведения исследования будем работать в группах. Мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. (Повторение правил работы в группах)

-Каждая из 5 групп получает задание. Выполнив все задания и ответив на все вопросы, у нас получится ответ на наши вопросы. Каждая группа получает карточку с заданиями.

Карточка:

1.Тема исследования.

2.Цель и задачи исследования.

3.Гипотеза исследования.

4.Исследование сказки.

5.Результат исследования сказки.

6.Защита исследования.

Группам необходимо - познакомиться с народными и литературными сказками о добре и зле, исследовать, проанализировать произведение и подготовить выступление по плану:

1.Название сказки, автор (если сказка литературная).

2.О чём эта сказка?

3.Чему нас учит эта сказка?

3.Опишите поступки героев сказки.

4.Выясните, какие герои добрые, а какие злые. Что побеждает в сказке, добро или зло?

5.Подобрать пословицу, которая отразила бы главную мысль произведения.

6.Подобрать эпиграф, который подходит к этой сказке.

Произведения для работы учащихся в группах:

1 группа - сказка «Морозко».

2 группа-сказка «Лиса и Журавль».

3 группа-сказка «Цветик – семицветик», В.П.Катаев.

4 группа - сказка «Сказка о рыбаке и рыбке», А.С.Пушкин

5 группа – сказка «Конёк-Горбунок», П.П.Ершов

Пословицы для выбора:

  • «Добра и зла исток — в душе у нас, а не во сне» (Китайская мудрость)

  • «Не одежда красит человека, а его добрые дела».

  • «Скромность украшает человека».

  • «Доброе слово человеку, что дождь в засуху».

  • «Жизнь дана на добрые дела».

  • «Доброе слово и железные ворота открывает».

  • «Худо тому, кто добра не делает никому».

  • «Твори добро, чтобы любя добро тебя нашло»

«Зла не верши, чтобы тебя не погубило зло».

Эпиграфы для выбора:

«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».

(В.О.Ключевский.)

«Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне,- вот это и есть мои пороки».

(Древнекитайское изречение.)

«Лишь добро одно бессмертно, зло подолгу не живет!» Шота Руставели.

«Никакое добро не пропадает даром». Древняя Индия, неизвестный автор.

«Добро — это как будто превосходная степень пользы, это как будто очень полезная польза». Николай Гаврилович Чернышевский.

«Коварное сердце не найдет добра, и лукавый язык попадет в беду». Соломон.

«Кто хочет приносить пользу, тот и с буквально связанными руками может сделать бездну добра». Федор Михайлович Достоевский.

5.

Защита исследовательских работ

Учащиеся по плану защищают свои работы, доказывают либо опровергают гипотезы.

Тема исследования: «Чему нас учат сказки? Поступки героев сказки? Добро побеждает зло?». Объектом исследования стали поступки героев русских народных сказок, литературных сказок. Предметом исследования - сказки.
Цель исследования – выяснить, чему учат сказки. Помогут ли нам сказки разобраться, где добро, а где зло?

Гипотезы исследования –

1.Если изучить поступки героев сказок, то можно сделать вывод о том, что сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей, идеала. Для девочек - это красна девица (умница, рукодельница...). А для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину).
2.Добрые силы в русских народных сказках – это, скорее всего, положительные герои и животные, которые воплощают образы и характеры людей. Они живут в особом сказочном мире.
3.  Сверхъестественные злые силы, скорее всего, обитают в подземелье, не имеют поддержки на земле, поэтому всегда оказываются побежденными.

4.Добро всегда побеждает зло.

Предположительные выводы учащихся:

Гипотезы исследования подтвердились. Светлому миру положительных сказочных героев противопоставляются темные силы этого царства, всякая нечисть. Народная сказка всегда на стороне нравственной правды, и выигрыш постоянно должен оставаться за простодушием, сострадательностью героя. Добро побеждает зло.

Сказки учат нас отличать добро от зла.

6.

Обобщение знаний

- Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?

Практическая деятельность.

-Может быть, нам помогут это узнать старинные весы? На одну чашу будем класть “зло” (таблички с надписями: Зависть. Жадность. Грубость. Предательство. Война. Ложь.)

- Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с «добром». Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, свои капельки добра положим их на чашу весов с «добром».

 (Дети подходят по одному к весам, говорят о своём добром деле и кладут на чашу “капельку”. Вскоре, чаша весов “добра” перевешивает чашу “зла”.)

-Благодаря чему мы совершаем добрые дела? Что нам в этом помогает? (улыбка, скромность, доброта, милосердие, честность, дружелюбие, вежливость, желание помочь людям и т.д.)

-Давайте задумаемся, а что мы с вами можем сделать, чтобы избежать зла, чтобы его не прибавлялось в мире?

Учитель. Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк,  ручейки – в реку, реки – в море, моря – в океан добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.

7.

Рефлексия

- Урок подходит к концу. Задумайтесь! Какие вы? Что вам нравится в себе? Что бы вы хотели изменить? (Дети передают игрушку, высказывая своё мнение).

- Нам всем приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.

1) Помогать людям.

2) Защищать слабого.

3) Делиться последним с другом.

4) Не завидовать.

5) Прощать ошибки другим. (эти правила повесить в классном уголке)

-Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. Ведь делать добро — это здорово! Улыбнитесь друг другу. Давайте спешить делать добро!

Ученик читает наизусть.

Как бы жизнь не летела –

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

8.

Домашнее задание (по выбору)

1.Придумать сказку, (басню) о добре и зле.

2.Нарисовать, сделать коллаж или поделку на тему «Добро и зло».

3.Подобрать пословицы о добре и зле, подготовив задание для товарища «собери пословицу»

4.Продолжить сказку самим и предложить родителям, если у них будет желание, написать свой вариант (текст напечатан на листочках)

« На небе появилась огромная черная туча. Она закрыла собой солнышко, сказав ему: «Уходи! Сегодня мой день! Видишь, никого нет на улице. Все дети сегодня дома сидят и гулять не будут, потому что я не люблю детский смех, не люблю дружные игры!» И туча развалилась на небосклоне, стала любоваться скучной картиной…».







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!