СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по дисциплине "Мировая художественная культура"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  открывает  раздел  «Искусство  Постренессанса  XVII-XIX вв.». Поэтому  уже  на  первом  занятии  уделяется  внимание  мотивации  в целом  по  теме, а  также  по  начальным  её  сюжетам,  связанным  с  барокко  и  классицизмом, как  стилями  в  известной  степени  альтернативными  друг другу

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по дисциплине "Мировая художественная культура"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОУ ВПО «СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ» СРЕДНЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «ИСКУССТВО» МХК

по теме:

«Барокко:

архитектура,

живопись,

скульптура»

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ЦК

«ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

МАРТЮШОВА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОЛВНА


Рассмотрено на заседании ЦК

«Филологические дисциплины»

«____»______________20__г.

Протокол №_______________

__________________________

Председатель ЦК__________


/Прядкина З.Г./


г. ЧЕРКЕССК

2013 г.

Пояснительная записка.


Место данного занятия в курсе. Урок открывает раздел «Искусство Постренессанса XVII-XIX вв.». Поэтому уже на первом занятии уделяется внимание мотивации в целом по теме, а также по начальным её сюжетам, связанным с барокко и классицизмом, как стилями в известной степени альтернативными друг другу.

Безусловно, ведущее место в содержании урока занимает барокко как первый общеевропейский стиль в искусстве XVII-XVIII вв., однако, в разной степени освещения берутся лишь основные проявления этого стиля.

На уроке не ставится целью исчерпать тему, а – через диалог, визуальную и содержательно акцентированную подачу материала организуется внутренняя мыслительная работа и контуры будущей деятельности студентов.

Цели учебного занятия, таким образом, выстраиваются как содержательно – развивающие и воспитательно – формирующие:

  • актуализация на новом концептуально – контекстовом уровне

ранее полученных на уроках и других предметах сведений о стиле барокко как явлении культуры XVII-XVIII вв. в основных его проявлениях – в архитектуре, в живописи, в скульптуре.

  • развитие умений видения и различения многофакторных явлений, влияющих на эволюцию искусства, стилей, вкусов той или иной эпохи; развитие умений ставить вопросы для самопознания.

  • формирование вкуса и ценностного отношения к явлениям культуры прошлого, как во многом актуальным, не утратившим эстетической ценности и во многом объясняющих нас и мир сегодняшний.


Оборудование урока.


1. Компьютерный слайд – фильм об архитектуре барокко, составленный

преподавателем на основе электронной библиотеки издательства DirectMedia:

по CD-ROM «Барокко», Москва-Берлин., 2004г. (см. приложение 2).

2. DVD-video BBC «Всемирная история живописи», диск 2 (фрагмент о Рубенсе), 2004г.

3. Компьютерная презентация «Скульптура барокко», составленная преподавателем на основе материалов Ved Galery of Art (www.wga.hu) и др. источников (см. приложение 2).

4. Распечатки – вопросники для студентов к разным эпизодам урока (

см. приложение 1).

5. Мировая художественная культура. 11.кл. Учебник для общеобразовательных учебных заведений / Г.И.Данилова и др. – М.: Издательство «Интербук», 2002г.


План урока:


  1. Вступление.

  2. Архитектура европейского барокко.

  3. Барочная живопись («император барокко» П.П.Рубенс).

  4. Скульптура Барокко.

  5. Пояснения к домашнему заданию.




Вступление

(Общеисторический контекст Поствозрождения XVIIXVIII в.в.)


С сегодняшнего дня мы начинаем изучать то, что называют Постренессансом (Поствозрождением), постренессанским искусством. Ещё конкретнее и проще – начинаем изучать искусство конца XVI – XVIII веков.

Вы знаете, что это

  • время Реформации и Контрреформации

  • время существенного изменения картины мира (в это время, по сути рождается европейская наука)… и теряется точка опоры людей Возрождения о вечной гармонии мира (обратите внимание на тревожные стихи в вашем учебнике - §20)

  • время утверждения буржуазных отношений в Европе (даже если, как в Нидерландах и Англии, ещё не произошли буржуазные революции)

  • наконец, время Просвещения...

Безусловно, всё это не могло не отразиться в такой важнейшей сфере общественных отношений, какой является культура и её важнейшая составляющая искусство.

И, хотя мы договорились не впадать в вульгарный материализм, более того убедились, что не меньшее значение имеет появление Личностей «в нужное время и в нужном месте» (вспомните хотя бы зарождение итальянского Ренессанса именно во Флоренции, а не где-либо в другом месте той же Италии), сбрасывать со счетов многообразие явлений жизни, их переплетение, уникальное сочетание материальной и духовной «мозаики» в том или ином регионе Европы мы не можем.

Всё выше перечисленное – истоки, или, по крайней мере, контекст Постренессанской культуры.

*****


Тогда возникает ряд вопросов. Попробуем их вместе обозначить.

( вопросы к эпизоду 1, см. распечатку для студентов)


  • Что-то в этом «Пост…» осталось от Возрождения или всё кануло в Лету, библейскую реку забвения?

  • Если осталось то, что именно?

  • Если было отвергнуто, то почему?

  • Возрождение называют эпохой, а последующие новшества в искусстве только стилем, направлением. Почему?

  • Новое по-прежнему рождалось в Риме - этой Мекке Высокого Возрождения. Случайно ли это?

  • И барокко, и классицизм (именно в такой последовательности

мы будем их изучать) относят к классическому искусству. Тогда почему их называют альтернативой друг другу?

  • Некоторые исследователи искусства считают классицизм последовательным и логическим продолжением Возрождения, а барокко - случайным побочным продуктом и даже своего рода поветрием «фабрики искусств» того времени. Так ли это?


Предложите возникшие у вас вопросы, возьмём и их на заметку.

……(предлагают или вписывают после работы дома)……………………….. ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

PS. Лист с вопросами преподавателя выдаётся в распечатанном виде студентам, дополняется их вопросами. Тем самым даётся установка на прямую (на уроках) или косвенную (дополнительно) деятельность, которая и определит степень конечной компетентности по теме (не только данного урока), что и выяснится позднее на зачёте.

Первое новорождённое дитя Рима к.XVI – нач.XVII вв.- БАРОККО.

То ли стиль, то ли направление, то ли даже эпоха - специалисты спорят до сих пор.… А уж сколько определений этого понятия! Сколько смыслов, вплоть до буквального перевода с португальского – бракованная жемчужина (что сразу нацеливает на негативный смысл).

А что у вас ассоциируется с барокко, со словом или с тем, что узнали на уроках истории? (возможно, укажут буйство форм, роскошь, садово-парковые причуды и т.д.).

Установочное задание для работы с медиаисточником:

сейчас мы просмотрим небольшой слайд-фильм о барокко в архитектуре (т.к. по традиции всегда начинаем с неё) ( См. вопросы к эпизоду 2)

  1. Попытайтесь уловить и записать (лучше опорным словом или словосочетанием), что присуще барочной архитектуре Италии и других стран Европы.

2. Какие объекты, прежде всего, стали воплощением этого стиля?

  1. Что-то осталось от Возрождения? Появилось ли что-то действительно новое?

Беседа после просмотра с выяснением усвоенного и дополнениями учителя:

так, например, акцентируется, что от Возрождения, безусловно, остались: 1. Монументальность архитектурных форм.

2. Высокая эстетичность.

3. Разнообразие архитектурных элементов (ордеров).

4. Довольно логичная включенность того или иного сооружения в ансамбль города или загородной среды и т.д.

5. Синтезность искусств.


Не случайно художник и искусствовед И.Э.Грабарь утверждал:

«Высокий Ренессанс уже на три четверти барокко».


безусловно, новым явились :

  • изогнутость линий (не даром кто-то заметил: «Кредо барокко - ни одной прямой линии!»)

  • необычайная пышность декора, вплоть до чрезмерности во всём (французы назовут это «блестящим безумием»)

  • «буйство геометрии» – сочетание прямых, кривых, вогнутых, выпуклых, овальных, медальонных, друг в друга вписанных поверхностей

  • усиленная (гипертрофированная) слитность архитектуры, скульптуры и живописи (так что в плафонах, обычно выгнутых потолках, теряется реальность присутствия: то ли ты на твёрдой земле, то ли уже где-то в небесах).

  • обилие лепнины и украшательства, причём в яркой цветовой гамме и.т.д.

Студентам предлагается дополнить (откорректировать) запись при выполнении домашнего задания используя и учебник.

Так что на часть вопросов, поставленных и в самом начале урока, и поставленных для просмотра мы с вами, надеюсь, ответили.


NB. Важно отметить, особенно если это не уловили студенты :

1) приоритетными объектами барокко стали католические церкви (о русских будет позднее отдельный разговор). И это не случайно!

В условиях Реформации и Котрреформации католическая церковь стремилась, во что бы то ни стало завоевать паству ошеломляющим искусством (между прочим, так делали ещё римские императоры, чтобы завоевать римлян на свою сторону. Так что школа была…).

Более того, на Тридентском Соборе к. ХVI в. было объявлено, что человек может воспринять догматы христианства только через мистическое озарение.

Отсюда барочных дел мастера не случайно были востребованы в это время, а католическое барокко не случайно наиболее распространилось именно в католических странах – Италии, Испании, Австрии, католической части Германии, Польше, Чехии.

2) как ни странно, широко использовались многие архитектурные приёмы Возрождения, но не ценности, «закодированные» в архитектуре той эпохи – о соразмерности, сдержанности, гармонии человеческого и Божьего миров.

Выходит, барокко было только церковным…?

А интерьеры дворцов, парки, уличные застройки, площади, причудливые фонтаны, загородные виллы…???

Конечно, и здесь была своя «ниша» для этого стиля. Это отразило,

с одной стороны, и не без влияния предшествующего барокко искусства, вечное стремление к красоте, величию, возвышенному

а с другой, - зафиксировало, отразило

  • рост богатства и богатых в Европе,

  • политическую нестабильность (поэтому барокко в чём –то компенсировало отсутствие покоя и согласия),

  • наконец, моду на барокко ( в т.ч. как подражание королю-солнцу Людовику XIV в чём почти до сумасшествия докатился Людвиг Баварский в Германии. Другой пример: одел в барочные одежды православную церковь упомянутый выше Голицын, а дворцы православных царей Растрелли в России).

Вот так католическое барокко перекинулось и ужилось со светским барокко в Европе и даже российским православием.

Не обошлось и без курьёзов. Тот же Людовик XIV не принял проект восточного фасада Лувра аж от самого «короля итальянского барокко» Бернини (тот был жутко оскорблён), перезаказал проект архитектору-классицисту, но зато внутренними покоями Версаля в стиле барокко (стараниями своего придворного художника Лёбрена) ошеломил всех и вся.

В заключение нашего разговора о барочной архитектуре более внятно назовём мэтров этого стиля.

Это прежде всего - Л(оренцо) Бернини, Ф(ранческо) Борромини в Италии, их соотечественник Б(артоломео) Растрелли – в России.

Живопись барокко.

Немного изменим традиции и перейдём от архитектуры не к скульптуре, а к живописи.

В целом изобразительное искусство барокко наиболее ярко и выразительно представлено декоративной монументальной живописью, покорявшей и ослеплявшей современников своим праздничным блеском, накалом страстей, неукротимой энергией и динамикой. Огромные картины и гобелены (шпалеры), разверзшиеся небеса потолков, масса всяческих аллегорий буквально смешивали всё и вся, почти буквально втаскивая зрителя в кипение страстей…

Но мне хотелось бы остановиться на другом, что в какой-то степени несколько по - иному позволяет понять, почувствовать барокко.

Остановиться на творчестве живописца, которого французский художник Делакруа называл «Гомером живописи», а Карл Брюллов находил в его картинах «роскошный пир для очей». Его часто называют крупнейшим мастером торжествующего барокко, королём барокко.

Это Питер Пауль (Пауэл) Рубенс – великий фламандец.

Посмотрим небольшой фрагмент из «Всемирной истории живописи» ВВС, где католическая искусствовед Венди Бэкет даст ещё одно имя этому Мастеру и разъяснит на примере, в чём же его изюминка, если так можно выразиться.

Организуется просмотр видеофрагмента на цифровом носителе: «Всемирная история живописи» ч.2 –

с 21:46 до 24:48 (3 мин.) , а если позволит время до 28:46(7 мин.)

комментарий к картине комментарий к картине «Елена Формен

«Война и мир» в мехах» и акценты по живописи барокко.


Беседа. Столь ли легкомысленным было барокко, по крайней мере, исходя из представленных(ного) творений(ия) Рубенса?

Вот уж точно император!


Ну, а панораму живописи барокко вы дополните из др. источников: учебник, Интернет – см. адреса на стенде в классе, диск «Барокко» изд-ва «ДиректМедиа» (показать) и др.


Скульптура Барокко.


В барокко как, пожалуй, нигде заметна особая (особенная) слитность разных искусств. Всё во имя уже упомянутого ошеломляющего эффекта.

Отдельное и значительное место в барочной культуре принадлежит скульптуре.

И снова придётся вспомнить великого Бернини.

Неужто он превзошёл самого Микеланджело? Неужто его Святая Тереза значительнее микеланджеловской пьеты (оплакивания)? А Давид внушительнее и достойнее? И вообще, не похваляется ли он заявляя:

«Я победил трудность, сделал мрамор гибким как воск, и этим смог в известной степени объединить скульптуру с живописью»… ???

Давайте посмотрим, а потом поговорим.

Организуется работа с медиаресурсом : с фрагментом медиалекции из ЭСУН «История искусства», раздел «Изобразительное искусство барокко» слайды 1-3 или со специальной презентацией «Скульптура барокко» (более предпочтительно).

Студенты нацеливаются на вопросы эпизода 3

Беседа. И как, по-вашему? Превзошёл? Или имеем дело с банальным бахвальством?

Бернини тоже своего рода Титан, но своего времени. Он действительно сделал мрамор гибким как воск, а живопись и архитектуру величавыми на века. Дело не в лучше-хуже. Просто Микеланджело был ещё масштабнее – и поэт, и теоретик искусства, и ёщё многое что.

Подведём предварительные итоги.


Что прояснилось в вашем представлении о барокко?

Какие вопросы (см. список) прояснены, а какие пока нет?

Поделитесь своими эмоциями от увиденного и услышанного

(о музыке разговор впереди, но музыкальное сопровождение фильма

и презентации – творение «императора» барочной музыки Антонио

Вивальди, которого один английский музыкант метко назвал

«Ролинг Стоунз» своего времени).

Захотелось ли ещё больше узнать и посмотреть?


Домашнее задание: используя пометки с урока, § 20 вашего учебника, др. возможные источники проработайте полученные вопросы, запишите примеры творений и выводы по трём основным компонентам содержания – архитектура, скульптура, живопись.

Проект (по желанию).

Предложите оформить наш кабинет (или этаж школы) в стиле барокко (иллюстрация).

Используйте словесные характеристики или компьютер.





Приложение 1

( вопросы к эпизоду 1)


  • Что-то в этом «Пост…» осталось от Возрождения или всё кануло в Лету, библейскую реку забвения?

  • Если осталось, то что именно?

  • Если было отвергнуто, то почему?

  • Возрождение называют эпохой, а последующие новшества в искусстве только стилем, направлением. Почему?

  • Новое по-прежнему рождалось в Риме - этой Мекке Высокого Возрождения. Случайно ли это?

  • И барокко, и классицизм (именно в такой последовательности

мы будем их изучать) относят к классическому искусству. Тогда почему их называют альтернативой друг другу?

  • Некоторые исследователи искусства считают классицизм последовательным и логическим продолжением Возрождения, а барокко - случайным побочным продуктом и даже своего рода поветрием «фабрики искусств» того времени. Так ли это?


Предложите возникшие у вас вопросы, возьмём и их на заметку.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………


Приложение 1 (обратная сторона)


Вопросы к эпизоду 2


1. Попытайтесь уловить и записать (лучше опорным словом или словосочетанием), что присуще барочной архитектуре Италии и других стран Европы.





  1. Какие объекты, прежде всего, стали воплощением этого стиля?




  1. Что-то осталось от Возрождения? Появилось ли что-то действительно новое?




Вопросы к эпизоду 3



Сопоставим ли Бернини с Микеланджело? Если да, то в чём?


Если нет, то почему?







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!