СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока по МХК и русской литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Женские образы в литературе и искусстве

Кучер Э.В., Мироненко И.В.,

учителя русского языка и литературы

Государственного  учреждения образования

«Речицкий районный лицей»

 

Процесс целостного восприятия художественного образа в произведении искусства, осмысление выразительных средств и возможностей каждого вида и жанра являются тем фундаментом, на котором должна строиться вся методология преподавания гуманитарных дисциплин. К сожалению, с исключением из школьной программы такого предмета, как «Мировая художественная культура», мы потеряли огромный пласт  необходимых знаний. Поэтому уроки русской литературы, как никакие иные, призваны восполнить пробелы в знаниях и культуре учащихся. Предлагаем коллегам методическую разработку интегрированного урока по русской литературе.

Для проведения данного урока мы выбрали форму урок-вернисаж, что, на наш взгляд,  активизирует познавательную деятельность учащихся, вовлекает их в   исследовательскую  работу. Эффективность такой работы усиливается опережающими домашними заданиями, рекомендуемыми при работе над темой, использованием компьютерной техники.

            

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока по МХК и русской литературе»

Женские образы в литературе и искусстве

Кучер Э.В., Мироненко И.В.,

учителя русского языка и литературы

Государственного учреждения образования

«Речицкий районный лицей»


Процесс целостного восприятия художественного образа в произведении искусства, осмысление выразительных средств и возможностей каждого вида и жанра являются тем фундаментом, на котором должна строиться вся методология преподавания гуманитарных дисциплин. К сожалению, с исключением из школьной программы такого предмета, как «Мировая художественная культура», мы потеряли огромный пласт необходимых знаний. Поэтому уроки русской литературы, как никакие иные, призваны восполнить пробелы в знаниях и культуре учащихся. Предлагаем коллегам методическую разработку интегрированного урока по русской литературе.

Для проведения данного урока мы выбрали форму урок-вернисаж, что, на наш взгляд, активизирует познавательную деятельность учащихся, вовлекает их в исследовательскую работу. Эффективность такой работы усиливается опережающими домашними заданиями, рекомендуемыми при работе над темой, использованием компьютерной техники.

Тема урока «Женские образы в литературе и искусстве XIX века»

Цели урока:

обучающие:

- способствовать систематизации знаний учащихся о 19 веке;

- способствовать формированию навыков анализа литературного и живописного произведения и поисково-исследовательской деятельности;

развивающие:

- создать благоприятные условия для реализации возможностей каждого учащегося для самостоятельного познания и творчества;

- способствовать развитию коммуникативных способностей учащихся;

-формировать личностное отношение к поэзии, развивать творческую активность и самостоятельность суждений;

-развивать эмоциональную сферу, образное мышление учащихся.

воспитательные:

- воспитывать уважение к творцам прошлого;

-способствовать обогащению внутреннего мира учащихся.

Обеспечение урока: выставка книг, репродукций картин, музыкальное сопровождение по теме урока; мультимедийная презентация по теме урока.

Подготовительная работа: класс делится на группы. Задания разноплановые (индивидуальные, групповые).

Репродукции картин:

Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа»

Рафаэль «Мадонна Конестабиле»

М. Савицкий «Мадонна Беркенау», «Партизанская мадонна»

К. Петров-Водкин «Петроград 1919г. Мадонна»

П.Федотов «Сватовство майора», «Вдовушка»

И.Крамской «Неизвестная»

Н.Ярошенко «Курсистка»

В.Пукирев «Неравный брак»

Женские портреты Ф.Рокотова, В.Боровиковского, Д.Левицкого

Индивидуальные и групповые задания исследовательского типа

№п/п

Задание

Исследование

Индивидуальные задания исследовательского типа

1.

Литературоведы

Отзыв о стихотворении Н.Заболоцкого «Портрет» («Любите живопись, поэты…»)

Отзыв о стихотворении И.Тургенева «Юлия Вревская»


2.

Театрализация

Стихотворение Тургенева «Порог»


3.

Проба пера

Написать стихотворения, посвящённые женщине.

Групповые задания исследовательского типа

1.

Литературоведы


Составить цитатную характеристику героинь И.Тургенева, А.Островского, Лескова и других.

2.

Искусствоведы (группу целесообразнее создать из ребят, которые обучаются в художественной школе)

Создать виртуальную выставку женских портретов художников XIX века, дать описание картин.

3.

Психологи

Составить психологический портрет женщины XIX века и сравнить его с образами наших современниц (социологический опрос).

Создать психолого-цветовые портреты женщин XIX века.

Эпиграф «Жизнь женщины по преимуществу сосредоточена в жизни сердца; любить – значит для нее жить; а жертвовать – значит любить»

В.Г.Белинский

Ход урока

Звучит вальс П.Чайковского

Вступительное слово учителя

Учитель. Ребята, этим вальсом мы приглашаем вас к интересному разговору о женских образах 19 века. Попробуем определить место женщины в исторической эпохе 19 века и как этот образ запечатлен в литературе и искусстве. Картины Федотова, Крамского, Ярошенко, Пукирева, произведения Тургенева, Островского, Лескова, Фета, Чернышевского помогут нам сегодня в разговоре, помогут не только перенестись в эпоху 19 века, почувствовать её контрастность, но и сравнить с нашим временем. Надеюсь, помогут по-новому взглянуть на женщину 19 века.

Учитель. Эпиграфом к уроку стали слова В.Г. Белинского: «Жизнь женщины по преимуществу сосредоточена в жизни сердца; любить – значит для нее жить; а жертвовать – значит любить». И эти слова мы попробуем прочувствовать своим сердцем. И постараемся доказать их значимость и определить, является ли мысль Белинского непреложной истиной, характерно ли это для женщины 19 века и для нас с вами.

Учитель. Эпоха 19 века. Какая она и каковы ее герои? Место женщины в это время?

Варианты ответов:

-Это время зарождения революционно-демократических идей, время прихода в жизнь и искусство нового героя - разночинца, время вопроса «Что делать?» и мучительных поисков ответа на него.

- Женщина представляет собой абсолютно новый тип характера. Если ранее – это романтическая неземная фигура, иногда отрешённая от жизни, то теперь женщина начинает осознавать свою значимость, перестаёт быть заложницей «Домостроя» и прихотей мужчин.

Работа в группах

(литературоведы, искусствоведы, психологи)

Искусствоведы (характеризуют подобранные ими портреты, выполненные Рокотовым, Боровиковским).

Варианты ответов:

-Художники не критичны к своим моделям, в их портретах есть нечто загадочное, но это и понятно, ведь своим искусством они выражали идеи русского сентиментализма: нежной любви и привязанности, мира и согласия.

- Недосказанность волнует, дает простор воображению.

- На этих портретах чаще всего запечатлена обаятельная девушка, погружённая в меланхолическое раздумье.

- Мягкий и плавный силуэт, тонкие и изысканные сочетания голубых, белых, нежно-зелёных и сиреневых тонов.

Литературоведы. Эти картины можно оживить стихотворением Н.Заболоцкого «Портрет»

Ее глаза – как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза – как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.

Реализация индивидуального задания. Отзыв о стихотворении.

Учитель. Перед вами на экране картины известных художников. Знаете ли вы, каким авторам принадлежат эти картины, на которых запечатлены замечательные представительницы своей эпохи? Какие отрывки из русской поэзии им соответствуют? (Проводится викторина)


Учитель. На смену романтическим женщинам пришли иные. Их облик изменился. Вот они перед вами (обращает внимание учащихся на репродукции). Охарактеризуйте их.

Искусствоведы (характеристика картин)

Варианты ответов:

- Она деятельная (Ярошенко «Курсистка»), уверенная в себе (Крамской «Неизвестная»), печальная и убитая горем (Федотов «Вдовушка», Пукирёв «Неравный брак»), кокетливая (Федотов «Сватовство майора»). Женщина на картинах не существует, а живёт.

-Художники отходят от традиционного портрета к жанровым картинам. Мы уже видим движение, а значит – жизнь.

Учитель. Образ женщины по-иному зазвучал и в литературе; по-иному и по- разному.

Литературоведы.

- Да, например, у Фета, который придерживался старых, классических традиций, образ женщины – это образ Мадонны, перед которой все преклоняются. Давайте вспомним это стихотворение

Я не ропщу на трудный путь земной,

Я буйного не слушаю невежды:

Моим ушам понятен звук иной,

И сердцу голос слышится надежды.

С тех пор, как Санцио передо мной

Изобразил склоняющую вежды,

И этот лик, и этот взор святой,

Смиренные и лёгкие одежды.

И это лоно матери, и в нём

Младенца с ясным, радостным челом,

С улыбкою к Марии наклонённой.

О, как душа стихает вся до дна!

Как много мне святого полотна

Ты шлёшь, мой бог, с пречистою Мадонной.

Учитель. Как вы думаете, какие картины навеяли Фету этот образ?

Искусствоведы. Рафаэлевские мадонны.

Учитель. На картинах каких мастеров также запечатлен этот вечный образ

Мадонны?

Искусствоведы. Образ Мадонны нашёл своё отражение в творчестве художников эпохи Возрождения. Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа», «Мадонна Лита», Рафаэль «Сикстинская Мадонна», «Мадонна Конестабиле». В 18-19 веках этот образ почти не находил отражения в творчестве художников эпохи Просвещения, критического реализма. И только в 20 веке живописцы опять обращаются к этому святому образу, как к символу материнства, защитницы всего святого. Савицкий «Мадонна Биркенау», «Мадонна с васильками», «Партизанская мадонна»,

Петров-Водкин «Петроград.1919год».

Учитель. Вдумайтесь в слова Белинского и подтвердите их примерами образов литературных героинь.


Литературоведы.

Варианты ответов.

-Это сказано об образах, выведенных на сцену Островским. Чистые и цельные натуры, Катерина из «Грозы» и Лариса из «Бесприданницы» не хотят мириться с навязываемой им жизнью и борются с собой и с нею.

Главное для них – это любовь. И даже смерть является смыслом любви и страсти. Они велики своей любовью

Звучит монолог Катерины из пьесы «Гроза» и романс Ларисы Огудаловой из фильма «Жестокий романс»


Учитель. Но были женщины иные. Обратимся к картине Пукирева «Неравный брак». Как образ невесты связан с образами женщин, о которых вы говорили?

Искусствоведы.

Варианты ответов.

-Когда смотришь на картину, то понимаешь, насколько она правдива. Ведь многие девушки, которые выходили замуж, видели своих мужей впервые в церкви, у алтаря.

-Они и не выходили замуж, их выдавали, а чаще продавали. И мы видим на картине несчастную невесту, которую выдают замуж за пожилого, но довольно богатого человека (об этом свидетельствуют и изысканный костюм, и «Анна» на шее). А вокруг гости – любопытные сластолюбцы, которые без стеснения «оценивают» свежесть и красоту невесты, родственники, опечаленные утратой наследства «богатого дядюшки». И только она, жертва, светлым пятном выделяется на полотне.

-Она грустна, в глазах – слезы, в правой руке держит свечу, а левую безучастно протягивает священнику. Она смирилась со своей судьбой. Невеста Пукирёва очень похожа на Катерину и Ларису. Их тоже продали, предали, их не понимают в жестоком мире денег.

Учитель. Обратимся ещё раз к эпиграфу нашего урока. Какие ещё основные черты женщин 19 века вы можете назвать?

Учащиеся. Жертвенность.

Психологи. У Тургенева есть слова о том, что «женщина не только способна понять самопожертвование: она сама может пожертвовать собой».

Учитель. Вы очень вовремя напомнили нам еще об одном интересном писателе, раскрывшем глубину женской души, женского характера. Какова сущность женщины по мнению Тургенева?

Литературоведы.

Варианты ответов.

Это женщина-спасительница, женщина, жертвующая собой. Такова Елена Стахова из романа «Накануне», Наталья Ласунская из «Рудина», Юлия Вревская. Вот, что пишет о Вревской Тургенев в одном из «Стихотворений в прозе».

(Чтение и анализ стихотворения Тургенева «Юлия Вревская»)

Психологи. Мы проследили психологический образ женщины 19 века, сравнили его с образом современной девушки, проведя опрос в нашем классе, составили психологический портрет в цветовой гамме.

(Характеристика портретов)


Варианты ответов при дискуссии.

-А я не согласен с тем, что все женщины походили на Ларису и Катерину или Юлию Вревскую. Например, Катерина из очерка Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» пошла на преступление ради любви, не посчиталась даже с жизнью маленького ребёнка. И я ее вижу не в светлых тонах, а в черно-красных, кровавых тонах.

- Да, но она ведь боролась за свою любовь. А кто мешал Катерине и

Ларисе это сделать?

- Но героини Островского это же чистые цельные натуры. Им претит обман. Их любовь не должна быть запятнана. А Катерина Измайлова ради любви жертвует не собой, а другими.

Учитель. Правильно, ведь любовь – это готовность отдавать себя. Отдать, но не взять.

Психологи. Мы провели опрос среди одноклассников, друзей и знакомых и узнали, что девушка 21 века должна быть:

- умной – 25 %

- красивой – 30%

- общительной – 15%

- умеющей себя показать – 7%.

Кроме этого, отмечены были следующие качества: умение красиво одеваться, начитанность, деловитость, чувство юмора.

Учитель. Еще раз обратите внимание на наш эпиграф. Какой глубокий смысл в нескольких строчках. Эти строчки помогли нам сегодня построить урок, осмыслить образ женщины в искусстве и литературе XIX века.

Надеюсь, что вы тоже не остались в стороне от литературного творчества.

Страничка «Проба пера» (читают собственные стихотворения).

Учитель. Итак, мы сегодня попытались раскрыть образ женщины XIX века, показать его контрастность. Женщина XIX века действует, не зная, что ждёт её впереди, она смело вступает в новый для нее мир, как нам кажется, именно Тургенев в своем стихотворении «Порог» сумел точно раскрыть всю сложность женской души.

Инсценировка стихотворения Тургенева «Порог»

Рефлексивная карта урока

Работа групп

Ваше мнение

Психологи



Литературоведы



Искусствоведы



Сегодняшний урок заставил задуматься о…
















Приложение к уроку.

Викторина «Женские образы в искусстве»

Знаете ли вы, каким авторам принадлежат эти картины, посвящённые красе женщины? Какие отрывки из русской поэзии им соответствуют:

Очи черные, очи страстные!

Очи жгучие и прекрасные!

Как люблю я вас! Как боюсь я вас!

Знать, увидел вас я в недобрый час!

Е.П.Гребенка

Ты смеешься, дорогая.

Ты смеешься, ангел мой.

И тоску свою скрывая,

Сам смеюсь я над собой.

Я.Ядов

Я люблю вас, моя сероглазка,

Золотая ошибка моя.

Вы вечерняя жуткая сказочка,

Вы цветок на картине Гойя.

А.Н.Вертинский

Мне все равно, страдать иль

наслаждаться,

К страданьям я привыкла уж давно.

Готова плакать и смеяться.

Мне все равно!

Ф.Б.Миллер

Промчалось, как ясное облако,

детство,

И как изменилась подруга моя!

Она моё сердце разбила на части,

Но плакал об этом один только я

Д.Д.Минаев

Она как полдень хороша,

Она загадочней полночи.

У ней не плакавшие очи

И нестрадавшая душа.

Н.М.Минский

Нет, нет, не хочу!

Ничего я не хочу!

Не клянитесь – все напрасно,

Не открою я души.

А.Сурин.

… Она давно прошла, и нет уже тех глаз,

И той улыбки нет, что молча выражали

Страданье – тень любви и мысли – тень

печали.

Но красоту ее Боровиковский спас.

Так часть любви от нас не улетела

И будет этот взгляд, и эта прелесть тела

К ней равнодушное потомство

привлекать,

Уча его любить, страдать, прощать,

молчать.

Яков Полонский

… Ее глаза – как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза – как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок.

Предвосхищенье смертных мук.

Когда потёмки наступают

И приближается гроза,

Со дна души моей мерцают

Ее прекрасные глаза.

Николай Заболоцкий.



Ответы

  1. В.Боровиковский «Портрет М.И.Лопухиной» - Яков Полонский

  2. К. Брюллов «Портрет У.М.Смирновой» - Н.Минский

  3. Гойя «Портрет Марианны Вальдстайн» - А.Вертинский

  4. Б.Кустодиев «Купчиха за чаем» - А.Сурин

  5. Леонардо да Винчи «Портрет Дженевры де Бенчи – Ф.Миллер

  1. А.Архипов «Девушка» - Я.Ядов.

  2. Ф.Рокотов «Портрет А.Струйской» - Н.Заболоцкий

  3. В.Серов «Портрет девочки с персиками» - Д.Минаев

  4. Энгр «Мадемуазель Каролина» - Е.Гребенка








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!