Просмотр содержимого документа
««Методические условия, способствующие эффективному усвоению понятий «корень», «однокоренные слова»»
| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
ПРОВЕРИЛ
________/_________/
«___»_________20___г.
«Методические условия, способствующие эффективному усвоению понятий «корень», «однокоренные слова»
Выполнила
студентка Ш-41 группы
Шкавро Алевтина
Ейск, 2022 г.
Изучение корня осуществляется с учетом следующих особенностей данной морфемы:
а) корень играет роль семантического фундамента в слове;
б) он выражает то лексически общее, что присуще всем словам-родственникам;
в) корень является индивидуальной морфемой (каждое гнездо родственных слов имеет свою корневую морфему, не повторяющуюся в словах других гнезд).
Условия, определяющее методику работы над корнем: с одной стороны, раскрытие роли корня как ядра лексического значения слова, с другой — усвоение корня как общей части родственных слов, в которой заключена общность семантики этих слов.
Для ознакомления учащихся с понятием "корень" предлагается подобрать ряд родственных слов (без введения термина). В процессе подбора слов младшие школьники устанавливают, что значение каждого из них может быть объяснено через значение одного и того же слова. Наблюдение над семантикой слов, мотивированных одним и тем же словом, т.е. над их смысловой взаимосвязью, позволяет учащимся сделать вывод о том, что в русском языке есть слова-родственники. На основе данного вывода вводится термин "родственные слова". Затем проводится сравнение родственных слов по их составу, которое помогает учащимся выделить в словах общую часть. Детям сообщается, что общая часть родственных слов называется корнем; вводится термин "однокоренные слова".
С целью развития у младших школьников умения распознавать однокоренные слова по двум существенным признакам Т. Г. Рамзаева рекомендует проводить сопоставление однокоренных слов и синонимов (отвага, отважный, храбрость), а также противопоставление однокоренных слов и слов, имеющих корни-омонимы (море — моряк — морской, но море — морить). Учащиеся должны доказать, какие из данных слов являются однокоренными, и обосновать свой ответ. Важно, чтобы при доказательстве ученики называли два существенных признака, например,: "Слова море и моряк — однокоренные, так как у них общий корень -мор-; слова сходны по смыслу".
По мнению ученого, противопоставление однокоренных слов и синонимов предупреждает ошибочную ориентировку учащихся только на семантическую близость слов. Противопоставление однокоренных слов и слов, имеющих корни-омонимы, позволяет предупредить ошибку, связанную с ориентировкой только на структурную общность.