СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов (дистанционное обучение) ОПД.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе студентов в условиях дистанционного (электронного) обучения составлены в соответствии с действующей рабочей программой по дисциплине ОПД.03 «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»..  Данные рекомендации способствуют формированию общеучебных и профессиональных компетенций обучающихся, предполагают различные формы деятельности:  работа с учебником и научно-популярной литературой, интернет-ресурсами, выполнение практических работ.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов (дистанционное обучение) ОПД.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена»

Министерство образования, науки и молодежной политики

Краснодарского края

ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж»









Методические рекомендации

по самостоятельной работе студентов


(дистанционное обучение)




ОПД.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена


Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах









Ушакова В.С.


преподаватель естественнонаучных дисциплин






2020



Пояснительная записка



Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе студентов в условиях дистанционного (электронного) обучения составлены в соответствии с действующей рабочей программой по дисциплине ОПД.03 «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» и включают разделы: «Железы внутренней секреции», «Опорно-двигательная система», «Внутренняя среда организма. Кровь», «Система кровообращения», «Дыхательная система», Пищеварительная система», «Обмен веществ и энергии», «Кожа. Выделительная система», «Гигиена учебно-воспитательного процесса в начальной школе». Главная цель методических рекомендаций – руководство внеаудиторной самостоятельной работой студентов на основе учебника М.Р.Сапина, В.И.Сивоглазова «Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма» в период дистанционного обучения. Данные рекомендации способствуют формированию общеучебных и профессиональных компетенций обучающихся, предполагают различные формы деятельности: работа с учебником и научно-популярной литературой, интернет-ресурсами, выполнение практических работ (составление схем, таблиц, выполнение рисунков, физический тренинг, разработка санитарно-гигиенических рекомендаций, просмотр и анализ видеоуроков по соответствующей тематике), что способствует развитию самостоятельности, логического мышления, познавательной активности обучающихся, формированию основ здорового образа жизни, гигиенических знаний и умений, овладению студентами профессиональными компетенциями в области здоровьесберегающей педагогики, а также информационно-коммуникационных технологий.



1. Задание для самостоятельной работы

По дисциплине ОПД.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена,

Тема: Возрастные особенности желез внутренней секреции, профилактика нарушения их функций;

Задание: обобщить материал по теме «Эндокринные железы», выявить возрастные особенности желез внутренней секреции, выполнить тестовые задания по данной теме;

Инструкция по выполнению задания:

  1. Повторить текст учебника М.Р.Сапин «Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма)»,

стр.232-247, используя «Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе студентов»



  1. Просмотреть урок на сайте Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/,

выполнить тренировочные и контрольные задания:

Урок 6 (8 класс) Гуморальная регуляция https://resh.edu.ru/subject/lesson/2458/start/


  1. Составить обобщающую таблицу по теме «Эндокринные железы»: см. учебник, табл.9, стр.233


  1. Ответить на тестовые задания по данной теме




Информация для работы студентов:


Учебник М.Р.Сапин «Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма»;


Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе студентов по теме Эндокринные железы»;


Сайт Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/,

Урок Гуморальная регуляция https://resh.edu.ru/subject/lesson/2458/start/

Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе студентов по теме «Эндокринные железы»



Цель: расширить и систематизировать знания учащихся о деятельности и значении эндокринных желез в развитии организма человека, дать представление о возрастных особенностях эндокринных желез, о путях профилактики их нарушений


1. Общая характеристика желез внутренней секреции.


а) прочитать текст учебника, стр. 232-248,


б) ответить на вопросы:

- что такое эндокринные железы, их особенности?

- что такое гормоны?

- как называется наука, изучающая железы внутренней секреции?

- в чем сущность гуморальной регуляции в организме?

- каково значение гормонов?


2. Щитовидная железа


а) прочитать текст, стр. 240-242,


б) выписать результаты действия гормона тироксина (иод – содержащего) и симптомы гипо- и гиперфункции щитовидной железы:


тироксин



усиление скорости обмена веществ в организме




Гипофункция (микседема, кретинизм)

Гиперфункция

(Базедова болезнь)

1. Дыхание

2. Пульс

3. Давление

4. Температура тела

5. Масса тела

6. Работа нервной системы




в) прочитать текст, стр. 241-242, и выписать возрастные особенности щитовидной железы


г) ответить на вопросы:


- как влияет недостаток йода в организме беременных женщин на развитие плода?


- что такое «эндемический зоб», когда он возникает?


- почему после аварии на Чернобыльской АЭС населению раздавали для приема таблетки йодистого калия?


3. Надпочечники


а) прочитайте текст, стр. 242-245,


б) используя текст учебника, составьте схему:



Надпочечники




Мозговое вещество

Корковое вещество

1. Гормоны

2. Действие гормонов




в) ответить на вопросы:


- почему нельзя использовать мази, содержащие глюкокортикоиды (гидрокортизон, преднизолон), при лечении открытых ран?


- почему глюкокортикоиды эффективны при лечении экземы, аллергии?


- как влияет адреналин на содержание сахара в крови? Почему?


- в какой период жизни человека особенно велика роль половых гормонов коры надпочечников?


- почему адреналин эффективен при лечении приступов бронхиальной астмы?


г) выписать возрастные особенности надпочечников (стр. 245)



4. Поджелудочная железа


а) прочитать текст учебника, стр. 246-247,


б) используя текст, дополнить следующую схему:


Поджелудочная железа



Внутрисекреторная

функция


Внешнесекреторная функция



Выделение поджелудочного сока (в 12 – перстную кишку)


α – клетки островков Лангерганса

β – клетки островков Лангерганса

1. Гормоны


2. Влияние на уровень сахара в крови





в) вписать соответствующие гормоны в схему:


глюкоза гликоген

(в крови) … (в печени)



г) ответить на вопросы:


- каков нормальный уровень глюкозы в крови?


- какое заболевание развивается в результате недостаточной выработки инсулина?


- что такое глюкозурия?



д) сравните проявление:




Гипогликемия (инсулиновый шок)

Гипергликемия (диабетическая кома)

1. Уровень сахара в крови

2. Скорость развития

3. Симптомы

4. Способ лечения




5. Гипофиз


а) прочитать текст учебника, стр. 236-240


б) составить схему:


Гипофиз



Передняя доля Задняя доля


    1. Гормоны

    2. Действие на организм


в) ответить на вопросы:


- в чем проявляется гипо- и гиперфункция передней доли гипофиза?


- регуляцию каких желез осуществляет гипофиз?


- с каким отделом головного мозга тесно связан гипофиз? Что такое гипоталамо- гипофизарная система, ее роль в организме?


- почему возникает несахарный диабет, в чем он проявляется?


- почему применение окситоцина эффективно при недостаточности родовой деятельности?


г) прочитать и выписать возрастные особенности гипофиза (стр. 258)


6. Классификация желез внутренней секреции


Рассмотреть табл.9, стр. 233-234, выписать в тетрадь основные железы, гормоны и их действие, а также результат нарушения их работы (опираясь на текст, стр. 253 – 268):


Железы внутренней секреции

Гормоны

Действие

Нарушение работы

гипофункция

гиперфункция

1. Гипофиз

2. Щитовидная железа

3. Паращитовидная железа

4. Надпочечники

5. Половые железы

6. Эпифиз








Выполнить тестовые задания:



эндокринные железы


  1. Биологически активные вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции:

а) ферменты б) гормоны в) витамины


  1. Гормоны щитовидной железы:

а) тироксин б) адреналин в) инсулин


  1. Болезнь – результат гипофункции поджелудочной железы:

а) сахарный диабет б) базедова болезнь в) микседема


  1. Место выработки адреналина:

а) надпочечники б) щитовидная железа в) поджелудочная железа


  1. Гормон, повышающий уровень основного обмена веществ:

а) тироксин б) инсулин в) соматотропин


  1. Эндокринная железа – важнейшая среди других желез внутренней секреции:

а) гипофиз б) щитовидная в) поджелудочная


  1. Место выработки инсулина:

а) гипофиз б) надпочечник в) поджелудочная железа


  1. Заболевание – результат гиперфункции щитовидной железы:

а) гигантизм б) сахарный диабет в) базедова болезнь


  1. Место выработки гормона роста – соматотропина:

а) надпочечники б) гипофиз в) поджелудочная железа


  1. Недостаточная деятельность какой железы приводит к нарушению умственного развития (кретинизму) у детей:

а) гипофиз б) надпочечники в) щитовидная железа


  1. Химический элемент, недостаток которого в организме приводит к нарушению деятельности щитовидной железы:

а) кальций б) натрий в) йод


  1. Важнейший результат действия инсулина:

а) понижение сахара в крови б) активизация сердечно-сосудистой деятельности

в) поддержание иммунитета


  1. «Гормон стресса»

а) инсулин б) адреналин в) тироксин


  1. гормон, недостаток которого вызывает сахарный диабет:

а) адреналин б) глюкоза в) инсулин


  1. Железы, не имеющие специальных протоков и выделяющие секреты прямо в кровь:

а) внешней секреции б) внутренней секреции г) смешанные



2. Задание для самостоятельной работы

По дисциплине ОПД.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена,

Тема: 1. Строение и химический состав костной ткани, возрастные особенности;

2. Виды костей, их строение. Типы соединения костей. Суставы, особенности строения.

Задание: изучить строение и химический состав костной ткани, виды, строение и типы соединения костей.

Инструкция по выполнению задания:

  1. Изучить материал учебника М.Р.Сапин «Анатомия и физиология человека», стр.30-32, 46-57;

  1. Составить опорный конспект в соответствии с тематикой и «Методическими рекомендациями по самостоятельной работе студентов»;



  1. Просмотреть уроки на сайте Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/,

выполнить тренировочные задания:

Урок 13 (8 класс) Кости скелета. Строение скелета.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2487/start/

Урок 14 (8 класс) Мышцы. Работа мышц. https://resh.edu.ru/subject/lesson/2494/start


Информация для работы студентов:


Учебник М.Р.Сапин «Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма)»,


Методические рекомендации для внеаудиторной самостоятельной работе студентов по теме «Опорно-двигательная система»


Сайт Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/,

Урок 13 (8 класс) Кости скелета. Строение скелета.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2487/start/

Урок 14 (8 класс) Мышцы. Работа мышц. https://resh.edu.ru/subject/lesson/2494/start



3. Задание для самостоятельной работы

По дисциплине ОПД.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена,

Тема: Скелет туловища. Грудная клетка. Позвоночник, формирование изгибов.



Задание: изучить строение скелета туловища и его отделов: позвоночника и грудной клетки, особенности их развития;

Инструкция по выполнению задания:

  1. Изучить текст учебника М.Р.Сапин «Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма)»,

стр.59-67;

  1. Просмотреть видеофильм Урок 13 (8 класс) Кости скелета. Строение скелета.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2487/start/


  1. Заполнить таблицу «Строение скелета человека» (соответствующие отделы)

  2. Выписать возрастные особенности позвоночника и грудной клетки (стр.64-65, 66)

Информация для работы студентов:


Учебник М.Р.Сапин «Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма)»


Методические рекомендации для внеаудиторной самостоятельной работе студентов по теме «Опорно-двигательная система»



Сайт Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/,

Урок 13 (8 класс) Кости скелета. Строение скелета.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2487/start/




4. Задание для самостоятельной работы

По дисциплине ОПД.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена,

Тема: 1. Скелет конечностей. Формирование скелета кисти и стопы у детей.

2. Строение и возрастные особенности черепа у детей. Значение родничков.



Задание: изучить строение скелета конечностей, особенности формирования кисти и стопы у детей; изучить строение черепа, особенности его развития, значение родничков у ребенка.

Инструкция по выполнению задания:

  1. Изучить материал учебника М.Р.Сапин «Анатомия и физиология человека», стр. 83-96; 67-82



  1. Просмотреть урок на сайте Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/,

выполнить тренировочные задания:


Урок 13 (8 класс) Кости скелета. Строение скелета.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2487/start/


  1. Заполнить таблицу «Строение скелета человека» (соответствующие отделы);


  1. Выписать возрастные особенности и особенности развития конечностей (стр.95-96), и черепа ребенка (стр.80-82)



Информация для работы студентов:


Учебник М.Р.Сапин «Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма)»


Методические рекомендации для внеаудиторной самостоятельной работе студентов по теме «Опорно-двигательная система»


Сайт Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/,

Урок 13 (8 класс) Кости скелета. Строение скелета.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2487/start/




Методические рекомендации для внеаудиторной самостоятельной работе студентов по теме «Опорно-двигательная система»


Цель: расширить и систематизировать знания учащихся о строении, составе и соединении костей; о строении, развитии и возрастных особенностях скелета человека; об основных группах скелетных мышц и особенностях их работы, о нарушениях осанки и плоскостпии, их профилактике


Строение и развитие скелета человека:


а) Изучить текст учебника (стр. 58 – 96),

рассмотреть рис. 15, стр. 59 (строение позвонков),

рис. 16, стр. 63 (строение позвоночника);

рис. 18, стр. 69 (строение черепа);

рис. 22, стр. 84 (скелет верхней конечности);

рис. 23, стр. 88 (скелет нижней конечности);

рис. 24, стр. 90 (таз); рис. 25, стр. 94 (стопа).



Заполнить таблицу «Строение скелета человека» (по образцу):


Отделы скелета


Строение

Особенности

I. Скелет туловища:

1) Позвоночник



















2) Грудная клетка


II. Скелет верхней конечности:


1) Свободная верхняя конечность

2) Плечевой пояс


III. Скелет нижней конечности:


1) Свободная нижняя конечность

2) Пояс нижней конечности


IV. Череп:


  1. Лицевой отдел

  2. 2) мозговой отдел


Полу подвижное соединение


Отделы:

1) шейный – 7 поз-ов

2) грудной – 12

3) поясничный – 5

4) крестцовый (5)

5) копчиковый – 4 – 5

________________

33 – 34 позвонков


Значение:

    1. амортизация

2) равновесие

3) увеличение полостей


Изгибы позвоночника:



шейный



грудной


лордозы

кифозы


поясничный


крестцовый




Информация для работы студентов:


Учебник М.Р.Сапин «Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма)»






5. Задание для самостоятельной работы

По дисциплине ОПД.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена

Тема: Строение и функции мышечной ткани, ее виды.

Задание: изучить виды мышечной ткани, особенности их строения и функций.

Инструкция по выполнению задания:

  1. Изучить текст учебника М.Р.Сапин «Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма)»,

стр.38-41;



  1. Заполнить таблицу «Виды мышечной ткани»:

Мышечная ткань

Особенности строения

Особенности функций

Месторасположение в организме

Поперечнополосатая




Гладкая




Сердечная






3. Зарисовать мышечные волокна поперечнополосатой мышечной ткани (стр.38).





Информация для работы студентов:


Учебник М.Р.Сапин «Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма»




6. Задание для самостоятельной работы

По дисциплине ОПД.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена

Тема: 1. Строение и работа мышц, возрастные особенности. Основные группы скелетных мышц.

2. Осанка и факторы, ее определяющие. Плоскостопие. Влияние физкультуры и спорта на развитие опорно-двигательного аппарата.

Задание: изучить строение и работу мышц, их возрастные особенности; изучить понятия «осанка, ее виды», «плоскостопие», а также факторы, приводящие к нарушениям осанки и плоскостопию.

Инструкция по выполнению задания:

  1. Изучить материал учебника М.Р.Сапин «Анатомия и физиология человека», стр.97-128 (мышцы);



  1. Просмотреть урок на сайте Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/

Урок 14 (8 класс) Мышцы. Работа мышц. https://resh.edu.ru/subject/lesson/2494/start/


  1. Заполнить таблицу «Скелетные мышцы человека» (по образцу, стр.103):

Группы скелетных мышц


Скелетные мышцы

1. Мышцы туловища:



а) мышцы спины

Трапециевидная, широчайшая мышца спины, ромбовидные и др.

б) мышцы груди



в) мышцы живота



2. Мышцы верхних конечностей


3. Мышцы нижних конечностей


4. Мышцы головы



5. Мышцы шеи





4. Изучить понятия «осанка», «плоскостопие» (А.Г.Хрипкова «Возрастная физиология и школьная гигиена», стр.164-168, выписать их определения, а также: виды нарушений осанки, виды плоскостопия.


5. Провести физический тренинг для различных групп скелетных мышц.






Информация для работы студентов:


Учебник М.Р.Сапин «Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма)»;


Учебник А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова, Д.А.Фарбер «Возрастная физиология и школьная гигиена», интеренет-ресурсы;


Сайт Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/,

Урок 14 (8 класс) Мышцы. Работа мышц. https://resh.edu.ru/subject/lesson/2494/start/





7. Задание для самостоятельной работы

по дисциплине ОПД.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена

Тема: Определение нарушений осанки и плоскостопия, тренинг по их предупреждению.

Задание: изучить виды нарушений осанки и плоскостопие, их причины и способы предупреждения.

Инструкция по выполнению задания:

  1. Изучить текст учебника М.Р.Сапин «Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма)»,

стр.58-65 (Строение позвоночника и его возрастные особенности, формирование изгибов);

стр. 94-96 (строение и развитие стопы человека);

учебник А.Г.Хрипковой «Возрастная физиология и школьная гигиена», стр.164- 168 (нарушения осанки и плоскостопие);



  1. Просмотреть мультимедиа презентацию «Осанка человека» (в папке «Возрастная анатомия»);

3. Используя материалы практического занятия, разработать санитарно-гигиенические рекомендации по профилактике нарушений осанки и плоскостопия;



Практическое занятие


Тема: Определение нарушений осанки и плоскостопия, тренинг по их предупреждению


Цель: закрепить знания обучающихся о нарушениях опорно-двигательного аппарата человека, их причинах; формировать умения и навыки проведения физических тренингов по профилактике плоскостопия и нарушений осанки; по разработке санитарно-гигиенических рекомендаций по их профилактике;



Ход работы:


1. Осанка – привычное положение тела при стоянии, сидении и ходьбе.


Причины нарушения осанки:


слабость мышц, частые хронические заболевания; гиподинамия, увеличение статических нагрузок в школе, тяжелый портфель; невнимание взрослых к воспитанию у детей навыков правильной осанки; неправильная организация ночного сна детей;


3. Составить санитарно-гигиенические рекомендации по профилактике нарушений осанки у младших школьников;


4. Плоскостопие – деформация стопы, заключающаяся в частичном или полном опущении ее продольного или поперечного свода.


Виды плоскостопия: врожденное; приобретенное (статическое, паралитическое, травматическое)


5. Причины плоскостопия:


избыточная масса тела, ношение тяжестей; слабость мышц и связок стопы; нерациональная обувь; повреждения стопы, голени, детский паралич, рахит;


6. Составить санитарно-гигиенические рекомендации по профилактике плоскостопия у детей.


7. Провести упражнения по профилактике нарушений осанки и плоскостопия.





Информация для работы студентов:


Учебник М.Р.Сапина «Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма)»;

учебник А.Г.Хрипковой «Возрастная физиология и школьная гигиена»;


Мультимедиа презентация «Осанка человека»






8. Задание для самостоятельной работы

по дисциплине ОПД.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена

Тема: 1. Учет особенностей физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени при проектировании образовательного процесса;

2. Внутренняя среда организма, ее состав и значение. Лимфатическая система.

Задание: обобщить и систематизировать знания о строении, значении и развитии опорно-двигательной системы человека, профилактике ее нарушений; дать понятие о внутренней среде организма.



Инструкция по выполнению задания:

  1. Изучить материал учебника А.Г.Хрипковой «Возрастная физиология и школьная гигиена», стр.97-106 (работоспособность детей и подростков. Изменение работоспособности у обучающихся в процессе учебной деятельности);



  1. Изучить материалы лекции и выписать:

- фазы работоспособности;

- характер динамики суточной и недельной работоспособности обучающихся;



  1. Выполнить тестовые задания по теме «Опорно-двигательная система;



  1. Записать основные понятия по теме «Внутренняя среда организма»:

Состав внутренней среды организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Строение лимфатической системы: лимфатические капилляры, лимфатические сосуды, лимфоузлы (более 1000), два лимфатических протока (грудной и правый), которые впадают в венозную систему (недалеко от места впадения вен в сердце);

Функция лимфатической системы: защитная.



Гигиена учебно-образовательного процесса. Работоспособность детей и подростков, закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени





Работоспособность – способность человека развить максимум энергии и, экономно расходуя ее, достичь поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы;



Работоспособность тесно связана с возрастом: все показатели умственной работоспособности возрастают по мере роста и развития детей. За равное время работы дети 6-8 лет могут выполнить 39-53% объема заданий, выполняемых 15-17 – летними обучающимися, при этом качество их работы будет на 45-64% ниже. Скорость и продуктивность работы возрастает за первые три года обучения нарастают оинаково на 37-42% по сравнению с уровнем этих показателей при поступлении детей в школу.



Фазы работоспособности:

1. Врабатывание (вхождение в работу): количественные (объем, скорость работы) и качественные (количество ошибок) показатели работы часто то ухудшаются, то улучшаются, прежде чем достигнут своего максимума;

2. Оптимальная работоспособность: относительно высокие уровни количественных и качественных показателей работоспособности согласуются между собой и достигают максимума;

3. Снижение работоспособности: проявляется в развитии утомления. Утомление - естественная реакция организма на длительную и интенсивную нагрузку; при этом ухудшается функциональное состояние ЦНС, развивается охранительное торможение, которое проявляется у детей в вялости, сонливости, потере интереса к работе и отказе ее продолжать.



Суточная работоспособность.

Суточная динамика физиологических функций, умственной и физической работоспособности имеет постоянный характер. Активность физиологических систем повышается от момента пробуждения и достигает максимума между 11 и 13 часами, затем следует спад активности с последующим ее относительным подъемом в промежутке от 16 до 18 часов.



Недельная работоспособность.

Помимо суточной, отчетливо выражена и недельная динамика работоспособности обучающихся. Наибольшей работоспособность бывает в середине недели – в среду, к субботе падает. В понедельник человек втягивается в работу, со вторника по четверг работает с полной самоотдачей, а в пятницу происходит резкий спад работоспособности. Суббота – наиболее неблагоприятный учебный день, работоспособность обычно бывает низкой. Однако иногда наблюдается повышение положительной эмоциональной настроенности в связи с предстоящим днем отдыха; организм мобилизует все свои ресурсы, что выражается в относительном подъеме умственной работоспособности (явление так называемого конечного порыва).



Изменение работоспособности у обучающихся в процессе учебной деятельности.

В первой половине учебных занятий у большинства обучающихся младших классов работоспособность сохраняется на относительно высоком уровне, обнаруживая подъем после первого урока. К концу третьего урока показатель работоспособности ухудшаются и еще больше снижаются к концу четвертого урока. В начале третьего урока наблюдается снижение внимания, учащиеся часто смотрят в окно, рассеяно слушают учителя, разговаривают, часто меняют положение тела. От начала уроков к их окончанию возрастает двигательное беспокойство. К концу занятий обычно проявляется вялость, дети зевают, с трудом сохраняют правильную позу, плохо следят за объяснением учителя.

Для предотвращения развития утомления необходимо использовать разнообразные методы и приемы: чередование видов деятельности (умственной и физической), создание на уроке оптимального психологического микроклимата, систематическое использование физминуток, использование активных и интерактивных методов обучения, которые стимулируют познавательную деятельность обучающихся, их интерес к занятиям, что способствует повышению мотивации и, соответственно, работоспособности.



опорно-двигательная система:



  1. Вещество, заполняющее полость трубчатой кости:

а) красный костный мозг б) желтый костный мозг в) коллаген


  1. Обеспечивает рост кости в толщину:

а) надкостница б) суставная сумка в) суставный хрящ


  1. Вещества, обеспечивающие прочность и твердость кости:

а) органические б) неорганические в) хрящ


  1. Соединение кости с помощью хрящевой ткани:

а) неподвижное б) полуподвижное в) сустав


  1. Фаланги пальцев – тип соединения:

а) неподвижное б) полуподвижное в) сустав


  1. Основная функция красного костного мозга:

а) защитная б) питательная в) кроветворная

  1. Вещества, преобладающие в костной ткани детей (в сравнении со взрослыми):

а) органические б) неорганические; в) вода;


  1. Длинные трубчатые кости:

а) ребра, плечевая, малая берцовая; б) плечевая, локтевая, кости запястья; в) плечевая, бедренная, большая берцовая;


  1. Обеспечивают подвижность сустава:

а) суставный хрящ, связки б) суставная жидкость, суставный хрящ;

в) суставная сумка;


  1. К свободной верхней конечности относятся:

а) плечо, бедро, лопатка; б) плечо, предплечье, ключица;

в) кисть, предплечье, плечо;


  1. Пояс нижних конечностей:

а) бедро, голень; б) таз, бедро; в) тазовые кости;


  1. Боковое искривление позвоночника:

а) лордоз б) кифоз в) сколиоз


  1. Голень состоит из:

а) малой берцовой кости и бедро б) малой и большой берцовой костей;

в) локтевой и лучевой кости;

  1. Рессорная функция скелета обеспечивается особым строением:

а) черепа и позвоночника; б) позвоночника и грудной клетки;

в) позвоночника и стопы;


  1. Изгиб позвоночника, формирующийся в возрасте 5-6 месяцев, когда ребенок начинает сидеть:

а) шейный лордоз б) грудной кифоз в) поясничный лордоз


  1. Характерные особенности поперечно-полосатой мышечной ткани:

а) сокращения быстрые, непроизвольные, состоят из отдельных клеток;

б) сокращения медленные, произвольные, состоят из многоядерных длинных волокон;

в) сокращения быстрые, произвольные, состоят из многоядерных длинных волокон;


  1. Относится к мышцам спины:

а) трапециевидная, широчайшая, ромбовидные мышцы;

б) диафрагма, подключичная, межреберные мышцы;

в) икроножная, грудино-ключично-сосцевидная;


  1. Выбрать верные утверждения:

а) у детей до 3-4 лет грудная клетка имеет коническую форму;

б) кисть руки окончательно формируется только к 11-12 годам, поэтому младшим школьникам трудно бегло писать;

в) ребенок рождается с выраженным сводом стопы;

г) силовые и особенно статические нагрузки вызывают у школьников 7-11 лет быстрое утомление;

д) наиболее интенсивно мышечная сила увеличивается после 30 лет;

е) дошкольники 4-5 лет уже могут совершать тонкие точные движения по типу взрослого;

ж) выносливость к динамической работе в 7-11 лет еще очень невелика, и достигает максимума к 25-30 годам

з) гиподинамия – причина нарушения осанки, обменных процессов ребенка, работы сердечно -сосудистой системы, снижения иммунитета;




Информация для работы студентов:


Учебник М.Р.Сапин «Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма)»;

Учебник А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова, Д.А.Фарбер «Возрастная физиология и школьная гигиена»,

Материалы лекции;


9. Задание для самостоятельной работы

по дисциплине ОПД.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена


Тема: Кровь. Плазма, ее состав и значение. Форменные элементы крови

Задание: изучить состав и значение составных компонентов крови;

Инструкция по выполнению задания:

  1. Изучить текст учебника М.Р.Сапина «Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма)»,

стр.32-37;


2. Используя текст учебника, дополнить схему:



Состав крови



Плазма Форменные элементы

… …


3. Заполнить таблицу:



Эритроциты

Лейкоциты

Тромбоциты

Количество




Форма




Цвет




Функции




Место образования








Информация для работы студентов:


Учебник М.Р.Сапина «Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма)»,




10. Задание для самостоятельной работы

по дисциплине ОПД.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена


Тема: 1. Рассматривание под микроскопом и зарисовка мазка крови человека. Эритроциты, тромбоциты, особенности строения и функций

2. Лейкоциты, их роль в формировании иммунитета. Иммунитет, его виды, факторы.

Задание: расширить и систематизировать знания об особенностях строения и функций форменных элементов крови, формировать умения выполнять практические задания графического характера

Инструкция по выполнению задания:

1. Просмотреть видеоурок на сайте Российская электронная школа

https://resh.edu.ru/

Урок 15. Состав крови. Постоянство внутренней среды организма

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2495/start/;



2. Рассмотреть в учебнике рис. 8 (стр. 32), зарисовать и подписать клетки крови;



3. Соотнести понятия:


1. Эритроциты

2. Лейкоциты

3. Тромбоциты

а) наличие гемоглобина

б) способность к фагоцитозу

в) участие в свертывании крови

г) непостоянная форма

д) наличие ядра

е) транспортная функция

ж) форма двояковогнутого диска

з) белый цвет

и) способность к передвижению

к) отсутствие ядра

л) красный цвет












4. Выписать определения:


Иммунитет – способность организма отторгать чужеродные вещества (антигены);

Антигены – чужеродные вещества, вызывающие образование антител;

Антитела – белки крови, вырабатываемые в ответ на введение антигенов;

Вакцина – препарат, содержащий ослабленные или убитые антигены;

Сыворотка – препарат, содержащий готовые антитела;

Факторы иммунитета: клеточный (лейкоциты), гуморальный (антитела плазмы крови);

Фагоцитоз – способность лейкоцитов к поглощению и перевариванию инородных тел (микроорганизмов, мертвых клеток и др.);


5. Составить таблицу «Виды иммунитета», дополнив ее определениями «врожденный» и «приобретенный» иммунитет, а также способами создания активного и пассивного искусственного иммунитета:



Виды иммунитета



Иммунитет


Естественный


Искусственный

Врожденный


Приобретенный

Активный

Пассивный








Информация для работы студентов:


Учебник М.Р.Сапина «Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма)»;


Видеоурок «Состав крови. Постоянство внутренней среды организма»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2495/start/;


Интеренет-ресурсы;






11. Задание для самостоятельной работы

по дисциплине ОПД.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена

Тема: Инфекционные заболевания детей, их характеристика. Основы профилактики инфекционных заболеваний.

Задание: изучить классификацию и характеристику инфекционных заболеваний, основные пути их профилактики;

Инструкция по выполнению задания:

  1. Изучить текст учебника Н.В.Косолаповой «Основы безопасности жизнедеятельности», стр.269-278 (Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика);



2. Выписать определение «инфекционные болезни»,

составить таблицу 3 (стр.272) «Классификация инфекционных заболеваний»;


3. Используя текст учебника, выписать:


- меры индивидуальной профилактики инфекционных заболеваний:

- меры общественной профилактики инфекционных мероприятий:




Информация для работы студентов:


Учебник Н.В.Косолаповой «Основы безопасности жизнедеятельности»;




11. Задание для самостоятельной работы

по дисциплине ОПД.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена

Тема: 1. Мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний, проводимые под руководством медицинского работника.

2. Группы крови, их совместимость. Переливание крови. Донорство.

Задание: закрепить знания о мерах индивидуальной и общественной профилактики инфекционных заболеваний; дать понятие о группах крови, их совместимости и наследовании;

Инструкция по выполнению задания:

1. Просмотреть видеоурок на сайте Российская электронная школа

https://resh.edu.ru/


Урок 16. Как наш организм защищается от инфекций

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1580/start/;


закрепить знания о мерах индивидуальной и общественной профилактики инфекционных заболеваний;


2. Изучить текст учебника М.Р.Сапина «Анатомия и физиология человека» стр.36-37 (Группы крови);


3. Составить таблицу 3 «Классификация групп крови человека» (стр.37), добавив графу «Генотип»:


Группа крови

АГ

эритроцитов

АТ

плазмы

Генотип

I (О)

II (А)

III (В)

IV (АВ)















ОО

АА или АО

ВВ или ВО

АВ



4. Используя текст учебника, выписать определения:


Донор -

Реципиент -

Гемолиз эритроцитов -

Агглютиногены –

Агглютинины –

Универсальный донор –

Универсальный реципиент –


5. Записать решение задачи:


Какие группы крови возможны у детей, родители которых имеют 1 и 2 группы крови?


Решение:

Родители: ОО х АА или АО


Дети: ОА, ОО


Ответ: дети могут иметь 1 или 2 группы крови;


6. Решить задачи:


1) Могут ли дети унаследовать группы крови своих родителей, имеющих 1 и 4 группы крови?


2) Родители имеют 2 и 3 группы крови. Какие группы крови возможны у их детей?





Информация для работы студентов:


Учебник М.Р.Сапина «Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма)»;


Видеоурок Урок 16. Как наш организм защищается от инфекций.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1580/start/;




12. Задание для самостоятельной работы

по дисциплине ОПД.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена

Тема: Наследование групп крови. Резус-фактор, его значение в системе «мать-плод»;

Задание: выявить сущность понятия «резус-фактор» и его значение при переливании крови и в системе «мать-плод»; закрепить знания о наследовании и переливании групп крови;

Инструкция по выполнению задания:

  1. Изучить текст учебника М.Р.Сапина «Анатомия и физиология человека», стр.36-37 (Кровь и ее функции. Группы крови. Переливание крови);



2. Просмотреть мультимедиа презентацию «Группы крови. Резус-фактор»;


3. Ответить на вопросы:


- Что такое резус-фактор?


- Почему нельзя переливать реципиенту резус (-) донорскую кровь резус (+)?


- В каком случае возможен резус-конфликт при беременности?



4. Решить задачу:


Донор имеет 3 группу крови, резус (-).

Определить возможного реципиента.





Информация для работы студентов:


Учебник М.Р.Сапин, В.И.Сивоглазов «Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма)»;


Мультимедиа презентация «Группы крови. Резус-фактор»;




13. Задание для самостоятельной работы

по дисциплине ОПД.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена

Тема: 1. Строение сердца, его возрастные особенности. Пороки сердца, их профилактика;

2. Подсчет пульса и измерение АД в покое и после физической нагрузки.

Задание: изучить строение сердца, его возрастные особенности, возможные пороки сердца; формировать умение определять пульс и АД, выявить закономерности их изменения после физической нагрузки;

Инструкция по выполнению задания:

1. Изучить текст учебника М.Р.Сапина «Анатомия и физиология человека», стр.258-265;


2. Зачертить упрощенную схему строения сердца человека (рис.79, стр.261), подписать: 4 камеры сердца (предсердия и желудочки) и клапаны сердца (створчатые и полулунные);


3. Выписать возрастные особенности строения сердца (стр.263-264);


4. Выполнить практическое занятие «Подсчет пульса и измерение артериального давления в покое и после физической нагрузки»:



Практическое занятие


Тема: Подсчет пульса и измерение артериального давления в покое и после физической нагрузки

Цели: закрепить знания обучающихся о работе сердца и особенностях движения крови по сосудам; формировать умения по подсчету пульса и определению АД;

Ход работы


1. Определить пульс (число ударов сердца в 1 минуту) и артериальное давление (при наличии сфигмоманометра) в покое, записать данные в таблицу:




Пульс

АД

В покое



После физической нагрузки



Разница





2. Выполнить 20 приседаний.


3. Определить пульс и АД после физической нагрузки, внести данные в таблицу, определить разницу.


4.Ответить на вопросы:


а) почему у большинства учащихся пульс после физической нагрузки увеличился?


б) если у 1 учащегося пульс возрос на 10 ударов, а у 2-го – на 30, что можно сказать о степени тренированности их сердца?


в) от чего может возрасти АД?


г) как называются заболевания, связанные с повышением и понижением АД?



Сделать вывод по проделанной работе.







Информация для работы студентов:


Учебник М.Р.Сапина «Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма)»;


Материалы практического занятия «Подсчет пульса и измерение артериального давления в покое и после физической нагрузки»;




14. Задание для самостоятельной работы

по дисциплине ОПД.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена

Тема: Работа сердца. Сердечный цикл. Нервно-гуморальная регуляция работы сердца.

Задание: изучить особенности работы сердца, выявить сущность понятий «сердечный цикл», «нервно-гуморальная регуляция работы сердца»;

Инструкция по выполнению задания:

  1. Изучить текст учебника М.Р.Сапина «Анатомия и физиология человека», стр. 265-267 («Работа сердца»), стр.267-269 («Сердечный цикл»);

2. Пользуясь текстом учебника (стр. 265-269), выписать следующие понятия:


автоматизм сердца, систола, диастола, пульс, тахикардия, брадикардия,


систолический объем крови, минутный объем крови;

3. Заполнить таблицу «Сердечный цикл»:


Фазы цикла

Время (продолжительность)

Створчатые клапаны

Полулунные клапаны

I.

II.

III.








Информация для работы студентов:


Учебник М.Р.Сапин, В.И.Сивоглазов «Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма)»;




15. Задание для самостоятельной работы

по дисциплине ОПД.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена

Тема: 1. Строение и функции системы кровообращения, ее возрастные особенности;

2. Особенности движения крови по сосудам (артерии, вены, капилляры), Скорость и давление крови.

Задание: изучить систему кровообращения в организме человека, ее возрастные особенности; выявить особенности движения крови по сосудам;

Инструкция по выполнению задания:

1. Изучить текст учебника М.Р.Сапина «Анатомия и физиология человека», стр.270 («Кровеносные сосуды»);


2. Просмотреть видеоурок на сайте Российская электронная школа


Урок 18. Движение крови по сосудам

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2489/start/


3. Рассмотреть схему кровообращения (рис. 81, стр. 270):


- начертить схему большого и малого кругов кровообращения;


- подписать: камеры сердца; сосуды: аорта, легочная артерия, верхняя и нижняя полые вены, легочные вены;


- дать определения видам сосудов: артерии, вены, капилляры;


4. Выписать особенности движения крови по сосудам:


Скорость крови – зависит от суммарной ширины кровеносного русла в данной точке (чем шире просвет кровяного русла, тем скорость меньше, и наоборот);

Давление крови – зависит от близости сосуда к месту выброса крови из сердца. Давление обычно измеряется в плечевой артерии: верхнее давление (систолическое) показывает давление крови в момент сокращения (систолы) сердца, нижнее (диастолическое) – в момент расслабления (диастолы) сердца. АД в норме 120/80 мм рт. ст.

Стенки артерий имеют собственную мускулатуру, способны к сокращению (тогда давление в них повышается); стенки вен тонкие, мягкие, имеют клапаны, препятствующие возвращению крови в сердце; стенки капилляров состоят всего из одного слоя клеток, что облегчает газообмен.

5. Выполнить тестовые задания:


  1. Соотнести понятия:


  1. Левое предсердие

  2. Левый желудочек

  3. Правое предсердие

  4. Правый желудочек

а) венозная кровь;

б) артериальная кровь;

в) начало большого круга кровообращения;

г) конец большого круга кровообращения;

д) начало малого круга кровообращения

е) конец малого круга кровообращения



2. Соотнести понятия:


  1. Артерии

  2. Вены

  3. Капилляры

а) наименьшая скорость крови

б) наименьший диаметр сосуда

в) наибольшая скорость крови

г) наименьшее давление крови

д) стенки сосудов состоят из одного слоя клеток

е) стенки сосудов мягкие, внутри имеются клапаны

ж) упругие эластичные стенки сосудов










Информация для работы студентов:


Учебник М.Р.Сапина «Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма)»;


Видеоурок на сайте Российская электронная школа


Урок 18. Движение крови по сосудам

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2489/start/





16. Задание для самостоятельной работы

по дисциплине ОПД.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена



Тема: Гигиена сердечно-сосудистой системы, влияние на нее вредных факторов. Значение физической культуры и спорта.

Задание: выявить основные правила гигиены сердечно-сосудистой системы, влияние на нее вредных факторов, значение физической культуры и спорта.



Инструкция по выполнению задания:

1. Изучить текст учебника Н.В.Косолаповой «Основы безопасности жизнедеятельности», стр.18-29 (Факторы, способствующие укреплению здоровья);


2. Пользуясь текстом учебника, кратко сформулировать «Правила гигиены сердечно-сосудистой системы» (с учетом режима жизнедеятельности, двигательного режима, закаливания и др.);


3. Изучить текст учебника Н.В.Косолаповой «Основы безопасности жизнедеятельности», стр. 30-39;


4. Пользуясь текстом учебника, кратко выписать влияние на сердечно-сосудистую систему вредных факторов (алкоголь, курение, наркотические вещества);





Информация для работы студентов:


Учебник Н.В.Косолаповой, Н.А.Прокопенко «Основы безопасности жизнедеятельности»,




17. Задание для самостоятельной работы

по дисциплине ОПД.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена

Тема: 1. Строение и функции органов дыхания, возрастные особенности.

2. Дыхательные движения. Жизненная емкость легких. Газообмен в легких и тканях.

Задание: изучить строение и функции системы органов дыхания в организме человека, ее возрастные особенности;

Инструкция по выполнению задания:

1. Изучить текст учебника М.Р.Сапина «Анатомия и физиология человека», стр.164-174 (Система органов дыхания);

Рассмотреть рис.49, стр.165 «Дыхательная система», составить схему органов дыхания человека;


2. Просмотреть видеоурок на сайте Российская электронная школа

Строение органов дыхания. Газообмен в легких и тканях https://resh.edu.ru/subject/lesson/2218/start/


3. Изучить текст учебника М.Р.Сапина «Анатомия и физиология человека», стр.177-182 (Дыхание. Механизм вдоха и выдоха. Газообмен в легких. Транспорт газов кровью);


Выписать понятия:


- газообмен и его составляющие (внешнее дыхание, транспорт газов кровью, тканевое дыхание);

- жизненная емкость легких, из каких объемов она складывается;


4. Зарисовать схему газообмена между кровью и воздухом альвеол (рис.55, стр. 179);



Информация для работы студентов:


Учебник М.Р.Сапина «Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма)»;

Видеоурок на сайте Российская электронная школа

Строение органов дыхания. Газообмен в легких и тканях https://resh.edu.ru/subject/lesson/2218/start/


18. Задание для самостоятельной работы

по дисциплине ОПД.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена


Тема: Гигиена дыхания. Микроклимат класса, санитарно-гигиенические требования к его поддержанию.

Задание: изучить понятие «гигиена дыхания», «микроклимат», выявить основные санитарно-гигиенические требования к его поддержанию;



Инструкция по выполнению задания:

1. Изучить текст учебника А.Г.Хрипковой «Возрастная анатомия и школьная гигиена», стр.247-250 (Гигиеническое значение воздушной среды в помещении. Микроклимат);


2. Изучить материалы лекции «Гигиена дыхания»; выписать:


а) факторы, определяющие микроклимат помещения;


б) показатели оптимального микроклимата (состав воздуха, температура, влажность, скорость движения воздуха);


в) как изменяются показатели микроклимата во время учебных занятий;


3. Разработать:


Санитарно-гигиенические рекомендации по поддержанию оптимального микроклимата в помещении:



1. Систематическое проветривание помещения;


2.


3. и т.д.

Гигиена дыхания


Микроклимат помещения – определяется: физико-химическим составом воздуха, температурой, влажностью и скоростью движения воздуха.


1. Физико-химический состав воздуха – имеет огромное значение для здоровья и работоспособности детей и подростков. Чистый воздух должен содержать необходимое количество кислорода, легких и отрицательных ионов (благотворно влияют на организм человека, повышают работоспособность, оказывают закаливающее действие).

От начала к концу занятий возрастает количество тяжелых и положительных ионов (угнетают жизнедеятельность человека), увеличивается концентрация углекислоты, повышается температура и влажность воздуха, возрастает его запыленность и бактериальная загрязненность.

Физиологическая потребность в чистом воздухе обеспечивается системой центральной вытяжной вентиляции, устройством форточек и фрамуг. Открывающаяся часть окон должна составлять не менее 1:50 (лучше 1:30) площади пола. Сквозное проветривание эффективнее обычного в 5-10 раз.


На 1 обучающегося требуется определенная площадь в помещении:


Высота помещения

Минимальная лощадь на 1 обучающегося

3,5 м

1,43 кв.м

3 м

1,7 кв.м

2,5 м

2,2 кв.м


2. Температура воздуха – должна составлять в учебных помещениях в норме 18-22 градуса по Цельсию;

При повышении температуры отмечается снижение работоспособности, внимания и памяти обучающихся. За время учебных занятий температура в классе повышается на 4-6 градусов.

3. Влажность воздуха – в норме составляет 40-60%; она также повышается к концу занятий.

4. Скорость движения воздуха (охлаждающая сила) – должна составлять в помещении не более 0,2 м/с.


Информация для работы студентов:


Учебник А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова, Д.А.Фарбер «Возрастная физиология и школьная гигиена»;


Материалы лекции «Гигиена дыхания»;


19. Задание для самостоятельной работы

по дисциплине ОПД.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена


Тема: 1. Нервно-гуморальная регуляция дыхания. Заболевания дыхательной системы, их профилактика;

2. Строение и функции органов пищеварения, их возрастные особенности.

Задание: изучить строение и функции системы органов пищеварения в организме человека, их возрастные особенности;



Инструкция по выполнению задания:

1. Изучить материалы опорной лекции «Нервно-гуморальная регуляция дыхания»,


выписать способы регуляции дыхания:


Дыхательный центр (в продолговатом мозге) – обеспечивает процесс дыхания с помощью нервной и гуморальной регуляции:


Нервная регуляция


Гуморальная регуляция

Рефлекторная

Кора головного мозга

Химический состав крови

1. Хеморецептроы (в стенках кровеносных сосудов) - реагируют на изменение химического состава крови (увеличение углекислоты);

2. Механорецептроы (в стенках легких и дыхательных мышцах) – обеспечивают автоматизм дыхания, т.е. чередование вдохов и выдохов, реагируя на растяжение стенок легких при вдохе;

Человек может произвольно задерживать дыхание, изменять ритм и глубину дыхания

Углекислота и другие кислые продукты (например, молочная кислота, образующаяся при физических нагрузках), накапливаясь в крови, активизируют работу дыхательного центра


2. Используя интернет-ресурсы, выписать определения основных заболеваний органов дыхания:


ринит, гайморит, ларингит, трахеит, бронхит, плеврит, пневмония;


продумать основные пути их профилактики;



3. Изучить текст учебника М.Р.Сапина «Анатомия и физиология человека», стр. 131-153 (Пищеварительная система);


Составить схему «Органы пищеварения человека»;








Информация для работы студентов:


Учебник М.Р.Сапина «Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма)»;


Материалы опорной лекции «Нервно-гуморальная регуляция дыхания»;


Интерент-ресурсы;



20. Задание для самостоятельной работы

по дисциплине ОПД.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена



Тема: Пищеварение в различных отделах желудочно-кишечного тракта. Роль печени и поджелудочной железы.

Задание: изучить процессы пищеварения в различных отделах пищеварительной системы, выявить роль печени и поджелудочной железы в пищеварении

Инструкция по выполнению задания:

1. Изучить текст учебника А.Г.Хрипковой «Возрастная анатомия и школьная гигиена», стр.153-157 (Пищеварение. Питательные вещества),

стр.157-164 (Пищеварение в полости рта, пищеварение в желудке, в тонкой кишке, в толстой кишке, всасывание);


2. Просмотреть видеоурок на сайте Российская электронная школа

Пищеварение в ротовой полости. Пищеварение в желудке и кишечнике.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2493/start/


3. Заполнить таблицу «Пищеварение в различных отделах желудочно-кишечного тракта»:


Отдел

Пищеварительный сок

Ферменты

Расщепление веществ

1. Ротовая полость

Слюна

Амилаза, мальтаза

Углеводы (до глюкозы)

2. Желудок




3. Тонкий кишечник




4.Толстый кишечник





Информация для работы студентов:


Учебник М.Р.Сапина «Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма)»;


Видеоурок Пищеварение в ротовой полости. Пищеварение в желудке и кишечнике https://resh.edu.ru/subject/lesson/2493/start/


21. Задание для самостоятельной работы

по дисциплине ОПД.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена



Тема: 1. Гигиена питания. Питание обучающихся и санитарно-гигиенические требования к его организации;

2. Желудочно-кишечные заболевания, отравления, гельминтозы, их характеристика, пути профилактики

Задание: изучить вопрос гигиены питания; желудочно-кишечные заболевания и пути их профилактики; формировать умения разрабатывать санитарно-гигиенические требования к организации питания обучающихся;



Инструкция по выполнению задания:

1. Просмотреть видеоурок на сайте Российская электронная школа

Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2496/start/


2. Изучить материал по учебнику А.Г.Хрипковой «Возрастная физиология и школьная гигиена», стр.201-214 (Питание учащихся и гигиенические требования к его организации);


3. Используя материал учебника и интернет-ресурсы, разработать санитарно-гигиенические рекомендации к организации питания обучающихся в образовательных организациях с учетом основных принципов рационального питания:


1) питание должно быть разнообразным, т.е. пищевые продукты должны содержать разнообразные питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, вода;


2) соблюдение калорийности рациона питания с учетом суточного расхода энергии, пола, возраста, особенностей жизнедеятельности (усиленная мышечная работа и др.), а также с учетом физиологических норм потребления питательных веществ;


3) соблюдение режима питания, гигиенических норм и правил при организации питания;





4. Изучить материал о заболеваниях и нарушениях работы желудочно-кишечного тракта:


1) желудочно-кишечные заболевания: острые и хронические: гастрит (воспаление слизистой желудка), язва желудка, колит (воспаление слизистой кишечника), панкреатит (воспаление поджелудочной железы), холецистит (воспаление желчного пузыря) и др., инфекционные - дизентерия, холера;



2) гельминтозы – поражение паразитическими червями:


а) нематодозы (поражение круглыми червями – аскариды, острицы);


Аскаридоз – возбудитель – аскариды: круглые черви, паразитирующие в тонком кишечнике, длина 25-40 см, ; заражение – через яйца, находящимися в почве, соответственно могут попасть на овощи и фрукты (клубника, огурцы и др.); меры профилактики – соблюдение правил личной гигиены, мыть руки, продукты питания, не допускать удобрения почвы содержимым выгребных ям;


Энтеробиоз – возбудитель – острицы, мелкие круглые черви (около 1 см), паразитирующие в прямой кишке, живут около 1 месяца, могут вызывать зуд при выползании наружу для откладки яиц на кожу вокруг анального отверстия, меры профилактики – соблюдение мер личной гигиены (руки, белье);

Лечение круглых червей - препарат пирантел;


б) цестодозы (поражение плоскими червями – свиной и бычий цепень, эхинококк); Для плоских червей характерно наличие цикла развития со сменой хозяев: основного (в котором обитает половозрелая особь) и промежуточного (обитают личинки).


Бычий, свиной цепень имеют специальные органы фиксации (присоски, крючья), с помощью которых удерживаются в кишечнике, вырастая на всю его длину (до нескольких метров); основной хозяин – человек, промежуточный – крупный рогатый скот, свиньи; в их мясе живут личинки (финки), которые могут попадать в организм человека; меры профилактики – не употреблять непроверенное мясо, тщательно проводить тепловую обработку;


Эхинококк – основной хозяин – собаки, волки, лисы; промежуточный – человек; в его организме из яиц (попадают с шерсти собак и др.) образуются личинки (эхинококковые пузыри), которые растут годы и могут достигать размеров с голову новорожденного ребенка. Прогноз заболевания очень серьезный. Профилактика – меры личной гигиены, вакцинация собак от гельминтов.



3) пищевые отравления (острые и хронические): токсические вещества (щелочи, кислоты, метанол и др); бактериальные токсикоинфекции (стафилококк, сальмонеллез и др.), могут попадать с несвежими или зараженными продуктами питания;










Информация для работы студентов:


Учебник А.Г.Хрипковой «Возрастная физиология и школьная гигиена»;


Видеоурок на сайте Российская электронная школа:

Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2496/start/


Интернет-ресурсы;






21. Задание для самостоятельной работы

по дисциплине ОПД.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена


Тема: Обмен веществ и энергии в организме. Биологическая роль белков, жиров, углеводов, возрастные особенности их потребления;

Задание: изучить вопросы обмена веществ и энергии в организме, значение белков, жиров и углеводов в процессах жизнедеятельности, возрастные особенности потребления;

Инструкция по выполнению задания:

1. Изучить текст учебника М.Р.Сапина «Анатомия и физиология человека», стр.153-157 (Пищеварение. Питательные вещества);


2. Просмотреть видеоурок на сайте Российская электронная школа

Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2496/start/


3. Используя текст учебника и интернет-ресурсы, заполнить таблицу


«Биологическая роль питательных веществ в организме» (по образцу):


Питательные вещества

Источники

Функции

1. Углеводы

1. Простые, моно- и дисахариды (глюкоза, сахароза и др.) – фрукты, сахар

2. Сложные, полисахариды (крахмал) – картофель, крупы, хлеб, макароны и др.

Энергетическая, строительная

2. Белки

1. Полноценные –


2. Неполноценные -



3. Жиры (липиды)

1. Растительные –


2. Животные –






22. Задание для самостоятельной работы

по дисциплине ОПД.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена

Тема: 1. Водно-солевой обмен. Макро- и микроэлементы, витамины, их роль в процессе роста и развития организма;

2. Строение, функции и гигиена кожи, ее возрастные особенности;

Задание: изучить значение воды и минеральных веществ в жизнедеятельности организма человека; изучить вопросы строения и функции кожи, формировать умения разрабатывать санитарно-гигиенические рекомендации по гигиене кожи;

Инструкция по выполнению задания:

1. Изучить текст учебника М.Р.Сапина «Анатомия и физиология человека», стр.153-157 (Пищеварение. Питательные вещества);


2. Заполнить таблицу «Витамины и минеральные вещества» (по образцу):


Витамины и минеральные вещества

Источники

Значение

1. Витамин А



Каротин (провитамин А)

Животные жиры: молоко, масло сливочное, желтки яиц, рыбий жир и др.


Растительные продукты: морковь, болгарский перец, петрушка, тыква и др.

Общий рост и развитие организма;

Зрение (гиповитаминоз - куриная слепота;

Нормальное состояние кожи, волос, слизистых оболочек;

2. Витамин В 1



3. Витамин С



4. Витамин Д



5. Иод

Морские водоросли, грецкие орехи и др.

Входит в состав гормона щитовидной железы -тироксина

6. Железо



7. Кальций



8. Магний






3. Изучить текст учебника М.Р.Сапина «Анатомия и физиология человека», стр.375-381 (Кожа и ее производные);


4. Просмотреть видеоурок на сайте Российская электронная школа


Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции организма

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1582/start/


5. Разработать санитарно-гигиенические рекомендации по гигиене кожи


(вопросы личной гигиены, требования к одежде и обуви, профилактика кожных заболеваний);








Информация для работы студентов:


Учебник М.Р.Сапина «Анатомия и физиология человека»;


Видеоуроки на сайте Российская электронная школа:


Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2496/start/


Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции организма

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1582/start/




Интернет-ресурсы;




23. Задание для самостоятельной работы

по дисциплине ОПД.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена

Тема: Почки, особенности строения и функций. Механизм образования мочи.

Задание: изучить особенности строения и функций почек, механизм образования мочи;

Инструкция по выполнению задания:

1. Изучить текст учебника М.Р.Сапина «Анатомия и физиология человека», стр.182-185 (Почки);


2. Просмотреть видеоурок на сайте Российская электронная школа:


Строение и функции выделительной системы

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2217/start/


3. Зарисовать схему строения нефрона (рис.58, стр.184), подписать: капсула клубочка, сосудистый клубочек почечного тельца, петля нефрона, извитые почечные канальцы (1 и 2 порядка), собирательная трубочка, капиллярная сеть;


4. Изучить текст учебника М.Р.Сапина «Анатомия и физиология человека», стр.190-193 (Механизмы образования и выведения мочи);


5. Выписать 2 фазы образования мочи:


1. Фильтрационная – образование первичной мочи в клубочках нефронов (150-180 литров в сутки) путем фильтрации крови из капилляров почечного клубочка в капсулу нефрона и далее в извитые почечные канальцы;


2. Реабсорбционная – образование вторичной мочи (1,5 литра в сутки) путем обратного всасывания воды и других веществ в кровь в канальцах нефрона;


6. Используя текст учебника, ответить на вопросы:

а) каков состав первичной мочи?


б) какие вещества всасываются из первичной мочи в извитых почечных канальцах обратно в кровь?


в) каков состав вторичной мочи в отличие от первичной?


г) каким образом почки могут участвовать в поддержании гомеостаза (постоянстве внутренней среды организма)? Примеры.


Информация для работы студентов:



Учебник М.Р.Сапина «Анатомия и физиология человека»;


Видеоурок на сайте Российская электронная школа:


Строение и функции выделительной системы

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2217/start/


Интернет-ресурсы





24. Задание для самостоятельной работы

по дисциплине ОПД.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена


Тема: 1. Гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу, зданию и помещениям школы;

2. Обеспечение соблюдений гигиенических требований в кабинете при организации обучения младших школьников;

Задание: изучить санитарно-гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу, формировать умения по разработке и соблюдению санитарно-гигиенических требований к его организации;

Инструкция по выполнению задания:

1. Изучить Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» http://ivo.garant.ru/#/document/12183577/paragraph/9:0


2. Разработать санитарно-гигиенические требования к организации обучения младших школьников в кабинете (указать, какие мероприятия необходимо проводить для соблюдения данных требований):


- поддержание оптимального микроклимата в классе (температура, влажность, состав и движение воздуха);


- поддержание оптимальной освещенности в кабинете;


- соответствие школьной мебели санитарно-гигиеническим требованиям;


- гигиенические требования к расписанию (с учетом изменения работоспособности обучающихся в течение учебного дня);




Информация для работы студентов:


Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» http://ivo.garant.ru/#/document/12183577/paragraph/9:0



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!