Министерство образования, наукии молодежной политики
Краснодарского края
ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж»
Методические рекомендации
по самостоятельной работе студентов
(дистанционное обучение)
ОПД.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена
Тема «Опорно-двигательная система»
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Ушакова В.С.
преподаватель естественнонаучных дисциплин
2024
Пояснительная записка
Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе студентов в условиях дистанционного (электронного) обучения составлены в соответствии с действующей рабочей программой по дисциплине ОПД.03 «Возрастная анатомия, физиология и гигиена по теме «Опорно-двигательная система». Главная цель методических рекомендаций – руководство внеаудиторной самостоятельной работой студентов на основе учебника М.Р.Сапина, В.И.Сивоглазова «Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма» в период дистанционного обучения. Данные рекомендации способствуют формированию общеучебных и профессиональных компетенций обучающихся, предполагают различные формы деятельности: работа с учебником и научно-популярной литературой, интернет-ресурсами, выполнение практических работ (составление схем, таблиц, выполнение рисунков, физический тренинг, разработка санитарно-гигиенических рекомендаций, просмотр и анализ видеоуроков по соответствующей тематике), что способствует развитию самостоятельности, логического мышления, познавательной активности обучающихся, формированию основ здорового образа жизни, гигиенических знаний и умений, овладению студентами профессиональными компетенциями в области здоровьесберегающей педагогики, а также информационно-коммуникационных технологий.
Методические рекомендации для внеаудиторной самостоятельной работе студентов по теме «Опорно-двигательная система»
Цель: расширить и систематизировать знания учащихся о строении, составе и соединении костей; о строении, развитии и возрастных особенностях скелета человека; о строении мышечной ткани, об основных группах скелетных мышц и особенностях их работы, о нарушениях осанки и плоскостопии, их профилактике
1. Строение и развитие скелета человека:
а) Изучить текст учебника М.Р.Сапина «Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма)»:
стр.30-32 строение и функции костной ткани;
стр.46-57 строение, классификация, соединение костей
стр.58-65 строение позвоночника
стр.65-67 строение грудной клетки
стр.67-83 строение черепа
стр. 83-строение конечностей
б) Просмотреть урок на сайте Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/,
Урок 13 (8 класс) Кости скелета. Строение скелета.
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2487/start/
в) Заполнить таблицу «Строение скелета человека»
2. Мышечная система:
а) Изучить текст учебника М.Р.Сапина «Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма)»:
стр.38-41 строение и функции мышечной ткани
стр.97-102 строение и функции скелетных мышц
стр.103-128 мышцы и фасции частей тела
б) Просмотреть урок на сайте Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/,
Урок 14 (8 класс) Мышцы. Работа мышц.https://resh.edu.ru/subject/lesson/2494/start
в) заполнить таблицы «Виды мышечной ткани», «Скелетные мышцы»
г) выполнить практическую работу по профилактике нарушений осанки и плоскостопия, разработать санитарно-гигиенические рекомендации
3. Выполнить тестовые задания в конце раздела
1. Задание для самостоятельной работы
По дисциплине ОПД.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена,
Тема: 1. Строение и химический состав костной ткани, возрастные особенности;
2. Виды костей, их строение. Типы соединения костей. Суставы, особенности строения.
Задание: изучить строение и химический состав костной ткани, виды, строение и типы соединения костей.
Инструкция по выполнению задания:
Изучить материал учебника М.Р.Сапин «Анатомия и физиология человека», стр.30-32, 46-57;
Составить опорный конспект в соответствии с тематикой и «Методическими рекомендациями по самостоятельной работе студентов»;
Просмотреть уроки на сайте Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/,
выполнить тренировочные задания:
Урок 13 (8 класс) Кости скелета. Строение скелета.
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2487/start/
Урок 14 (8 класс) Мышцы. Работа мышц.https://resh.edu.ru/subject/lesson/2494/start
Информация для работы студентов:
Учебник М.Р.Сапин«Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма)»,
Методические рекомендации для внеаудиторной самостоятельной работе студентов по теме «Опорно-двигательная система»
Сайт Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/,
Урок 13 (8 класс) Кости скелета. Строение скелета.
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2487/start/
Урок 14 (8 класс) Мышцы. Работа мышц.https://resh.edu.ru/subject/lesson/2494/start
2. Задание для самостоятельной работы
По дисциплине ОПД.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена,
Тема: Скелет туловища. Грудная клетка. Позвоночник, формирование изгибов.
Задание: изучить строение скелета туловища и его отделов: позвоночника и грудной клетки, особенности их развития;
Инструкция по выполнению задания:
Изучить текст учебника М.Р.Сапин «Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма)»,
стр.59-67;
Просмотреть видеофильм
Урок 13 (8 класс) Кости скелета. Строение скелета.
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2487/start/
Заполнить таблицу «Строение скелета человека» (соответствующие отделы):
Строение скелета человека
Отделы скелета | Строение | Особенности |
I. Скелет туловища: 1) Позвоночник 2) Грудная клетка II. Скелет верхней конечности: 1) Свободная верхняя конечность 2) Плечевой пояс III. Скелет нижней конечности: 1) Свободная нижняя конечность 2) Пояс нижней конечности IV. Череп: Лицевой отдел 2) мозговой отдел | Полуподвижное соединение Отделы: 1) шейный – 7 позвонков 2) грудной – 12 3) поясничный – 5 4) крестцовый (5) 5) копчиковый – 4 – 5 ________________ 33 – 34 позвонков Значение: амортизация 2) равновесие 3) увеличение полостей | Изгибы позвоночника: шейный грудной лордозы кифозы поясничный крестцовый |
Выписать возрастные особенности позвоночника и грудной клетки (стр.64-65, 66)
Информация для работы студентов:
Учебник М.Р.Сапин«Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма)»
Методические рекомендации для внеаудиторной самостоятельной работе студентов по теме «Опорно-двигательная система»
Сайт Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/,
Урок 13 (8 класс) Кости скелета. Строение скелета.
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2487/start/
3. Задание для самостоятельной работы
По дисциплине ОПД.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена,
Тема: 1. Скелет конечностей. Формирование скелета кисти и стопы у детей.
2. Строение и возрастные особенности черепа у детей. Значение родничков.
Задание: изучить строение скелета конечностей, особенности формирования кисти и стопы у детей; изучить строение черепа, особенности его развития, значение родничков у ребенка.
Инструкция по выполнению задания:
Изучить материал учебника М.Р.Сапин «Анатомия и физиология человека», стр. 83-96; 67-82
Просмотреть урок на сайте Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/,
выполнить тренировочные задания:
Урок 13 (8 класс) Кости скелета. Строение скелета.
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2487/start/
Заполнить таблицу «Строение скелета человека» (соответствующие отделы);
Выписать возрастные особенности и особенности развития конечностей (стр.95-96), и черепа ребенка (стр.80-82)
Информация для работы студентов:
Учебник М.Р.Сапин«Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма)»
Методические рекомендации длявнеаудиторной самостоятельной работе студентов по теме «Опорно-двигательная система»
Сайт Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/,
Урок 13 (8 класс) Кости скелета. Строение скелета.
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2487/start/
4. Задание для самостоятельной работы
По дисциплине ОПД.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена
Тема: Строение и функции мышечной ткани, ее виды.
Задание: изучить виды мышечной ткани, особенности их строения и функций.
Инструкция по выполнению задания:
Изучить текст учебника М.Р.Сапин «Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма)»,
стр.38-41;
Заполнить таблицу «Виды мышечной ткани»:
Мышечная ткань | Особенности строения | Особенности функций | Месторасположение в организме |
Поперечнополосатая | | | |
Гладкая | | | |
Сердечная | | | |
3. Зарисовать мышечные волокна поперечнополосатой мышечной ткани (стр.38).
Информация для работы студентов:
Учебник М.Р.Сапин«Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма»
5. Задание для самостоятельной работы
По дисциплине ОПД.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена
Тема: 1. Строение и работа мышц, возрастные особенности. Основные группы скелетных мышц.
2. Осанка и факторы, ее определяющие. Плоскостопие. Влияние физкультуры и спорта на развитие опорно-двигательного аппарата.
Задание: изучить строение и работу мышц, их возрастные особенности; изучить понятия «осанка, ее виды», «плоскостопие», а также факторы, приводящие к нарушениям осанки и плоскостопию.
Инструкция по выполнению задания:
Изучить материал учебника М.Р.Сапин «Анатомия и физиология человека», стр.97-128 (мышцы);
Просмотреть урок на сайте Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/
Урок 14 (8 класс) Мышцы. Работа мышц.https://resh.edu.ru/subject/lesson/2494/start/
Заполнить таблицу «Скелетные мышцы человека» (по образцу, стр.103):
Группы скелетных мышц | Скелетные мышцы |
1. Мышцы туловища: | |
а) мышцы спины | Трапециевидная, широчайшая мышца спины, ромбовидные и др. |
б) мышцы груди | |
в) мышцы живота | |
2. Мышцы верхних конечностей | |
3. Мышцы нижних конечностей | |
4. Мышцы головы | |
5. Мышцы шеи | |
4. Изучить понятия «осанка», «плоскостопие» (А.Г.Хрипкова «Возрастная физиология и школьная гигиена», стр.164-168, выписать их определения, а также: виды нарушений осанки, виды плоскостопия.
5. Провести физический тренинг для различных групп скелетных мышц.
Информация для работы студентов:
Учебник М.Р.Сапин«Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма)»;
Учебник А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова, Д.А.Фарбер «Возрастная физиология и школьная гигиена», интеренет-ресурсы;
Сайт Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/,
Урок 14 (8 класс) Мышцы. Работа мышц.https://resh.edu.ru/subject/lesson/2494/start/
6. Задание для самостоятельной работы
по дисциплине ОПД.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена
Тема: Определение нарушений осанки и плоскостопия, тренинг по их предупреждению.
Задание: изучить виды нарушений осанки и плоскостопие, их причины и способы предупреждения.
Инструкция по выполнению задания:
Изучить текст учебника М.Р.Сапин «Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма)»,
стр.58-65 (Строение позвоночника и его возрастные особенности, формирование изгибов);
стр. 94-96 (строение и развитие стопы человека);
учебник А.Г.Хрипковой «Возрастная физиология и школьная гигиена», стр.164- 168 (нарушения осанки и плоскостопие);
2. Используя материалы практического занятия, разработать санитарно-гигиенические рекомендации по профилактике нарушений осанки и плоскостопия;
Практическое занятие
Тема: Определение нарушений осанки и плоскостопия, тренинг по их предупреждению
Цель: закрепить знания обучающихся о нарушениях опорно-двигательного аппарата человека, их причинах; формировать умения и навыки проведения физических тренингов по профилактике плоскостопия и нарушений осанки; по разработке санитарно-гигиенических рекомендаций по их профилактике;
Ход работы:
1. Осанка – привычное положение тела при стоянии, сидении и ходьбе.
Причины нарушения осанки:
слабость мышц, частые хронические заболевания; гиподинамия, увеличение статических нагрузок в школе,тяжелый портфель; невнимание взрослых к воспитанию у детей навыков правильной осанки; неправильная организация ночного сна детей;
Составить санитарно-гигиенические рекомендации по профилактике нарушений осанки у младших школьников;
2. Плоскостопие – деформация стопы, заключающаяся в частичном или полном опущении ее продольного или поперечного свода.
Виды плоскостопия: врожденное; приобретенное (статическое, паралитическое, травматическое)
Причины плоскостопия:
избыточная масса тела, ношение тяжестей; слабость мышц и связок стопы; нерациональная обувь; повреждения стопы, голени, детский паралич, рахит;
Составить санитарно-гигиенические рекомендации по профилактике плоскостопия у детей.
3. Провести упражнения по профилактике нарушений осанки и плоскостопия.
Информация для работы студентов:
Учебник М.Р.Сапина«Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма)»;
учебник А.Г.Хрипковой «Возрастная физиология и школьная гигиена»;
Тестовые задания
опорно-двигательная система
Вещество, заполняющее полость трубчатой кости:
а) красный костный мозг б) желтый костный мозг в) коллаген
Обеспечивает рост кости в толщину:
а) надкостница б) суставная сумка в) суставный хрящ
Вещества, обеспечивающие прочность и твердость кости:
а)органические б) неорганические в) хрящ
Соединение кости с помощью хрящевой ткани:
а)неподвижное б) полуподвижное в) сустав
Фаланги пальцев – тип соединения:
а)неподвижное б) полуподвижное в) сустав
Основная функция красного костного мозга:
а) защитная б) питательная в) кроветворная
Вещества, преобладающие в костной ткани детей (в сравнении со взрослыми):
а)органическиеб) неорганические; в) вода;
Длинные трубчатые кости:
а) ребра, плечевая, малая берцовая; б) плечевая, локтевая, кости запястья; в) плечевая, бедренная, большая берцовая;
Обеспечивают подвижность сустава:
а) суставный хрящ, связки б) суставная жидкость, суставный хрящ;
в) суставная сумка;
К свободной верхней конечности относятся:
а) плечо, бедро, лопатка; б) плечо, предплечье, ключица;
в) кисть, предплечье, плечо;
Пояс нижних конечностей:
а) бедро, голень; б) таз, бедро; в) тазовые кости;
Боковое искривление позвоночника:
а) лордоз б) кифоз в) сколиоз
Голень состоит из:
а) малой берцовой кости и бедро б) малой и большой берцовой костей;
в) локтевой и лучевой кости;
Рессорная функция скелета обеспечивается особым строением:
а) черепа и позвоночника; б) позвоночника и грудной клетки;
в) позвоночника и стопы;
Изгиб позвоночника, формирующийся в возрасте 5-6 месяцев, когда ребенок начинает сидеть:
а) шейный лордоз б) грудной кифоз в) поясничный лордоз
Характерные особенности поперечно-полосатой мышечной ткани:
а) сокращения быстрые, непроизвольные, состоят из отдельных клеток;
б) сокращения медленные, произвольные, состоят из многоядерных длинных волокон;
в) сокращения быстрые, произвольные, состоят из многоядерных длинных волокон;
Относится к мышцам спины:
а) трапециевидная, широчайшая, ромбовидные мышцы;
б) диафрагма, подключичная, межреберные мышцы;
в) икроножная, грудино-ключично-сосцевидная;
Выбрать верные утверждения:
а) у детей до 3-4 лет грудная клетка имеет коническую форму;
б) кисть руки окончательно формируется только к 11-12 годам, поэтому младшим школьникам трудно бегло писать;
в) ребенок рождается с выраженным сводом стопы;
г) силовые и особенно статические нагрузки вызывают у школьников 7-11 лет быстрое утомление;
д) наиболее интенсивно мышечная сила увеличивается после 30 лет;
е) дошкольники 4-5 лет уже могут совершать тонкие точные движения по типу взрослого;
ж) выносливость к динамической работе в 7-11 лет еще очень невелика, и достигает максимума к 25-30 годам
з) гиподинамия – причина нарушения осанки, обменных процессов ребенка, работы сердечно -сосудистой системы, снижения иммунитета;