СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Опорно-двигательная система" Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов (дистанционное обучение)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе студентов в условиях дистанционного (электронного) обучения составлены в соответствии с действующей рабочей программой по дисциплине ОПД.03 «Возрастная анатомия, физиология и гигиена по теме «Опорно-двигательная система». Главная цель методических рекомендаций – руководство внеаудиторной самостоятельной работой студентов на основе учебника М.Р.Сапина, В.И.Сивоглазова «Анатомия и физиология человека  с возрастными особенностями детского организма»  в период дистанционного обучения.

Просмотр содержимого документа
«"Опорно-двигательная система" Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов (дистанционное обучение)»

Министерство образования, наукии молодежной политики

Краснодарского края

ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж»









Методические рекомендации


по самостоятельной работе студентов


(дистанционное обучение)




ОПД.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена


Тема «Опорно-двигательная система»


Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах







Ушакова В.С.


преподаватель естественнонаучных дисциплин






2024



Пояснительная записка



Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе студентов в условиях дистанционного (электронного) обучения составлены в соответствии с действующей рабочей программой по дисциплине ОПД.03 «Возрастная анатомия, физиология и гигиена по теме «Опорно-двигательная система». Главная цель методических рекомендаций – руководство внеаудиторной самостоятельной работой студентов на основе учебника М.Р.Сапина, В.И.Сивоглазова «Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма» в период дистанционного обучения. Данные рекомендации способствуют формированию общеучебных и профессиональных компетенций обучающихся, предполагают различные формы деятельности: работа с учебником и научно-популярной литературой, интернет-ресурсами, выполнение практических работ (составление схем, таблиц, выполнение рисунков, физический тренинг, разработка санитарно-гигиенических рекомендаций, просмотр и анализ видеоуроков по соответствующей тематике), что способствует развитию самостоятельности, логического мышления, познавательной активности обучающихся, формированию основ здорового образа жизни, гигиенических знаний и умений, овладению студентами профессиональными компетенциями в области здоровьесберегающей педагогики, а также информационно-коммуникационных технологий.



Методические рекомендации для внеаудиторной самостоятельной работе студентов по теме «Опорно-двигательная система»


Цель: расширить и систематизировать знания учащихся о строении, составе и соединении костей; о строении, развитии и возрастных особенностях скелета человека; о строении мышечной ткани, об основных группах скелетных мышц и особенностях их работы, о нарушениях осанки и плоскостопии, их профилактике


1. Строение и развитие скелета человека:

а) Изучить текст учебника М.Р.Сапина «Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма)»:

стр.30-32 строение и функции костной ткани;

стр.46-57 строение, классификация, соединение костей

стр.58-65 строение позвоночника

стр.65-67 строение грудной клетки

стр.67-83 строение черепа

стр. 83-строение конечностей


б) Просмотреть урок на сайте Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/,

Урок 13 (8 класс) Кости скелета. Строение скелета.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2487/start/


в) Заполнить таблицу «Строение скелета человека»


2. Мышечная система:

а) Изучить текст учебника М.Р.Сапина «Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма)»:

стр.38-41 строение и функции мышечной ткани

стр.97-102 строение и функции скелетных мышц

стр.103-128 мышцы и фасции частей тела


б) Просмотреть урок на сайте Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/,

Урок 14 (8 класс) Мышцы. Работа мышц.https://resh.edu.ru/subject/lesson/2494/start


в) заполнить таблицы «Виды мышечной ткани», «Скелетные мышцы»


г) выполнить практическую работу по профилактике нарушений осанки и плоскостопия, разработать санитарно-гигиенические рекомендации


3. Выполнить тестовые задания в конце раздела



1. Задание для самостоятельной работы

По дисциплине ОПД.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена,

Тема: 1. Строение и химический состав костной ткани, возрастные особенности;

2. Виды костей, их строение. Типы соединения костей. Суставы, особенности строения.

Задание: изучить строение и химический состав костной ткани, виды, строение и типы соединения костей.

Инструкция по выполнению задания:

  1. Изучить материал учебника М.Р.Сапин «Анатомия и физиология человека», стр.30-32, 46-57;

  2. Составить опорный конспект в соответствии с тематикой и «Методическими рекомендациями по самостоятельной работе студентов»;

  3. Просмотреть уроки на сайте Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/,

выполнить тренировочные задания:


Урок 13 (8 класс) Кости скелета. Строение скелета.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2487/start/

Урок 14 (8 класс) Мышцы. Работа мышц.https://resh.edu.ru/subject/lesson/2494/start



Информация для работы студентов:


Учебник М.Р.Сапин«Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма)»,


Методические рекомендации для внеаудиторной самостоятельной работе студентов по теме «Опорно-двигательная система»


Сайт Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/,

Урок 13 (8 класс) Кости скелета. Строение скелета.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2487/start/

Урок 14 (8 класс) Мышцы. Работа мышц.https://resh.edu.ru/subject/lesson/2494/start



2. Задание для самостоятельной работы

По дисциплине ОПД.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена,

Тема: Скелет туловища. Грудная клетка. Позвоночник, формирование изгибов.



Задание: изучить строение скелета туловища и его отделов: позвоночника и грудной клетки, особенности их развития;

Инструкция по выполнению задания:

  1. Изучить текст учебника М.Р.Сапин «Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма)»,

стр.59-67;



  1. Просмотреть видеофильм

Урок 13 (8 класс) Кости скелета. Строение скелета.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2487/start/


  1. Заполнить таблицу «Строение скелета человека» (соответствующие отделы):

Строение скелета человека

Отделы скелета


Строение

Особенности

I. Скелет туловища:

1) Позвоночник



















2) Грудная клетка


II. Скелет верхней конечности:


1) Свободная верхняя конечность

2) Плечевой пояс


III. Скелет нижней конечности:


1) Свободная нижняя конечность

2) Пояс нижней конечности


IV. Череп:


  1. Лицевой отдел

  2. 2) мозговой отдел


Полуподвижное соединение


Отделы:

1) шейный – 7 позвонков

2) грудной – 12

3) поясничный – 5

4) крестцовый (5)

5) копчиковый – 4 – 5

________________

33 – 34 позвонков


Значение:

    1. амортизация

2) равновесие

3) увеличение полостей


Изгибы позвоночника:



шейный




грудной


лордозы

кифозы


поясничный


крестцовый





  1. Выписать возрастные особенности позвоночника и грудной клетки (стр.64-65, 66)



Информация для работы студентов:


Учебник М.Р.Сапин«Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма)»


Методические рекомендации для внеаудиторной самостоятельной работе студентов по теме «Опорно-двигательная система»


Сайт Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/,

Урок 13 (8 класс) Кости скелета. Строение скелета.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2487/start/




3. Задание для самостоятельной работы

По дисциплине ОПД.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена,

Тема: 1. Скелет конечностей. Формирование скелета кисти и стопы у детей.

2. Строение и возрастные особенности черепа у детей. Значение родничков.

Задание: изучить строение скелета конечностей, особенности формирования кисти и стопы у детей; изучить строение черепа, особенности его развития, значение родничков у ребенка.

Инструкция по выполнению задания:

  1. Изучить материал учебника М.Р.Сапин «Анатомия и физиология человека», стр. 83-96; 67-82



  1. Просмотреть урок на сайте Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/,

выполнить тренировочные задания:


Урок 13 (8 класс) Кости скелета. Строение скелета.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2487/start/


  1. Заполнить таблицу «Строение скелета человека» (соответствующие отделы);


  1. Выписать возрастные особенности и особенности развития конечностей (стр.95-96), и черепа ребенка (стр.80-82)



Информация для работы студентов:


Учебник М.Р.Сапин«Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма)»


Методические рекомендации длявнеаудиторной самостоятельной работе студентов по теме «Опорно-двигательная система»


Сайт Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/,

Урок 13 (8 класс) Кости скелета. Строение скелета.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2487/start/





4. Задание для самостоятельной работы

По дисциплине ОПД.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена

Тема: Строение и функции мышечной ткани, ее виды.

Задание: изучить виды мышечной ткани, особенности их строения и функций.

Инструкция по выполнению задания:

  1. Изучить текст учебника М.Р.Сапин «Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма)»,

стр.38-41;



  1. Заполнить таблицу «Виды мышечной ткани»:

Мышечная ткань

Особенности строения

Особенности функций

Месторасположение в организме

Поперечнополосатая





Гладкая





Сердечная







3. Зарисовать мышечные волокна поперечнополосатой мышечной ткани (стр.38).





Информация для работы студентов:


Учебник М.Р.Сапин«Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма»




5. Задание для самостоятельной работы

По дисциплине ОПД.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена

Тема: 1. Строение и работа мышц, возрастные особенности. Основные группы скелетных мышц.

2. Осанка и факторы, ее определяющие. Плоскостопие. Влияние физкультуры и спорта на развитие опорно-двигательного аппарата.

Задание: изучить строение и работу мышц, их возрастные особенности; изучить понятия «осанка, ее виды», «плоскостопие», а также факторы, приводящие к нарушениям осанки и плоскостопию.

Инструкция по выполнению задания:

  1. Изучить материал учебника М.Р.Сапин «Анатомия и физиология человека», стр.97-128 (мышцы);



  1. Просмотреть урок на сайте Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/


Урок 14 (8 класс) Мышцы. Работа мышц.https://resh.edu.ru/subject/lesson/2494/start/


  1. Заполнить таблицу «Скелетные мышцы человека» (по образцу, стр.103):


Группы скелетных мышц


Скелетные мышцы

1. Мышцы туловища:



а) мышцы спины

Трапециевидная, широчайшая мышца спины, ромбовидные и др.

б) мышцы груди



в) мышцы живота



2. Мышцы верхних конечностей



3. Мышцы нижних конечностей



4. Мышцы головы



5. Мышцы шеи





4. Изучить понятия «осанка», «плоскостопие» (А.Г.Хрипкова «Возрастная физиология и школьная гигиена», стр.164-168, выписать их определения, а также: виды нарушений осанки, виды плоскостопия.


5. Провести физический тренинг для различных групп скелетных мышц.






Информация для работы студентов:


Учебник М.Р.Сапин«Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма)»;


Учебник А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова, Д.А.Фарбер «Возрастная физиология и школьная гигиена», интеренет-ресурсы;


Сайт Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/,

Урок 14 (8 класс) Мышцы. Работа мышц.https://resh.edu.ru/subject/lesson/2494/start/





6. Задание для самостоятельной работы

по дисциплине ОПД.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена

Тема: Определение нарушений осанки и плоскостопия, тренинг по их предупреждению.



Задание: изучить виды нарушений осанки и плоскостопие, их причины и способы предупреждения.



Инструкция по выполнению задания:

  1. Изучить текст учебника М.Р.Сапин «Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма)»,

стр.58-65 (Строение позвоночника и его возрастные особенности, формирование изгибов);

стр. 94-96 (строение и развитие стопы человека);



учебник А.Г.Хрипковой «Возрастная физиология и школьная гигиена», стр.164- 168 (нарушения осанки и плоскостопие);



2. Используя материалы практического занятия, разработать санитарно-гигиенические рекомендации по профилактике нарушений осанки и плоскостопия;




Практическое занятие


Тема: Определение нарушений осанки и плоскостопия, тренинг по их предупреждению


Цель: закрепить знания обучающихся о нарушениях опорно-двигательного аппарата человека, их причинах; формировать умения и навыки проведения физических тренингов по профилактике плоскостопия и нарушений осанки; по разработке санитарно-гигиенических рекомендаций по их профилактике;





Ход работы:


1. Осанка – привычное положение тела при стоянии, сидении и ходьбе.


Причины нарушения осанки:

слабость мышц, частые хронические заболевания; гиподинамия, увеличение статических нагрузок в школе,тяжелый портфель; невнимание взрослых к воспитанию у детей навыков правильной осанки; неправильная организация ночного сна детей;


Составить санитарно-гигиенические рекомендации по профилактике нарушений осанки у младших школьников;



2. Плоскостопие – деформация стопы, заключающаяся в частичном или полном опущении ее продольного или поперечного свода.


Виды плоскостопия: врожденное; приобретенное (статическое, паралитическое, травматическое)


Причины плоскостопия:

избыточная масса тела, ношение тяжестей; слабость мышц и связок стопы; нерациональная обувь; повреждения стопы, голени, детский паралич, рахит;


Составить санитарно-гигиенические рекомендации по профилактике плоскостопия у детей.



3. Провести упражнения по профилактике нарушений осанки и плоскостопия.





Информация для работы студентов:


Учебник М.Р.Сапина«Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма)»;


учебник А.Г.Хрипковой «Возрастная физиология и школьная гигиена»;





Тестовые задания


опорно-двигательная система


  1. Вещество, заполняющее полость трубчатой кости:

а) красный костный мозг б) желтый костный мозг в) коллаген


  1. Обеспечивает рост кости в толщину:

а) надкостница б) суставная сумка в) суставный хрящ


  1. Вещества, обеспечивающие прочность и твердость кости:

а)органические б) неорганические в) хрящ


  1. Соединение кости с помощью хрящевой ткани:

а)неподвижное б) полуподвижное в) сустав


  1. Фаланги пальцев – тип соединения:

а)неподвижное б) полуподвижное в) сустав


  1. Основная функция красного костного мозга:

а) защитная б) питательная в) кроветворная

  1. Вещества, преобладающие в костной ткани детей (в сравнении со взрослыми):

а)органическиеб) неорганические; в) вода;


  1. Длинные трубчатые кости:

а) ребра, плечевая, малая берцовая; б) плечевая, локтевая, кости запястья; в) плечевая, бедренная, большая берцовая;


  1. Обеспечивают подвижность сустава:

а) суставный хрящ, связки б) суставная жидкость, суставный хрящ;

в) суставная сумка;


  1. К свободной верхней конечности относятся:

а) плечо, бедро, лопатка; б) плечо, предплечье, ключица;

в) кисть, предплечье, плечо;


  1. Пояс нижних конечностей:

а) бедро, голень; б) таз, бедро; в) тазовые кости;


  1. Боковое искривление позвоночника:

а) лордоз б) кифоз в) сколиоз


  1. Голень состоит из:

а) малой берцовой кости и бедро б) малой и большой берцовой костей;

в) локтевой и лучевой кости;

  1. Рессорная функция скелета обеспечивается особым строением:

а) черепа и позвоночника; б) позвоночника и грудной клетки;

в) позвоночника и стопы;


  1. Изгиб позвоночника, формирующийся в возрасте 5-6 месяцев, когда ребенок начинает сидеть:

а) шейный лордоз б) грудной кифоз в) поясничный лордоз


  1. Характерные особенности поперечно-полосатой мышечной ткани:

а) сокращения быстрые, непроизвольные, состоят из отдельных клеток;

б) сокращения медленные, произвольные, состоят из многоядерных длинных волокон;

в) сокращения быстрые, произвольные, состоят из многоядерных длинных волокон;


  1. Относится к мышцам спины:

а) трапециевидная, широчайшая, ромбовидные мышцы;

б) диафрагма, подключичная, межреберные мышцы;

в) икроножная, грудино-ключично-сосцевидная;


  1. Выбрать верные утверждения:


а) у детей до 3-4 лет грудная клетка имеет коническую форму;

б) кисть руки окончательно формируется только к 11-12 годам, поэтому младшим школьникам трудно бегло писать;

в) ребенок рождается с выраженным сводом стопы;

г) силовые и особенно статические нагрузки вызывают у школьников 7-11 лет быстрое утомление;

д) наиболее интенсивно мышечная сила увеличивается после 30 лет;

е) дошкольники 4-5 лет уже могут совершать тонкие точные движения по типу взрослого;

ж) выносливость к динамической работе в 7-11 лет еще очень невелика, и достигает максимума к 25-30 годам

з) гиподинамия – причина нарушения осанки, обменных процессов ребенка, работы сердечно -сосудистой системы, снижения иммунитета;








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!