СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации и проведению олимпиады по дисциплине Основы общественных наук

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации и проведению олимпиады по дисциплине Основы общественных наук»

МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

краевое государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Дальнегорский индустриально-технологический колледж»










МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для проведения олимпиады по учебной дисциплине

ДУД.01.1 Основы общественных наук

ДУД.01.1 Основы общественных наук для технологического профиля

ДУД.01.1 Основы общественных наук для социально-экономического профиля

ДУД.01.1 Основы общественных наук для пищевой промышленности

















г. Дальнегорск, 2023

Методические рекомендации для проведения олимпиады по учебной дисциплине ДУД.01.1 Основы общественных наук, ДУД.01.1 Основы общественных наук для технологического профиля, ДУД.01.1 Основы общественных наук для социально-экономического профиля, ДУД.01.1 Основы общественных наук для пищевой промышленности, предназначены для преподавателей обществознания, основ общественных наук и права, работающим в системе среднего профессионального образования.

Методические рекомендации включают в себя введение, форму и порядок проведения олимпиады, задания для олимпиады 2-х вариантов, эталоны ответы, список литературы и источников.




Разработал:

Пирогова Виктория Васильевна – преподаватель КГА ПОУ «ДИТК»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4

1. ФОРМА И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ………………….5

1.1 Задания для олимпиады (вариант 1)………………………………………7

1.2 Задания для олимпиады (вариант 2)………………………………………13

2. ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ, КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ……………………20

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………24

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………26


Введение

Предмет Основы общественных наук включает сразу целый ряд гуманитарных дисциплин. В рамках этого курса рассматриваются отдельные вопросы из таких дисциплин, как история, социология, политология, основы экономики и современного права. Также обучающиеся знакомятся с основными понятиями философии и психологии. Иными словами, пласт знаний, которые охватывает Основы общественных наук невероятно объемный. Чтобы обучающиеся смогли систематизировать изученный материал, им нужно постоянно применять полученные знания на практике.

Олимпиада по основам общественных наук — возможность для студентов обобщить весь материал, который они усвоили на занятиях, а также расширить свои знания. Задания олимпиады, как правило, отличаются от заданий обычной контрольной или самостоятельной работы, а значит, и готовиться к ней нужно более основательно, усердно и ответственно.

Цель олимпиады:

- создать условия для раскрытия и развития творческого потенциала формирования таких общих компетенций, как: умение организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

- создать условия для развития интереса к изучению дисциплины Основы общественных наук.

Задачи:

- способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала;

- показать привлекательность изучаемой дисциплины, необходимость её изучения при помощи решения практических задач;

- способствовать повышению уровня подготовленности, широты кругозора и мышления студентов.


1. ФОРМА И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ

Олимпиада проводится среди студентов 1-го и 2-го курсов.

От каждой группы принимают участие по 5 студентов.

Задания выполняются в письменном виде.

Время выполнения олимпиады – 45 мин.

Перед решением олимпиады со студентами проводится инструктаж по выполняемой работе.

При выполнении заданий обучающимся запрещается пользоваться справочной литературой, а также ресурсами сети интернет, использовать компьютеры, мобильные телефоны и другие электронные гаджеты.

Проверке и оцениванию подлежат чистовые варианты письменных работ участников, черновые записи не проверяются и при оценивании не учитываются.

Баллы за каждое задание выставляются рядом с заданием красными чернилами.

Итоговый результат каждого участника подсчитывается как совокупность баллов, полученных за выполнение всех заданий Олимпиады.

Инструкция для участника олимпиады

Участники олимпиады должны:

• прийти в аудиторию проведения за 15 минут до начала олимпиады, оставив лишние вещи на специально выделенном для этого в аудитории столе (у входа в аудиторию), взяв с собой только ручку;

• занять место, указанное организатором;

• получить бланк с заданием;

• прослушать инструкцию по выполнению работы;

• приступить к выполнению работы.

В период проведения олимпиады:

• после объявления организаторами времени начала олимпиады (время начала и окончания олимпиады фиксируется на доске) приступить к выполнению работы;

• выполнять указания организаторов олимпиады.

Запрещается:

- меняться местами без разрешения организаторов, разговаривать, вставать с места;

- обмениваться любыми материалами и предметами, пользоваться мобильными телефонами (в любом режиме) и иными средствами связи, фото- и видеоаппаратурой, портативными и персональными компьютерами, справочными материалами.

При нарушении настоящих требований и отказе в их выполнении организаторы имеют право удалить участника олимпиады с внесением записи в протокол проведения олимпиады указанием причины удаления.

Участники олимпиады, которые были удалены, лишаются права дальнейшего участия в олимпиаде по данному предмету.

Участники олимпиады могут выходить из аудитории по уважительной причине (в санитарную комнату), предварительно сдав олимпиадную работу ответственному организатору в аудитории.

По окончании олимпиады:

• сдать олимпиадную работу и черновик;

• по указанию организаторов покинуть аудиторию.

Примечание: допускается досрочная сдача олимпиадных материалов организатору. По истечении времени олимпиады организаторы самостоятельно собирают работы.

Подача апелляций: Участник олимпиады имеет право ознакомиться с результатами проверки и подать апелляцию о несогласии с выставленными за олимпиадную работу баллами в течение трех календарных дней после официального объявления результатов проверки. Участник олимпиады перед подачей апелляции вправе убедиться в том, что его работа проверена и оценена в соответствии с установленными критериями и методикой оценивания выполненных олимпиадных заданий. Рассмотрение апелляции проводится с участием самого участника олимпиады. По результатам рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами жюри олимпиады принимает решение об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов или об удовлетворении апелляции и корректировке баллов. Примечание. Апелляционной комиссией не рассматриваются апелляции по вопросам содержания и структуры текстов олимпиадных заданий, а также по вопросам, связанным с нарушением участником олимпиады вышеперечисленных требований.

Задания для олимпиады (вариант 1)

Задания с выбором ответа

  1. В школе № 1 сложилась традиция: на празднике последнего звонка, посвящённом чествованию выпускников, десятиклассники – участники объединения «Школа поколений» в театрализованной форме рассказывают о выпускниках и их учителях, делают фотографии для школьного музея. Целью деятельности десятиклассников является

а) театрализованная форма рассказа

б) объединение «Школа поколений»

в) выпускники и учителя школы № 1

г) поддержание традиции

2. Леонид успешно прошёл итоговую аттестацию и собеседование и был зачислен в 10 класс с углубленным изучением гуманитарных дисциплин. Какой уровень образования в соответствии с законом «Об образовании в РФ» нужно освоить для поступления в 10 класс?

а) начальное общее образование

б) основное общее образование

в) среднее общее образование

г) среднее профессиональное образование

3. Верны ли следующие суждения о сферах общества?

А. Экономическая сфера связана с созданием материальных ценностей.

Б. Структурными элементами социальной сферы являются мораль и религия.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

4. Экономисты утверждают, что бюджет государства Z является дефицитным. Какая характеристика непосредственно подтверждает мнение экономистов?

а) Государственный бюджет отражает перераспределение доходов общества.

б) Сумма расходов государственного бюджета превышает его доходы.

в) После утверждения расходных статей бюджета остаётся неиспользованной часть полученных доходов.

г) Расходы и доходы государственного бюджета сбалансированы.

5. Опрос совершеннолетних жителей города Z показал, что большинство из них оценивают получение образования как главный способ повышения своего социального статуса. Образование для опрошенных выступает как пример

а) социального лифта

б) социального противоречия

в) социальной роли

г) социального статуса

6. В государстве Z регулярно проводятся выборы президента и однопалатного парламента. Государство состоит из нескольких областей, в которых действуют органы исполнительной власти, которые назначаются президентом. На основе приведённых данных можно сделать вывод, что по форме правления Z является

а) унитарным

б) демократическим

в) республиканским

г) федеративным

7. Отношения, наступающие в результате совершения гражданином преступления, регулирует отрасль права

а) административное право

б) конституционное право

в) гражданское право

г) уголовное право

8. Граждане Российской Федерации Ирина и Анатолий решили заключить брак. К необходимым условиям заключения брака в Российской Федерации относится

а) достижение брачного возраста

б) наличие медицинского заключения о состоянии здоровья

в) регистрация жениха и невесты в одном населенном пункте

г) заключение брачного договора

9. Верны ли следующие суждения о трудовых отношениях и их прекращении?

А. Трудовые отношения возникают между работником, работодателем и административным органом.

Б. В соответствии с Трудовым кодексом одной из причин прекращения трудовых отношений по инициативе работодателя может быть однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

10. Верны ли следующие суждения о функциях государства?

А. К социальным функциям государства относится денежная эмиссия.

Б. Одной из функций государства является защита суверенитета.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задания с кратким ответом

  1. Неспособность отдать долги кредиторам – это….

  2. Прямой натуральный обмен одного товара на другой товар – это….

  3. Процесс повышения общего уровня цен в стране, ведущий к обесцениванию денежной единицы – это….

  4. Перемещение людей вверх или вниз по социальной «лестнице» в течение жизни с повышением или понижением социального статуса – это….

  5. Достижение состояния полной невозмутимости и безразличия, высшего блаженства, счастья и успокоения – это….

  6. Право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом – это….

Установление соответствия

  1. Установите соответствие между проступками и видами юридической ответственности. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Проступок

Вид юридической ответственности

а) невыполнение условий договора займа

1)  гражданско-правовая

б) опоздание на работу

2)  дисциплинарная

в) прогул

3)  административная

г) публичное оскорбление


д) безбилетный проезд




  1. Установите соответствие между фактами, явлениями, процессами и ступенями развития общества: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Факт, явление, процесс

Ступень развития общества

а) необходимость непрерывного образования (на протяжении всей жизни человека)

1) традиционное

б) преобладание сельскохозяйственного производства

2) индустриальное

в) место человека в обществе определяется его сословной принадлежностью

3) постиндустриальное

г) сфера услуг превращается в главную отрасль экономики


д) завершается переход от ручного труда к машинному




  1. Установите соответствие между характерными чертами и областями (формами) культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

Характерные черты

Области (формы) культуры

а) логичность и доказательство выводов

1)  религия

б) теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир

2)  наука

в) вера в сверхъестественное


г) строгое следование ритуалам


д) объективное отражение действительности



Работа с иллюстративным рядом


Какой вид экономической деятельности осуществляет изображенная на иллюстрации женщина? Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два правила рационального осуществления этой деятельности и кратко поясните каждое из правил.

Какой вид деятельности изображен на иллюстрации? Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два объяснения, зачем необходимо осуществлять данную деятельность.

Заполнение пропусков в обществоведческом тексте

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 

«Под ________(А) понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и ________(Б) общественной организации к более высоким и сложным. Этому понятию противоположно понятие ________(В), для которого характерно обратное движение  — от высшего к низшему, возврат к уже отжившим структурам и ________(Г). Некоторые мыслители рассматривают историю как циклический круговорот с чередой ________(Д) и спадов. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к ________(Е)».

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

 

Список терминов:

 

1) постиндустриальное общество

2) отношение

3) традиционное общество

4) эволюция

5) революция

6) подъем

7) прогресс

8) регресс

9) простая форма



Обществоведческие задачи

Задача 1

Иванов В.А. работал в ООО «Вымпел» по срочному трудовому договору и заболел. Срок действия его договора истек во время его болезни, и его уволили. Правомерно ли такое увольнение? (ответ должен быть полным и обоснованным).

Задача 2

Сморчков неоднократно публично призывал к насильственному захвату власти, чем совершил действия, предусмотренные ст. 280 УК РФ. Можно ли лишить Сморчкова гражданства РФ? (ответ должен быть полным и обоснованным).

Задача 3

Васильев был принят на испытательный срок длинною в 3 месяца, по истечению 3 месяцев Васильев продолжал работать. Через 2 недели после даты окончания испытательного срока работодатель сообщил, что Васильев не прошел испытательный срок и будет уволен. Правомерны ли действия работодателя? (ответ должен быть полным и обоснованным).

Задания для олимпиады (вариант 2)

Задания с выбором ответа

  1. Для того чтобы завершить строительство новой школы к 15 августа, использовались инновационные материалы и современные способы организации взаимодействия участников строительства. Средствами данной деятельности являются

а) строительство новой школы

б) участники строительства

в) современные материалы

г) сроки окончания строительства

2. В этом году близнецы Игнатовы стали десятиклассниками. Олег учится в профильном математическом, а Нина в профильном социально-экономическом классе. Какой уровень образования осваивают Олег и Нина Игнатовы?

а) среднее профессиональное образование

б) основное общее образование

в) среднее общее образование

г) профессиональное обучение

3. Верны ли следующие суждения о морали?

А. Мораль – это установленные государством общеобязательные правила поведения людей в общественных местах.

Б. В основе морали лежат общечеловеческие духовные ценности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

4. В государстве Z зафиксирован высокий уровень инфляции. Какой факт свидетельствует, что инфляция возросла?

а) Выросли реальные доходы предпринимателей и граждан, занятых в бюджетной сфере.

б) Снижаются цены на товары и услуги.

в) Одно из транспортных предприятий повысило цены на перевозку товаров.

г) Значительно сократилась покупательная способность национальной валюты Z.

5. Верны ли следующие суждения о прямых и косвенных налогах?

А. Прямые налоги платят исключительно физические лица.

Б. Косвенными называют налоги, которые не были оплачены вовремя и подлежат взиманию в течение следующего года.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

6. Обсуждая новую спортивную форму любимой хоккейной команды, Николай и Пётр поссорились и перестали общаться друг с другом. Это пример

а) группового конфликта

б) межличностного конфликта

в) противоправного поведения

г) межэтнического конфликта

7. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

А. Поведение людей, не соответствующее социальным нормам, называют отклоняющимся.

Б. Отклоняющееся поведение невозможно регулировать посредством социального контроля.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

8. Все органы государственной власти и правоохранительные органы государства Z подчиняются верховному правителю. После смерти верховного правителя все его полномочия переходят к его старшему ребёнку мужского пола. Раз в три года население в возрасте от 18 лет и старше принимает обязательное участие в выборах совета законодателей, который разрабатывает законы и направляет их для утверждения верховному правителю. Поведение граждан Z, их трудовая деятельность, участие в жизни государства, а также личная жизнь находятся под контролем государства. Неисполнение социальных норм влечёт за собой жёсткие санкции. На основе приведённых данных можно сделать вывод, что Z – государство

а) федеративное

б) демократическое

в) тоталитарное

г) правовое

9. Верны ли следующие суждения о правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации?

А. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Б. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

10. Верны ли следующие суждения о правоспособности и дееспособности?

А. Правоспособность – это способность осознанными действиями осуществлять юридические права и обязанности.

Б. Дееспособность – это результат осуществления юридических прав и обязанностей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задания с кратким ответом

  1. Способность и возможность влиять на действия и поступки людей – это…

  2. Член определенного государства, обладающий определенными правами и обязанностями на его территории – это…

  3. Широкое и глубокое чувство любви к своему Отечеству, готовность подчинить свои личные интересы общим интересам страны, верно служить и защищать ее – это…

  4. Терпимость, уважительное отношение к кому-либо или чему-либо – это…

  5. Ситуация на рынке труда, когда предложение рабочей силы превышает спрос – это…

  6. Направление развития, для которого характерны изменения к худшему, переход от высшего к низшему, утрата способности к выполнению тех или иных функций – это…

Установление соответствия

  1. Установите соответствие между признаками и видами политических режимов: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.



Признаки

Виды политических режимов

а) свободные выборы в органы государственной власти

1)  демократический

б) правовое государство

2)  тоталитарный

в) обязательная государственная идеология


г) всеобъемлющий постоянный контроль жизни человека и общества


д) многопартийная система



  1. Установите соответствие между примерами и функциями государства, которые они иллюстрируют: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Примеры

Функции государства

а) обеспечение правопорядка

1)  внешние

б) подписание президентом договора о дружбе и сотрудничестве с главой соседнего государства

2)  внутренние

в) разработка правительством долгосрочной программы экономического развития страны


г) участие армии в военных учениях совместно с армией другого государства


д) государственное финансирование строительства автомобильных и железных дорог



  1. Установите соответствие между примерами и видами экономического продукта: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Примеры

Виды экономического продукта

а) стрижка волос в салоне красоты

1)  товар

б) стиральная машинка

2)  услуга

в) организация туристической поездки


г) гоночный автомобиль


д) пара обуви


Работа с иллюстративным рядом

Следование какому виду социальных норм демонстрирует молодой человек, изображенный на иллюстрации? Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два объяснения, почему необходимо вежливо вести себя в общественном транспорте.

2.

Какая отрасль российского права регулирует правоотношения, в которые вступают молодые люди, изображенные на переднем плане иллюстрации? Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два правила, которым им следует придерживаться в дальнейшей совместной жизни и кратко поясните каждое из правил.

Заполнение пропусков в обществоведческом тексте

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 

«Социальная система постоянно изменяется: появляются новые элементы, усложняются или исчезают старые. Существует две формы____________(А): эволюция и революция. Учёные называют _________(Б) постепенный процесс появления всё более сложных социальных образований. В процессе ________(В) социальная система оказывается в неустойчивом состоянии, нарушается баланс социальных сил.

Важным является вопрос о _______(Г) социальных изменений и о факторах, их обусловливающих. Представление о том, что изменения в мире происходят в направлении от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, породило идею________(Д).

В результате этого социального явления происходит переход общества к более высокому уровню материального ________(Е) и духовного развития».

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

 

Список терминов:

 

1) направленность

2) социальные изменения

3) процесс

4) потребности

5) эволюция

6) информация

7) прогресс

8) социальная революция

9) благосостояние


Обществоведческие задачи

Задача 1

В комбинат по производству униформы с просьбой о трудоустройстве обратились: ткачиха Иванова, юрист Петрова, водитель Сидоров. Все они предоставили в отдел кадров свои трудовые книжки и паспорта. Какие еще документы вправе потребовать от них на комбинате? (ответ должен быть полным и обоснованным).



Задача 2

Котов был принят в АО ГМК «Дальполиметалл» сварщиком с месячным испытательным сроком. Спустя три недели был издан приказ о его увольнении как не выдержавшего испытательный срок.

Котов обжаловал этот приказ в суд, сославшись на то, что работодатель уволил его до окончания испытательного срока, а также не получил предварительного согласия профсоюзной организации на увольнение. Какое решение должен принять суд? (ответ должен быть полным и обоснованным).

Задача 3

Гражданка РФ Петрова вступила в брак с гражданином Анголы Ф. Сантушем, который учился в одной из вузов г. Владивостока. После завершения обучения супруги уехали на родину мужа. Через некоторое время Петрова приобрела гражданство республики Ангола. Прекратиться ли в этой связи у нее гражданство РФ? (ответ должен быть полным и обоснованным).

  1. ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ


Эталоны ответов

Вариант 1

Задания с выбором ответа

  1. г

  2. б

  3. 1

  4. б

  5. а

  6. в

  7. г

  8. а

  9. 2

  10. 2

Задания с кратким ответом

  1. Банкротство

  2. Бартер

  3. Инфляция

  4. Вертикальная мобильность

  5. Нирвана

  6. Право собственности

Установление соответствия

  1. а1 б2 в2 г3 д3

  2. а3 б1 в1 г3 д2

  3. а2 б2 1 г1 д2

Работа с иллюстративным рядом

1) ответ на вопрос: производство продуктов питания / хозяйственно-производственную / деятельность производителя и т.п.;

2) два правила с пояснениями, допустим:

— производить товары надлежащего качества (иначе вероятность того, что потребители откажутся от покупки данной продукции весьма высока. Это может привести к закрытия производства);

— не нарушать технологии производстве и санитарных норм (иначе, проверяющие органы (Прокуратура, Роспотребнадзор и т.д.) могут приостановить или закрыть производство, наложить на него высокие штрафы).

1) ответ на вопрос: уборка территории / участие в субботнике / экологическое волонтерство и т.п.;

2) два объяснения, допустим:

— это позволит сохранять окружающий среду чистой;

— это помогает коммунальным службам справляться со своей работой.

Заполнение пропусков в обществоведческом тексте

а7 б9 в8 г2 д6 е1

Обществоведческие задачи

Задача 1

Данное увольнение правомерно, так как на Иванова не распространяется запрет содержащийся в ст. 81 ТК РФ, а именно увольнение по инициативе работодателя. Так как он был принят по срочному трудовому договору, то такой трудовой договор расторгается и прекращает свое действия в связи с истечением его срока.

Задача 2

В соответствии с законодательством гражданин РФ не может быть лишен гражданства по инициативе государства, он лишь сам может отказать от гражданства РФ. А если в его действиях есть состав преступления, то ему может быть назначено наказание в соответствии с УК РФ.

Задача 3

Если срок испытания истек, а работник продолжает работу, то он считается выдержавшим испытание и последующее расторжение трудового договора допускается только на общих основаниях.

Вариант 2

Задания с выбором ответа

  1. в

  2. в

  3. 2

  4. г

  5. 4

  6. б

  7. 1

  8. в

  9. 3

  10. 4

Задания с кратким ответом

  1. Власть

  2. Гражданин

  3. Патриотизм

  4. Толерантность

  5. Безработица

  6. Регресс

Установление соответствия

  1. а1 б1 в2 г2 д1

  2. а2 б1 в2 г1 д2

  3. а2 б1 в2 г1 д1

Работа с иллюстративным рядом

1) ответ на вопрос: моральные нормы / этические нормы / морально-нравственный вид социальных норм и т.п.;

2) два объяснения, допустим:

— вежливое поведение обеспечивает комфортное пользование общественным транспортом всем пассажирам;

— это помогает избежать конфликтных ситуаций и предотвратить возникновение угрозы дорожно-транспортного происшествия.

1) ответ на вопрос: семейное право;

2) два правила и пояснения к ним, допустим:

— с уважением относиться к интересам и вкусам супруга (это позволит избежать ссор и конфликтов на бытовой почве);

— исключить любые формы физического или морального насилия по отношению к супругу (это будет отражать вашу искреннюю любовь друг к другу и предотвратит возникновение ситуации, когда брак может быть разрушен).

Заполнение пропусков в обществоведческом тексте

а2 б5 в8 г1 д7 е9

Обществоведческие задачи

Задача 1

Всем необходимо: СНИЛС, документ об образовании, справка о наличии/отсутствии судимости, справка о привлечении лица к административной ответственности за употребление наркотических веществ без назначения врача. Для Сидорова: военный билет и водительское удостоверение с соответствующей категорией.

Задача 2

При неудовлетворительном результате испытания работодатель имеет право до истечения срока испытания расторгнуть трудовой договор с работником, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого работника не выдержавшим испытание. Решение работодателя работник имеет право обжаловать в суд. При неудовлетворительном результате испытания расторжение трудового договора производится без учета мнения соответствующего профсоюзного органа и без выплаты выходного пособия.

Задача 3

У Петровой будет двойное гражданство, в том случае если она не откажется от российского гражданства.

Критерии оценивания

Каждый правильный ответ:

- задания с выбором варианта ответов оценивается в 1 балл;

- задания с кратким ответом в 1,5 балла;

- задания на установление соответствия 0,5 балла;

- работа с иллюстративным рядом 2 балла;

- заполнение пропусков в обществоведческом тексте 0,5 балла;

- обществоведческие задачи 3 балла

Суммарное количество баллов – 46,5 баллов

1 место: 46,5-42 балла

2 место: 41-37 баллов

3 место: 36-32 балла

Участник: 31 и менее баллов

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Баранов П. А. Обществознание в таблицах. 10—11 класс. — М., 2012

  2. Баранов П. А., Шевченко С. В. ЕГЭ 2015. Обществознание. Тренировочные задания. — М., 2014.

  3. Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень.— М., 2014.

  4. Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень.— М., 2014.

  5. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей 40 технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник. –М., 2017 Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Практикум: учеб. пособие. –М., 2017.

  6. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Контрольные задания: учеб. пособие. –М., 2017.

  7. Воронцов А. В., Королева Г. Э., Наумов С. А. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. — М., 2013.

  8. Горелов А.А., Горелова Т.Г. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник. –М., 2017.

  9. Горелов А. А., Горелова Т. А. Обществознание для профессий и специальностей социально- экономического профиля. Практикум. — М., 2014.

  10. Горелов А.А., Основы философии: учебник. – М., 2013

  11. Демидов Н.М. Основы социологии и политологии. – М.,2015

  12. Котова О. А., Лискова Т. Е. ЕГЭ 20122 Обществознание. Репетиционные варианты. — М.,2022.

  13. Лазебникова А. Ю., Рутковская Е. Л., Королькова Е. С. ЕГЭ 2022. Обществознание. Типовые тестовые задания. — М., 2022.

  14. Северинов К. М. Обществознание в схемах и таблицах. — М., 2010.

  15. Соболева О. Б., Барабанов В. В., Кошкина С. Г. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. — М., 2013.

  16. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. —№ 4. — Ст. 445.

  17. Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 (введен в действие Федеральным законом от 30.11.1994№ 51-ФЗ) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.

  18. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 (введен в действие Федеральным законом от 26.01.1996№ 14-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.

  19. Гражданский кодекс РФ. Ч. 3 (введен в действие Федеральным законом от 26.11.2001№ 46-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.

  20. Кодекс РФ об административных правонарушениях (введен в действие Федеральным за- коном от 30.12.2001 № 195-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 1.

  21. Трудовой кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 197-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 3.

  22. Уголовный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.

  23. Закон РФ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. —2002.

  24. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2012.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

БЛАНК ОТВЕТОВ

Олимпиада по дисциплине:

ДУД.01.1 Основы общественных наук

ДУД.01.1 Основы общественных наук для технологического профиля

ДУД.01.1 Основы общественных наук для социально-экономического профиля

ДУД.01.1 Основы общественных наук для пищевой промышленности

Фамилия, имя, отчество_____________________________________________


Группа: ______________


Профессия/специальность: ___________________________________________


№ вариант: ___________


Уважаемый участник!

Перед Вами 6 заданий олимпиады по основам общественных наук.

Для их выполнения у Вас есть 45 минут.

Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членам жюри.

Внимательно читайте текст заданий. Содержание ответа вписывайте в отведённые поля, записи ведите чётко и разборчиво. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членами жюри количество баллов, не выше указанной в сводной таблице максимальной оценки. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Максимально возможное количество баллов за работу – 46,5 баллов.

Удачи!









Задания с выбором ответа

1

2

3

4

5






6

7

8

9

10







Задания с кратким ответом

1


2


3


4


5


6



Установление соответствия

задания

а

б

в

г

д

1






2






3







Работа с иллюстративным рядом

задания


1

1)

2)

2

1)

2)


Заполнение пропусков в обществоведческом тексте

а

б

в

г

д

е








Обществоведческие задачи

Задача 1


Задача 2


Задача 3


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

БЛАНК ЖЮРИ

Фамилия, имя студента ______________________________________________


Группа_____________


Оценка за работу

Задание

Задание с выбором ответа

Задание с кратким ответом

Установление соответствия

Работа с иллюстративным рядом

Заполнение пропусков

Задачи

Количество баллов














Максимальное количество баллов:










ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ОБЩАЯ ВЕДОМОСТЬ НАБРАННЫХ БАЛЛОВ

п/п

Фамилия, имя, отчество студента

Группа

Количество баллов

Занятое место






































Члены жюри

__________________________ _________________

Ф.И.О. подпись

__________________________ _________________

Ф.И.О. подпись





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!