СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации для подготовки к ЕГЭ по истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлены методические разработки, используемые на уроках истории в основной и старшей школе, направленные на подготовку к  ЕГЭ по истории.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для подготовки к ЕГЭ по истории»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республики Крым

«Крымская гимназия – интернат для одаренных детей»






Из опыта работы

учителя истории

ГБОУ РК «Крымская гимназия-интернат для одаренных детей» Кадыровой Э.К.

«Методические разработки для подготовки учащихся к ЕГЭ по истории».















Симферополь - 2019

Пояснительная записка

к методическим разработкам.



В данной папке представлены методические разработки, используемые на уроках истории в основной и старшей школе, направленные на подготовку учащихся к ЕГЭ.

Контрольно-измерительные материалы по истории направлены на проверку степени реализации задач школьного исторического образования. В соответствии с Государственным образовательным стандартом это:

- осмысление учащимися комплекса систематизированных знаний об истории человечества

- ознакомление учащихся с особенностями и взаимосвязью различных форм анализа исторического процесса

- овладение умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации, работа с различными типами исторических источников

- развитие у учащихся исторического мышления (умение сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей).

В связи с задачами исторического образования выделяются и ключевые компетентности: историко-познавательная, информационно-коммуникативная и социально-мировоззренческая. Сформированность этих компетенций также проверяется в ЕГЭ путем включения различных типов заданий.

В системе подготовки к ЕГЭ можно выделить два направления:

I.Подготовка учащихся, для которых история является профильным предметом .Ее удобнее осуществлять на практических занятиях. Темы занятий примерно совпадает с темами уроков, но проводятся они через некоторое время (1-2 недели). Практикумы проходят в форме работы с раздаточным материалом, включающие задания части С.

II. Подготовка учащихся общеобразовательных классов.

Понятно, что сделать это в рамках основного курса (2 часа в неделю) очень сложно. Требуется органично включать задания ЕГЭ в урок, используя различные методические приемы.

Анализируя структуру заданий, изучая спецификацию и методические сборники, выпускаемые ФИПИ можно выделить особенности заданий ЕГЭ по истории России в каждой части.

Часть А (задания с выбором ответа) предполагает знание фактов, исторических понятий, личностей. Такая работа ведется целенаправленно начиная с 6-го класса. Проведение исторических диктантов, составление и разгадывание кроссвордов, блиц-турниры, выполнение заданий в рабочих тетрадях, текущее и итоговое тестирование- все это позволяет работать с заданиями 1 части. Очень важно при этой работе выполнение двух условий:

системность и доступность. Систематическое использование этих заданий позволяет учащимся привыкнуть к тестовой форме работы, не тратить лишнее время на ее оформление, понять специфику выполнения тестов.

Тесты должны составляться с учетом возрастных особенностей учащихся, если в старших классах возможно использование материалов ФИПИ, то в среднем звене такие формулировки заданий являются сложными для учащихся. Поэтому в данной папке представлены различные варианты тестов, отобранные и составленные мною для текущего и итогового контроля. Дифференциация осуществляется не только по возрастному уровню (например, тесты по теме «Становление Древнерусского государства» для 6-х и 10-х классов), но и по объему ( зависят от уровня обучаемости учащихся).

В материалах представлены варианты тестов, составляемых самими учениками. Такая работа проводится либо в конце урока для закрепления изученной темы, либо дается на дом при подготовке к контрольным работам.

Анализ ученических тестов позволяет учителю, в том числе, выявить тот круг вопросов который плохо усваивается ( ученики не включают эти темы в свои тесты).

Кроме того, материалы ФИПИ в части А охватывают большие исторические периоды, если это тренировочные задания, то с IX-XXI век, даже если это тематические задания, то периодизация остается значительной ( домонгольский период, феодальная раздробленность и т.д.).Работая и обобщая материалы представленные в данной литературе мною составлены тематические тесты для работы в 10-х классах, совпадающие с темами ,предложенными в учебнике (при этом формулировка вопросов сохранена).

Работа в части В требует от учащихся выстраивать хронологические и логические ряды, соотносить даты, события, имена, работать с историческими терминами и документами.

В методических разработках данный вид работы представлен через систему индивидуальных карточек с заданиями 2части ЕГЭ, используемых на уроке .Карточки систематизированы по темам и по типам заданий.

Так как вопросы в ЕГЭ по внешней политике практически всех исторических периодов вызывают большие затруднения у учащихся ( это показывает анализ результатов и методических сборников ВИПКРО), то мной совместно с учащимися старших классов была предпринята попытка составления синхронистической таблицы по данной тематике. Материалы, содержащиеся в ней помогают выполнению заданий части А и В.

Методологической основой моей работы с частью С становятся проблемно-исторический и источниковедческий принципы. Оптимизации процесса подготовки учащихся к ЕГЭ способствуют следующие формы работы

  • лабораторно-практические занятия по работе с документами

  • Дискуссии по решению основных историографических проблем

  • Деловые игры-обсуждения

  • Написание эссе

Что нужно использовать для подготовки к ЕГЭ? При подготовке к экзамену нужно знать и учитывать:

• кодификатор текущего года;

• план экзаменационной работы;

• спецификацию экзаменационной работы.

Их можно найти на сайте Федерального института педагогических измерений. (www. fipi.ru.)

К экзамену желательно готовиться по учебникам, включенным в «Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Россий­ской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреж­дениях». Перечень учебников размещён на сайте Министерства образования и науки Россий­ской Федерации (www.edu. Ru.) в разделе «Документы министерства».

ФИПИ рекомендует также использовать пособия, имеющие гриф ФИПИ, и пособия, подготовленные авторскими коллективами ФИПИ в рамках совместных проектов с издательст­вами. Информация об этих изданиях оперативно размещается на сайте www. fipi.ru в разделе «Экспертный совет ФИПИ».

Рекомендации для учителей:

Форсированная подготовка к экзамену не может привести к успешному результату, так как данная цель достижима лишь при условии организации эффективного учебного процесса в течение всех лет обучения истории в старших классах на той базе, которая закладывается в ос­новной школе.

Основные ориентиры перестройки образовательного процесса:

  • развитие активной познавательной деятельности учащихся за счет включения их в работу со всеми видами учебной информации, расширения практики решения познавательных задач, реализации проблемного подхода к изучению истории;

  • блочно-тематический принцип планирования уроков, при котором лекционные занятия по крупным темам сочетаются с семинарскими, практическими, лабораторными; :

  • выстраивание системы работы по развитию умений систематизировать, классифицировать исторические материалы, определять и сравнивать характерные черты отдельных исторических периодов, подтверждать обобщенные суждения, выводы относящимися к ним конкретными примерами, соотносить ряды представленной информации между собой;

  • выделение в качестве базового умения работу с историческими источниками различных видов и типов;

  • использование таких образовательных технологий, как «организованный диалог», «дебаты», «мозговая атака», «диспут», «работа учащихся в парах», пресс-конференция, «круглый стол», интервью, международная панорама, устный журнал и др.; уроки в форме соревнования - защита самостоятельно подготовленных рефератов, ролевая или деловая игра (например, «Что? Где? Когда?») и др.; интегрированные уроки, основанные на использовании межпредметных связей (совместное изучение или зачет по отдельным темам истории и обществознания, истории и литературы, истории и мировой художественной культуры, истории и ряда предметов естественнонаучного цикла, когда речь идет об истории развития науки, выдающихся деятелях науки, глобальных проблемах современности);

  • более широкое использование таких видов работы, как самостоятельное, в том числе домашнее, повторение изученных ранее событий по какой-либо теме в разной форме (составление хроник событий, таблиц, отражающих этапы тех или иных процессов), подготовка кратких сообщений о наиболее значительных событиях и др.;

  • проведение некоторых текущих и промежуточных контрольных мероприятий в формате, аналогичном ЕГЭ, с целью психологической и технологической подготовки учащихся к итоговой аттестации в новой форме;

  • обращение внимания учащихся на умения читать задания с акцентом на точные формулировки (слова «укажите», «назовите», «раскройте» требуют разного характера деятельности);

  • развитие умений письменной речи (выполнение заданий в виде кратких, четких письменных ответов).


Использование проектирования для подготовки учащихся старших классов к ЕГЭ.


Из опыта работы учителя истории ГБОУ РК «Крымская гимназия-интернат для одаренных детей» Кадыровой Э.К.


Метод проектов использую в своей практике в течение последних 7 лет. Методические материалы были представлены при защите высшей квалификационной категории.

Универсальность исследовательского проекта состоит в том, что он решает сразу три задачи. Во-первых, это- дидактическое средство, которое учитель использует для активизации познавательной деятельности. Во-вторых, проект развивает креативные способности учащихся и, в третьих, в ходе работы над проектом развиваются основные компетентности. Все эти особенности позволяют использовать проект и для подготовки к ЕГЭ на уроках истории.

При этом сохраняется два вида проектов ( итоговый и текущий), но преимущество отдается текущему проектированию, с выделением часов при изучении отдельных тем.

В качестве примера привожу материалы текущего проекта

« Становление Московского государства».

Учитывая, что учащиеся старших классов уже знакомы с этим материалом, на консультации было решено разбить этот проект на подтемы и разбиться на группы:

  • Правление первых московских князей

  • Дмитрий Донской и Куликовская битва

  • Династическая война

  • Завершение централизации

В каждой группе работа была дифференцирована по уровню сложности:

1 уровень-базовый- отбор фактического материала по предложенным темам ( учебник, дополнительная литература, Интернет). Представлены в печатном виде, защищаются устно, выбираются учащимися не участвующие в ЕГЭ по истории.

2уровень-систематизация материала (составление учебных презентаций). Представлены в электронном виде. При оценке учитывается самостоятельность разработки, умение раскрыть основные вопросы темы. Выбирают учащиеся, сдающие экзамен.

3уровень- изучение сквозных вопросов темы (составление таблиц и схем, самостоятельная разработка тестов, проработка тематических заданий вариантов ЕГЭ, части С). Выбирают учащиеся, сдающие экзамен и посещающие факультатив:

- составление сводной таблицы « Деятельность московских князей»

- работа с вариантами ЕГЭ и составление тематического теста для обобщения знаний по теме

- проработка заданий части С и отбор документов по теме в сборниках ФИПИ ( для работы на факультативе).

В результате работы групп был составлен обобщающий сборник, который может применяться в работе учителя с другими классами и учащимися при подготовке к ЕГЭ.




В ходе подготовки к ЕГЭ уделяю внимание формированию пространственных и временных представлений. Это связано с развитием умений составлять хронологические и синхронистические таблицы. Главной опорой таких таблиц являются графы увязывающие различные аспекты исторического процесса. При этом подчеркиваются закономерности в смене событий, властей, в переходе количественных изменений в качественные.

По оценке Л.Н.Гумилева, «цель обычной хронологической таблицы- напоминание, синхронистической- запоминание».


Опыт реализации ЕГЭ показывает, что подготовка к нему не должна стать самоцелью, но в тоже время проходить постоянно в ходе планомерного использования тестов в течении нескольких лет школьного обучения. Тесты можно использовать в качестве контролирующих материалов для проведения объективного итогового и текущего контроля, а также для организации самоконтроля и построения системы индивидуализированного обучения и в качестве обучающих дидактических материалов.

Использование на уроках тренировочных тестов поможет учащимся выработать навык обращения с ними. Знание типовых конструкций позволит не тратить время на осмысление структуры заданий, а отработка алгоритма поможет лучше распределить время на экзамене.


Работа с документами предполагает не только умение анализировать источник. Данные задания раскрывают способность учащихся работать с разными типами источников, соотносить с собственными историческими знаниями, реконструировать образ исторической реальности на основе выявления причинно-следственных связей. Выполнение такого вида заданий способствует формированию у учащихся не только информационно-коммуникативной компетентности, составляющей частью которой является систематизация исторической информации, развитие умения формулировать собственную позицию в ходе дискуссии и использовать исторические сведения для ее аргументации, но и социально-мировоззренческой компетентности, то есть способность определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности.


Рекомендуемые ФИПИ адреса Интернета и методические материалы для подготовки к ЕГЭ http:// www.ege.edu.ru портал информационной поддержки проекта «Единый государственный экзамен»; http://www.fipi.ru сайт Федерального института педагогических измерений: II. История 1. Единый государственный экзамен 2008. История. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы-составители: Е.А.Гевуркова, В.И.Егорова, Л.И. Ларина, Я.В. Соловьев – М.: Интеллект-Центр, 2008. 2. Единый государственный экзамен. История. Контрольные измерительные материалы 2008/ ФИПИ авторы-составители: Е.А.Гевуркова, В.И.Егорова, Л.И. Ларина, Я.В. Соловьев – М.: Вентана-Граф, 2008. 3. ЕГЭ-2008: История / ФИПИ авторы-составители: Е.А.Гевуркова, В.И.Егорова, Л.И. Ларина, Я.В. Соловьев – М.: Астрель, 2008. 4. Сдаем единый государственный экзамен: История / ФИПИ авторы составители: Е.А. Гевуркова, Л.И. Ларина, В.И. Егорова, Я.В. Соловьев – М.: Дрофа, 2008. 5. ЕГЭ-2008. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). История/ ФИПИ авторы составители: Е.А. Гевуркова, Л.И. Ларина, В.И. Егорова, Я.В. Соловьев – М.: Эксмо, 2008. 6. ЕГЭ. История. Типовые тестовые задания /Е.А.Гевуркова, Я.В.Соловьев - М.: Экзамен, 2009 (Серия «ЕГЭ. Типовые тестовые задания») 7. Единый государственный экзамен: История: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 1. / Я.В.Соловьев, Л.И. Ларина, Е.А.Гевуркова, В.И.Егорова – М.: Вентана-Граф, 2009 8. Единый государственный экзамен: История: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 2. / Я.В.Соловьев, Л.И. Ларина, Е.А.Гевуркова, В.И.Егорова – М.: Вентана-Граф, 20010 9. Единый государственный экзамен: История: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 3. / Я.В.Соловьев, Л.И. Ларина, Е.А.Гевуркова, В.И.Егорова – М.: Вентана-Граф, 2009 10. Единый государственный экзамен: История: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 4. / Я.В.Соловьев, Л.И. Ларина, Е.А.Гевуркова, В.И.Егорова – М.: Вентана-Граф, 20010


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!