СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические принципы современного урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация: в данной статье раскрыты принципы проектирования современного

урока в начальном образовании; обусловлена их взаимосвязь и способ реализации; аргументируется значимость концепции теории учебной деятельности при проектировании современного урока в начальном образовании; обосновывается актуальность   проектирования   современного урока в начальном образовании при соблюдении этих принципов; перечисляются требования к такому уроку.

Ключевые слова: урок, современный урок, принципы.

Аннотация: в данной статье раскрыты принципы проектирования современного

урока в начальном образовании; обусловлена их взаимосвязь и способ реализации; аргументируется значимость концепции теории учебной деятельности при проектировании современного урока в начальном образовании; обосновывается актуальность   проектирования   современного урока в начальном образовании при соблюдении этих принципов; перечисляются требования к такому уроку.

Ключевые слова: урок, современный урок, принципы.

Просмотр содержимого документа
«Методические принципы современного урока»

Направление: «Современный урок как ресурс повышения качества образования»

Э.Г. Григорьева, учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 47» г. Чебоксары


Аннотация: в данной статье раскрыты принципы проектирования современного

урока в начальном образовании; обусловлена их взаимосвязь и способ реализации; аргументируется значимость концепции теории учебной деятельности при проектировании современного урока в начальном образовании; обосновывается актуальность проектирования  современного урока в начальном образовании при соблюдении этих принципов; перечисляются требования к такому уроку.

Ключевые слова: урок, современный урок, принципы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

Успех не приходит к тебе…

ты идешь к успеху.

М. Коллинз

Современный урок — это ограниченный во времени период каждодневной жизни учителя и ученика, который наполнен напряженным трудом и творческими поисками, рутинной работой и радостью успеха.

Урок — целостная, логически законченная часть образовательного пространства, ограниченная определенными рамками времени, в которой представлены все основные элементы учебно-воспитательного процесса: содержание, средства, методы, организационные моменты.

От умения учителя правильно определить каждый из этих компонентов и их рационального сочетания зависит результативность урока. Одновременно с этим урок представляет собой сложнейший психолого-педагогический процесс, произведение учительского творчества, к которому предъявляется множество различных требований.

Следовательно, методическими принципами инновационного урока становятся следующие:

  • Субъективизация. Ученик рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса.

  • Метапредметность предусматривает формирование и развитие универсальных способностей учащихся.

  • Деятельностный подход. Знания не преподносятся детям в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности.

  • Коммуникативность. Обмениваясь информацией, ученики взаимодействуют на уроке.

  • Рефлексивность. Ученики ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока.

  • Импровизационность. Учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения.

Чем же инновационный урок отличается от традиционного?

Схема урока

Традиционный урок

Инновационный урок

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Объяснение нового материала.

  4. Закрепление.

  5. Итог урока.

  6. Домашнее задание.

  1. Мобилизующий этап.

  2. Самоопределение учащихся на основе антиципации.

  3. Момент осознания учениками недостаточности имеющихся знаний.

  4. Закрепление нового материала.

  5. Рефлексия.

В мобилизующий этап может быть включена проверка домашнего задания. Далее предугадывание того, что ученики должны сделать на уроке. Объяснение начинается с осознания учениками недостаточности имеющихся знаний. Заканчиваться урок должен непременно рефлексией.

В ходе определения технологий, которые отвечают этим требованиям, мы вышли на методику субъективизации процесса обучения русскому языку (автор –  Бакулина Галина Александровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка Вятского государственного гуманитарного университета). Степень новизны заключается в комбинации элементов современных педагогических технологий (игровых, информационных, здоровьесберегающих, уровневой дифференциации), инновационных методик при обучении русскому языку, в разработке специальных упражнений для творческих возможностей обучающихся как средство творческой самореализации личности школьника в учебно-познавательной деятельности.

Принципы методики субъективизации:

  • Ученик – равноправный с учителем участник процесса обучения, которому передается часть функций учителя: формулирование и определение цели урока, формулировка задания к учебному материалу.

  • Взаимосвязанное сочетание интеллектуальных процессов: антиципации (предопределение учеником своих учебных действий), целенаправленное развитие логического мышления, повышенная речевая активность учащихся, рефлексия.

  • Высокая сложность учебного материала частично поискового и проблемного характера на всех этапах урока.

Также изменяются и требования к учителю:

  • Четко и точно формулирует задания.

  • Не дает новые знания ученикам в готовом виде.

  • Не повторяет задание два раза.

  • Не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагая это сделать самим ученикам.

  • Не повторяет то, что уже сказали ученики.

  • Предугадывает затруднения учеников и меняет по ходу урока задание, если дети не смогли его выполнить с первого раза.

  • Подбирает комплексные задания, в которых предложенная языковая единица рассматривается с нескольких сторон.

Урок необходимо рассматривать как звено хорошо продуманной системы работы учителя. На уроке решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся.

Каждый урок должен иметь четко поставленную цель, достижение которой требует решения основных задач урока. Формулировка цели и задач урока должна быть лаконичной и точно определять все виды деятельности учителя и учащихся на уроке и каждом его этапе.

Хороший урок отличает плановость, четкость построения.

Качество урока во многом зависит от организации учащихся и мобилизации их внутренних сил на овладение материалом урока. Это достигается посредством доведения цели и плана урока до сознания школьников.

Каждый урок должен быть направлен на формирование у учащихся умения учиться. Школьников необходимо учить самостоятельно находить нужную информацию в учебнике, учебных пособиях, дополнительной литературе; самостоятельно перерабатывать новую информацию с записью основных положений в виде краткого пересказа, конспекта с вычерчиванием схем, таблиц, диаграмм; самостоятельно использовать полученные знания и приводить в систему старые; создавать на основании знаний, умений, навыков новое, необычное — творить, изобретать, исследовать.

Каждый урок должен быть шагом вперед для школьников, рождать у них ощущение необходимости хорошо знать материал урока. Возникновение ощущения постоянного движения вперед стимулирует учебную деятельность учащихся.

Уроки должны убеждать учащихся в ограниченности знаний отдельного человека, в ограниченности информации, которую дает учитель на уроке, и давать пищу для самостоятельного раздумья, постоянной работы ума.

Каждое занятие должно быть воспитывающим. Учение должно приносить человеку чувство удовлетворенности, радости, пробуждать в нем новые силы.

Так как время урока ограничено, оно должно экономно использоваться. Это достигается подготовленностью учителя и учащихся, наличием дисциплины и психологической готовности детей, оборудованием урока, доведением до конца его замысла. Завершенность — одно из требований к хорошему уроку.

Проведение современного урока требует высокого социально-нравственного и профессионального уровня развития личности учителя, его способности к самостоятельному мышлению, самообразованию, творческой деятельности.



Список литературы:

1. Бакулина Г. А. Субъективизация процесса обучения русскому языку как фактор развития устной и письменной речи младших школьников : автореферат диссертация доктора педагогических наук : 13.00.02 / Вятский гос. пед. ун-т. - Москва, 2000. - 28 с. 

2.Деятельностная модель урока в условиях ФГОС: проектирование и анализ [Текст]: методические рекомендации / под общ. ред. Т.Ф. Есенковой, В.В. Зарубиной. – Ульяновск : УИПКПРО, 2012. – 208 с.
 3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации – М., 2010.

5.Якушина Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС - М., 2012 г.

Приложение № 1


РЕЦЕПТ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ХОРОШЕГО УРОКА


Возьмите дюжину самых лучших эмоций. Тщательно отберите только те, которые лишены разочарования, злопамятности и злости. После того как вы отобрали 12 эмоций, разделите их на 5 или 6 уроков, которые вам приходится проводить каждый рабочий день. Добавьте в каждый урок по одной порции: мудрости, терпения, храбрости, работоспособности, оптимизма, преданности своему делу, вольнодумия и свободомыслия, доброты, отдыха и заботы о здоровье, доброго юмора, такта, веры в каждого ученика.

Количество ингредиентов – на усмотрение готовящего. Для того, чтобы придать остроты уроку, добавьте в него щепотку безрассудства. А теперь долейте любви к детям и взбейте все энергичными движениями. Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте изюминками улыбок и веточками радости. Перед подачей сервируйте урок профессионализмом учителя. Следуйте четко этому рецепту, и все у вас получится! Приятного аппетита, уважаемые коллеги! Аппетита к учительскому труду и творчеству!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!