Направление: «Современный урок как ресурс повышения качества образования»
Э.Г. Григорьева, учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 47» г. Чебоксары
Аннотация: в данной статье раскрыты принципы проектирования современного
урока в начальном образовании; обусловлена их взаимосвязь и способ реализации; аргументируется значимость концепции теории учебной деятельности при проектировании современного урока в начальном образовании; обосновывается актуальность проектирования современного урока в начальном образовании при соблюдении этих принципов; перечисляются требования к такому уроку.
Ключевые слова: урок, современный урок, принципы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Успех не приходит к тебе…
ты идешь к успеху.
М. Коллинз
Современный урок — это ограниченный во времени период каждодневной жизни учителя и ученика, который наполнен напряженным трудом и творческими поисками, рутинной работой и радостью успеха.
Урок — целостная, логически законченная часть образовательного пространства, ограниченная определенными рамками времени, в которой представлены все основные элементы учебно-воспитательного процесса: содержание, средства, методы, организационные моменты.
От умения учителя правильно определить каждый из этих компонентов и их рационального сочетания зависит результативность урока. Одновременно с этим урок представляет собой сложнейший психолого-педагогический процесс, произведение учительского творчества, к которому предъявляется множество различных требований.
Следовательно, методическими принципами инновационного урока становятся следующие:
Субъективизация. Ученик рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса.
Метапредметность предусматривает формирование и развитие универсальных способностей учащихся.
Деятельностный подход. Знания не преподносятся детям в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности.
Коммуникативность. Обмениваясь информацией, ученики взаимодействуют на уроке.
Рефлексивность. Ученики ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока.
Импровизационность. Учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения.
Чем же инновационный урок отличается от традиционного?
Схема урока |
Традиционный урок | Инновационный урок |
Организационный момент. Проверка домашнего задания. Объяснение нового материала. Закрепление. Итог урока. Домашнее задание. | Мобилизующий этап. Самоопределение учащихся на основе антиципации. Момент осознания учениками недостаточности имеющихся знаний. Закрепление нового материала. Рефлексия. |
В мобилизующий этап может быть включена проверка домашнего задания. Далее предугадывание того, что ученики должны сделать на уроке. Объяснение начинается с осознания учениками недостаточности имеющихся знаний. Заканчиваться урок должен непременно рефлексией.
В ходе определения технологий, которые отвечают этим требованиям, мы вышли на методику субъективизации процесса обучения русскому языку (автор – Бакулина Галина Александровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка Вятского государственного гуманитарного университета). Степень новизны заключается в комбинации элементов современных педагогических технологий (игровых, информационных, здоровьесберегающих, уровневой дифференциации), инновационных методик при обучении русскому языку, в разработке специальных упражнений для творческих возможностей обучающихся как средство творческой самореализации личности школьника в учебно-познавательной деятельности.
Принципы методики субъективизации:
Ученик – равноправный с учителем участник процесса обучения, которому передается часть функций учителя: формулирование и определение цели урока, формулировка задания к учебному материалу.
Взаимосвязанное сочетание интеллектуальных процессов: антиципации (предопределение учеником своих учебных действий), целенаправленное развитие логического мышления, повышенная речевая активность учащихся, рефлексия.
Высокая сложность учебного материала частично поискового и проблемного характера на всех этапах урока.
Также изменяются и требования к учителю:
Четко и точно формулирует задания.
Не дает новые знания ученикам в готовом виде.
Не повторяет задание два раза.
Не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагая это сделать самим ученикам.
Не повторяет то, что уже сказали ученики.
Предугадывает затруднения учеников и меняет по ходу урока задание, если дети не смогли его выполнить с первого раза.
Подбирает комплексные задания, в которых предложенная языковая единица рассматривается с нескольких сторон.
Урок необходимо рассматривать как звено хорошо продуманной системы работы учителя. На уроке решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся.
Каждый урок должен иметь четко поставленную цель, достижение которой требует решения основных задач урока. Формулировка цели и задач урока должна быть лаконичной и точно определять все виды деятельности учителя и учащихся на уроке и каждом его этапе.
Хороший урок отличает плановость, четкость построения.
Качество урока во многом зависит от организации учащихся и мобилизации их внутренних сил на овладение материалом урока. Это достигается посредством доведения цели и плана урока до сознания школьников.
Каждый урок должен быть направлен на формирование у учащихся умения учиться. Школьников необходимо учить самостоятельно находить нужную информацию в учебнике, учебных пособиях, дополнительной литературе; самостоятельно перерабатывать новую информацию с записью основных положений в виде краткого пересказа, конспекта с вычерчиванием схем, таблиц, диаграмм; самостоятельно использовать полученные знания и приводить в систему старые; создавать на основании знаний, умений, навыков новое, необычное — творить, изобретать, исследовать.
Каждый урок должен быть шагом вперед для школьников, рождать у них ощущение необходимости хорошо знать материал урока. Возникновение ощущения постоянного движения вперед стимулирует учебную деятельность учащихся.
Уроки должны убеждать учащихся в ограниченности знаний отдельного человека, в ограниченности информации, которую дает учитель на уроке, и давать пищу для самостоятельного раздумья, постоянной работы ума.
Каждое занятие должно быть воспитывающим. Учение должно приносить человеку чувство удовлетворенности, радости, пробуждать в нем новые силы.
Так как время урока ограничено, оно должно экономно использоваться. Это достигается подготовленностью учителя и учащихся, наличием дисциплины и психологической готовности детей, оборудованием урока, доведением до конца его замысла. Завершенность — одно из требований к хорошему уроку.
Проведение современного урока требует высокого социально-нравственного и профессионального уровня развития личности учителя, его способности к самостоятельному мышлению, самообразованию, творческой деятельности.
Список литературы:
1. Бакулина Г. А. Субъективизация процесса обучения русскому языку как фактор развития устной и письменной речи младших школьников : автореферат диссертация доктора педагогических наук : 13.00.02 / Вятский гос. пед. ун-т. - Москва, 2000. - 28 с.
2.Деятельностная модель урока в условиях ФГОС: проектирование и анализ [Текст]: методические рекомендации / под общ. ред. Т.Ф. Есенковой, В.В. Зарубиной. – Ульяновск : УИПКПРО, 2012. – 208 с.
3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации – М., 2010.
5.Якушина Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС - М., 2012 г.
Приложение № 1
РЕЦЕПТ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ХОРОШЕГО УРОКА
Возьмите дюжину самых лучших эмоций. Тщательно отберите только те, которые лишены разочарования, злопамятности и злости. После того как вы отобрали 12 эмоций, разделите их на 5 или 6 уроков, которые вам приходится проводить каждый рабочий день. Добавьте в каждый урок по одной порции: мудрости, терпения, храбрости, работоспособности, оптимизма, преданности своему делу, вольнодумия и свободомыслия, доброты, отдыха и заботы о здоровье, доброго юмора, такта, веры в каждого ученика.
Количество ингредиентов – на усмотрение готовящего. Для того, чтобы придать остроты уроку, добавьте в него щепотку безрассудства. А теперь долейте любви к детям и взбейте все энергичными движениями. Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте изюминками улыбок и веточками радости. Перед подачей сервируйте урок профессионализмом учителя. Следуйте четко этому рецепту, и все у вас получится! Приятного аппетита, уважаемые коллеги! Аппетита к учительскому труду и творчеству!