Особенности планирования урока в рамках ФГОС
Cовременные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. И в настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как же обучать детей в новых условиях?»
Но как бы не менялись цели и содержание образования урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы инновации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Перед учителем –вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать. Для таких учеников урок будет интересен только тогда, когда он будет современенным в самом широком понимании этого слова.
Что же такое современный урок?
Это совершенно новый урок, в центре внимания которого УЧЕНИК, а НЕ УЧИТЕЛЬ (учитель – это организатор, а не информатор на таком уроке);
это проблемный и развивающий урок: учитель организует проблемные ситуации, активизирует деятельность учащихся; но вывод делают сами учащиеся;
урок, на котором учитывается уровень и возможности учащихся, осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику, учитывается профиль класса, стремление учащихся;
урок, содержащий разные виды деятельности, которые стимулируют развитие познавательной активности ученика;
урок, на котором высокая степень речевой активности учащихся; современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала.
урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание.
В соответствии с требованиями ФГОС второго поколения основными методическими принципами современного урока являются:
1) субъективизация (ученик становится равноправным участником образовательного процесса);
2) метапредметность (формируются универсальные учебные действия);
3)деятельностный подход (учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности);
4)рефлексивность (учащиеся погружаются в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке);
5) импровизация (учитель должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения).
Как же нам спланировать урок, чтобы реализовать эти принципы? Что надо изменить при подготовке и проведении урока современного типа? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? И, наконец, нужно ли отказываться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися? Это далеко не все вопросы, которые сегодня задаёт учитель, реализующий ФГОС.
Мне стало легче ответить на некоторые из этих вопросов рассмотрев урок с позиции требований стандарта второго поколения в сравнении с традиционным уроком.
Традиционный взгляд: дать глубокие прочные ЗНАНИЯ
Согласно стандарту второго поколения все усилия должны быть направлены на РАЗВИТИЕ личности учащегося.
Как говорил основоположник научной педагогики в России Константи́н Дми́триевич Уши́нский:
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал.
Проведение урока согласно нормам ФГОС – дело хлопотное, требуют от учителя значительных временных затрат и эмоциональной нагрузки. Учителям ещё предстоит овладеть технологией проведения таких уроков. Но начинать стоит уже сегодня. Лично я с удовольствием внедряю новые технологии проведения урока и получаю от этого удовольствие. Потому что каждый урок превращается из обыкновенного в интересный. В классах, где я работаю, я уже давно не пишу тему на доске. Что я делаю? На крайней доске у нас есть так называемая «Понятийная корзина». Туда мы записываем ключевые слова, которые помогут нам сформулировать тему урока. Это нравится детям. В какой восторг они приходят, когда кому-то из учащихся удается четко сформулировать тему урока.
Какие же особенности планирования урока
в рамках ФГОС?
Конкретно сформулировать тему, цели, тип урока.
Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным материалом).
Подобрать дополнительные задания и продумать объем и форму домашнего задания.
Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя.
Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
Предугадать затруднения обучающихся и изменить по ходу урока задание - от простого к более сложному.
Подбирать комплексные задания, в которых предложенный материал рассматривается с нескольких сторон.
Не комментировать ответы учащихся и не исправлять их, предоставить эту возможность учащимся.
Провести рефлексию.
Остановимся подробнее на нескольких из них.
Групповая форма работы имеет множество плюсов:
меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю.
Что же такое рефлексия?
Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) – мыслительный процесс, направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний, способностей, поведения.
Учителя, которые только начинают свой профессиональный путь, часто не придают значения такому важному этапу урока, как рефлексия. Вроде слышали, что это такое, вроде знают, что рефлексия — это самооценка. Но на практике зачастую этот этап урока просто ограничивается вопросом: "Вам понравился урок?" Все ученики дружно кричат: "Да!" — и все довольные расходятся по домам. Казалось бы,все верно: рефлексия была? Была! Оценку уроку поставили? Поставили! В поурочном плане этап назван красивым словом "рефлексия"? Да! И никаких претензий.
Но на самом деле это очень важный этап уропа. О рефлексии можно говорить много и долго.
Я ограничусь лишь рассказом о том, как это делаю я. Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, но я провожу ее в конце урока. Для старших классов достаточно задать вопросы учащихся следующего характера:
Что для тебя было легко (трудно)?
Доволен ли ты своей работой?
Что у тебя получилось, а что нет?
За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?
Что было самым важным на уроке?
Что дал тебе урок для жизни?
И вы получите очень интересные и неожиданные ответы от учеников.