СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности планирования урока в рамках ФГОС

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности планирования урока в рамках ФГОС Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. И в настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как же обучать детей в новых условиях?» Но как бы не менялись цели и содержание образования урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы инновации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Перед учителем –вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать. Для таких учеников урок будет интересен только тогда, когда он будет современенным в самом широком понимании этого слова. Что же такое современный урок? ? Это совершенно новый урок, в центре внимания которого УЧЕНИК, а НЕ УЧИТЕЛЬ (учитель – это организатор, а не информатор на таком уроке); ? это проблемный и развивающий урок: учитель организует проблемные ситуации, активизирует деятельность учащихся; но вывод делают сами учащиеся; ? урок, на котором учитывается уровень и возможности учащихся, осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику, учитывается профиль класса, стремление учащихся; ? урок, содержащий разные виды деятельности, которые стимулируют развитие познавательной активности ученика; ? урок, на котором высокая степень речевой активности учащихся; современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала. ? урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание. ? урок, на котором обязательна рефлексия учащихся. В соответствии с требованиями ФГОС второго поколения основными методическими принципами современного урока являются: 1) субъективизация (ученик становится равноправным участником образовательного процесса); 2) метапредметность (формируются универсальные учебные действия); 3)деятельностный подход (учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности); 4)рефлексивность (учащиеся погружаются в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке); 5) импровизация (учитель должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения). Как же нам спланировать урок, чтобы реализовать эти принципы? Что надо изменить при подготовке и проведении урока современного типа? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? И, наконец, нужно ли отказываться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися? Это далеко не все вопросы, которые сегодня задаёт учитель, реализующий ФГОС. Мне стало легче ответить на некоторые из этих вопросов рассмотрев урок с позиции требований стандарта второго поколения в сравнении с традиционным уроком. Традиционный взгляд: дать глубокие прочные ЗНАНИЯ Согласно стандарту второго поколения все усилия должны быть направлены на РАЗВИТИЕ личности учащегося. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал. Проведение урока согласно нормам ФГОС – дело хлопотное, требуют от учителя значительных временных затрат и эмоциональной нагрузки. Учителям ещё предстоит овладеть технологией проведения таких уроков. Но начинать стоит уже сегодня. Лично я с удовольствием внедряю новые технологии проведения урока и получаю от этого удовольствие. Потому что каждый урок превращается из обыкновенного в интересный. В классах, где я работаю, я уже давно не пишу тему на доске. Что я делаю? На крайней доске у нас есть так называемая «Понятийная корзина». Туда мы записываем ключевые слова, которые помогут нам сформулировать тему урока. Это нравится детям. В какой восторг они приходят, когда кому-то из учащихся удается четко сформулировать тему урока. Чтобы глубже понять какие изменения необходимо внести в планирование урока уже сегодня достаточно провести сравнительный анализ деятельности педагога, работающего по традиционной системе и по ФГОС. Какие же особенности планирования урока в рамках ФГОС? ? Конкретно сформулировать тему, цели, тип урока. ? Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным материалом). ? Подобрать дополнительные задания и продумать объем и форму домашнего задания. ? Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя. ? Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников. ? Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап. ? Предугадать затруднения обучающихся и изменить по ходу урока задание - от простого к более сложному. ? Подбирать комплексные задания, в которых предложенный материал рассматривается с нескольких сторон. ? Не комментировать ответы учащихся и не исправлять их, предоставить эту возможность учащимся. ? Провести рефлексию. Остановимся подробнее на нескольких из них. Групповая форма работы имеет множество плюсов: ? работают все вместе и работает каждый; ? важным и интересным является мнение каждого ученика; ? ребенок за урок может побывать попеременно в своеобразной роли то «ученика», то «учителя»; ? меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. ? каждый отвечает не только за свои знания, но также за знания и успехи товарищей по группе. Что же такое рефлексия? Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) – мыслительный процесс, направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний, способностей, поведения. Учителя, которые только начинают свой профессиональный путь, часто не придают значения такому важному этапу урока, как рефлексия. Вроде слышали, что это такое, вроде знают, что рефлексия — это самооценка. Но на практике зачастую этот этап урока просто ограничивается вопросом: "Вам понравился урок?" Все ученики дружно кричат: "Да!" — и все довольные расходятся по домам. Казалось бы,все верно: рефлексия была? Была! Оценку уроку поставили? Поставили! В поурочном плане этап назван красивым словом "рефлексия"? Да! И никаких претензий. Но на самом деле это очень важный этап уропа. О рефлексии можно говорить много и долго. Я ограничусь лишь рассказом о том, как это делаю я. Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, но я провожу ее в конце урока. Для старших классов достаточно задать вопросы учащихся следующего характера: ? Что для тебя было легко (трудно)? ? Доволен ли ты своей работой? ? Что у тебя получилось, а что нет? ? За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников? ? Что было самым важным на уроке? ? Что дал тебе урок для жизни? И вы получите очень интересные и неожиданные ответы от учеников.

Просмотр содержимого документа
«Особенности планирования урока в рамках ФГОС»

Особенности планирования урока в рамках ФГОС

Cовременные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. И в настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как же обучать детей в новых условиях?»

Но как бы не менялись цели и содержание образования урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы инновации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Перед учителем –вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать. Для таких учеников урок будет интересен только тогда, когда он будет современенным в самом широком понимании этого слова.

Что же такое современный урок?


  • Это совершенно новый урок, в центре внимания которого УЧЕНИК, а НЕ УЧИТЕЛЬ (учитель – это организатор, а не информатор на таком уроке);

  • это проблемный и развивающий урок: учитель организует проблемные ситуации, активизирует деятельность учащихся; но вывод делают сами учащиеся;

  • урок, на котором учитывается уровень и возможности учащихся, осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику, учитывается профиль класса, стремление учащихся;

  • урок, содержащий разные виды деятельности, которые стимулируют развитие познавательной активности ученика;

  • урок, на котором высокая степень речевой активности учащихся; современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала.

  • урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание.

  • урок, на котором обязательна рефлексия учащихся.


В соответствии с требованиями ФГОС второго поколения основными методическими принципами современного урока являются:

1) субъективизация (ученик становится равноправным участником образовательного процесса);

2) метапредметность (формируются универсальные учебные действия);

3)деятельностный подход (учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности);

4)рефлексивность (учащиеся погружаются в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке);

5) импровизация (учитель должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения).

Как же нам спланировать урок, чтобы реализовать эти принципы? Что надо изменить при подготовке и проведении урока современного типа? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? И, наконец, нужно ли отказываться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися? Это далеко не все вопросы, которые сегодня задаёт учитель, реализующий ФГОС.

Мне стало легче ответить на некоторые из этих вопросов рассмотрев урок с позиции требований стандарта второго поколения в сравнении с традиционным уроком.

Традиционный взгляд: дать глубокие прочные ЗНАНИЯ

Согласно стандарту второго поколения все усилия должны быть направлены на РАЗВИТИЕ личности учащегося.

Как говорил основоположник научной педагогики в России Константи́н Дми́триевич Уши́нский:

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал.

Проведение урока согласно нормам ФГОС – дело хлопотное, требуют от учителя значительных временных затрат и эмоциональной нагрузки. Учителям ещё предстоит овладеть технологией проведения таких уроков. Но начинать стоит уже сегодня. Лично я с удовольствием внедряю новые технологии проведения урока и получаю от этого удовольствие. Потому что каждый урок превращается из обыкновенного в интересный. В классах, где я работаю, я уже давно не пишу тему на доске. Что я делаю? На крайней доске у нас есть так называемая «Понятийная корзина». Туда мы записываем ключевые слова, которые помогут нам сформулировать тему урока. Это нравится детям. В какой восторг они приходят, когда кому-то из учащихся удается четко сформулировать тему урока.


Какие же особенности планирования урока
в рамках ФГОС?


  • Конкретно сформулировать тему, цели, тип урока.

  • Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным материалом).

  • Подобрать дополнительные задания и продумать объем и форму домашнего задания.

  • Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя.

  • Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.

  • Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.

  • Предугадать затруднения обучающихся и изменить по ходу урока задание - от простого к более сложному.

  • Подбирать комплексные задания, в которых предложенный материал рассматривается с нескольких сторон.

  • Не комментировать ответы учащихся и не исправлять их, предоставить эту возможность учащимся.

  • Провести рефлексию.


Остановимся подробнее на нескольких из них.

Групповая форма работы имеет множество плюсов:

  • работают все вместе и работает каждый;

  • важным и интересным является мнение каждого ученика;

  • ребенок за урок может побывать попеременно в своеобразной роли то «ученика», то «учителя»;

  • меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю.

  • каждый отвечает не только за свои знания, но также за знания и успехи товарищей по группе.


Что же такое рефлексия?


Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) – мыслительный процесс, направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний, способностей, поведения.

Учителя, которые только начинают свой профессиональный путь, часто не придают значения такому важному этапу урока, как рефлексия. Вроде слышали, что это такое, вроде знают, что рефлексия — это самооценка. Но на практике зачастую этот этап урока просто ограничивается вопросом: "Вам понравился урок?" Все ученики дружно кричат: "Да!" — и все довольные расходятся по домам. Казалось бы,все верно: рефлексия была? Была! Оценку уроку поставили? Поставили! В поурочном плане этап назван красивым словом "рефлексия"? Да! И никаких претензий.

Но на самом деле это очень важный этап уропа. О рефлексии можно говорить много и долго.

Я ограничусь лишь рассказом о том, как это делаю я. Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, но я провожу ее в конце урока. Для старших классов достаточно задать вопросы учащихся следующего характера:


  • Что для тебя было легко (трудно)?

  • Доволен ли ты своей работой?

  • Что у тебя получилось, а что нет?

  • За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?

  • Что было самым важным на уроке?

  • Что дал тебе урок для жизни?

И вы получите очень интересные и неожиданные ответы от учеников.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!