Методическая задача
Выборочно-распределительный диктант для 4-го класса «Спряжения глаголов»
Задание:
Внимательно послушайте слова, которые я вам сейчас продиктую (услышит, выбегает, помогает, выгонит, бегал, слушает, пишет, кусался, накричит, строить, вылепит, вытерпит, соревнуется, живет, замолчит, стелется, напишет, играет).
Ваша задача такова: в левом столбике нужно записать глаголы первого спряжения в настоящем времени, а в правом столбике – глаголы второго спряжения в будущем времени.
Помните, что спряжение можно определить по ударным личным окончаниям глаголов настоящего времени, а если окончание безударное, спряжение определяется по суффиксу инфинитива. Не забудьте про глаголы-исключения.
Начинаем писать.
Слова: услышит, выбегает, помогает, выгонит, бегал, слушает, пишет, кусался, накричит, строить, вылепит, вытерпит, соревнуется, живет, замолчит, стелется, напишет, играет.
Будьте внимательны! Я сейчас еще раз продиктую все слова. Проверьте, не упустили ли вы какое-нибудь слово.
Вопросы:
Давайте проверим. Что вы выписали в первый столбик? А во второй?
Прозвучали ли такие слова, которые вы не выписали?
Почему слова «бегал», «кусался», «строить», «напишет» не попали ни в один из столбиков?
Назовите глаголы исключения 1-го спряжения. Второго спряжения.
Ключ:
№ | Глаголы I спряжения в настоящем времени | Глаголы II спряжения в будущем времени | Глаголы, не подходящие под категорию |
1 | Выбегает | Услышит | Бегал |
2 | Помогает | Выгонит | Кусался |
3 | Слушает | Накричит | Строить |
4 | Пишет | Вылепит | Напишет |
5 | Соревнуется | Вытерпит | |
6 | Живет | Замолчит | |
7 | Стелется | | |
8 | Играет | | |
Выборочно распределительный диктант для 4-го класса «Безударные падежные окончания имен существительных»
Задание:
Внимательно послушайте слова, которые я вам сейчас продиктую (на верхушке, из рощи, на лошади, на автомобиле, в улье, в степи, у реки, на трамвае, у матери, по дорожке, к дочери, в портфеле, на отдыхе, с мышью, по опушке, в сентябре, на базаре, в деревне).
Ваша задача такова: в левый столбик выписать имена существительные 1-го склонения, а в правый – 2-го склонения. Затем нужно выделить безударное падежное окончание у каждого из слов.
Начинаем писать.
Слова: на верхушке, из рощи, на лошади, на автомобиле, в улье, в степи, у реки, на трамвае, у матери, по дорожке, к дочери, в портфеле, на отдыхе, с мышью, по опушке, в сентябре, на базаре, в деревне.
Будьте внимательны! Я сейчас еще раз продиктую все слова. Проверьте, не упустили ли вы какое-нибудь слово.
Вопросы:
Давайте проверим. Что вы выписали в первый столбик? А во второй?
Прозвучали ли такие слова, которые вы не выписали?
Почему слова «лошадь», «степь», «мать», «дочь», «мышь» не попали ни в один из столбиков?
От чего зависит окончание имени существительного?
Ключ:
№ | Имена существительные 1-го склонения | Имена существительные 2-го склонения | Имена существительные, не подходящие под категорию |
1 | На верхушке | На автомобиле | На лошади |
2 | Из рощи | В улье | В степи |
3 | У реки | На трамвае | У матери |
4 | По дорожке | В портфеле | К дочери |
5 | По опушке | На отдыхе | С мышью |
6 | В деревне | В сентябре | |
7 | | На базаре | |