СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по теме: «Волшебная сила искусства по рассказу Л. Улицкой «Бумажная победа».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

.Н. Толстой в повести «Отрочество» так определил трудный  переход от детства к юности: «Случалось ли вам, читатель, в известную пору жизни вдруг замечать, что ваш взгляд на вещи совершенно изменяется, как будто все предметы, которые вы видели до тех пор, вдруг повернулись к вам другой, неизвестной ещё стороной». Подростки встречаются с такими проблемами, как непонимание и равнодушие взрослых, их нежелание помочь, недопонимание сверстников, когда не знаешь, на чьей стороне быть лучше, к кому обратиться за помощью в трудный момент, на кого можно рассчитывать, кто не подведёт. Особенно важно в период взросления иметь рядом хорошего друга – наставника. Но если такового не найдётся – не беда. Мудрым товарищем вполне может стать хорошая книга.

Литературные предпочтения современных подростков мало отличаются друг от друга. Юным читателям интересен острый сюжет, наличие в произведении персонажей, отражающих их внутренний мир. Очень важно уметь увидеть в герое той или иной книги черты своего характера, узнать в нем себя.

Но какие книги выбрать для чтения? Многим подросткам просто негде узнать, что читать. Пресса и телевидение не рассказывают подросткам о пользе чтения и читательской культуры, не сообщают о книжных новинках, не дают хороших рецензий. Это должен сделать учитель литературы. Ведь его задача – не просто заинтересовать ученика чтением, но и воспитать в нем правильные нравственные ориентиры, духовную стойкость.

Именно поэтому для подростков особенно интересны уроки внеклассного чтения по произведениям современных писателей, затрагивающих важные для подросткового возраста проблемы. Актуальность разработки в том, что мы интерпретируем самые острые и «современные» проблемы: проблемы взаимоотношений между подростками, проблемы взаимоотношений со взрослыми, одиночества, самоутверждения, самоопределения, толерантности и т.п. Многие из этих проблем «вечные», но выявились в своей остроте именно в наше время.

Новизна разработки видится в том, что подобранное для анализа и обсуждения произведение современного автора не включены в школьную программу, но представляют большой интерес с точки зрения воспитания духовно-нравственных качеств подрастающего поколения.

Урок разработан с использованием современных образовательных технологий, методов и приемов и соответствуют ФГОС. В ходе урока учащимся предстоит познакомиться с рассказом Л. Улицкой «Бумажная победа» и выполнить интересные задания. К уроку прилагается дидактический материал и презентация – сопровождение урока. Технологическая карта урока помогает увидеть, как распределена деятельность учителя и ученика с учетом требований ФГОС, какие цели имеет каждый из этапов урока и какие универсальные учебные действия формируются в ходе урока. Решаются сложные учебные и методические задачи. В качестве методического сопровождения создана оригинальная авторская презентация, которая создает яркий визуальный образ в течение всего урока, кроме того выполняет диагностическую функцию, позволяя учащимся проверять выполненные задания.

               Тип урока по основной дидактической цели – урок изучения нового материала.

               Цель урока:

выяснить, какой силой обладает искусство и как оно может помочь человеку справляться с трудностями, одерживать победы, побудить учащихся к размышлению о сострадании, человечности, толерантности, духовности.

 Задачи урока: 

 Обучающая: 

 - познакомить учащихся с жизнью и творчеством российского автора: Л. Улицкой;               - познакомить учащихся с рассказом «Бумажная победа» и понять авторский замысел произведения; 

 - учить анализировать текст на примере рассказа Л. Улицкой «Бумажная победа»  Развивающая: 

 - развивать творческие способности и читательскую наблюдательность, развивать устную речь; 

 - развивать самостоятельную деятельность; 

 - развивать умение прогнозировать события, отвечать на вопросы; 

 -развивать умение оценивать художественное произведение; 

 -развивать критическое мышление у учащихся. 

 Воспитательная: 

 - воспитывать интерес к чтению; 

 -формировать умения работать в коллективе; 

 -уметь четко и логично излагать свою точку зрения. 

 -воспитывать толерантность, доброту, умение сострадать, прививать навыки терпимости и корректности в общении друг с другом

Планируемые образовательные результаты:

Предметные умения: 

 -определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к героям и их поступкам; 

 -отвечать на вопросы по содержанию произведения; 

 -ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев; 

 -самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. 

Личностные УУД

 1.Уметь интерпретировать текст. 

 2. Высказывать свое отношение к прочитанному с аргументацией. 

 3.Уметь анализировать характеры и поступки героев. 

 4. Анализировать ситуацию с точки зрения всех возможных путей её решения. 

 Регулятивные УУД: 

 1. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое мнение. 

 2.Осуществлять самопроверку 

Познавательные УУД: 

 1.Учиться основам смыслового чтения художественного произведения; 

 2. Уметь выделять существенную информацию. 

 3.Уметь осуществлять сравнение. 

 4. Прогнозировать содержание художественного произведения. 

 5.Формулировать проблему, обозначенную автором произведения. 

 Коммуникативные УУД

 1.Слушать своего одноклассника и обосновывать свое мнение 

2. Выражать свои мысли и идеи 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме: «Волшебная сила искусства по рассказу Л. Улицкой «Бумажная победа».»

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №12»

города Новочебоксарска Чувашской Республики











Методическая разработка урока по теме:

«Волшебная сила искусства

по рассказу Л. Улицкой «Бумажная победа». 




Разработчик: Вишняковой Нины Ильиничны,

учителя русского языка и литературы

Муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №12» города

Новочебоксарска

Чувашской Республики






















Новочебоксарск, 2019


Предмет: литература

Тема: «Волшебная сила искусства по рассказу Л. Улицкой «Бумажная победа».

Тип урока: урок изучения нового материала. 

Продолжительность: 1 урок (45 минут)

Класс (группа): 6

Используемая технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо. 

Методические приёмы: чтение с остановками, обращение к личному опыту, прогнозирование по названию, заполнение двухчастного дневника, опережающее задание. 

Оборудование: тексты с рассказом «Бумажная победа» заранее приготавливаются учителем, разрезаются на значимые части и раскладываются на парты (каждому ученику), использование ИКТ: компьютерная презентация, запись музыки Бетховена: композиция про сурка.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком; деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Проблема____________________________ по рассказу Л.Улицкой «Бумажная победа» (На доске записана часть проблемы, которую учащиеся должны вывести в конце урока самостоятельно). 

Аннотация:

Л.Н. Толстой в повести «Отрочество» так определил трудный переход от детства к юности: «Случалось ли вам, читатель, в известную пору жизни вдруг замечать, что ваш взгляд на вещи совершенно изменяется, как будто все предметы, которые вы видели до тех пор, вдруг повернулись к вам другой, неизвестной ещё стороной». Подростки встречаются с такими проблемами, как непонимание и равнодушие взрослых, их нежелание помочь, недопонимание сверстников, когда не знаешь, на чьей стороне быть лучше, к кому обратиться за помощью в трудный момент, на кого можно рассчитывать, кто не подведёт. Особенно важно в период взросления иметь рядом хорошего друга – наставника. Но если такового не найдётся – не беда. Мудрым товарищем вполне может стать хорошая книга.

Литературные предпочтения современных подростков мало отличаются друг от друга. Юным читателям интересен острый сюжет, наличие в произведении персонажей, отражающих их внутренний мир. Очень важно уметь увидеть в герое той или иной книги черты своего характера, узнать в нем себя.

Но какие книги выбрать для чтения? Многим подросткам просто негде узнать, что читать. Пресса и телевидение не рассказывают подросткам о пользе чтения и читательской культуры, не сообщают о книжных новинках, не дают хороших рецензий. Это должен сделать учитель литературы. Ведь его задача – не просто заинтересовать ученика чтением, но и воспитать в нем правильные нравственные ориентиры, духовную стойкость.

Именно поэтому для подростков особенно интересны уроки внеклассного чтения по произведениям современных писателей, затрагивающих важные для подросткового возраста проблемы. Актуальность разработки в том, что мы интерпретируем самые острые и «современные» проблемы: проблемы взаимоотношений между подростками, проблемы взаимоотношений со взрослыми, одиночества, самоутверждения, самоопределения, толерантности и т.п. Многие из этих проблем «вечные», но выявились в своей остроте именно в наше время.

Новизна разработки видится в том, что подобранное для анализа и обсуждения произведение современного автора не включены в школьную программу, но представляют большой интерес с точки зрения воспитания духовно-нравственных качеств подрастающего поколения.

Урок разработан с использованием современных образовательных технологий, методов и приемов и соответствуют ФГОС. В ходе урока учащимся предстоит познакомиться с рассказом Л. Улицкой «Бумажная победа» и выполнить интересные задания. К уроку прилагается дидактический материал и презентация – сопровождение урока. Технологическая карта урока помогает увидеть, как распределена деятельность учителя и ученика с учетом требований ФГОС, какие цели имеет каждый из этапов урока и какие универсальные учебные действия формируются в ходе урока. Решаются сложные учебные и методические задачи. В качестве методического сопровождения создана оригинальная авторская презентация, которая создает яркий визуальный образ в течение всего урока, кроме того выполняет диагностическую функцию, позволяя учащимся проверять выполненные задания.

Тип урока по основной дидактической цели – урок изучения нового материала.

Цель урока:

выяснить, какой силой обладает искусство и как оно может помочь человеку справляться с трудностями, одерживать победы, побудить учащихся к размышлению о сострадании, человечности, толерантности, духовности.

Задачи урока: 

Обучающая: 

- познакомить учащихся с жизнью и творчеством российского автора: Л. Улицкой; 
- познакомить учащихся с рассказом «Бумажная победа» и понять авторский замысел произведения; 

- учить анализировать текст на примере рассказа Л. Улицкой «Бумажная победа» 
Развивающая: 

- развивать творческие способности и читательскую наблюдательность, развивать устную речь; 

- развивать самостоятельную деятельность; 

- развивать умение прогнозировать события, отвечать на вопросы; 

-развивать умение оценивать художественное произведение; 

-развивать критическое мышление у учащихся. 

Воспитательная: 

- воспитывать интерес к чтению; 

-формировать умения работать в коллективе; 

-уметь четко и логично излагать свою точку зрения. 

-воспитывать толерантность, доброту, умение сострадать, прививать навыки терпимости и корректности в общении друг с другом

Планируемые образовательные результаты:

Предметные умения: 

-определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к героям и их поступкам; 

-отвечать на вопросы по содержанию произведения; 

-ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев; 

-самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. 

Личностные УУД

1.Уметь интерпретировать текст. 

2. Высказывать свое отношение к прочитанному с аргументацией. 

3.Уметь анализировать характеры и поступки героев. 

4. Анализировать ситуацию с точки зрения всех возможных путей её решения. 

Регулятивные УУД: 

1. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое мнение. 

2.Осуществлять самопроверку 

Познавательные УУД: 

1.Учиться основам смыслового чтения художественного произведения; 

2. Уметь выделять существенную информацию. 

3.Уметь осуществлять сравнение. 

4. Прогнозировать содержание художественного произведения. 

5.Формулировать проблему, обозначенную автором произведения. 

Коммуникативные УУД

1.Слушать своего одноклассника и обосновывать свое мнение 

2. Выражать свои мысли и идеи 







































Конспект урока:

Организационный момент. Слово учителя


Добрый день, дорогие ребята. Оглянитесь вокруг, посмотрите. Как красива наша земля. Как привлекательна и необычна наша планета. А такой делает нашу планету ваши добрые улыбки, прекрасное настроение и желание многого добиться в жизни. Все зависит только от себя. Я рада приветствовать всех вас на нашем уроке. Сегодня прекрасный весенний день, давайте улыбнемся друг другу! Ребята, а сейчас мне бы хотелось узнать, что вы ждете от сегодняшнего урока, поэтому прошу вас поделиться своими ожиданиями от урока.

Применение активного метода выяснения ожиданий от урока

Метод «Ладошки»

Цель: выяснить ожидания участников от работы на уроке.

Процедура проведения: участникам предлагается обвести пальцы. На каждом пальчике нужно написать ответ на вопрос: «Что я ожидаю от урока?

Тема и цель урока


Мне ваши ожидания понятны, в конце урока мы к ним вернемся.

В книге «В поисках смысла. Мудрость тысячелетий» есть удивительные объяснения таким понятиям как жизнь, жить. Вот послушайте:

«Жить на белом свете - значит постоянно бороться и постоянно побеждать». (Н. И. Пирогов)

«Чтобы жить - умей побеждать». (И. Гете). (Слайд 2)

Действительно, жизнь - это борьба, и мы постоянно пытаемся одержать победу над своим волнением, плохим настроением, проблемами.

А какая бывает победа? Ребята, скажите, пожалуйста, были ли в вашей жизни случаи, когда вы считались победителем? 
(Возможные ответы: победил в соревнованиях по лыжам, занял первое место по шахматам, победила в олимпиаде по математике и т.д.) 

Обратите внимание на словосочетание (Слайд 3) «Бумажная победа».

Какие ассоциации оно у вас вызывает? 
Ученики (примерные ответы): 

-название странное: два несовместимых слова сочетаются (бумага-непрочный материал; победа-это успех в борьбе за что-нибудь)
- это какая-то ненастоящая победа; 
- игра в морской бой; 
- игра в карты; 
- писатель какой-нибудь дописал свое произведение; 
-это игра какая-то между командами; 
-получил грамоту; 
-выиграл кто-то конкурс по изготовлению поделок из бумаги.
 
С рассказом «Бумажная победа», автором которого является современная российская писательница Людмила Улицкая, нам и предстоит сегодня познакомиться.

Проблему учащиеся выводят самостоятельно в конце урока. 
О чем будет это произведение, как вы думаете? 

Но прежде чем мы его прочтем (можно дать заранее ученику подготовить биографию писательницы), несколько слов скажу об авторе (Слайд 5). 

Людмила Евгеньевна Улицкая родилась 23 февраля 1943 года. Прозаик, сценарист, драматург. Книги писательницы переведены на 17 языков. Самые известные из них: “Сонечка”, “Медея и её дети”, “Казус Кукоцкого”, “Даниэль Штайн, переводчик” и др. Лауреат французской литературной премии Медичи, итальянской премии Джузеппе Ацерби, Букеровской премии, премии “Большая книга” и др.  С 1989г. по 2000 г. Людмила Улицкая создает цикл произведений «Детство-49». Это сборник рассказов, где отображены эпизоды из детства писательницы, которой в 1949 году было шесть лет. В цикл входят 6 рассказов: «Капустное чудо», «Восковая уточка», «Дед-шептун», «Гвозди», «Счастливый случай», «Бумажная победа».  Людмила Евгеньевна активно занимается развитием толерантности среди молодежи. О своей работе в Европейском Толерантном проекте «Другой, другая, о другой» она говорит так: « Я не возлагаю больших надежд, что наши усилия изменят мир. Но, может быть, они как – то смягчат агрессию». 

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (о человечности, о том, что надо быть человеком, в любых ситуациях оставаться добрым, честным, о том, что помогает оставаться человеком)

- Молодцы. Итак, как мы сформулируем тему урока?

- Как вы думаете, какие цели мы должны поставить?

1. Поразмышлять над рассказом «Бумажная победа».

2. Найти ответы на интересующие нас вопросы.

3. Объяснить поступки героев.

4. Сделать правильные выводы. (Слайд 4)

Выход на проблему








Погружение в урок









Работа с текстом




































































































Проблемный вопрос






Ребята, читать текст мы будем с остановками, по частям.

Итак, часть1. Л.Е. Улицкая рассказ «Бумажная победа» 

Часть 1. 

Когда солнце растопило черный зернистый снег и из грязной воды выплыли скопившиеся за зиму отбросы человеческого жилья…. 

.Все это, вместе взятое, делало Геню очень несчастным 

человеком.

(Слайд 6)

- Каким вам представляется герой произведения Геня Пираплетчиков?

- Чем интересна его фамилия? (Переплетчик - тот кто переплетает книги (Даль). 

- Почему он был «несчастным человеком»? (Слайд 7)

Продолжаем знакомство с героем, чтение 2 части. 

Часть 2. 

Итак, он вышел во двор, едва оправившись после весенне-зимних болезней, в шерстяной лыжной шапочке с поддетым под нее платком и в длинном зеленом шарфе, обмотанном вокруг шеи… 

(Слайд 8)

• Какое самое страшное испытание было для мальчика? (встреча с ребятами во дворе) 

• Как вы думаете, что он чувствовал в эти минуты? (страх, обиду, ему хотелось быстрее убежать) 

• Найдите в 1 и 2 частях текста слова, характеризующие героев: Геню и ребят со двора.

Какой литературный прием использует автор? Проверьте (Слайд 10) 

• С каким словом ассоциируется фамилия мальчика Айтырь? 

(возможно, богатырь. Действительно, в словаре Даля есть слово батырь-богатырь, силач) 

• Что же будет дальше? Как вы думаете? Кто поможет ему выйти из сложившейся ситуации? 

А теперь узнаем, подтвердились ли ваши предположения? Читаем часть3. 

Часть 3. 

- Я думаю, надо пригласить их в гости, к Гене на день рождения,-  ответила мать… 

. - Надо,- коротко ответила мать, и по тому, как дрогнули ее брови, он понял, что ему не отвертеться. 

(Слайд 11)

• Как вы считаете правильным ли было решение мамы: пригласить ребят со двора на праздник? (Интересно то, что учащиеся дают разные ответы: их мнения разделились на две противоположные части. Одни считают, что не надо приглашать, в основном это те ребята, которые в классе с другими мало общаются и предпочитают быть в стороне. Другие, наоборот, очень активно доказывали, что мама поступила правильно). 

• И в 1, и во 2, и в 3 частях мы встретились с описанием природы?

Какое время года описывает Л.Улицкая? Зачитайте.

Что помогает понять нам природа? (Когда солнце растопило черный зернистый снег и из грязной воды,.. в воздухе поднялась кутерьма запахов, в которой самым сильным был сырой и сладкий запах весенней земли; наступила спокойная и нежная весна. Высохла грязь. Остро отточенная трава покрыла засоренный двор…) (Природа помогает понять душевное состояние героя, в начале описание какое-то мрачное, особенно «черный, снег, грязная вода» и в жизни Гени не все хорошо. А далее наступление нежной весны, когда в природе все обновляется, может, в жизни Гени будут перемены…) 

• Как вы думаете, ребята к нему придут на день рождения? 

Узнаем, о чем повествует часть 4. 

Часть 4. 

Вечером мать вышла во двор и сама пригласила ребят на завтра… 

Геня крутил в руках недоделанный кораблик и с ужасом ждал прихода гостей. 

(Слайд 14)

• Что нового вы узнали о семье мальчика? (мама талантливая пианистка, дома было пианино, в семье читали книги, потому что в комнате находился книжный шкаф, портрет немецкого композитора Бетховена, а сам Геня был мастером бумажного искусства) 

• Как вы думаете, почему Геня стеснялся всего этого? 

Продолжаем чтение с остановками. 

Часть5. 

Они пришли ровно в четыре, всей гурьбой…. 

.Мать кончила играть. 

Послушайте композицию. 

(Слайд 19) звучит музыкальная композиция про сурка, класс слушает. Сядьте, пожалуйста, поудобнее, можете закрыть глаза, представьте, что вы в гостях у Гени. 

• Как видите, пришли ребята в гости к Гене. Опишите их (одеты плохо, на столе самая простая еда, ребята набросились на конфеты). 

• Какое же время описывает Л. Улицкая? (после войны 1949 год, оно было трудное, голодное) 

• Какое открытие сделали ребята на дне рождении? (Мама Гени умеет играть на пианино и Геня тоже) 

• Почему это их так удивило? (Потому что никто из них не умел играть, и наверное, ни у кого не было такого инструмента) 

• Как они слушали музыку? Зачитайте цитаты. (…сидели тихо, никто не смеялся; все слушают и смотрят на сильно разбегающиеся руки; сестрички завороженно смотрят; двенадцать человек сидят в полном молчании) 

• Как вы думаете, какое открытие еще ожидает Гениных гостей? Можно предположить по названию рассказа? 

Что нам раскроет 6 часть. 
Часть6 

- Ну, хватит музыки. Давайте поиграем во что-нибудь. Во что вы любите играть?.... 

. Счастливый мальчик раздаривал бумажные игрушки...

• Какое же открытие ожидало гостей ? 

• С какой целью Геня делал эти игрушки? Хотел ли он похвастаться? (нет, он просто хотел всех обеспечить фантами, он считал свой талант чепуховым, не придавал ему никакого значения) 

• Как же ребята стали относится к Гене? (они искренне восхищаются его талантом… они тянули к нему руки… и все улыбались, и все его благодарили) 

• А каким вы увидели Айтыра на дне рождении, самого страшного врага Гени? (он тоже хочет научиться складывать бумажные игрушки и обращается за помощью к Гене, называет его по имени, он тоже может восхищаться чужим талантом, не стыдиться учиться чему-то новому) 

• Почему же они до дня рождения ребята со двора так относились к Гене? (наверное, считали его маменькиным сынком, он за ручку с бабушкой ходил) 

• А теперь вспомним название рассказа. Почему он так называется ? Что хотела донести до своих читателей Людмила Улицкая? Обсуждение проблемы. 

С помощью бумаги Геня совершил сокрушительную победу над закоренелой неприязнью к нему. «Бумажная победа» над презрением, жестокосердием детей, несправедливостью была одержана Геней с помощью его «чепухового» таланта и добра его матери. 

Людмила Улицкая пишет о детском мире, рассказ «Бумажная победа» раскрывает проблему толерантного отношения друг другу. (Слайд 23) Вспомним, что такое толерантность.

- Помните, какая была природа в начале? Мы об этом говорили. А сейчас? И в природе произошли изменения: найдите строчки об этом.

- Что чувствует Геня? (Он счастлив. Наступила спокойная весна, не было мусора, двор был чистым - Природа, действительно, соответствует настроению героя)

- Значит, мама была права, пригласив ребят домой?

- А почему тогда она плакала?

- Дорогие ребята, а вам приходилось встречать детей со слабым здоровьем, детей – инвалидов? Они чем-то отличаются от вас, здоровых детей?

- А как нужно себя вести? (Быть толерантным, уважительно относиться, уметь сочувствовать, сопереживать, любить…)

- Молодцы, ребята! Действительно, одна из двух наибольших заповедей гласит: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (от Матфея 22:39).

- А что значит «как самого себя»?

- И как прежде научиться любить себя, и после этого учиться любить ближнего? И что необходимо любить в себе и как это воплощать?

Обобщение изученного материала

- Итак, что хотела донести до нас Людмила Улицкая? (Что нужно уметь видеть чужую боль, быть милосердным, уметь сопереживать, сочувствовать, быть толерантным. Человек в любой момент может измениться. Благодаря именно чепуховому таланту у Гени изменилось отношение к себе, и он смог одержать духовную победу)

Рефлексия

- А теперь давайте и мы попробуем приобщиться к искусству и сделаем из листа бумаги, он лежат у вас на столе, какую-нибудь фигуру.

Звучит песня «Дорогою добра»

- Молодцы, я бы хотела, чтобы вы поделились с гостями пожеланиями добра.

- Обратите внимание на ладошки. Оправдались ли ваши ожидания от урока?

Домашнее задание

Сочинение - рассуждение «Искусство – это великая сила?» Благодарю всех за хорошую работу. Молодцы!























Приложение 1

Улицкая Людмила Евгеньевна

Бумажная победа

Когда солнце растопило черный зернистый снег и из грязной воды выплыли скопившиеся за зиму отбросы человеческого жилья - ветошь, кости, битое стекло,- и в воздухе поднялась кутерьма запахов, в которой самым сильным был сырой и сладкий запах весенней земли, во двор вышел Геня Пираплетчиков. Его фамилия писалась так нелепо, что с тех пор, как он научился читать, он ощущал ее как унижение.

Помимо этого, у него от рождения было неладно с ногами, и он ходил странной, прыгающей походкой.

Помимо этого, у него был всегда заложен нос, и он дышал ртом. Губы сохли, и их приходилось часто облизывать.

Помимо этого, у него не было отца. Отцов не было у половины ребят. Но в отличие от других Геня не мог сказать, что его отец погиб на войне: у него отца не было вообще. Все это, вместе взятое, делало Геню очень несчастным человеком.

Итак, он вышел во двор, едва оправившись после весенне-зимних болезней, в шерстяной лыжной шапочке с поддетым под нее платком и в длинном зеленом шарфе, обмотанном вокруг шеи.

На солнце было неправдоподобно тепло, маленькие девочки спустили чулки и закрутили их на лодыжках тугими колбасками. Старуха из седьмой квартиры с помощью внучки вытащила под окно стул и села на солнце, запрокинув лицо.

И воздух, и земля - все было разбухшим и переполненным, а особенно голые деревья, готовые с минуты на минуту взорваться мелкой счастливой листвой.

Геня стоял посреди двора и ошеломленно вслушивался в поднебесный гул, а толстая кошка, осторожно трогая лапами мокрую землю, наискосок переходила двор.

Первый ком земли упал как раз посередине, между кошкой и мальчиком. Кошка, изогнувшись, прыгнула назад. Геня вздрогнул - брызги грязи тяжело шлепнулись на лицо. Второй комок попал в спину, а третьего он не стал дожидаться, пустился вприпрыжку к своей двери. Вдогонку, как звонкое копье, летел самодельный стишок:

- Генька хромой, сопли рекой!

Он оглянулся: кидался Колька Клюквин, кричали девчонки, а позади них стоял тот, ради которого они старались,- враг всех, кто не был у него на побегушках, ловкий и бесстрашный Женька Айтыр.

Геня кинулся к своей двери - с лестницы уже спускалась его бабушка, крохотная бабуська в бурой шляпке с вечнозелеными и вечноголубыми цветами над ухом. Они собирались на прогулку на Миусский скверик. Мертвая потертая лиса, сверкая янтарными глазами, плоско лежала у нее на плече.

...Вечером, когда Геня похрапывал во сне за зеленой ширмой, мать и бабушка долго сидели за столом.

- Почему? Почему они его всегда обижают?- горьким шепотом спросила, наконец, бабушка.

- Я думаю, надо пригласить их в гости, к Гене на день рождения, ответила мать.

- Ты с ума сошла,- испугалась бабушка,- это же не дети, это бандиты.

- Я не вижу другого выхода,- хмуро отозвалась мать.- Надо испечь пирог, сделать угощение и вообще устроить детский праздник.

- Это бандиты и воры. Они же весь дом вынесут,- сопротивлялась бабушка.

- У тебя есть что красть?- холодно спросила мать.

Старушка промолчала.

- Твои старые ботики никому не нужны.

- При чем тут ботики?..- тоскливо вздохнула бабушка.- Мальчика жалко.

Прошло две недели. Наступила спокойная и нежная весна. Высохла грязь. Остро отточенная трава покрыла засоренный двор, и все население, сколько ни старалось, никак не могло его замусорить, двор оставался чистым и зеленым.

Ребята с утра до вечера играли в лапту. Заборы покрылись меловыми и угольными стрелами - это "разбойники", убегая от "казаков", оставляли свои знаки.

Геня уже третью неделю ходил в школу. Мать с бабушкой переглядывались. Бабушка, которая была суеверна, сплевывала через плечо - боялась сглазить: обычно перерывы между болезнями длились не больше недели.

Бабушка провожала внука в школу, а к концу занятий ждала его в школьном вестибюле, наматывала на него зеленый шарф и за руку вела домой.

Накануне дня рождения мать сказала Гене, что устроит ему настоящий праздник.

- Позови из класса кого хочешь и из двора,- предложила она.

- Я никого не хочу. Не надо, мама,- попросил Геня.

- Надо,- коротко ответила мать, и по тому, как дрогнули ее брови, он понял, что ему не отвертеться.

Вечером мать вышла во двор и сама пригласила ребят на завтра. Пригласила всех подряд, без разбора, но отдельно обратилась к Айтыру:

- И ты, Женя, приходи.

Он посмотрел на нее такими холодными и взрослыми глазами, что она смутилась.

- А что? Я приду,- спокойно ответил Айтыр.

И мать пошла ставить тесто.

Геня тоскливо оглядывал комнату. Больше всего его смущало блестящее черное пианино - такого наверняка ни у кого не было. Книжный шкаф, ноты на этажерке - это было еще простительно. Но Бетховен, эта ужасная маска Бетховена! Наверняка кто-нибудь ехидно спросит: "А это твой дедушка? Или папа?"

Геня попросил бабушку снять маску. Бабушка удивилась:

- Чем она тебе вдруг помешала? Ее подарила мамина учительница...- И бабушка стала рассказывать давно известную историю о том, какая мама талантливая пианистка, и если бы не война, то она окончила бы консерваторию...

К четырем часам на раздвинутом столе стояла большая суповая миска с мелко нарезанным винегретом, жареный хлеб с селедкой и пирожки с рисом.

Геня сидел у подоконника, спиной к столу, и старался не думать о том, как сейчас в его дом ворвутся шумные, веселые и непримиримые враги... Казалось, что он совершенно поглощен своим любимым занятием: он складывал из газеты кораблик с парусом.

Он был великим мастером этого бумажного искусства. Тысячи дней своей жизни Геня проводил в постели. Осенние катары, зимние ангины и весенние простуды он терпеливо переносил, загибая уголки и расправляя сгибы бумажных листов, а под боком у него лежала голубовато-серая с тисненым жирафом на обложке книга. Она называлась "Веселый час", написал ее мудрец, волшебник, лучший из людей - некий М. Гершензон. Он был великим учителем, зато Геня был великим учеником: он оказался невероятно способным к этой бумажной игре и придумал многое такое, что Гершензону и не снилось...

Геня крутил в руках недоделанный кораблик и с ужасом ждал прихода гостей. Они пришли ровно в четыре, всей гурьбой. Белесые сестрички, самые младшие из гостей, поднесли большой букет желтых одуванчиков. Прочие пришли без подарков.

Все чинно расселись вокруг стола, мать разлила по стаканам самодельную шипучку с коричневыми вишенками и сказала:

- Давайте выпьем за Геню - у него сегодня день рождения.

Все взяли стаканы, чокнулись, а мама выдвинула вертящийся табурет, села за пианино и заиграла "Турецкий марш". Сестрички завороженно смотрели на ее руки, порхающие над клавишами. У младшей было испуганное лицо, и казалось, что она вот-вот расплачется.

Невозмутимый Айтыр ел винегрет с пирожком, а бабушка суетилась около каждого из ребят точно так же, как суетилась обычно около Генечки.

Мать играла песни Шуберта. Это была невообразимая картина: человек двенадцать плохо одетых, но умытых и причесанных детей, в полном молчании поедавших угощение, и худая женщина, выбивавшая из клавишей легко бегущие звуки.

Хозяин праздника, с потными ладонями, устремил глаза в тарелку. Музыка кончилась, выпорхнула в открытое окно, лишь несколько басовых нот задержались под потолком и, помедлив, тоже уплыли вслед за остальными.

- Генечка,- вдруг сладким голосом сказала бабушка,- может, тоже поиграешь?

Мать бросила на бабушку тревожный взгляд. Генино сердце едва не остановилось: они ненавидят его за дурацкую фамилию, за прыгающую походку, за длинный шарф, за бабушку, которая водит его гулять. Играть при них на пианино!

Мать увидела его побледневшее лицо, догадалась и спасла:

- В другой раз. Геня сыграет в другой раз.

Бойкая Боброва Валька недоверчиво и почти восхищенно произнесла:

- А он умеет?

...Мать принесла сладкий пирог. По чашкам разлили чай. В круглой вазочке лежали какие угодно конфеты: и подушечки, и карамель, и в бумажках. Колька жрал без зазрения совести и в карман успел засунуть. Сестрички сосали подушечки и наперед загадывали, какую еще взять. Боброва Валька разглаживала на острой коленке серебряную фольгу. Айтыр самым бесстыжим образом разглядывал комнату. Он все шарил и шарил глазами и, наконец, указывая на маску, спросил:

- Теть Мусь! А этот кто? Пушкин?

Мать улыбнулась и ласково ответила:

- Это Бетховен, Женя. Был такой немецкий композитор. Он был глухой, но все равно сочинял прекрасную музыку.

- Немецкий?- бдительно переспросил Айтыр.

Но мама поспешила снять с Бетховена подозрения:

- Он давным-давно умер. Больше ста лет назад. Задолго до фашизма.

Бабушка уже открыла рот, чтобы рассказать, что эту маску подарила тете Мусе ее учительница, но мать строго взглянула на бабушку, и та закрыла рот.

- Хотите, я поиграю вам Бетховена?- спросила мать. - Давайте,- согласился Айтыр, и мать снова выдвинула табурет, крутанула его и заиграла любимую Генину песню про сурка, которого почему-то всегда жалко.

Все сидели тихо, не проявляя признаков нетерпения, хотя конфеты уже кончились. Ужасное напряжение, в котором все это время пребывал Геня, оставило его, и впервые мелькнуло что-то вроде гордости: это его мама играет Бетховена, и никто не смеется, а все слушают и смотрят на сильные разбегающиеся руки. Мать кончила играть.

Ну, хватит музыки. Давайте поиграем во что-нибудь. Во что вы любите играть?

— Можно в карты, — простодушно сказал Колюня.

— Давайте в фанты, — предложила мать.

Никто не знал этой игры. Айтыр у подоконника крутил в руках недоделанный кораблик. Мать объяснила, как играть, но оказалось, что ни у кого нет фантов. Лилька, девочка со сложно заплетенными косичками, всегда носила в кармане гребенку, но отдать ее не решилась — а вдруг пропадет? Айтыр положил на стол кораблик и сказал:

— Это будет мой фант.

Геня придвинул его к себе и несколькими движениями завершил постройку.

— Геня, сделай девочкам фанты, — попросила мать и положила на стол газету и два листа плотной бумаги. Геня взял лист, мгновение подумал и сделал продольный сгиб…

Бритые головы мальчишек, стянутые тугими косичками головки девчонок склонились над столом. Лодка… кораблик… кораблик с парусом… стакан… солонка… хлебница… рубашка…

Он едва успевал сделать последнее движение, как готовую вещь немедленно выхватывала ожидающая рука.

— И мне, и мне сделай!

— Тебе он уже сделал, бессовестная ты! Моя очередь!

— Генечка, пожалуйста, мне стакан!

— Человечка, Геня, сделай мне человечка!

Все забыли и думать про фанты. Геня быстрыми движениями складывал, выравнивал швы, снова складывал, загибал уголки. Человек… рубашка… собака…

Они тянули к нему руки, и он раздавал им свои бумажные чудеса, и все улыбались, и все его благодарили. Он, сам того не замечая, вынул из кармана платок, утер нос — и никто не обратил на это внимания, даже он сам.

Такое чувство он испытывал только во сне. Он был счастлив. Он не чувствовал ни страха, ни неприязни, ни вражды. Он был ничем не хуже их. И даже больше того: они восхищались его чепуховым талантом, которому сам он не придавал никакого значения. Он словно впервые увидел их лица: не злые. Они были совершенно не злые…

Айтыр на подоконнике крутил газетный лист, он распустил кораблик и пытался сделать заново, а когда не получилось, он подошел к Гене, тронул его за плечо и, впервые в жизни обратившись к нему по имени, попросил:

— Гень, посмотри-ка, а дальше как…

Мать мыла посуду, улыбалась и роняла слезы в мыльную воду.

Счастливый мальчик раздаривал бумажные игрушки…



















Приложение

Современная проза для подростков

Темы и проблемы

Автор

Произведения

Развод родителей, взаимоотношения

ребенка с отчимом или мачехой

Е. Габова

«И отец мой и мама моя»

Тема сиротства, проблемы детей в

детских домах и приемных семьях

Д. Сабитова

«Цирк в шкатулке», «Где нет зимы», «Три твоих имени»

С. и Н. Пономарёвы

«Боишься ли ты

темноты?»

Взаимоотношения детей в школе с

учителями, сверстниками

Е. Габова

«Двойка по поведению», «Не пускайте рыжую на озеро»

А. Гиваргизов

«Записки выдающегося

двоечника»

Жвалевский А., Пастернак Е.

«Я хочу в школу!»


О первой любви

Т. Крюкова

«Костя и Ника»


С. и Н. Пономарёвы

«Фото на

развалинах»

Е. Габова

«Большая девчонка»,

«Толик Дуб Сергеевич»

Вопросы расовой и религиозной

терпимости, толерантного отношения

к людям иной веры и национальности

М. Мартиросова

«Фотографии на

память»


Проблема правильного выбора и ответственности за него

О. Раин

«Слева от солнца», «Отроки

до потопа»

Тема детства. Проблемы

взаимоотношений детей с миром взрослых

А. Герасимов

«Степные боги»


Взаимоотношения человека и

природы. Образы животных в

произведениях художественной литературы. Нравственные проблемы в произведениях о животных

Ю. Коваль

«Картофельная собака»

«Лунная дорожка»


Изображение трагических событий отечественной истории, судеб русских людей в век грандиозных потрясений, революций и войн

В. Липовецкий

«Ковчег детей, или

Невероятная одиссея»


А. Чудаков

«Ложится мгла на старые

ступени»

Е. Ельчин

«Сталинский

нос»

Образы русских солдат и образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Трагическое и героическое

В. Драгунский

«Он упал на траву»


А.Сухова

«Дети войны»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!