СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка: «Виды чтения на уроках русского языка в основной школе».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтение - сложный когнитивный процесс декодирования символов, направленный на понимание текста. Чтение — один из видов речевой деятельности наряду с говорением, слушанием (аудированием) и письмом. В методике преподавания русского языка, на наш взгляд, до внедрения ФГОС не уделялось должного внимания взаимосвязанному обучению всем видам речевой деятельности. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка: «Виды чтения на уроках русского языка в основной школе».»

Методическая разработка: «Виды чтения на уроках русского языка в основной школе».

Чтение - сложный когнитивный процесс декодирования символов, направленный на понимание текста. Чтение — один из видов речевой деятельности наряду с говорением, слушанием (аудированием) и письмом. В методике преподавания русского языка, на наш взгляд, до внедрения ФГОС не уделялось должного внимания взаимосвязанному обучению всем видам речевой деятельности. Большинство учебников по русскому языку содержало упражнения, подразумевающие работу либо с отдельными словами или словосочетаниями, где требовалось вставить пропущенную букву, либо с предложениями, где предлагалось расставить знаки препинания. Таким образом, подобные упражнения формировали орфографические и пунктуационные навыки, что и считалось конечным результатом изучения русского языка в школе. Работа с текстом проводилась на уроках развития речи, где требовалось составить собственный текст на предложенную тему (сочинение) или передать на письме содержание услышанного или прочитанного текста (изложение), а также текст использовался в качестве способа организации контроля орфографических и пунктуационных знаний, умений и навыков (диктант). Однако не уделялось внимание метапредметным результатам, среди которых «адекватное понимание информации устного и письменного сообщения», «способность извлекать информацию из различных источников», «способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения, владение разными видами чтения». Надо отметить, что здесь преуспели методисты в области преподавания иностранных языков, где всегда текст был средством обучения и контроля. Сейчас в аутентичных учебниках по иностранному языку мы обнаруживаем хорошо отработанную, правильно организованную работу с текстом, где учащиеся применяют все виды чтения для выполнения заданий, что формирует языковые и речевые навыки, что приводит к вышеупомянутым метапредметным результатам. На наш взгляд, учитывая требования ФГОС к предметным и метапредметным результатам, современные УМК по русскому языку следует разрабатывать, принимая во внимание опыт учителей иностранного языка, так как именно на их уроках уже десятилетия делается упор на работу с текстом, где применяются разные виды чтения. Нашими педагогами выделяются следующие виды чтения: Поисковое (чтение с выборочным извлечением информации: даты, цифры, имена, названия) Просмотровое (просмотр различных текстов с целью выбрать более полезный для реализации намеченного) Ознакомительное (чтение с пониманием основного содержания, с извлечением основной информации — чтение с общим охватом содержания и установкой на понимание главного) Изучающее (чтение с полным пониманием текста, с извлечением полной информации) Западные педагоги выделяют ряд других видов чтения, среди которых critical reading. Чтение с критической оценкой, чтение для критического анализа, или критическое чтение. Под таким видом чтения подразумевается оценка прочитанного путем соотнесения содержания текста с личной точкой зрения, с собственным жизненным опытом. Качество чтения — актуальный вопрос образования всего мира. Каждые пять лет проводится международное исследование «Изучение качества чтения и понимания текста» (PIRLS). В данном исследовании принимают участие только учащиеся 4-ых классов. Российские школьники в командном зачете занимают лидирующие позиции наряду с китайскими и японскими их сверстниками. Но индивидуальные показатели наших четвероклассников заставляют задуматься. Например, исследование показало, что российские школьники не имеют привычки обращаться к тексту каждый раз, когда надо выяснить, проверить какую-то информацию. Поэтому тестовые задания по предложенному тексту ребята решают нередко в отрыве от текста, опираясь на личный жизненный опыт. Затруднения вызывают у учащихся и многокомпонентные вопросы (они имеют подвопросы). Четвероклассники удовлетворяются ответом на первые вопросы с опорой на текст, а оставшиеся задания оставляют без внимания. Все вышесказанное заставляет нас задуматься и пересмотреть методы и приемы работы на уроках русского языка в основной школе. Сегодня наблюдается положительная тенденция в организации работы с текстами на уроках русского языка. Например, современные УМК включают в себя рабочие тетради с тестовыми заданиями, основанными на работе с текстом. На наш взгляд, работа с текстом не ограничивается контрольными и проверочными тестовыми заданиями. Здесь речь ведется и о работе со справочным материалом при изучении новой темы с целью извлечения необходимой информации, чтобы составить таблицу, начертить опорную схему, сделать конспект, создать кластер, т. е. собственный текст (таблицы, схемы, диаграммы, кластеры — несплошные тексты). Привлекать в качестве учебного материала необходимо тексты разных стилей в зависимости от учебных целей. Приведем примеры выбора видов чтения на уроках русского языка в основной школе. Поисковое чтение — чтение с выборочным извлечением информации (даты, цифры, имена, названия, термины, языковые явления).

Вариант использования:

6 класс Раздел: Лексика и фразеология.

Тема: Фразеологизмы

Этап: первичное закрепление

Дельфины-спасатели

(1) Многие люди рассказывали о том, как дельфины защитили их от акул. (2) Например, в 1992 г. у побережья Тонга в Тихом океане купалась женщина, как вдруг появилась акула. (3) В мгновение ока несчастную окружили дельфины. (4) Эти морские спасатели оставались с ней до тех пор, пока опасный хищник не уплыл прочь. (5) Существует древнегреческий миф о том, как дельфин спас музыканта, по имени Арион, брошенного в море пиратами. (6) Арион так очаровал дельфина своим пением, что тот на спине вынес его на берег.

По детской энциклопедии «Киты и дельфины». Задание:

  1. Из предложений 2–5 выпишите фразеологизм

  2. Объясните его значение

  3. Дайте развернутый ответ на вопрос «Хотелось бы мне дружить с дельфином?».

Ответ должен опираться на факты из предложенного текста, включать в себя примеры из текста. Не менее 5 предложений (простые распространенные и сложные). Используйте один-два фразеологизма из списка: не разлей-вода, водить дружбу, в знак дружбы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!