СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок «Историческая память как духовно-нравственная ценность» является одним из основных по курсу ОДНКНР и рассчитан на учащихся 5 класса. Представленный иллюстративный материал даёт возможность обратиться к истории России. Это урок открытия новых знаний с использованием различных форм методов обучения и соблюдением принципов природосообразности, диалогичности и краеведения.Урок нацелен на развитие творческой мысли и расширение общего кругозора учащихся. Создаёт мотивацию для дальнейшего изучения курса. Представленная разработка предполагает предварительный просмотр учащимися фильма «Лошадка для героя» из проекта «Киноуроки  в школах России».

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России"»

ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ С.СУАДАГ В С.НОГКАУ АЛАГИРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ








«ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ КАК ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ.»


(Методическая разработка урока по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России )

Для учащихся 5 класса







Разработала:

Басиева Альбина Константиновна,

учитель истории и обществознания,

преподаватель курса ОРКСЭ, ОДНКНР







2023год

«Историческая память как духовно-нравственная ценность.»

Предмет: ОДНКНР.
Класс: 5

Тип урока: урок изучения нового материла и первичного закрепления знаний.
Форма урока: урок с применением ИКТ.
Методы: иллюстративно-репродуктивный; проблемное , словесное, наглядное обучение, развития критического мышления.
Технологии обучения:
- технология проблемно-диалогического обучения; критического мышления
- здоровьесберегающая технология ;
- технология оценки образовательных достижений.
Цель урока:
Познакомить с исторической памятью как духовно-нравственной ценностью.

Задачи:

разграничить понятия «мораль» и «нравственность», познакомить учащихся с понятием «историческая память»
УУД:
Образовательные
— Понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать основные исторические периоды и уметь выделять их сущностные черты;

— иметь представление о значении и функциях изучения истории;

— осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового исторического процесса.

Познавательные:
- определение темы урока;
- формирование проблемы урока, создание алгоритма деятельности для решения этой проблемы;
- извлечение информации, представленной в разных формах (текст, видеоряд, иллюстрация).
Коммуникативные:
- применение информации из собственного опыта;
- умение классифицировать информацию с учетом полученных знаний;
- проявление активности в решении поставленных задач.
Регулятивные:
- оценивают и сравнивают разные точки зрения и свою собственную;
- применяют правила сотрудничества.

Оборудование: доска, учебник, компьютер, презентация, рабочий лист.

Межпредметные связи: история, ОРКСЭ, литература, ИЗО, «Разговоры о важном», родная (осетинская) литература.



Структура урока

Деятельность учителя


Деятельность ученика

Организация начала урока и эмоциональный настрой

Подготовка к уроку оборудования, приветствие учащихся. Класс изначально разбит на две группы, работоспособность которых примерно одинаковая.

- Здравствуйте!

Говорят не зря при встрече «Добрый день» и «Добрый вечер».

И не зря ведь есть у нас

Пожелание «В добрый час».

Доброта живет в миру

Даже в злые лихолетья.

Проявляйте доброту —

Будет легче жить на свете!



Подготовка к уроку

Мотивационный этап

Учитель раздает ученикам рабочие листы.

Сегодня мы начинаем изучение новой большой темы «Культурное единство России», которую будем обсуждать несколько уроков.

Прежде, чем начнем первый урок , попробуем отгадать, о чем мы будем говорить. Перед вами листы с заданиями. Первое задание – небольшие кроссворды. Вы должны решить их и отгадать получившееся, выделенное по вертикали, слово.




Т

Е

Р

П

Е

Н

И

Е






З

А

Б

О

Т

А






М

О

Л

И

Т

В

А




З

Н

А

М

Я




О

Т

В

Е

Т

С

Т

В

Е

Н

Н

О

С

Т

Ь


С

Е

М

Ь

Я






Е

Г

И

П

Е

Т



З

Е

В

С




Т

Е

А

Т

Р






О

Х

О

Т

А




Т

И

Г

Р



О

Л

И

М

П

И

Я



Г

Р

Е

Ц

И

Я





Как вы думаете, о чем будет наш сегодняшний урок? (обращение к 1-ой группе)

- Что такое память?









- Известный русский ученый, профессор Д. С. Лихачев писал: «Память – одно из важнейших свойств бытия… Лист бумаги. Сожмите его и расправьте. На нем останутся складки, и если вы сожмете его вторично – часть складок ляжет по прежним складкам: бумага «обладает памятью»…

Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода и т.д.»

- Ученые считают, что память в разных формах и видах присуща всем высшим животным. Но наиболее развитый уровень памяти характерен для человека.

Да, сегодняшний наш разговор будет о памяти, но не просто о памяти, вернее не о простой памяти.

(обращение ко 2-ой группе)

- Какое слово выделилось в вашем кроссворде?

-Что такое история?




Учитель поясняет:

-Это наука, изучающая развитие человеческого общества, т.е. не только прошлое, но и настоящее. Это наука, которая изучает и описывает те факты, события и явления, которые имели место на всем протяжении развития человеческого общества.

- Сегодня мы говорим, не просто о памяти, как способности запомнить кого-то или что-то, а о памяти какой?









Дети решают кроссворд.















- О памяти

(Предполагаемые ответы учащихся)

- Это воспоминание о ком-нибудь, или о чем-нибудь;

-Это способность запоминать (то, что мы видим, слышим, делаем), сохранять все это и в нужный момент воспроизводить.













- история

- Это наука о прошлом, изучающая прошлое человечества.

-В переводе с древнегреческого – рассказы о событиях прошлого.





- Исторической.

Актуализация знаний

А что такое историческая память? Какое значение она имеет для человека? Для нас с вами?

Именно этот вопрос является главным вопросом нашего урока.

Великий русский писатель и поэт А.С. Пушкин писал в своё время: «Гордиться славою своих отцов не только можно, но и должно…»

- я предлагаю вам вспомнить видеоролик уже известный вам по курсу «Разговоры о важном».

Ролик «О героических личностях» - https://razgovor.edsoo.ru/video/1367/


- Согласны ли вы с Пушкиным?

-Кто эти герои?

- Чем они прославили нашу Родину?

- Какие чувства вы испытали, когда смотрели этот видеоролик?

- А какими качествами нравственными обладали они? Что двигало этими людьми?







Просмотр видеоролика



Дети отвечают на вопросы.


-величия, гордости, восхищения, преклонения, и т.п.


- Любовь к Родине, долг, ответственность

Первичное усвоение новых знаний

- Посмотрите на эти фотографии.

(Дети-герои)

Нет в истории человечества войны более жестокой и страшной, чем Великая Отечественная война. Весь многонациональный народ нашей страны встал на защиту Родины. И рядом с взрослыми стояли дети тоже.

- На этих фотографиях вы видите некоторых из тех, кого называют «дети-герои Великой Отечественной войны». Пятеро из них: Лёня Голиков, Зина Портнова, Саша Чекалин, Марат Казей и Валя Котик были удостоены звания Героя Советского Союза (посмертно).

- В борьбе с захватчиками дети вели себя так же мужественно, как и взрослые. Среди них и наши земляки: братья Гасановы из Чиколы, Касполат Фидаров из с.Гизель, Герман Гуриев из с.Суадаг и много других мальчишек и девчонок. О них вы можете узнать в проекте национальной научной библиотеки «Маленькие герои большой войны. Осетия 1941-1945гг.». А у осетинского писателя Владимира Царукаева есть рассказ, который тоже хочу вам порекомендовать – «Я вернусь на рассвете («Боныцъæхтыл зындзынæн»).

- Вы смотрели фильм «Лошадка для героя». Вспомните героев этого фильма. Кто из них вам запомнился. Какие чувства вы испытывали, когда смотрели этот фильм?

- Это одна из особенностей исторической памяти: она вызывает чувства величия, гордости, сопереживания, преклонения . А, может, и боли, обиды и ненависти от пережитого и потерь.

- Какие понятия, выражающие нравственные качества героев фильма, вы бы могли использовать здесь?

Учащиеся рассматривают фотографии детей-героев, которые участвовали в Великой Отечественной войне.




Один из учащихся зачитывает своё сообщение об одном из детей-героев. (предварительное задание к уроку).











Отвечают на вопросы.




Отвечают на вопросы.(сочувствие, сострадание, долг, ответственность, стыд, человеколюбие, стыд, совесть)

физминутка

Первичная проверка понимания

Снова вернемся к фильму.

Какие слова сказал командир партизанского отряда Федору Белозёрову?







-Как вы можете объяснить первое утверждение командира партизан и общеизвестное выражение «герои не умирают»?




- Как? Как увековечены имена героев?






- Но герои не только те, кто сражался на фронтах, но и те, кто своим неустанным и тяжелым трудом помогал бойцам и приближал победу.

- Историю создавали не только наши далекие предки. Историю создавали наши бабушки и дедушки, которые вкладывали свою лепту в величие и процветание нашей Родины. Историю создаёт и сегодняшнее поколение наших граждан, которые совершают свои подвиги и достижения: на поле боя, на рабочем месте, в научной лаборатории, на спортивной арене и т.д. Приведите, пожалуйста, примеры.

- Существует ли связь между прошлым и настоящим?


Притча о падишахе и садовнике.





- Если помнить и знать то, что было в прошлом, можно этим пользоваться. Современное поколение перенимает традиции, знания и опыт предыдущих. Сохраняет их и передаёт будущим поколениям.

- Мы используем те знания, которые передают нам старшие и принимаем решения в новых жизненных ситуациях. Но всегда ли?


- Посмотрите на экран.

видеоотрывок

Снос Храма Христа Спасителя в Москве.

https://yandex.ru/video/preview/6779810834983832371


Что вы увидели?

Я вам немного расскажу про историю этого храма.

-Какие чувства и мысли у вас возникли?

- Можно ли переписать историю? Почему?

-Как мы должны относиться к памятникам, т.е. объектам памяти?




- В статье 44 Конституции РФ говорится: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры»

Задание 3 в рабочих листах «Жертвы Первой и Второй мировых войн»




- Правильно. История жестоко наказывает за то, что мы забываем ошибки. Память – предостережение и урок. А иногда и укор. Историческая память предостерегает нас от ошибок. И это тоже особенность исторической памяти.


- Александр Твардовский

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.


Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.


Затем, чтоб этого забыть

Не смели поколенья.

Затем, чтоб нам счастливей быть,

А счастье – не в забвенье!


-Скажите, имеет ли место историческая память в семье? Подтвердите свои мысли примерами.


(демонстрируется шествие «Бессмертного полка»)

-Ребята, что это? Какое значение имеет эта акция?


-Можете ли вы сейчас ответить на главный вопрос нашего урока?

(После ответов учащихся демонстрируется слайд с определением)


Историческая память – это сохранение и передача потомкам знаний об истории своего Отечества, культуре, вере (религии), родословии семьи и их отражение в традициях и правилах жизни.


Историческая память делает человека лучше, ответственнее; сохраняется опыт; человек старается не совершать тех ошибок, которые были сделаны в прошлом. Это то, без чего не может быть человека нравственного.


- Откройте стр.136 в учебнике. Прочитайте текст «Память» и ответьте на вопросы к нему, заданные авторами учебника.

Можно привести при разборе задания пример из повести «Белый пароход» Чингиза Айтматова.

(Разговор солдата с мальчиком – фрагмент)



- Считай, что две жизни уже себе заработал – эту и в памяти людской; - А с такими мальчишками, как ты, мы обязательно с фрицами быстро разделаемся).


Отвечают на вопросы.

-(Несмотря на гибель того, кто совершил героический поступок, его подвиг и его самого люди помнят вечно)


-(В названиях улиц, сёл и городов, школ, домов культур. В их честь создаются памятники. Им посвящают песни, фильмы, книги.)









Ребята приводят примеры


Учащиеся работают с текстом притчи (задание 2 в рабочих листах)

Выполняют задание. Слушают мнения друг друга.












- Разрушение храма.

Отвечают на вопросы:

-(несправедливость, обида, сожаление)

-(охранять, беречь, ценить. Если мы будем разрушать и уничтожать их, то это будет означать уничтожение исторической памяти)




Выполняют задание на сравнительный анализ. Слушают мнения друг друга.


Предполагаемый ответ: Люди забыли то страшное, что случилось в Первой мировой войне.
























Отвечают на вопросы.



Отвечают на вопросы.




Учащиеся формулируют свой вывод.















Работа учащихся с текстом учебника.




Первичное закрепление

- Является ли историческая память ценностью? Какой? Какие нравственные качества она вырабатывает в человеке?


- Основываясь на то, что вы сегодня на уроке увидели, услышали, говорили, читали и узнали, заполните схему (кластер) «Источники формирования исторической памяти». То есть, вы должны указать кто и что помогает нам создавать, развивать и хранить историческую память.


Групповое задание


- В итоге нашей познавательной деятельности хочу ещё раз напомнить вам имя Д.С.Лихачева и зачитать одно предложение из его писем: «…Но мы должны не только знать историю всего, что нас окружает, начиная с нашей семьи, продолжая селом или городом и кончая страной и миром, но и хранить эту историю, эту безмерную глубину окружающего.»

Отвечают на вопросы.









Каждая группа отдельно выполняет задание 4 из рабочего листа на листе большего формата. И затем защищает свою работу.


Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Небольшое сообщение (сочинение) о том, в чем вы видите выражение исторической памяти (памятник, история села или семьи, название и т.д.) в устном, письменном или электронном виде.

Записывают домашнюю работу.


Рефлексия



Использованная литература и электронные ресурсы:

  • Основы духовно-нравственной культуры народов России „ 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций Н. Ф, Виноградова, В И. Власенко, А, В. Поляков, — 4-е изд., стереотип. — М. : Вентана-Граф, 2019г.

  • Основы духовно-нравственной культуры народов России : 5 класс : методические рекомендации / Н. Ф. Виноградова. — М. : Вентана-Граф, 2018. — 64 с. : ил. — (Российский учебник).

  • https://ria.ru/20130608/941627670.html - Из истории строительства и восстановления Храма Христа Спасителя в Москве.

  • https://yandex.ru/video/preview/6779810834983832371

  • https://basetop.ru/top-10-sovetskih-detej-proyavivshih-osobyj-geroizm-v-velikuyu-otechestvennuyu-vojnu/

  • https://nnbrso.ru/warchild/index.html#project – национальная научная библиотека

  • «МАЛЕНЬКИЕ ГЕРОИ БОЛЬШОЙ ВОЙНЫ. ОСЕТИЯ. 1941-1945 ГГ.»

  • Ролик «О героических личностях» - https://razgovor.edsoo.ru/video/1367/

  • https://yandex.ru/video/preview/1112320869290466198 - фильм «Лошадка для героя»

  • https://vk.com/public212704722?z=video-212704722_456239023%2F96282b8ec66ff7b346%2Fpl_wall_-212704722





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!