Учитель раздает ученикам рабочие листы. Сегодня мы начинаем изучение новой большой темы «Культурное единство России», которую будем обсуждать несколько уроков. Прежде, чем начнем первый урок , попробуем отгадать, о чем мы будем говорить. Перед вами листы с заданиями. Первое задание – небольшие кроссворды. Вы должны решить их и отгадать получившееся, выделенное по вертикали, слово. Т Е Р П Е Н И Е З А Б О Т А М О Л И Т В А З Н А М Я О Т В Е Т С Т В Е Н Н О С Т Ь С Е М Ь Я Е Г И П Е Т З Е В С Т Е А Т Р О Х О Т А Т И Г Р О Л И М П И Я Г Р Е Ц И Я Как вы думаете, о чем будет наш сегодняшний урок? (обращение к 1-ой группе) - Что такое память? - Известный русский ученый, профессор Д. С. Лихачев писал: «Память – одно из важнейших свойств бытия… Лист бумаги. Сожмите его и расправьте. На нем останутся складки, и если вы сожмете его вторично – часть складок ляжет по прежним складкам: бумага «обладает памятью»… Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода и т.д.» - Ученые считают, что память в разных формах и видах присуща всем высшим животным. Но наиболее развитый уровень памяти характерен для человека. Да, сегодняшний наш разговор будет о памяти, но не просто о памяти, вернее не о простой памяти. (обращение ко 2-ой группе) - Какое слово выделилось в вашем кроссворде? -Что такое история? Учитель поясняет: -Это наука, изучающая развитие человеческого общества, т.е. не только прошлое, но и настоящее. Это наука, которая изучает и описывает те факты, события и явления, которые имели место на всем протяжении развития человеческого общества. - Сегодня мы говорим, не просто о памяти, как способности запомнить кого-то или что-то, а о памяти какой? | Дети решают кроссворд. - О памяти (Предполагаемые ответы учащихся) - Это воспоминание о ком-нибудь, или о чем-нибудь; -Это способность запоминать (то, что мы видим, слышим, делаем), сохранять все это и в нужный момент воспроизводить. - история - Это наука о прошлом, изучающая прошлое человечества. -В переводе с древнегреческого – рассказы о событиях прошлого. - Исторической. |
А что такое историческая память? Какое значение она имеет для человека? Для нас с вами? Именно этот вопрос является главным вопросом нашего урока. Великий русский писатель и поэт А.С. Пушкин писал в своё время: «Гордиться славою своих отцов не только можно, но и должно…» - я предлагаю вам вспомнить видеоролик уже известный вам по курсу «Разговоры о важном». Ролик «О героических личностях» - https://razgovor.edsoo.ru/video/1367/ - Согласны ли вы с Пушкиным? -Кто эти герои? - Чем они прославили нашу Родину? - Какие чувства вы испытали, когда смотрели этот видеоролик? - А какими качествами нравственными обладали они? Что двигало этими людьми? | Просмотр видеоролика Дети отвечают на вопросы. -величия, гордости, восхищения, преклонения, и т.п. - Любовь к Родине, долг, ответственность |
- Посмотрите на эти фотографии. (Дети-герои) Нет в истории человечества войны более жестокой и страшной, чем Великая Отечественная война. Весь многонациональный народ нашей страны встал на защиту Родины. И рядом с взрослыми стояли дети тоже. - На этих фотографиях вы видите некоторых из тех, кого называют «дети-герои Великой Отечественной войны». Пятеро из них: Лёня Голиков, Зина Портнова, Саша Чекалин, Марат Казей и Валя Котик были удостоены звания Героя Советского Союза (посмертно). - В борьбе с захватчиками дети вели себя так же мужественно, как и взрослые. Среди них и наши земляки: братья Гасановы из Чиколы, Касполат Фидаров из с.Гизель, Герман Гуриев из с.Суадаг и много других мальчишек и девчонок. О них вы можете узнать в проекте национальной научной библиотеки «Маленькие герои большой войны. Осетия 1941-1945гг.». А у осетинского писателя Владимира Царукаева есть рассказ, который тоже хочу вам порекомендовать – «Я вернусь на рассвете («Боныцъæхтыл зындзынæн»). - Вы смотрели фильм «Лошадка для героя». Вспомните героев этого фильма. Кто из них вам запомнился. Какие чувства вы испытывали, когда смотрели этот фильм? - Это одна из особенностей исторической памяти: она вызывает чувства величия, гордости, сопереживания, преклонения . А, может, и боли, обиды и ненависти от пережитого и потерь. - Какие понятия, выражающие нравственные качества героев фильма, вы бы могли использовать здесь? | Учащиеся рассматривают фотографии детей-героев, которые участвовали в Великой Отечественной войне. Один из учащихся зачитывает своё сообщение об одном из детей-героев. (предварительное задание к уроку). Отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы.(сочувствие, сострадание, долг, ответственность, стыд, человеколюбие, стыд, совесть) |
Снова вернемся к фильму. Какие слова сказал командир партизанского отряда Федору Белозёрову? -Как вы можете объяснить первое утверждение командира партизан и общеизвестное выражение «герои не умирают»? - Как? Как увековечены имена героев? - Но герои не только те, кто сражался на фронтах, но и те, кто своим неустанным и тяжелым трудом помогал бойцам и приближал победу. - Историю создавали не только наши далекие предки. Историю создавали наши бабушки и дедушки, которые вкладывали свою лепту в величие и процветание нашей Родины. Историю создаёт и сегодняшнее поколение наших граждан, которые совершают свои подвиги и достижения: на поле боя, на рабочем месте, в научной лаборатории, на спортивной арене и т.д. Приведите, пожалуйста, примеры. - Существует ли связь между прошлым и настоящим? Притча о падишахе и садовнике. - Если помнить и знать то, что было в прошлом, можно этим пользоваться. Современное поколение перенимает традиции, знания и опыт предыдущих. Сохраняет их и передаёт будущим поколениям. - Мы используем те знания, которые передают нам старшие и принимаем решения в новых жизненных ситуациях. Но всегда ли? - Посмотрите на экран. видеоотрывок Снос Храма Христа Спасителя в Москве. https://yandex.ru/video/preview/6779810834983832371 Что вы увидели? Я вам немного расскажу про историю этого храма. -Какие чувства и мысли у вас возникли? - Можно ли переписать историю? Почему? -Как мы должны относиться к памятникам, т.е. объектам памяти? - В статье 44 Конституции РФ говорится: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры» Задание 3 в рабочих листах «Жертвы Первой и Второй мировых войн» - Правильно. История жестоко наказывает за то, что мы забываем ошибки. Память – предостережение и урок. А иногда и укор. Историческая память предостерегает нас от ошибок. И это тоже особенность исторической памяти. - Александр Твардовский Прошла война, прошла страда, Но боль взывает к людям: Давайте, люди, никогда Об этом не забудем. Пусть память верную о ней Хранят, об этой муке, И дети нынешних детей, И наших внуков внуки. Затем, чтоб этого забыть Не смели поколенья. Затем, чтоб нам счастливей быть, А счастье – не в забвенье! -Скажите, имеет ли место историческая память в семье? Подтвердите свои мысли примерами. (демонстрируется шествие «Бессмертного полка») -Ребята, что это? Какое значение имеет эта акция? -Можете ли вы сейчас ответить на главный вопрос нашего урока? (После ответов учащихся демонстрируется слайд с определением) Историческая память – это сохранение и передача потомкам знаний об истории своего Отечества, культуре, вере (религии), родословии семьи и их отражение в традициях и правилах жизни. Историческая память делает человека лучше, ответственнее; сохраняется опыт; человек старается не совершать тех ошибок, которые были сделаны в прошлом. Это то, без чего не может быть человека нравственного. - Откройте стр.136 в учебнике. Прочитайте текст «Память» и ответьте на вопросы к нему, заданные авторами учебника. Можно привести при разборе задания пример из повести «Белый пароход» Чингиза Айтматова. (Разговор солдата с мальчиком – фрагмент) | - Считай, что две жизни уже себе заработал – эту и в памяти людской; - А с такими мальчишками, как ты, мы обязательно с фрицами быстро разделаемся). Отвечают на вопросы. -(Несмотря на гибель того, кто совершил героический поступок, его подвиг и его самого люди помнят вечно) -(В названиях улиц, сёл и городов, школ, домов культур. В их честь создаются памятники. Им посвящают песни, фильмы, книги.) Ребята приводят примеры Учащиеся работают с текстом притчи (задание 2 в рабочих листах) Выполняют задание. Слушают мнения друг друга. - Разрушение храма. Отвечают на вопросы: -(несправедливость, обида, сожаление) -(охранять, беречь, ценить. Если мы будем разрушать и уничтожать их, то это будет означать уничтожение исторической памяти) Выполняют задание на сравнительный анализ. Слушают мнения друг друга. Предполагаемый ответ: Люди забыли то страшное, что случилось в Первой мировой войне. Отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы. Учащиеся формулируют свой вывод. Работа учащихся с текстом учебника. |
- Является ли историческая память ценностью? Какой? Какие нравственные качества она вырабатывает в человеке? - Основываясь на то, что вы сегодня на уроке увидели, услышали, говорили, читали и узнали, заполните схему (кластер) «Источники формирования исторической памяти». То есть, вы должны указать кто и что помогает нам создавать, развивать и хранить историческую память. Групповое задание - В итоге нашей познавательной деятельности хочу ещё раз напомнить вам имя Д.С.Лихачева и зачитать одно предложение из его писем: «…Но мы должны не только знать историю всего, что нас окружает, начиная с нашей семьи, продолжая селом или городом и кончая страной и миром, но и хранить эту историю, эту безмерную глубину окружающего.» | Отвечают на вопросы. Каждая группа отдельно выполняет задание 4 из рабочего листа на листе большего формата. И затем защищает свою работу. |