СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока музыки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка содержит подробный, поэтапный ход урока. Данная разработка будет интересна и умолодым учителям музыки.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока музыки»











Методическая разработка

ОТКРЫТОГО УРОКА



Урок музыки в 5 классе на тему: «Портрет в музыке и изобразительном искусстве»





учителя музыки

МАОУ СОШ № 215»

Дмитриева Е.Ю.







Новосибирс,2020 г.





Аннотация: Урок музыки в 5 классе составлен в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7 классы» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской.

Тема урока «Портрет в музыке и изобразительном искусстве», запланирован в 3 четверти в разделе «Музыка и изобразительное искусство».

Цель урока - научится представлять зрительный (живописный) образ в музыки, интонационно представлять (слышать) художественные образы.

Задачи:

  • познакомить с творчеством М.П.Мусоргского, углубить представления учащихся о многогранных связях музыки и живописи;

  • Развивать воображение, эмоции, фантазию, при сравнительном восприятии музыкальных и художественных произведений,

  • Средствами искусства воспитывать у ребят эстетический вкус, уважительное отношение к музыке, композиторам, к русскому искусству.

  • Развивать умение выражать свою точку зрения, рассуждать.

  • Научиться планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей, развивать певческие (вокальные) навыки в процессе вокально-хоровой работы.

.Форма работы: Фронтальная, групповая, индивидуальная

Методы:

организации и осуществления учено-познавательной деятельности:

  • объяснительно-иллюстративный

стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  • ситуация занимательности

  • сравнение, анализ, обобщение

  • приём сопоставления со смежными видами искусств

по источнику информации и характеру деятельности:

  • словесно-индуктивный (беседа), наглядно-дедуктивный (сравнение, анализ услышанного музыкального произведения, .

Технологии: Технологии развития ассоциативно-образного мышления, технология арттерапевтического воздействия музыки.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, фонохрестоматии, словарь В. Ражникова, распечатанные задания для работы в парах.







ХОД УРОКА

1. Организационный момент (СЛАЙД 2)

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята, я очень рада вас видеть .Давайте поприветствуем друг друга.( Приветствие в форме вокальной попевки, исполняемой учителем:

– Здравствуйте, ребята, здравствуйте! (Постепенное восходящее движение от первой ступени к пятой по звукам тонического трезвучия)
Ответ детей:

– Здравствуйте, учитель, здравствуйте!» (Полное повторение исходной попевки).

-Тихо, тихо сели.

Вот звонок нам дал сигнал:

Он учиться нас позвал,

А мы время не теряем

и урок наш начинаем.

Мы работать будем дружно,

И в конце услышим мы:

«Все ребята молодцы!»

- Проверим готовность к уроку.

Сегодня вы будете работать в парах. ( СЛАЙД 3)

У вас на партах листы самооценки, которые помогут вам оценить вашу работу на уроке. За каждый вид работы вы будете сами себя оценивать по 5-и бальной системе

Учитель: Я надеюсь, что вы будете принимать активное участие на уроке. В свою очередь я постараюсь, чтобы урок прошёл для вас интересно и познавательно.

II. Актуализация опорных знаний

Учитель: Ребята напомните мне тему 2 полугодия:

Учащиеся: «Музыка и изобразительное искусство» (СЛАЙД 4)

Учитель: Сегодня мы продолжаем говорить о связи музыки и изобразительного искусства. Вспомните, что роднит музыку и ИЗО? (Общность жанров. Каких?)

(СЛАЙД +4) (Пейзаж, орнамент, батальное полотно, портрет)

Взял художник на работу
Кисти, краски и мольберт
Он и фрукты и природу
Нарисует, и...

Ученики: ... портрет.

Изображение человека мы называем жанром портрета

В русском искусстве жанр портрета начал свою блестящую историю с начала 18 столетия. Обычно на портрете художник изображает известных людей своего времени или людей, которых он хорошо знает.

Ребята, кто – нибудь догадался, как будет звучать тема нашего урока?

(СЛАЙД 5)Тема урока: «Портрет в музыке и изобразительном искусстве». Запишите тему в тетради.

Цель нашего сегодняшнего урока: познакомиться с жанром портрета в музыкальном искусстве.

Проблема: Может ли композитор в музыке создать портрет?

2.Проверка выполнения домашнего задания

– Вам было задано домашнее задание, подготовить сообщение о творчестве одного из композиторов союза «Могучая кучка», захотели сделать эту работу_________________ .( СЛАЙД ++5)

III.Основная часть

1.Введение в тему (СЛАЙД 6)

У нас необычный урок. Мы с вами совершим экскурсию по выставке картин, но не одни, а вместе с музыкой известного русского композитора М.П..

Живопись и музыка живут в семье муз очень дружно и охотно помогают друг другу. Изобразительное искусство постоянно вдохновляет музыкантов, а благотворная роль музыки сказывается на работе художников. Нередко музыканты опираются на какие-то совершенно определенные произведения изобразительного искусства, как это сделал М.П.Мусоргский, создав музыкальный цикл “Картинки с выставки” под впечатлением работ В.А.Гартмана. (СЛАЙД 7) ( Гартман)

Художник был человеком веселым, живым, быстрый на выдумки и очень требовательным к себе и другим. Совершенно неожиданно он умер в возрасте 39 лет. И его друзья, чтобы почтить память художника, организовали выставку его работ весной 1874г.

Мусоргский не раз обошел выставку, всматриваясь в картины друга. Он захотел запечатлеть « картины « в музыке. Из множества экспонатов он отобрал всего лишь 10. Именно в «Картинках с выставки» творческая манера Мусоргского проявилась в полном блеске, проявился дар Мусоргского, превращать зримые картины, мысли и переживания персонажей в звуковые фигуры.

Давайте познакомимся с названиями музыкальных пьес, написанных к картинам. (СЛАЙД 8)

Сейчас вы прослушаете музыкальное произведение и выполните первое задание:

ЗАДАНИЕ № 1 Кого изображает музыка? (СЛАЙД 9)

-Что можно представить или кого можно представить, слушая это произведение?

- Какие интонации мы слышим в музыке?

Звучит музыка: «Прогулка»

Вы должны выбрать правильные на ваш взгляд определения.

Если вы правильно , без ошибок ответили, то листе самооценки ставите 5б.

Поскольку по выставке обычно гуляют, то возможно М.П.Мусоргский поэтому назвал прозвучавшую миниатюру “Прогулкой”.

Каждая из 10 пьес – это небольшая сценка. Скрепляет цикл пьеса-связка «Прогулка», где композитор изобразил себя, переходящего от картины к картине. ( СЛАЙД 10+) Такие связки носят название –интермедия.

Интермедия – это небольшая пьеса, иногда вставляемая между актами или отдельными моментами сценического действия. Встречается в виде отдельной части в инструментальных произведениях циклической формы, как в нашем случае.

Запишите в тетради.

Это музыкальное произведение является частью многочастного цикла, который получил название фортепианная сюита “Картинки с выставки”. Вспомните, пожалуйста, какой музыкальный жанр мы называем - сюита?

ЗАДАНИЕ № 2( СЛАЙД 11) Что такое сюита?

1.Крупное произведение для оркестра, хора и солистов. 

2. Циклическое произведение для какого-либо солирующего

инструмента (фортепиано, скрипки и др.) и симфонического оркестра
3. Музыкальное произведение, состоящее из нескольких разнохарактерных пьес, объединенных единым содержанием.

Если вы выбрали правильный ответ ( № 3), то в листе самооценки ставите 5б.

Сюита (от французского «последовательность», «ряд»)
- музыкальное произведение, состоящее из нескольких разнохарактерных пьес, объединенных единым содержанием.

2.Работа по теме урока

Учитель: М.П.Мусоргский был очень необычным человеком. Музыку, которую он писал, современники не понимали, его друзья-композиторы часто жестоко критиковали написанное им. А между тем, в произведениях этого композитора очень много изобразительных, красочных моментов, юмора и музыкальных шалостей.

Несмотря на то, что наше знакомство с этим удивительным циклом ещё не закончилось, я думаю, Вы без труда ответите на самый важный вопрос: можем ли мы услышать живопись?

- Мог бы композитор сочинить фортепианный цикл “Картинки с выставки”, если бы не было живописных работ В.Гартмана.

-Давайте продолжим наше путешествие по картинной галерее В. Гартмана вместе с музыкой М. П. Мусоргского.

-Давайте разгадаем: кто скрывается в этом музыкальном образе?

ЗАДАНИЕ № 3 (СЛАЙД 12) Какая по характеру музыка?

Итак, эта часть написана к картине «Балет невылупившихся птенцов» Учитель: Перед вами на столах лежат словари эстетических эмоций В. Ражникова.

Предлагаю послушать одну из частей сюиты и выполнить следующее задание. Вам необходимо выбрать пят наиболее подходящих определений для данной музыки.Звучит музыка: «Балет невылупившихся птенцов»

Давайте проверим, что у вас получилось. (Каждая пара читает по одному слову.) Это задание вы оцениваете самостоятельно.

(СЛАЙД 13) ЗАДАНИЕ № 4 ( Какая из картин созвучна музыке?)

Мусоргский был превосходным пианистом и создал новаторский фортепианный цикл, отличающийся яркой конкретностью разных музыкальных портретов. Сейчас мы познакомимся ещё с одним музыкальным портретом. Ваша задача представить и постараться угадать этого персонажа.

- При помощи чего композитор может создать музыкальный портрет ? Ведь у него нет красок.

(Правильно при помощи средств музыкальной выразительности).

- Давайте вспомним средства музыкальной выразительности? (ритм, темп, динамика, тембр, регистр)

Дети слушают пьесу «Баба-Яга»

Давайте проверим, что у вас получилось. Эта музыка нам рисует Бабу Ягу. Не забудьте оценить свою работу в листе. Если нет ошибок, то ставите 5б, если не справились 0 б.

Какая была музыка? (её настроение, темп)

(Злая, быстрая, громкая, пугающая…)

Часы в виде избушки (эскиз) (СЛАЙД 14)

- Давайте посмотрим картину Виктора Гартмана «Избушка на курьих ножках». Это эскиз каменных часов в русском стиле в виде избушки на курьих ножках. Композитор сочиняет пьесу, в которой изображает не только избушку, но и её строптивую хозяйку.

Жизнь замечательной музыки продолжается во все времена. Музыка жива и за рубежом, произведение М.П.Мусоргского очень хорошо знают. Очень любопытно: какой портрет Бабы Яги создали наши современники: художники и музыканты.

Слушание музыки (Рок обработка).(СЛАЙД 15)

 ЗАДАНИЕ № 5 (СЛАЙД 16)

Синквейн — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

СИНКВЕЙН ( 5 строк)

Первая строка существительное;

Вторая строка - два прилагательных;

Третья строка - три глагола;

Четвёртая строка - фраза, из 4 слов передающая собственное отношение, настроение;

Пятая строка- вывод, одним словом или фразой.

Учащиеся приводят примеры по синквейну, затем сравнивают с примером учителя

(СЛАЙД 17)

ПРИМЕР:

  1. Баба Яга.

  2. Злая, сварливая, сказочная.

  3. Летает, ворчит, колдует.

  4. Без неё в сказках скучно.

  5. Колдунья!

Давайте, вместе определим самый удачный синквейн. Если вы считаете, что справились с заданием, то ставите 5б.

Физкульминутка: (СЛАЙД 18)

Я думаю, что пришло время немного отдохнуть. Давайте встанем. С помощью звучащих жестов и мимики мы с вами изобразим данного героя. Это – Кот, лучший друг Бабы Яги

Учитель: Фортепианная сюита «Картинки с выставки» - программное сочинение, поводом для создания послужила выставка картин и рисунков известного русского художника и архитектора Виктора Гартмана (1834 - 1873). Однако при жизни композитора «Картинки» не издавались и не исполнялись, хоть и получили одобрение. И были изданы только через пять лет после смерти композитора, его другом и соратником композитором Н.Римским-Корсаковым.

В наше современное время тоже есть произведения вокального жанра о

сказочных персонажах.

Ребята, давайте посмотрим, как себе представили образ Бабы-Яги мультипликаторы. Соответствует ли образ Бабы-яги из мультфильма вашим представленным образам? (СЛАЙД 19)

Давайте исполним 1 куплет песни современного композитора Т.Морозовой «Баба Яга», текст песни находится у вас на партах. Определите, сколько частей в песне. (СЛАЙД 20)

Вокально- хоровая работа над песней «Баба Яга» .(двухчастное)

- Каков характер песни?

- Из каких частей состоит песня? (из запева и припева)

Разучивание «цепочкой» по группам.

IV. Итог урока.

Сегодня мы познакомились с музыкой, которая рисует Бабу Ягу Невылупившихся птенцов. Что же такое музыкальный портрет?

Музыкальный портрет – портрет характера героя.

Давайте посмотрим листы самооценки и подведем итог, посчитаем баллы, которые вы получили.

Максимальное количество 25б, поэтому, если вы набрали 25б., то можете поставить отметку 5, т.е. общее количество баллов вы должны разделить на 5. Поднимите руку у кого максимальное количество баллов, у кого 5б. Хорошо.



- Как называется сюита по эскизам и картинкам художника Гартмана? («Картинки с выставки»)

- Какой русский композитор сочинил эту сюиту? (М.П.Мусоргский.) 

- Вспомните название прослушанных пьес. («Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках», «Прогулка».)

- Сколько всего пьес в цикле-сюите? (10 пьес.) 

-  Для какого инструмента был написан цикл «Картинки с выставки»? (Для фортепиано.)

-Менялся ли музыкальный портрет Бабы Яги в музыке и изобразительном искусстве в течение урока?


V.Рефлексия (подведение итогов урока) СЛАЙД 21

Я хочу, чтобы вы закончили высказывания:


  • Сегодня я узнал…

  • Я понял, что…


  • Я научился…

  • Я смог…

  • Мне захотелось

  • мне было трудно..

  • я доволен (льна)…

VI. Домашнее задание СЛАЙД 22

Я приготовила вам небольшие буклеты, которые будут вам напоминать о сегодняшнем уроке.

  • Выучить определение: музыкальный портрет, интермедия.

  • Придумать мини-сказку по пьесе «Избушка на курьих ножках»

  • Нарисовать рисунок к любому из звучавших произведений сюиты «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского.


СЛАЙД 23 - Наш урок подошел к концу.

Спасибо вам, ребята, за урок и замечательное общение! До свидания!








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!